Конспект урока по теме: «Значение леса».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4-м классе.
Тема: «Значение леса».
Цели: воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к её богатствам, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит запись « Голоса птиц».
Инсценировка «В гостях у Берендея».
Берендей. О, мой лес, мой дивный лес
Полный сказок и чудес!
В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня.
Защитник леса, друг зверей,
Я царь из сказки….
Дети: Берендей.
Берендей. Молодцы, мои друзья!
Всех приглашаю в гости я.
В лесу моём приятно отдыхать,
Здесь можно веселиться и играть,
Дары природы собирать,
Лишь жителей лесных
Не смейте обижать!
(Слышны громкие голоса, песни. Выходят туристы. Они располагаются на поляне. Достают из рюкзаков пакеты с продуктами, банки, бутылки)
1-й турист. Сегодня мы пришли гулять,
Благо, лес – рукой подать.
Закупили всё подряд:
Пиццу, спички, лимонад.
2 -й турист. Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки –
Лес большой, он всё вместит.
Лес, он чей?
Все вместе. Да ничей!
3-й турист. Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают.
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет, носи в кусты!
Мы с природою на «ты».
4-й турист. Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем.
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки.
(Разбрасывают мусор.)
1 –й турист. Мы – цари! Молчи, Природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
(Танцуют.)
Берендей. Что за шум в лесу моём ?
Кто загадил водоём?
Кто деревья поломал?
Мусор всюду разбросал?
Я боюсь, что жертвою прогресса
Станет чистый изумрудный цвет,
Что потомки не увидят леса
На планете через сотню лет.
(Обращаясь к детям.):
Поступаете вы так же?
Все дети. Нет!
Берендей. Ребята, я вам верю, верю,
Но есть среди вас те,
Которые не понимают:
Погубим лес – так быть беде.
(Уходит, обидевшись.)
Учитель (Обращается к туристам): Обидели вы Берендея! Но я думаю, мы все поможем вам вернуть его в лес. Поможем ребята? А для этого нам необходимо поработать.
Обсуждение значения и проблем леса:
У.- Сейчас мы с вами и поговорим о его значении в жизни человека, о проблемах леса и составим схемы. Для этой цели мы будем исследовать стихи русских поэтов.
Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес»:
Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А, если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
У. – Даю вам несколько минут на обсуждение.
- Какое же значение имеет лес в жизни человека?
Д. – В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.
У. – Значит, лес – это место отдыха.
Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.
У. – Значит, лес – аптека.
Д. – В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
У. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.
Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.
У. – Значит, лес – это источник топлива.
Д. – Из древесины делают различные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.
У. – Значит, лес – это источник древесины.
Д. – В лесу растут разные растения, живут всякие животные.
У. – Лес – это дом для растений, животных, грибов.
Д. – Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.
У. – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.
Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.
У. – Давайте составим схему значения леса в жизни человека:
У. – Мы с вами хорошо потрудились, и у нас получилась схема «Значение леса».
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические причины?
- Каковы проблемы леса?
- Давайте попробуем их исследовать.
- Послушайте стихотворение Н.Некрасова:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и в лес убежал.
У – О какой экологической проблеме здесь идет речь?
Д. – Как вырубали лес, как убегают звери
У. – Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.
Звучит песня «Просьба» (слова Р.Рождественского, музыка А.Пахмутовой)
У. – Какую экологическую проблему раскрывает эта песня?
Д. – Проблему убийства животных.
У. – Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу. Только это было необходимо
для выживания людей, и убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.
У.- Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас.
- Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
У. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
Д. – Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.
У. – Какую проблему раскрывает рассказ?
Д. – Загрязнение леса.
У. – Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
У. – Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одной проблеме. Послушайте стихотворение Шефнера.
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
У.- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Д. – Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.
У. – О какой же проблеме нужно ещё подумать?
Д. – О пожарах.
У. – А ведь этого могло и не быть, если бы люди соблюдали правила поведения в лесу.
- Что должен был сделать охотник?
- О каких правилах он забыл?
Д. – Он забыл погасить костёр и убедиться в том, что костёр вновь не разгорится.
У. – Посмотрите, какая схема у нас получилась:
У. – Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.
- О чём же должны помнить люди, приходя в лес?
Д. – Лес – наше богатство.
- Лес - «лёгкие нашей планеты».
- Каждый человек должен помнить о том, что он оставит своим детям.
У. – Конечно же, каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас.
7. Закрепление.
Что вы узнали сегодня на уроке?
Какое же значение имеет лес в жизни человека?
Каковы проблемы леса
8. Итог урока
оценки
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
(В.Шефнер)
Урок окончен. Молодцы! Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Экосистема леса"
Проект рекомендован учителям начальных классов для проведения урока окружающего мира в третьем классе при изучении экосистемы леса на этапе сообщения новых знаний с целью эффективности усвоения мат...
Конспект урока по теме "Жизнь леса"
Урок с применением структур Сингапурского обучения...
Конспект урока по теме " Смешанные леса. Растительный и животный мир смешанного леса."
Данный урок разработан к учебнику "Окружающий мир 3 класс" Н. Я Дмитриевой и А.Н. Казакова. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Эта методическая разработка по - моему мнен...
Конспект урока по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели урока: повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; р...
Конспект урока окружающего мира "Значение лесов" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Значение лесов» Цели деятельности учителя: Формирование знаний о...
Конспект урока по теме "Значение и употребление глагола в речи" (УМК "Школа России", 3 класс")
Цели деятельности учителя: формирование понятия о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.Планируемые результат...
Конспект урока окружающего мира «Значение лесов» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование знаний о значении лесов для природы и для жизни человека Планируемые результаты:Предметные:Уметь использовать полученные знания при выполнении практических...