План-конспект урока по окружающему миру (ОС "Школа 2100") для 1 класса.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Ильина Наталья Александровна

В данному уроке использован проблемный вопрос, а также самостоятельное "открытие" учащимися нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_i_zhivotnye.odt21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Школа №212

План-конспект урока

по окружающему миру для 1 класса

(ОС «Школа 2100»)

Учитель начальных классов

Ильина Н.А.

Тема: «Растения и животные.»

Цель: познакомить учащихся с группами «растения» и «животные».

Задачи:

  1. Образовательные:

а) закрепить знания свойств живых организмов и неживых предметов;

б) познакомить учащихся  со сходствами и различиями животных и растений;

в) показать роль растений и животных в природе и в жизни человека.

      2.   Развивающие:

            а) развивать мыслительную операцию «сравнение»,

            б) развитие наблюдательности.

      3.   Воспитательные:

            а) воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Оборудование:

  1. Карточки с изображениями объектов живой и неживой природы.
  2. Карточки с названиями признаков живых организмов.
  3. Таблица «Различия животных и растений».
  4. Схема «Питание растений».
  5. Карточки с изображениями объектов живой и неживой природы для игры.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторить свойства живых организмов и неживых предметов, на основе которых на следующем этапе будет проведено сравнение групп растений и животных.

-Какое сегодня число? (запись на доске). А вот чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы мне скажите сами чуть позже.

Задание: на доске изображения живых организмов и неживых предметов.

Раздать ребятам карточки аналогичные тем, что вывешены на доске.

- Назовите предметы, изображенные на карточках.

- На какие группы можно разбить эти предметы? (живые организмы и неживые предметы). Выделяем названия групп.

Каждый выполняет задание у себя на парте, а потом проверка на доске.

 

  1.  Постановка проблемного вопроса и формулирование темы урока.

-По какому признаку мы разбили все предметы на эти две группы? (по тому, обладают ли они признаками живых организмов или нет).

-Давайте вспомним признаки живых организмов. (учитель показывает картинку с «изображением» признака, ребята называют признак, карточка с которым вывешивается на доску).

-А возможно ли группу живых организмов разбить на группы? На какие? (животные и растения).Учащиеся распределяют объекты живой природы на «животных» и «растений». Работают у себя на партах с карточками .

-Как будет звучать тема нашего урока? (Растения и животные).

-А как вы определили, к какой из групп относятся эти объекты живой природы?

-Как думаете, на какой вопрос мы с вами попытаемся ответить сегодня на уроке? (Чем похожи и чем отличаются эти группы).

(учащиеся высказывают свои предположения, учитель из предложенные вопросов выбирает тот, который отображает цель урока).

-Итак, цель нашего урока -  выделить сходства и различия группы растений и группы животных.

Тема и цель урока отображается на доске.

  1. «Открытие» нового знания.

Цель: выявить сходства и отличия группы растений и животных.

-Посмотрите внимательно на доску, что объединяет объекты этих групп? (обе эти группы обладают признаками живых организмов ).

Учитель создает проблемную ситуацию: Раз обе эти группы имеют общие признаки, значит я могу этот объект (показывает карточку с изображением какого-либо животного) отнести к группе и животных, и растений? Почему? (помимо общих признаков имеется ряд отличий).

-В чем же тогда их отличие?

(В ходе изучения отличий этих групп заполняется таблица – см. Приложение 1).

-Посмотрите на группу растений. Что сразу же бросается в глаза? (Они все зеленого цвета). А животные? (разного).

-Значит первое отличие в цвете.

-Можно ли только по цвету определить относится объект к растениям или животным? (например, показать изображение лягушки).

Нельзя, этого признака недостаточно.

Значит должны быть еще отличия этих групп, более существенные.

-Мы выяснили, что у них есть общее свойство – они питаются. Как питаются животные? (неорганическими веществами). Игра: кто чем питается. Показывается изображение животного, ребятам надо сказать, что ест это животное. А как животные добывают пищу? (Они охотятся, ловят и т.п.) То есть, животным необходимо двигаться, чтобы добыть пищу.

-А растения тоже двигаются, чтобы добыть пищу? (Растения, как правило, не двигаются).

- Как же питаются растения? Чем питаются? Двигаться они не могут, да и рта у них нет?! – проблемный вопрос.

(учащиеся высказывают свои предположения).

- Найти ответ на этот вопрос и проверить свои предположения вам поможет небольшая история в вашем учебнике.

(Учащиеся читают комикс на страницах учебника).

-Оказывается, растениям не надо добывать себе пищу, они получаются ее из окружающей среды.

-Итак, давайте расскажем, что мы узнали из комикса о том, как питаются растения.

В ходе рассказа на доске заполняется схема – см. Приложение 2.

(Схему заполняют дети на партах и на доске).

-Вспомните, какова роль растений в природе и в жизни человека? Зачем на Земле так много лесов, полей, парков?

Растения выделяют кислород и очищают воздух.

-А животные?

Животные в процессе дыхания выделяют углекислый газ.

-Какое же будет следующее отличие растений от животных?

  1. Первичное закрепление.

Цель: закрепить  полученные на предыдущем этапе  знания о сходствах и различиях животных и растений.

Игра: Учитель загадывает представителя флоры или фауны, рассказывает про него небольшой рассказ (называет признаки, которыми этот объект обладает), а учащиеся используя таблицу пробуют угадать, кого или что загадали (растение или животное).

Инструкция: Я загадала животное или растение. Затем я называю вам признаки загаданного живого организма, а вам неоходимо по ним определить -  растение это или животное.

  1. Она зеленая, дышит, растет.

Пищу получает из окружающей среды. Не передвигается. Там, где ее много – воздух чище. (растение, трава).

  1. Питается, растет, размножается, дышит.

Пищу добывает в процессе охоты, летает, при дыхании всегда выделяет углекислый газ. (животные, птица).

  1. Зеленая, питается насекомыми, прыгает, растет, дышит. (животные, лягушка).

Если позволяет время, то загадывать пробует ученик (пользуясь таблицей). Как вариант, можно показать ученику карточку с изображением объекта живой природы и попросить указать его признаки так, чтобы ребята угадали, что или кто изображен на карточке.

  1. Самостоятельная работа.

Цель: закрепление полученных знаний в ходе самостоятельной работы.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Стр. 58 №2.

Читаем задание, анализируем его, читаем слова. Самостоятельно выполняют задание.

Проверка фронтальная.

С.59 №3.

  1. Подведение итогов.

Цель: обобщить полученные на уроке знания.

-Какой был главный вопрос на уроке? Получили ли мы на него ответ?

-Как мы на него отвечали? Что нам помогло найти на него ответ? (жизненный опыт, учебник, учитель).

-Что узнали о сходстве группы растений и животных? (Обладают общими признаками – признаками живых организмов).

-В чем отличие этих групп? (в цвете, типе питания, в способности двигаться, дыхании и способности к очищению воздуха).

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-Что удавалось, что вызывало трудности? Что в изученном на уроке было для вас новым, интересным?

-Задумывались ли вы до этого над таким вопросом?

Прилоежние 1

Таблица «Различия растений и животных»

Признаки

Растения

Животные

Цвет

(окраска)

Как правило, зеленые.

Разнообразные.

Тип

питания

Питаются готовыми органическими веществами – вода, воздух, свет.

Питаются неорганическими веществами.

Передвижение

Как правило, не двигаются.

Двигаются.

Очищение кислорода

Вырабатывают кислород, очищают воздух.

Не вырабатывают кислород, воздух не очищают.

Приложение 2.

Схема питания растений

Углекислый газ

Кислород

Растворенные соли

Вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения...