Древнерусская культура.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Окружающий мир. 3 класс. Древнерусская культура.
Подход: системно- деятельностный.
Технологии: технология междисциплинарного обучения, проблемное обучение, технология исследовательского обучения.
Планируемые результаты:
1.Формирование широких познавательных интересов.
2.Развитие коммуникативной сферы деятельности.
3.Развитие самостоятельности в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._okruzhayushchiy_mir._3_klass.doc | 32 КБ |
teksty.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 3 класс.
Тема: Древнерусская культура.
- Мотивация.
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная! ( И. Никитин «Русь»)
Что мы изучаем на уроках окружающего мира?
Что вам показалось наиболее важным и интересным в истории Древней Руси?
Все ли мы знаем об истории Древней Руси?
Послушайте отрывок из книги Сергея Голицына «Про бел - горюч камень».
…..Давным-давно, восемьсот с лишним лет назад в одном селе на берегу Клязьмы – реки, ниже города Владимира жил мальчик…..
Однажды нашел тот мальчик на берегу Клязьмы - реки ножик. Железное лезвие его все заржавело, а ручка почернела - значит, была серебряной. Жители осматривали находку, удивлялись. Дед сказал, что верно его купцы потеряли, которые везли дары из дальних стран.
Три дня точил мальчик лезвие о камень, а ручку чистил песком. На его серебряной ручке проступил тонкий – претонкий рисунок: …..
С того дня стал мальчик из осиновых и липовых поленьев вырезать всем соседским детям игрушки, а когда на другое лето задумали дед и отец мальчика новую избу на два окна ставить, он решил её украсить: узором с рукоятки ножа да цветами и травами с вышивок матери…..
Когда происходят события в рассказе? Приведите доказательства.
Что умели делать люди в прошлом?
(Дети высказывают гипотезы. Учитель записывает на листах и размещает на доске.).
В каких направлениях развивалась древнерусская культура?
Как определить, верны наши предположения или нет? Как ответить на поставленный вопрос?
- Исследование в малых группах.
(Дети работают с текстовым и иллюстративным материалом).
- Обмен информацией.
( Дети представляют найденные факты для доказательства или опровержения своих гипотез).
- Организация информации.
Рассмотрите на доске полученную информацию. Соберите сходные факты в группы и подберите названия, из тех, которые есть на доске
Что можно сказать о развитии культуры в Древней Руси?
Обобщение: в древней Руси развивалась духовная и материальная культура.
( Обобщение вывешивается на доску).
Давайте вернемся к нашим гипотезам. Смогли ли мы найти доказательства этих гипотез? Или мы их опровергли?
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования.
- Рефлексия (оценка достижения планируемых результатов).
На уроке ты вместе с одноклассниками изучал историю Древней Руси, Древнерусскую культуру.
Вы узнали, как появились первые школы, как стоили дома и храмы, какими искусствами владели древнерусские мастера.
А что ещё ты бы хотел узнать о древнерусской культуре? Используя предложенные или свои ключевые слова, запиши свои исследовательские вопросы.
Ключевые слова: «особенности», «Что было бы, если», «как …».
(Дети получают карту с заданием. Желающие дети могут озвучить свою работу после выполнения задания).
- Подведение итогов.
Какое новое открытие вы для себя сделали?
- Домашнее задание. Подготовить коллаж, рисунок или кроссворд на тему нашего исследования «Древнерусская культура».
Предварительный просмотр:
Текст 1.Строительство. Деревянное зодчество.
С древних времен человек стремился сделать свой материальный мир удобным и красивым.
Издавна на Руси крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости строили из дерева. Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов деревьев (по три века и более лет) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю.
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу».
Княжеский двор строился как крепость. В случае опасности в нём собирались жители окрестных дворов и сёл.
Жилище находилось в глубине участка, обнесенного бревенчатым тыном (забором), двор был вымощен плахами из расколотых бревен. Богатый двор включал несколько жилых построек: для хозяина, челяди.
На нем были хозяйственные постройки: мастерские, конюшни, хлева, погреба, амбары, баня, колодец с колодой для водопоя. Двор делился на две половины, иногда разгороженные тыном: чистый, перед хозяйским жильем, и хозяйственный. Обычно дома князей были многоярусными, в три этажа: а) подклет; б) жилые и парадные помещения; в) светлицы, терема, башенки. К основному зданию примыкало множество пристроек – клетей, переходов, сеней. Многие элементы деревянных строений были украшены затейливой резьбой.
Сёла строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд — лицами на улицу, а дворами к реке.
Словарь
Зодчий – архитектор.
Горница — возвышенное помещение в сравнении с подклетом.
Повалуша — спальня, где спали "повалом" на кошмах.
Сени — крытая галерея (коридор) верхнего этажа.
Амбар-хранилище припасов, продуктов.
Светлица – светлая, парадная комната.
Клеть- кладовая в постройке, холодная комната.
Текст 2. Строительство. Каменные храмы.
Дмитриевский собор города Владимира был построен князем Всеволодом Большое Гнездо по летописным данным в 1191 году. Это был обычный княжеский храм, который теперь занимает значительное место среди памятников белокаменного зодчества.
Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 годов.
Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века. Самые знаменитые композиции: «Полёт Александра Македонского», «Подвиги Давида», «Подвиги Геракла», портрет князя Всеволода с сыновьями.
Никто не знает имена зодчих, которые создали храм, но гениальное творение их, как и сотни лет назад восхищает взоры.
Словарь
Зодчий – архитектор.
Галерея- коридор, который соединяет части здания.
Рельеф – скульптурное изображение на плоскости.
Текст 3. Устное народное творчество (учебник с. 17-18)
Текст 4. Древнерусские летописи (учебник с. 18-20,
Я познаю мир, с.194-195).
Текст 5. Школы на Руси.
Во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг.
Первую школу для детей дружинников и священников организовал князь Владимир в Киеве. Князь Владимир приказал брать «у лучших людей» ребят и отдавать их в «научение книжное». Народ в то время боялся грамоты, поэтому детей начинали учить силой, по принуждению. Вначале учили грамоте. Это было трудное дело, потому что учили читать не звуками, а буквами: «аз» да «буки»- аб. Потом обучали письму. Писали на восковых дощечках и берёзовой коре- бересте.
В ХI веке Ярослав Мудрый собрал в Новгороде 300 детей и велел «учити их книгами». Так появилось первое большое училище.
Постепенно школ становилось больше. Их открывали при церквях и монастырях.
Приложение 6. Прикладное искусство.
Древнерусские мастера владели разными видами искусства.
Они выкладывали декоративные узоры мозаичных полов, составляли картины из непрозрачного стекла в соборах.
Искусством оформления книг владели монахи. Они умело выводили не только буквы, но и орнаменты, заглавные буквы и небольшие рисунки.
Настоящие произведения искусства изготовляли древнерусские «кузнецы по злату, серебру и меди». Они владели всеми известными видами обработки металлов: чернь, эмаль, техникой отливки. Изделия мастеров Киевской Руси ценились в Европе.
Умели делать в Киевской Руси и стеклянные браслеты, которые носили девушки и женщины. Их делали в Киеве, Владимире, Новгороде, Рязани. В Московской Руси секрет изготовления стекла был утерян.
Словарь
Чернь- травление серебра. Изготовление колец, крестов, подвесок.
Эмаль – изготовление украшений путем расплавления стекла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнерусская культура
Красочная и полная презентация, которая будет отличным подспорьем учителю при изучении темы: "Древнерусская культура"...
Древнерусская культура
урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова...
презентация "Древнерусская культура"
презентация по древнерусской культуре, для уроков ОМ в 3 классе...
Древнерусская культура 3 класс
Представлена презентация к уроку окружающего мира по системе Л.В. Занкова "Древнерусская культура" 3 класс...
Древнерусская культура.
Тема урока: Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заг...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Древнерусская культура: как учили школьников".
Презентация к уроку окружающего мира по системе Занкова. Учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова....
Урок окружающего мира 3 класс "Древнерусская культура" система развивающего обучения Занков Л,В.
Урок с использованием исследовательских работ учащимися, в конце урока проведение посиделок....