Педагогический проект "Проба пера"
статья по окружающему миру по теме
Пед. проект по формированию коммуникативной компетентности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no3_proba_pera.doc | 91 КБ |
prilozhenie_no5_doklad_ped_tehnologiya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Иволгинское районное управление образования
МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школ
Педагогический проект
«Проба пера!»
(формирование коммуникативной компетентности младших школьников)
Автор: Батомункуева Татьяна Васильевна, учитель
начальных классов
с.Хурамша
2008 год
Сведения об авторе проекта
Автор работает помощником руководителя кружка «Юнкор» Дашицыреновой Симы Цыретаровны, которая ведет этот кружок с 1991-1992 учебного года. С 2003 года газета выпускается в новом формате (компьютерная вёрстка, дизайн, бумага А 4). С 2007-2008 учебного года занятия проводятся в компьютерном классе. Юнкоровцы успешно участвуют в конкурсах творческих работ, публикуются в разных изданиях.
Актуальность проблемы
В рамках инновационного проекта школы «Тропою Чингисхана» функционируют информационный, туристический, экологический, духовный, этнокультурный центры. Одним из составляющих информационно-образовательного центра является кружок «Юнкор». Ежемесячно выпускаются газеты «Гильбиринка». Мы воспитываем личность с гражданской позицией и патриотичным отношением к родному краю, поднимая престиж школы, школьных традиций, знакомя читателей с замечательными земляками, богатствами и тайнами, проблемами своего края...
Проблема состоит в том, что у учащиеся начальных классов низка культура речевого общения, особенно на бытовом уровне. Дети не владеют в достаточной мере умением пересказать содержание книги, фильма, рассказать об интересном событии, выразить свои эмоции. Таким образом, формирование ключевых коммуникативных компетенций учащихся на начальном этапе очень важна и востребована.
Заинтересованные дети могут на страницах школьной газеты публиковать свои сочинения, размышления и другие свои творческие работы публицистического жанра. Думаю, что занятия в этом кружке будут содействовать лучшему формированию коммуникативных компетентностей младшего школьника.
Цель проекта:
Вовлечение младших школьников в юнкоровское движение школы Задачи:
- информационная – обеспечение полноты, достоверности и своевременности актуальной для аудитории школы информации;
- обучающая – знакомство учащихся с основными жанрами публицистики;
- развивающая – развивать коммуникативные компетентности школьников, развивать умение создавать публицистические тексты;
- воспитывающая - приобщить к юнкоровскому движению более широкого круга учащихся школьников I ступени обучения.
Продолжительность проекта – 3 учебных года (2009-2011 гг.)
Руководитель проекта – Батомункуева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов.
Имеющиеся ресурсы
В школе имеются условия для реализации проекта.
1. Газетные традиции.
1. Материально-техническая база (компьютерный класс, мультимедиа– проектор, множительная техника, сканер, принтер, цифровые фотоаппараты).
3. Инновационное мышление.
2. Кадры:
- юнкоры, имеющие опыт участия в разных фестивалях, конкурсах, креативных обучениях;
- руководитель кружка «Юнкор».
4. Информационные ресурсы: школьная и сельские библиотеки, Национальная библиотека Республики Бурятия, Интернет-ресурсы, аудитория газеты.
5. Партнёры.
Механизмы реализации проекта
- Ежемесячный выпуск детской странички «Солнышко» в газете «Гильбиринка».
- Участие в конкурсах и фестивалях.
- Посещение занятий кружка под руководством Дашицыреновой С.Ц.
- Разработка программы факультативного курса «Проба пера» для младших школьников.
Краткое описание проекта
Проект разработан на основе многолетнего практического опыта, выпуска школьной газеты, которой более 10 лет. Газетное дело - давняя традиция школы, оно востребовано, поэтому проект устойчив.
Для формирования ключевых, коммуникативных компетенций младших школьников необходимо вести с ними работу по повышению уровня языкового (речевого) чутья учащихся. Подтолкнуть их к преодолению страха перед работой, сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя исследователем и творцом, смог правильно выразить свои чувства, настроения, мысли в творческой работе. Технологичность проекта состоит из умения анализировать и проектировать свою деятельность, желания учиться у других.
Содержание проекта составляют мероприятия по повышению уровня компетентности учащихся, качества газеты.
Новизна проекта состоит в формировании новых компетенций участников процесса, расширении аудитории, образовательной среды школы, мультипликативном характере обучения, применении интерактивных методов обучения.
Этапы реализации проекта
Организационный этап (сентябрь, 2009 г.)
Содержание этапа
- Внедрение группы учащихся начального звена в деятельность кружка «Юнкор»;
- Разработка программы факультативного курса «Учимся говорить правильно», занятий с подробным планом – графиком необходимых мероприятий для её реализации;
Основной этап (октябрь-март, 2009-2011 г.).
- Выпуск детской страницы «Проба пера» в газете «Гильбиринка»;
- Работа с редакционной почтой;
- Обучение детей на теоретических занятиях «Учимся говорить правильно»;
- Школьный конкурс творческих работ среди учащихся 1-4 классов;
- Участие в районных, республиканских конкурсах творческих работ;
- Сотрудничество с гражданскими институтами, юнкорами;
- Праздники коллектива.
Заключительный этап (март-май, 2011 г.).
- Участие в фестивале школьных СМИ и выпуск газеты о фестивале;
- Отчет по реализации проекта в форме выступления педагога и учащихся на школьной конференции;
- Подведение результатов проекта.
Результативность проекта
В результате реализации проекта отмечается следующее:
1) сформированы новые компетенции педагога (овладение современными информационными технологиями, личностно-ориентированной педагогикой на Интернет–курсах и курсах РИКУ и О и др.);
2) укреплена методологическая база педагога (активное использование информационных ресурсов: Интернет-ресурсов, Национальной библиотеки РБ и других библиотек);
4) расширен лингвистический, филологический, культурологический кругозор учащихся;
5) руководитель становится взрослым консультантом: консультация, оказание помощи в отборе материала из почты редакции, редактировании и корректировании материалов);
6) вовлечение в юнкоровское дело большего количества учащихся школы; проведение конкурсов с целью выявления одарённых детей (1-4 классов), будущих журналистов);
7) большая значимость газеты не только для школьников, но и для родителей, педагогов;
8) расширена граница сотрудничества юнкоров;
9) сплочение коллектива (праздники, коллективные творческие дела).
Источники финансирования: администрация МО «Гильбиринское сельское поселение», Попечительский Совет школы, школа, собственные средства.
Наши достижения в 2008-2009 учебном году
Мероприятие | Дата | Участник | Результат |
Конкурс сочинений «Книга в жизни семьи» | октябрь, 2008 г. | Жамбалова Т. | диплом |
Конкурс Инноваторов «Создание компететностной образовательной среды через создание школьных СМИ» | декабрь, 2008 г. | Батомункуева Т.В. | участие |
Издательская деятельность | ежемесячно | редколлегия | детская страничка «Солнышко» |
Участие в районной НПК «Первые шаги» | ноябрь, 2008 г. | сочинение Дашиевой С. «Человек- творец своей судьбы» | сертификат |
Участие в школьной НПК | январь, 2009 г. | 2 работы Дашиевой С.(сочинения : «Человек- творец своей судьбы», «Легенда о красавице дочери») | сертификат |
Выпуск газет «Гильбиринка», посвященных 100-летию школы | январь-февраль | редколлегия, взрослые консультанты | |
Участие в конкурсе «Послушайте ветерана» | март-апрель | редколлегия, взрослые консультанты | |
Участие в конкурсе | май | редколлегия, взрослые консультанты |
Смета расходов на выпуск газет
Наименование | Количество | Цена (руб.) | Итого |
Бумага А4 | 2 пачки | 140 | 280 |
Картридж цветной | 2 шт. | 800 | 1600 |
Картридж чёрный | 2 шт. | 400 | 800 |
Учебные пособия, журналы, обучающие программы | 400 | ||
Итого | 3080 |
Годовой календарь реализации проекта
№ | Мероприятие (название) | Содержание мероприятия и комментарии |
1 | Сбор материала по школе, поселению. | Обмен опытом со школами, работающими в данном направлении |
2 | Мастер - классы с приглашением юнкоров. | Обучение редактированию, работе с редакционной почтой, текстом, навыкам интервьюирования и т.д. |
3 | Курсы повышения технической грамотности | Работа с цифровым фотоаппаратом, диктофоном, сканером, дизайн газеты |
4 | Фестиваль «Юнкор- 2009». | Участие в районном фестивале юнкоров. |
5 | Реализация газет | Распространение газет в течение года. |
6 | Презентация проекта «Проба пера». | Организация и проведение праздничного мероприятия. |
7 | Выставка работ юнкоров Гильбиринской СОШ | Выпуск газет, брошюр, стенгазет. |
8 | Работа редколлегии. | Выпуск газет и других печатных изданий. |
9 | Школа юного экожурналиста. | Организация рубрики «Экология родного края». |
10 | Работа рубрики «Исследователи родного края». | Сбор и издание краеведческого материала. |
11 | Посещение музеев, выставок, театров республики. | Освещение культурных событий района и республики. |
12 | Поездки по достопримечательным и памятным местам Бурятии. | Ознакомление с достопримечательностями республики и их освещение. |
Предварительный просмотр:
Приложение №
Доклад «Моя педагогическая технология»
(теоретическая часть)
В условиях модернизации образования особый аспект должен придаваться развитию личностного отношения к миру, к деятельности, себе. Это предполагает обязательную субъектную активность и самостоятельность обучаемого, когда он – творец и созидатель себя и своей деятельности. В связи с этим необходимо включение ученика и выполнение таких действий и операций, в которых он проявляет функцию субъекта и приобретает опыт субъектирования компонентов содержания образования. Подобное включение, активное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, способствующее формированию ценностно-мировоззренческих ориентаций, способов преобразующей деятельности, осуществляется посредством широкого диапазона педагогических технологий. «Педагогическая технология» (термин «технология» происходит от греч. techne – искусство, мастерство; logos- учение, понятие).
В современной педагогической литературе существует достаточно много классификациё современных технологий. Наиболее полная классификация педагогических технологий представлена в работе Г.К. Селевко.
Педагогические технологии можно условно разделить на три группы:
- Ценностно-ориентирующие, направленные на развитие ценностно-смысловых отношений (дискуссия, деловые, ролевые игры, социально-психологический тренинг).
- Адаптивные технологии, создающие комфортные условия для самоутверждения и самореализации личности в учебно-познавательной деятельности (разноуровневое обучение, модульное обучение и др.).
- Технологии творческого развития личности, обеспечивающие развитие творческого потенциала ученика, его творческого мышления (метод проектов, технология творческих мастерских, научной лаборатории и др.).
Наиболее применимыми в начальной школе считаются технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология игрового обучения, технология проблемного обучения (3-4 классах), технологии индивидуализации и дифференциации на основе обязательных результатов, личностно-ориентированная технология.
В своей деятельности в основном использую игровую технологию, где игра имеет чётко поставленную цель обучения и соответствующий педагогический результат, направленный на усвоение знаний, развитие мыслительной, коммуникативной деятельности и познавательной активности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках происходит по основным направлениям:
1. Образовательная цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит образовательную задачу в игровую; успешное выполнение образовательного задания связывается с игровым результатом.
2. Методика игровых уроков сочетает коллективные и индивидуальные формы работы с учащимися с использованием информационного, объяснительного и поискового методов. Основной мотивацией урока является познавательность, интерес, инициатива, творчество, коммуникативность и гуманизация.
3. Вовлекая ученика в учебную деятельность, учитель создаёт условия для творческой работы.
Хотя игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти, но не следует приучать детей к тому, чтобы а каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, т.к. игра не должна проводиться ради развлечения. В силу этого, игру заранее планирую, продумаю её место в структуре урока, определяю её форму проведения, подготавливаю материал, необходимый дл её проведения. Необходимым считаю последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением на уроке или использую для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия, физминутки и т.д.Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В большинство игр полезно вносить элемент соревнования. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока.
По основным предметам я ввожу технологию уровневого обучения, которая позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями детей. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяю 3 уровня: минимальный (программный), программный и усложнённый(продвинутый). Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников, а также на индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Чтобы урок «сработал» как здоровьесберегающий, адаптивный, опираюсь на методику профессора П.И.Третьякова «Уровневая дифференциация учебного процесса».
Для обеспечения активности учебно-познавательной деятельности использую активные формы обучения: групповую, парную, индивидуальную.
Особенность организации групповой работы учащихся на уроке:
- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща.
учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы.
Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Учащиеся начинают с первого уровня, а затем сами решают, стоит ли переходить к заданиям следующего уровня. Главным достоинством заданий является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Такие задания гарантируют каждому ученику положительную отметку. В то же время любой ученик получает возможность двигаться к более высокой отметке, а не просто получать ее за выполнение одинакового задания. Работа завершается по сигналу учителя. Учащиеся самостоятельно оценивают себя (мягкий контроль).
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:
- проблемность (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
- взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);
- исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
- индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
- создание мотивации (активная мыслительная деятельность).
Самостоятельная работа осуществляется при выполнении различных заданий по уровню сложности:
I уровень (сильные учащиеся) – даю карточку, предлагаю самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал, проанализировать, сопоставить, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах).
II уровень (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают материал, формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам.
III уровень (наиболее слабые учащиеся) – работают над изучаемым материалом по заданному плану, готовят устные ответы к каждому пункту плана.
Овладеть теоретическим материалом учебника помогают и опорные схемы. Они отражают основное содержание изучаемого и помогут учащимся (особенно I и II уровней) строить монологические высказывания при изложении теоретических сведений.
Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся как работа в парах постоянного и сменного состава. Работу можно провести следующим образом:
- один участник выполняет задание, а второй контролирует выполнение и оценивает правильность, указывает при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.
- или ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся сидящие на одной парте, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая.
Таким образом, широкое применение и использование педагогических технологий на личностно-ориентированной основе позволяет создавать развивающую образовательно-коммуникативную среду, как базу для трансформации ценностных ориентаций в мировоззренческую позицию, актуализации потенциальных ценностно-мировоззренческих ориентаций, выявления социально и личностно значимых смыслов познавательной и предметно-преобразовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пробы пера
Дети любят придумывать, фантазировать, сочинять. На уроке чтения было дано задание придумать несколько строк об осени - противоречивом времени года, т.к. одни любят осень, за её яркость, другие считаю...
Урок ко Дню знаний по теме: «От пера до компьютера» для учащихся 3-4 классов.
Урок ко Дню знаний по теме: «От пера до компьютера». Категория: учащиеся 3-4 классов. Цели и задачи: -обогащать словарный запас детей; -учить мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать ...
Перо жар- птицы
Урок рисования в 1 кл....
Урок по литературному чтению "Красна птица перьем, а человек уменьем". 3 класс
Урок по литературному чтению составлен по УМК "Школа России" для учащихся 3 классов. Цель:обобщить и закрепить изученный материал на тему: «Красна птица перьем, а человек уменьем»; с...
1 сентября День Знаний классный час \' От компьютера до пера\' 4 класс
Данный материал предназначен для учащихся "4 классов, обучающихся по системе \'Школа России\'.В ходе занятия дети знакомятся с основными историческими этапами развития знаний и способами их получе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
Сценарий праздника "Прощание с перым классом"
Представляю Вашему вниманию сценарий праздника "Прощание с первым классом". Кроме сттихов в сценарий помещены конкурсы....