Конспект урока окружающего мира по теме "Ветер"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект и мультимедийная презентация урока окружающего мира по теме "Ветер" в рамках работы по УМК "Перспективная начал ная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir_3_klass.doc | 30 КБ |
veter.ppt | 2.44 МБ |
otkuda_duet_veter.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ветер.
Цели: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.
На основе эксперимента доказать, что воздух постоянно перемещается.
Рассмотреть изменение направления движения воздуха в разное время суток.
Определить положительную и отрицательную роль ветра в жизни людей.
Знакомство с профессиями людей, занимающихся измерением и изучением ветров.
Воспитание умения слушать сообщения одноклассников.
Развивать умение анализировать и делать выводы. Формировать умение наблюдать.
Развивать кругозор, мышление, наблюдательность, творческое воображение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, наличия учебника, печатной тетради.
2. Повторение изученного.
Опрос с использованием карточек.
- Назови три состояния, в которых могут находиться окружающие нас вещества.
- Какое значение для Земли имеет её атмосфера?
- Воздух – это смесь газов. А из каких веществ он состоит?
- Какие свойства воздуха ты знаешь?
- Где летом прохладнее: в лесу или в поле? Почему?
- Почему в холодный день внутренние части оконных стёкол запотевают?
3. Основная часть
Загадка про ветер.
Определение и формулировка темы урока.
У.: Как вы думаете, что такое ветер? (движение воздуха).
У.: Поверхность Земли нагревается неодинаково. Может ли это быть причиной движения воздуха? (ответы детей).
Почему воздух начинает двигаться? (ответы детей)
Земная поверхность нагревается от солнечных лучей неодинаково. Там, где она прогревается сильнее, воздух становится легче и поднимается вверх. Его место занимает более холодный воздух. Он движется из тех мест, где поверхность земли прогрета меньше. Так возникает движение воздуха вдоль земной поверхности.
Доклад Аведисьяна Артёма «Почему дует ветер»
У.: Ветер – это явление природы. Но движение тёплого и холодного воздуха можно наблюдать и в комнате.
Наблюдение эксперимента.
Наблюдение за отклонением пламенем свечи, помещённой в верхней и в нижней части приоткрытой двери.
Пламя свечи, помещённой в верхней части приоткрытой двери, отклоняется в сторону коридора. Значит, тёплый воздух, который находился вверху, выходит из комнаты через верхнюю часть приоткрытой двери в коридор. Его вытесняет холодный воздух, который находится внизу, и входит в комнату через нижнюю часть приоткрытой двери. Поэтому пламя свечи отклоняется в сторону классной комнаты.
У.: Куда в тёплое время года дует ветер ночью на берегу водоёма – в сторону суши или в сторону водоёма?
Слайд
Ночью суша быстрее охлаждается. А вода долго сохраняет своё тепло. Поэтому ночью воздух над водой теплее, чем над берегом водоёма. Тёплый воздух поднимается вверх с поверхности водоёма. На освободившееся место движется холодный воздух с суши. Ветер дует с берега на водоём. А днём наоборот.
У.: Чем больше различается температура воздуха над разными территориями, тем быстрее перемещается ветер и тем сильнее ветер.
Нужно ли человеку знать, откуда, и с какой силой дует ветер? (ответы детей)
Доклад Волошина Алексея «Откуда дует ветер». Слайды 1 - 18
У.: Ветер – это явление природы. Какую роль он играет в жизни людей? Положительную или отрицательную? (ответы детей)
Доклад Тимощук Дарьи «Какая от ветра польза? Слайды 35 -40
Доклад Шрамовой Вероники «Какие злые ветры дуют над землёй» Слайды 19 - 34
4. Закрепление. Работа в печатных тетрадях.
Стр. 42 № 55. Показать красными стрелками движение тёплого воздуха, а синими – холодного. Объяснить, как движется воздух, и от чего это зависит.
5. Дополнительное задание.
Нарисовать собственный флюгер.
6. Итог урока
- Что такое ветер?
- Какую роль в жизни человека играет ветер?
- Как измеряют направление ветра?
- Что нового узнали на уроке?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Откуда дует ветер?
Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.
Называют ветер по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер подул с северо – запада, то говорят, что он северо – западный, если с юго – запада – юго – западный.
Зная стороны горизонта и умея ориентироваться на местности, вы можете определить, откуда дует ветер. Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб.. Но более точно это можно сделать с помощью флюгера.
Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта.
Флюгер изобрели несколько тысяч лет назад. Во многих городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером.
Почему дует ветер?
Представь, что мы сейчас не в комнате, а на лесной поляне. Сидим мы с тобой у костра и смотрим, как охватывает огонь сухие ветки, как с треском взмывают ввысь искры. Отчего искры летят вверх? Может, их что – то подталкивает? Только что?
Давай понаблюдаем за костром. Когда костёр горит жарко, без дыма, то можно увидеть, как над ним, устремляясь вверх, струится горячий воздух. Вот он – то несёт к небу искры.
А может, ты видел, как дрожит воздух над асфальтом? Так происходит потому, что солнце накаляет асфальт, а асфальт нагревает воздух. Тёплый воздух легче холодного, вот он и поднимается вверх, а кажется, что он дрожит.
Солнце греет не только твой двор, но и твоё село или город, поля и леса. С каждым летним днём становится всё теплее и теплее. И воздух над землёй делается всё теплее и легче. Поднимаются высоко в небо тёплые воздушные потоки.
А в это же время где – то на Земле стоит холодная погода. И воздух там холоднее, а значит тяжелее. Массы холодного воздуха двигаются туда, где теплее, тёплый воздух как бы освобождает им место. Вот получается ветер.
А что заставляет ветер летать с места на место, иногда за тысячи километров? Солнце! Оно греет землю неравномерно: всегда где – то теплее, где – то холоднее. А если бы во всём мире была одинаковая температура, не было бы на Земле ни ветерка.
Какая от ветра польза?
Пролетел ветер над городом. Унёс с собой пыль и копоть – дышать стало легче. Полетел дальше – тучи разогнал, дороги высушил. Раскалённой земле прохладу принёс. Небо облаками затянул, и пошёл дождь сильный – сильный. Напоил сухую землю водой, и всё зазеленело.
А ветер дальше мчится. Ветряк завертел. Ветряк крутится, машину двигает, она воду качает. Нужно коров поить – пожалуйста: ветряк вертится – насос качает, вода по трубе идёт на скотный двор.
Ветер к морю прилетел, дунул, паруса надул, лодки погнал. Раньше он и корабли двигал, потому что корабли тогда были парусными. Нет ветра – они и плыть не могут: сидят люди у моря и ждут погоды. Ветер и теперь кораблям помогает. С попутным ветром они быстрее плывут.
Ветер выполняет ещё одну незаметную , но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой.
И плоды с семенами ветер тоже переносит. Ты же видел, как летают плоды берёзы, клёна, вяза? Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи.
Какие злые ветры летают над землёй?
Сверкает молния, грохочет гром. Ветер – смерч по волнам носится, как змея извивается. Вдруг ринулся из косматой тучи вниз, хобот вытянул, воду в море винтом завертел. Тучу с морем столкнул, водяным столбом закружил. С рёвом помчался дальше.
Смерч и на земле из пыли, песка столбы скручивает, всё, что на пути встречает, в себя втягивает. А перестаёт кружить, всё назад на землю падает.
Злой ветер – смерч, а иногда смешные дела делает. Падают раз с неба лягушки. Люди удивляются. Что такое? А это смерч над болотом пролетел – с грязью, с водой лягушек до туч подбросил. Вот теперь они вместе с дождём и падают. И не только лягушки, но и рыбы, апельсины с неба падают!
Есть и другие страшные и злые ветры, например буран, суховей, ураган. Зимой буран снег кружит, дороги заметает, деревья валит. Летом горячий, будто из печки вырвался, ветер – суховей пго степи носится. Траву, деревья, землю – всё, как огнём, палит.
Ураганы – это гигантские воздушные вихри. Обычно они сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Шквальные бури возникают в тёплое время года. Они сопровождаются сильными грозами и ливнями. Такие явления возможны в любой местности. Часто они даже имеют собственные названия: новороссийская бора. Всё это вызывает большие разрушения, приводит к человеческим жертвам.
Разные злые ветры летаю над землёй, называют из по-разному, но все они приносят вред.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...