Открытый урок окружающий мир "День рождения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Громова Галина Николаевна

Углубление знаний учащихся о правилах поведения в гостях и приема гостей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Министерство образования и науки РТ

     МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №1 г. Буинска РТ»

                                     

                                            Окружающий мир

                                       Тема: «День рождения»

                                           Раздел «Общение»

                                                  

                                                                       

                                                                        Учитель начальных классов:

                                                  Громова Галина Николаевна

                                                 

                                                                2012 г.

 Цель урока:
углубление знаний учащихся о правилах поведения в гостях и приема гостей.
Задачи урока:

 Предметные:

  Сформировать элементарные представления об этикете, углубить знания о сервировке стола, правилах хорошего тона. Развивать диалогическую, монологическую и письменную речь. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, обыгрывать ситуации.

Метапредметные

Регулятивные:
• внесение необходимых дополнений и корректив в план

 • учиться создавать эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Познавательные:
Помочь учащимся самостоятельно подобрать способы решения проблем творческого и поискового характера.

• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Развивать умение работать с разными видами информации.

• Формировать универсальные учебные действия:  основы культуры общения для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме,

Коммуникативные: 
•  Формировать коммуникативные умения целесообразного и уместного использования вербальных и невербальных  средствах  общения  для передачи информации и воздействия на собеседника.  Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Личностные:  

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Понимать и следовать в деятельности нормам этики.
• Следовать установке  уважения и принятия ценностей семьи и общества (ее реализация в тренинговых занятиях).
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской творческой деятельности.
• Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Оборудование:
учебник «Окружающий мир», 2 класс (авт. А.А Плешаков»), два игрушечных телефона, посуда и принадлежности для сервирования стола, карточки для самостоятельной работы, презентация урока, «подарки» для ролевых игр, буквенный веер на каждого ученика.

1)Организационный момент.

2)Проверка домашнего задания:

    Наши одноклассники разыграют вам сценку « Разговор по телефону».

          - Алло, это кто?

            - Я. А ты кто?

          - Эй, Рыжик, ты?

          - Ну.

          - Илья звонит. Серёжу.

          - Что Серёжу?

          - Дай.

          - Как дать?

          - Ну, позови.

          - А-а-а.

          - Серёжа, мы едем.

          - Ага, ладно, давайте.

    - Получился ли разговор вежливым и понятным?

    - Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Вывод:  Разговаривать  по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

 Скажите, пожалуйста, какие волшебные слова вы знаете?

      (спасибо, пожалуйста, … извините).

    - Почему их называют волшебными? Какое волшебство они совершают?

    - Эти слова делают нашу речь приятной, более теплой, доброжелательной.

А ещё  какие правила разговора по телефону вы знаете?

Не следует говорить слишком долго. Неприлично звонить утром раньше 9 часов утра, а вечером  - позднее 11 часов и беспокоить без особого повода.

Кто может рассказать примерную схему разговора по телефону?

3)Самостоятельная работа  на листочках.

Отметьте галочкой  в квадратике того человека, кто первым в паре заканчивает разговор и кладет трубку.

- Проверяем задания:

1. Право первым закончить разговор имеет тот, кто старше по возрасту.

2. Женщина (девочка) имеет право первой закончить свой разговор с мужчиной (мальчиком).

3. Тот, кому позвонили, не должен первым заканчивать разговор.

4) Послушайте   ещё один разговор двух ребят и определите, как будет называться тема нашего урока.

Юра.  Я вчера был на дне рождения у Вовы Иванова.

Надя.  Ну и как? Понравилось? Чем угощали?

Юра.  Да угощение было некуда ставить. Нас посадили за стол с посудой, ещё неубранной после обеда. А потом все просто сидели, делать было нечего, скучно. Я пошёл домой смотреть мультик.

Надя. И у  меня скоро день рождения, родители в командировке, живу с братом, посоветоваться не с кем, может мне тоже не тратить время на встречу гостей, тем более я не знаю многих  правил поведения.

Юра. И я не знаю как вести себя в гостях. Может, отменим день рождения?

Ч то бы вы посоветовали ребятам? О чём мы будем говорить сегодня на         уроке?

Согласна с вами,  тема нашего урока  будет называться  «День рождения» и мы с вами познакомимся с некоторыми правилами поведения в гостях и правилами приёма гостей.

- У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни – это день рождения. Именно день рождения собирается отпраздновать наша героиня  Надя.

- Каким образом она может пригласить друзей на этот праздник?                   (по телефону, разослать приглашения по почте, пригласить лично).

- Как вы думаете, какие слова она должна при этом сказать или написать?

- Что бы вы ответили Наде, если бы тоже получили приглашение? ( Слова благодарности. Нужно сказать, сможете ли вы прийти на день рождения. Если не сможете, то объясните причину.)

- Ребята, сегодня мы с вами попрактикуемся в роли хорошего хозяина и в роли приятного гостя.

- Итак, Надя в роли хорошей хозяйки. Что нужно сделать, готовясь к приходу гостей? Посоветуйте ей.

Нужно сделать уборку.

  1. Приготовить угощения для гостей. Давайте попробуем сами накрыть на стол (дети сервируют стол)
  2. Приготовить конкурсы и игры, чтобы праздник получился веселым и гости не скучали. (Идет демонстрация презентации ко дню рождения.)
  3. Приготовить детские журналы, книги, комиксы, кроссворды. (Учащиеся раздают  детские журналы гостям)
  4. И самое главное: хозяин должен быть приветливым, щедрым и гостеприимным. Он не должен жалеть для гостей игрушек, угощений.

           Несколько ваших одноклассников выбрали себе стихи о дне рождения и сегодня выступят перед вами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Олега Григорьева «Гостеприимство».

   

     Встаньте с этого дивана,

     А не то там будет яма.

     Не ходите по ковру –

     Вы протрёте в нем дыру.

     И не трогайте кровать –

     Простынь можете помять.

     И не надо шкаф мой трогать –

     У вас слишком острый ноготь.

     И не надо книги брать –

     Их вы можете порвать.

     И не стойте на пути.

     Ах, не лучше ль вам уйти.

- Я думаю, что каждый из вас будет тактичным хозяином. А теперь ответьте на вопрос: когда идёшь к кому-нибудь на день рождения, надо ли заранее подумать о подарке?  Послушайте стихи об одном зайце.

          Гости к зайчику пришли                                

                          И подарки принесли:

          Медвежонок – мёда банку,

          Ёж – болотных ягод склянку.

          Белка – груду вкусных шишек,

          Кошки – связку серых мышек,

          Цапля – лапку лягушонка,

          А лиса – крыло цыпленка.

          Зайцу стало очень грустно,

          Ведь хотел он куст капустный.

          Постарайтесь не забыть,

          Что кому должны дарить,

          Чтобы сделать всем приятно.

                          Это главное, понятно?                                                                                        - Да, ребята, чтобы порадовать своего друга подарком, необходимо хорошенько подумать над тем, что любит ваш друг, какое у него увлечение, будет ли он рад подарку.

- А теперь давайте посмотрим, умеете ли вы принимать подарки. Сейчас мы проведём   ролевую игру : Надя  у нас выступит в роли именинницы и будет принимать подарки от своих друзей. Если вам понравиться ответ – хлопаем в ладоши, если нет – то  молчим. (Одноклассники по очереди  дарят подарки).

Принимая подарки, именинница  отвечает:

- Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок!

- Ой, ты подарил мне такой же подарок, какой подарил мне папа.

- Спасибо! Я давно мечтала о таком подарке.

- Как жаль! Я думала, ты подаришь мне куклу.

 - А у меня уже есть такая кукла.

- Спасибо! Это самый лучший подарок, какой я могла ожидать!

- Спасибо, это хороший подарок, но разве нельзя было подобрать цвет ярче?

( Учащимся дается возможность исправить ошибки, допущенные именинницей)

- А вот как поступила  другая Надя из стихотворения А. Барто    «Несли мы облако с собой». ( Инсценировка)

          Несли мы облако с собой

          Букет сирени голубой.

          Взглянула Надя на сирень:

          - Какой красивый сорт,

          Но он завянет через день

          Купили б лучше торт!

          От торта польза есть,

          Его же можно съесть!

          Я торт люблю с орехами,

          За тортом бы поехали!

          Ну, Наденька!

          Ну, скромница!

          Мы не могли опомниться!

- Как вы думаете, правильно ли поступила Надя?

- И еще одна именинница. Вы помните муху-Цокотуху из стихотворения К. Чуковского? (Драматизация)

          …Нынче Муха-Цокотуха

          Именинница.

          Приходили к мухе блошки,

          Приносили ей сапожки,

          А сапожки не простые –

          В них застежки золотые.

- А вот как могла бы поблагодарить блошек за подарок Муха-Цокотуха.

Выберите ответ-благодарность, который вам  кажется самым вежливым.

а) Муха рассматривает сапожки и говорит:

«Что за чудные сапожки?

Где вы их достали блошки?

Буду их всю жизнь носить.

И весь век благодарить».

б) Муха примеряет сапожки и говорит:

«Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки.

Ох, какое будет горе,

Если мне они не в пору».

в) Муха держит в руках сапожки и говорит:

« У меня уж есть сапожки,

 И получше этих, блошки,

 Их отдам своей сестре,

 Что живет на той горе».

- Какой ответ мухи самый вежливый?

- А сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете выбирать правильный ответ (У детей в руках буквенный веер)

- Вопрос первый:

       На подарке остался ценник, подарок дорогой. Как правильно поступить?

       а) оставить ценник, пусть именинник знает, как его любят и ценят.

       б) убрать ценник.

- Вопрос второй:

       Как нужно принимать подарок?

       а) взять подарок, поблагодарить и отложить не рассматривая.

       б) развернуть подарок и посмотреть.

- Правильно, нужно рассмотреть подарок, но не очень пристально и поблагодарить, отметив в нем что-то хорошее.

- Вопрос третий:

- Какое количество цветов должно быть в преподнесенном букете?

       а) только нечетное.

       б) только четное.

- Вы хотите подарить цветы в красивой упаковке, следует ли её снимать, перед тем как дарить?

- Раньше цветы обязательно нужно было разворачивать. Сейчас упаковка становится неотъемлемой частью букета. Поэтому  можно оставить цветы в оформлении.

- Вопрос четвертый:

       Как должен поступить именинник или именинница, если подарили цветы?

       а) поблагодарить, понюхать цветы и отложить цветы.

       б) поблагодарить и тут же поставить цветы в воду.

- Молодцы? А сейчас давайте отдохнем. Физкультминутка.

       Пять веселых домовых праздничною ночью

       Разгулялись чересчур, расшалились очень.

       Встав на цыпочки один, закружился в вальсе,

       А второй споткнулся – нос себе расквасил,

       Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал,

       А четвертый топал, как мишка косолапый,

       Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой.

       Этой ночью домовым очень было весело.

- Можно ли вести себя в гостях так, как это делали домовые?

- А сейчас откройте учебники, рассмотрите рисунки и скажите, все ли за этим столом ведут себя как полагается? Какие правила, они нарушили? Какие еще правила нужно соблюдать за столом?

- А теперь прочитаем текст Дорохова и Васильевой-Ганнус.

 Что нового о культуре поведения в гостях ты теперь знаешь?

- Ребята, а что еще нужно на дне рождения, кроме угощения?

1) Можно испечь каравай.

2) Устроить концерт.

3) Очень интересно показать гостям представление в теневом театре.

4) Организовать игры.

5) Поиски клада.

6) Фото на память.

У нас в классе  сегодня есть  настоящий именинник,  давайте порадуем его своими талантами.

(группы ребят выбирают себе задания)

1группа. Подарок в стихах. Буриме.

2 группа. Драматизация сказки «Репка»

3 группа. Составление поздравительной открытки. (Рисунок, аппликация)

4группа. Сочинение поздравлений.

        Поздравление именинника , вручение подарков,

 А с каким настроением нужно ходить в гости? (Дети читают стихи)

Как славно в гостях, как вкусно в гостях,

В гостях замечательно весело.

А вы почему, свой нос почему,

Свой нос, почему вы повесили?

Ведь это не зонт, не шляпа совсем –

Вы знаете это без песенки.

А вы между тем, в гостях, между тем,

Зачем-то свой носик повесили?

Иль зубы болят, неужели болят?

Иль туфли надели вы тесные?

Но если все так, пусть даже и так,

В гостях надо выглядеть весело!

Как славно в гостях! Как вкусно в гостях!

В гостях замечательно весело!

И вы, наконец, и вы, наконец,

Поёте весёлую песенку.

(Исполнение песни на слова Ю.Мориц. «Резиновый ёжик»)

- А можно ли слишком долго засиживаться в гостях?

- А что нужно сделать, уходя домой?

- Уходя, поблагодарим хозяев. (Девочка читает стих)

Вы в гостях повеселились,

Ели, пели и плясали,

Отдохнули, порезвились,

Собираться дружно стали.

В заключение, конечно,

Я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно

Похвалить за все хозяйку.

За вниманье и участье,

За гостеприимный дом.

Пожелайте дому счастья…

И расстанемся на том.

(Фото на память.)

 Надя, как ты решила провести день рождения?  Пригодятся ли тебе советы друзей?

- Издревле народ определял для себя определённые правила на различные случаи жизни. Эти правила передавались из поколения в поколение. Люди, которые их придерживались, пользовались уважением.

- А кто знает, как  они называются? А ещё ответ на этот вопрос подготовили два ваших одноклассника.

1ученик. Читает определение слова «этикет»  из Толкового словаря С.И. Ожегова: «Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.»

2 ученик. Читает стихотворение.

                                 Что такое этикет.

                         Как в гостях себя вести?

                         Как букет преподнести?

                         Как подарок подарить?

                         Как веселым в праздник быть?

                         Как накрыть красиво стол?

                         Что есть с вилкой и ножом?

                         Ложку как в руке держать?

                         Что салфеткой накрывать?

                         Как родных благодарить?

                         Как игрушку попросить?

                         Другу что сказать в ответ?

                         Знает это этикет.

                        Он – порядок поведения

                        Вам подскажет без затей,

                        Как с хорошим настроеньем                                            

                        Быть приятным для людей.

5)Закрепление изученного.  Класс делится на две команды, проводится блиц- опрос по изученному на уроке: команды задают друг другу вопросы по теме «День рождения.

6) Домашнее задание. Выполнить работу в печатных тетрадях, составить пиктограмму «Мы идём в гости»

                                     

                                                  Литература.

  1. Иванова В. « Книжка для настоящих девчонок. »  – М: Дрофа – Плюс, 2010 – 416 с.
  2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комплекту А. А. Плешакова». – М: Вако, 2003.
  3. Максимова Т. Н. «Классные часы» 2 класс. – М: Вако, 2008 – 272 с.
  4. Соловьева Т. А., Рогалева Е. И. «Первоклассник: адаптация к новой социальной среде». – М: Вако, 2008 – 368 с.
  5. Шалаева Г. П. при участии Журавлевой О. М., Сазоновой О. Г., Ивановой Н. Г., Пастора С. В. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – Филологическое общество «Слово», «ЭКСМО», 2007.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Открытый урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".

  Урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".  Целью является: учить сравнивать животных по типу питания, внешним признакам, обитанию. Воспитывать бережное отн...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...