Открытый урок окружающий мир "День рождения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Углубление знаний учащихся о правилах поведения в гостях и приема гостей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rozhdeniya.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №1 г. Буинска РТ»
Окружающий мир
Тема: «День рождения»
Раздел «Общение»
Учитель начальных классов:
Громова Галина Николаевна
2012 г.
Цель урока:
углубление знаний учащихся о правилах поведения в гостях и приема гостей.
Задачи урока:
Предметные:
Сформировать элементарные представления об этикете, углубить знания о сервировке стола, правилах хорошего тона. Развивать диалогическую, монологическую и письменную речь. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, обыгрывать ситуации.
Метапредметные
Регулятивные:
• внесение необходимых дополнений и корректив в план
• учиться создавать эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Познавательные:
• Помочь учащимся самостоятельно подобрать способы решения проблем творческого и поискового характера.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Формировать универсальные учебные действия: основы культуры общения для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме,
Коммуникативные:
• Формировать коммуникативные умения целесообразного и уместного использования вербальных и невербальных средствах общения для передачи информации и воздействия на собеседника. Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Личностные:
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Понимать и следовать в деятельности нормам этики.
• Следовать установке уважения и принятия ценностей семьи и общества (ее реализация в тренинговых занятиях).
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской творческой деятельности.
• Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир», 2 класс (авт. А.А Плешаков»), два игрушечных телефона, посуда и принадлежности для сервирования стола, карточки для самостоятельной работы, презентация урока, «подарки» для ролевых игр, буквенный веер на каждого ученика.
1)Организационный момент.
2)Проверка домашнего задания:
Наши одноклассники разыграют вам сценку « Разговор по телефону».
- Алло, это кто?
- Я. А ты кто?
- Эй, Рыжик, ты?
- Ну.
- Илья звонит. Серёжу.
- Что Серёжу?
- Дай.
- Как дать?
- Ну, позови.
- А-а-а.
- Серёжа, мы едем.
- Ага, ладно, давайте.
- Получился ли разговор вежливым и понятным?
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Вывод: Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Скажите, пожалуйста, какие волшебные слова вы знаете?
(спасибо, пожалуйста, … извините).
- Почему их называют волшебными? Какое волшебство они совершают?
- Эти слова делают нашу речь приятной, более теплой, доброжелательной.
А ещё какие правила разговора по телефону вы знаете?
Не следует говорить слишком долго. Неприлично звонить утром раньше 9 часов утра, а вечером - позднее 11 часов и беспокоить без особого повода.
Кто может рассказать примерную схему разговора по телефону?
3)Самостоятельная работа на листочках.
Отметьте галочкой в квадратике того человека, кто первым в паре заканчивает разговор и кладет трубку.
- Проверяем задания:
1. Право первым закончить разговор имеет тот, кто старше по возрасту.
2. Женщина (девочка) имеет право первой закончить свой разговор с мужчиной (мальчиком).
3. Тот, кому позвонили, не должен первым заканчивать разговор.
4) Послушайте ещё один разговор двух ребят и определите, как будет называться тема нашего урока.
Юра. Я вчера был на дне рождения у Вовы Иванова.
Надя. Ну и как? Понравилось? Чем угощали?
Юра. Да угощение было некуда ставить. Нас посадили за стол с посудой, ещё неубранной после обеда. А потом все просто сидели, делать было нечего, скучно. Я пошёл домой смотреть мультик.
Надя. И у меня скоро день рождения, родители в командировке, живу с братом, посоветоваться не с кем, может мне тоже не тратить время на встречу гостей, тем более я не знаю многих правил поведения.
Юра. И я не знаю как вести себя в гостях. Может, отменим день рождения?
Ч то бы вы посоветовали ребятам? О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Согласна с вами, тема нашего урока будет называться «День рождения» и мы с вами познакомимся с некоторыми правилами поведения в гостях и правилами приёма гостей.
- У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни – это день рождения. Именно день рождения собирается отпраздновать наша героиня Надя.
- Каким образом она может пригласить друзей на этот праздник? (по телефону, разослать приглашения по почте, пригласить лично).
- Как вы думаете, какие слова она должна при этом сказать или написать?
- Что бы вы ответили Наде, если бы тоже получили приглашение? ( Слова благодарности. Нужно сказать, сможете ли вы прийти на день рождения. Если не сможете, то объясните причину.)
- Ребята, сегодня мы с вами попрактикуемся в роли хорошего хозяина и в роли приятного гостя.
- Итак, Надя в роли хорошей хозяйки. Что нужно сделать, готовясь к приходу гостей? Посоветуйте ей.
Нужно сделать уборку.
- Приготовить угощения для гостей. Давайте попробуем сами накрыть на стол (дети сервируют стол)
- Приготовить конкурсы и игры, чтобы праздник получился веселым и гости не скучали. (Идет демонстрация презентации ко дню рождения.)
- Приготовить детские журналы, книги, комиксы, кроссворды. (Учащиеся раздают детские журналы гостям)
- И самое главное: хозяин должен быть приветливым, щедрым и гостеприимным. Он не должен жалеть для гостей игрушек, угощений.
Несколько ваших одноклассников выбрали себе стихи о дне рождения и сегодня выступят перед вами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Олега Григорьева «Гостеприимство».
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрёте в нем дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути.
Ах, не лучше ль вам уйти.
- Я думаю, что каждый из вас будет тактичным хозяином. А теперь ответьте на вопрос: когда идёшь к кому-нибудь на день рождения, надо ли заранее подумать о подарке? Послушайте стихи об одном зайце.
Гости к зайчику пришли
И подарки принесли:
Медвежонок – мёда банку,
Ёж – болотных ягод склянку.
Белка – груду вкусных шишек,
Кошки – связку серых мышек,
Цапля – лапку лягушонка,
А лиса – крыло цыпленка.
Зайцу стало очень грустно,
Ведь хотел он куст капустный.
Постарайтесь не забыть,
Что кому должны дарить,
Чтобы сделать всем приятно.
Это главное, понятно? - Да, ребята, чтобы порадовать своего друга подарком, необходимо хорошенько подумать над тем, что любит ваш друг, какое у него увлечение, будет ли он рад подарку.
- А теперь давайте посмотрим, умеете ли вы принимать подарки. Сейчас мы проведём ролевую игру : Надя у нас выступит в роли именинницы и будет принимать подарки от своих друзей. Если вам понравиться ответ – хлопаем в ладоши, если нет – то молчим. (Одноклассники по очереди дарят подарки).
Принимая подарки, именинница отвечает:
- Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок!
- Ой, ты подарил мне такой же подарок, какой подарил мне папа.
- Спасибо! Я давно мечтала о таком подарке.
- Как жаль! Я думала, ты подаришь мне куклу.
- А у меня уже есть такая кукла.
- Спасибо! Это самый лучший подарок, какой я могла ожидать!
- Спасибо, это хороший подарок, но разве нельзя было подобрать цвет ярче?
( Учащимся дается возможность исправить ошибки, допущенные именинницей)
- А вот как поступила другая Надя из стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой». ( Инсценировка)
Несли мы облако с собой
Букет сирени голубой.
Взглянула Надя на сирень:
- Какой красивый сорт,
Но он завянет через день
Купили б лучше торт!
От торта польза есть,
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами,
За тортом бы поехали!
Ну, Наденька!
Ну, скромница!
Мы не могли опомниться!
- Как вы думаете, правильно ли поступила Надя?
- И еще одна именинница. Вы помните муху-Цокотуху из стихотворения К. Чуковского? (Драматизация)
…Нынче Муха-Цокотуха
Именинница.
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
- А вот как могла бы поблагодарить блошек за подарок Муха-Цокотуха.
Выберите ответ-благодарность, который вам кажется самым вежливым.
а) Муха рассматривает сапожки и говорит:
«Что за чудные сапожки?
Где вы их достали блошки?
Буду их всю жизнь носить.
И весь век благодарить».
б) Муха примеряет сапожки и говорит:
«Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
Ох, какое будет горе,
Если мне они не в пору».
в) Муха держит в руках сапожки и говорит:
« У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки,
Их отдам своей сестре,
Что живет на той горе».
- Какой ответ мухи самый вежливый?
- А сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете выбирать правильный ответ (У детей в руках буквенный веер)
- Вопрос первый:
На подарке остался ценник, подарок дорогой. Как правильно поступить?
а) оставить ценник, пусть именинник знает, как его любят и ценят.
б) убрать ценник.
- Вопрос второй:
Как нужно принимать подарок?
а) взять подарок, поблагодарить и отложить не рассматривая.
б) развернуть подарок и посмотреть.
- Правильно, нужно рассмотреть подарок, но не очень пристально и поблагодарить, отметив в нем что-то хорошее.
- Вопрос третий:
- Какое количество цветов должно быть в преподнесенном букете?
а) только нечетное.
б) только четное.
- Вы хотите подарить цветы в красивой упаковке, следует ли её снимать, перед тем как дарить?
- Раньше цветы обязательно нужно было разворачивать. Сейчас упаковка становится неотъемлемой частью букета. Поэтому можно оставить цветы в оформлении.
- Вопрос четвертый:
Как должен поступить именинник или именинница, если подарили цветы?
а) поблагодарить, понюхать цветы и отложить цветы.
б) поблагодарить и тут же поставить цветы в воду.
- Молодцы? А сейчас давайте отдохнем. Физкультминутка.
Пять веселых домовых праздничною ночью
Разгулялись чересчур, расшалились очень.
Встав на цыпочки один, закружился в вальсе,
А второй споткнулся – нос себе расквасил,
Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал,
А четвертый топал, как мишка косолапый,
Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.
- Можно ли вести себя в гостях так, как это делали домовые?
- А сейчас откройте учебники, рассмотрите рисунки и скажите, все ли за этим столом ведут себя как полагается? Какие правила, они нарушили? Какие еще правила нужно соблюдать за столом?
- А теперь прочитаем текст Дорохова и Васильевой-Ганнус.
Что нового о культуре поведения в гостях ты теперь знаешь?
- Ребята, а что еще нужно на дне рождения, кроме угощения?
1) Можно испечь каравай.
2) Устроить концерт.
3) Очень интересно показать гостям представление в теневом театре.
4) Организовать игры.
5) Поиски клада.
6) Фото на память.
У нас в классе сегодня есть настоящий именинник, давайте порадуем его своими талантами.
(группы ребят выбирают себе задания)
1группа. Подарок в стихах. Буриме.
2 группа. Драматизация сказки «Репка»
3 группа. Составление поздравительной открытки. (Рисунок, аппликация)
4группа. Сочинение поздравлений.
Поздравление именинника , вручение подарков,
А с каким настроением нужно ходить в гости? (Дети читают стихи)
Как славно в гостях, как вкусно в гостях,
В гостях замечательно весело.
А вы почему, свой нос почему,
Свой нос, почему вы повесили?
Ведь это не зонт, не шляпа совсем –
Вы знаете это без песенки.
А вы между тем, в гостях, между тем,
Зачем-то свой носик повесили?
Иль зубы болят, неужели болят?
Иль туфли надели вы тесные?
Но если все так, пусть даже и так,
В гостях надо выглядеть весело!
Как славно в гостях! Как вкусно в гостях!
В гостях замечательно весело!
И вы, наконец, и вы, наконец,
Поёте весёлую песенку.
(Исполнение песни на слова Ю.Мориц. «Резиновый ёжик»)
- А можно ли слишком долго засиживаться в гостях?
- А что нужно сделать, уходя домой?
- Уходя, поблагодарим хозяев. (Девочка читает стих)
Вы в гостях повеселились,
Ели, пели и плясали,
Отдохнули, порезвились,
Собираться дружно стали.
В заключение, конечно,
Я напомню без утайки:
Не забудьте вы сердечно
Похвалить за все хозяйку.
За вниманье и участье,
За гостеприимный дом.
Пожелайте дому счастья…
И расстанемся на том.
(Фото на память.)
Надя, как ты решила провести день рождения? Пригодятся ли тебе советы друзей?
- Издревле народ определял для себя определённые правила на различные случаи жизни. Эти правила передавались из поколения в поколение. Люди, которые их придерживались, пользовались уважением.
- А кто знает, как они называются? А ещё ответ на этот вопрос подготовили два ваших одноклассника.
1ученик. Читает определение слова «этикет» из Толкового словаря С.И. Ожегова: «Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.»
2 ученик. Читает стихотворение.
Что такое этикет.
Как в гостях себя вести?
Как букет преподнести?
Как подарок подарить?
Как веселым в праздник быть?
Как накрыть красиво стол?
Что есть с вилкой и ножом?
Ложку как в руке держать?
Что салфеткой накрывать?
Как родных благодарить?
Как игрушку попросить?
Другу что сказать в ответ?
Знает это этикет.
Он – порядок поведения
Вам подскажет без затей,
Как с хорошим настроеньем
Быть приятным для людей.
5)Закрепление изученного. Класс делится на две команды, проводится блиц- опрос по изученному на уроке: команды задают друг другу вопросы по теме «День рождения.
6) Домашнее задание. Выполнить работу в печатных тетрадях, составить пиктограмму «Мы идём в гости»
- Иванова В. « Книжка для настоящих девчонок. » – М: Дрофа – Плюс, 2010 – 416 с.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А. «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комплекту А. А. Плешакова». – М: Вако, 2003.
- Максимова Т. Н. «Классные часы» 2 класс. – М: Вако, 2008 – 272 с.
- Соловьева Т. А., Рогалева Е. И. «Первоклассник: адаптация к новой социальной среде». – М: Вако, 2008 – 368 с.
- Шалаева Г. П. при участии Журавлевой О. М., Сазоновой О. Г., Ивановой Н. Г., Пастора С. В. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – Филологическое общество «Слово», «ЭКСМО», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.
Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Открытый урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".
Урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные". Целью является: учить сравнивать животных по типу питания, внешним признакам, обитанию. Воспитывать бережное отн...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?
Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».
Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....
Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
Цели урока: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...