Интегрированный урок окружающего мира,
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Ковшарева Анна Макаровна

1 класс по программе «Школа XXI века”.

 

Тема урока: «Наша страна – Россия.

Станислав Романовский  «Рассказы о Родине» ( урок слушания литературного произведения)

Обратить внимание на планирование уроков окружающего мира и литературного чтения,

уроки «Чтение учителем».

Урок «Рассказы о Родине» я перенесла на более позднюю дату , в связи с изучением темы по окружающему миру. Можно изучить тему по плану, а на урок взять, как закрепление и повторение.

В данной разработке представлены:

  • конспект урока;
  •  
  • фонограмма к песне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  окружающего мира,

литературного чтения.

1 класс по программе «Школа XXI века”.

Тема урока: «Наша страна – Россия.

Станислав Романовский  «Рассказы о Родине» ( урок слушания литературного произведения)

Цели:

Обучающая:

  1. Формировать общее представление о нашей стране России.
  2. определять жанр и тему под руководством учителя;
  3. моделировать обложку;

выделять  важные факты из прослушанного, произведения

Развивающая:

  1. расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес;
  2. развивать связную устную речь учащихся, способствовать развитию памяти, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей.

Воспитательная:

  1. воспитывать чувство гордости за свою страну,  любви и уважения к Родине, её символам;
  2. развивать интерес к историческим фактам  Родины.

Тип урока:

Урок изучения новых знаний.

Структура урока:

 Подготовительный, усвоение нового, первичной проверки, итог, домашнее задание.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

I этап. Подготовительный.

Задачи этапа:

  1. закрепить знания о Родине;
  2. развивать учебно – познавательную компетенцию;
  3. активизировать ранее полученные знания о Родине.

-Перемена пролетела,                                  

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнём сейчас.

Постановка учебной задачи.

-Здравствуй солнце! Как радостно, когда все вокруг залито светом! Словно праздник входит утром в наш  «большой, родной  дом».

 

Слайд 2

- Ребята, а как вы понимаете значение этого выражения?

Чтобы убедиться в правильности ваших предположений, давайте прослушаем одну замечательную песенку. (слайд 3-19)

Актуализация знаний.

О чем песенка?

Попробуйте объяснить значение слова Россия.

Откройте учебники на стр. 103.

-Что обозначает этот знак?

Назовите тему, над которой мы будем работать.

Дети высказывают своё мнение.

Слушают песенку о России.

У моей России  длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня Россия, ты похожа очень

 Припев. 

  Солнце светит, ветры дуют,

  Ливни льются над Россией,

  В небе радуга  цветная,

  Нет земли красивей.

О России.

Дети высказывают свои мнения.

Этот знак обозначает тему урока.

Наша страна – Россия.

II этап. Усвоение нового материала.

Цели:

  1.  развивать речь учащихся , развивать коммуникативные навыки, продолжить работу по развитию учебно – познавательной компетенции;
  2. учить делать выводы, обобщать.

Я хочу прочитать вам одно произведение.

Слушая его, вы должны вспомнить его название, автора, жанр и графическое его обозначение.

…Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Почему?

Кто автор?

Объясните значение слова МОСКВА.

Ребята, выскажите своё предположение,  откуда пришло  название «Москва»?

Сейчас я познакомлю вас  с замечательным произведением Станислава Романовского  «Москва».

Определите жанр произведения.

Докажите.

Нарисуйте модель обложки этого произведения.

Почему произведение обозначили  прямоугольником?

Почему закрасили красным цветом?

Что нового узнали из рассказа?

Молодцы!

История знает много  случаев, когда город или селение нарекались именем реки.

Обратите внимание на красоту реки Москвы. (слайд 23)

Велика наша страна. Широки её просторы.

У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн.

( слайды  24– 26)

Какие цвета на флаге нашей страны?

  1. Белый - благородство, откровенность, мир и чистота совести.
  2. Синий - верность, честность, небо.
  3. Красный мужество, смелость, любовь, огонь.

-Что изображено на гербе? 

. - Орёл смотрит в разные стороны, как бы осматривает всю огромную территорию нашей страны. Короны над его головами - символ союза народов, из которых состоит Россия. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) в лапах орла означают сильную власть и защиту государства, его единство. На груди орла на красном щите изображён всадник, убивающий копьём змея - эмблема нашей столицы - Москвы, символ победы добра над злом, говорит о том, что наша страна сильна и всегда встанет на защиту своей территории, своего народа, уничтожит врага, добро победит.

- Прочитайте пословицу.

Как называют Родину в этой пословице?

Почему?

Какие ещё вы знаете пословице о Родине?

Действительно, ребята, наша страна, наша Родина – Россия, очень велика. Её поверхность покрыта лесами, горами, степями, равнинами. Животные, о которых мы говорили и ещё  много других животных и растений, живут у нас, в России. Природа нашей Родины очень красива и интересна.

(учитель ещё раз показывает территорию России по карте – слайд 28) 

Физминутка.

III  этап. Первичная проверка знаний.

Цели:

  1. развивать умение анализировать;
  2. приучать детей к самостоятельности;

развивать учебно – познавательную компетенцию

Раздаёт полоски трёх цветов.

Задание: составить рисунок флага;

отметить на рисунке герб Москвы.

А сейчас, мы прослушаем гимн России. (слайд 26)

-Откройте страницу  104 учебника. Прочитайте название произведения и автора.

-Определите жанр произведения.

Объясните, как вы понимаете слова: « Москва – всем городам мать».

Прочитайте название произведения на стр. 105.

Определите жанр.

Прочитайте рассказ про себя.

- О чем  говорится в рассказе?

Кто президент нашей страны?

Учитель:

Внимательно рассмотрите фотографии Москвы. Расскажите, где вам хотелось бы побывать в столице?

(слайды 30 -37)

IV этап.

Рефлексия.

  1. Как называется наша страна?
  1. Назовите столицу нашего государства.
  2. Перечислите государственные символы.
  1. Как называется село, в котором мы живём?
  2. Как называют жителей нашего села?
  3. Какие мужественные профессии есть на нашей “маленькой родине”?

V этап. Проверка самооценки.

Цели:

  1. научить вычленять главное, делать выводы;
  2. развивать память;
  3. воспитывать умение  оценивать свою работу на уроке.

-Какое задание  показалось интересным?

-Что понравилось на уроке?

VI этап. Домашнее задание.

  1. Научиться читать «Гимн России»

Дети слушают и отвечают.

Произведение называется «Москва», по жанру – стихотворение, графически обозначаем прямоугольником красным.

Потому, что стихотворение о Родине.

А.С. Пушкин.  (слайд 20)

Москва – главный город нашей страны. (слайд 21-22)

Высказывают предположения.

Вы прочитали рассказ.

Дети высказывают свои мнения.

Дети работают в парах, рисуют модель.

Потому, что прямоугольником мы обозначаем рассказ.

Красный потому, что рассказ о Родине.

Мы узнали, почему столица нашей родины названа Москвой.

Назвали её по реке Москве.

Одни считают, что слово «Москва» означает «Медвежья река» .  Или «река Медведица», «Коровья река», «река Кормилица»,  Река, текущая в болотистой местности».

Дети рассматривают картинку.

Дети рассматривают символику России.

Ответы детей.

Изображение золотого двуглавого орла на красном щите.

Родина мать, умей за неё постоят (слайд 27)

Мать.

Родина - это родная земля, которая так же, как и мать, нас кормит и охраняет.

Дети читают заранее подготовленные пословицы.

  1. Береги землю родимую, как мать любимую.
  2. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  3. Всякому мила своя сторона.
  4. За родной край и жизнь отдай.
  5. Нет в мире краше Родины нашей.

Работа в группах.

1 группа.

Учащиеся по цепочке располагают на доске фрагменты флага.

2 группа.

Отметить герб Москвы.

Слушание гимна.

Читают.

Произведение называется «Гимн России»

Автор С. Михалков

По жанру – стихотворение.

Объясняют смысл пословицы.

Рассказ о Москве.

Чтение рассказа детьми.

Д.А. Медведев. Слайд 29

Рассказы детей.

Рассматривают картинки.

Рассказы детей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.

Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к  обучению способствуют приёмы интегрированного обучения.     Научить детей бы...

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел

Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...