Древнерусская культура.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Окружающий мир. 3 класс. Древнерусская культура.

Подход: системно- деятельностный.

Технологии: технология междисциплинарного обучения, проблемное обучение, технология исследовательского обучения.

Планируемые результаты:

1.Формирование широких познавательных интересов.

2.Развитие коммуникативной сферы деятельности.

3.Развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._okruzhayushchiy_mir._3_klass.doc32 КБ
Microsoft Office document icon teksty.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 3 класс.

Тема: Древнерусская культура.

  1. Мотивация.

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится.

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную...

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная! ( И. Никитин «Русь»)

Что мы изучаем на уроках окружающего мира?

Что вам показалось наиболее важным и интересным в истории Древней Руси?

Все ли мы знаем об истории Древней Руси?

Послушайте отрывок из книги Сергея Голицына «Про бел - горюч камень».

…..Давным-давно, восемьсот с лишним лет назад в одном селе  на берегу Клязьмы – реки, ниже города Владимира жил мальчик…..

Однажды нашел тот мальчик на берегу Клязьмы - реки ножик. Железное лезвие его все заржавело, а ручка почернела - значит, была серебряной. Жители осматривали находку, удивлялись. Дед сказал, что верно его купцы потеряли, которые везли дары из дальних стран.

Три дня точил мальчик лезвие о камень, а ручку чистил песком. На его серебряной ручке проступил тонкий – претонкий рисунок: …..

С того дня стал мальчик из осиновых и липовых поленьев вырезать всем соседским детям игрушки, а когда на другое лето задумали дед и отец мальчика новую избу на два окна  ставить, он решил её украсить: узором с рукоятки ножа да цветами и травами с вышивок матери…..

Когда происходят события в рассказе? Приведите доказательства.

Что умели делать люди в прошлом?

(Дети высказывают гипотезы. Учитель записывает на листах и размещает на доске.).

В каких направлениях развивалась древнерусская культура?

Как определить, верны наши предположения или нет? Как ответить на поставленный вопрос?

  1. Исследование в малых группах.

(Дети работают с текстовым и иллюстративным материалом).

  1. Обмен информацией.

( Дети представляют найденные факты для доказательства или опровержения своих  гипотез).

  1. Организация информации.

Рассмотрите на доске полученную информацию. Соберите сходные факты в группы и подберите названия, из тех, которые есть на доске

Что можно сказать о развитии культуры в Древней Руси?

Обобщение: в древней Руси развивалась духовная и материальная культура.

( Обобщение вывешивается на доску).

Давайте вернемся к нашим гипотезам. Смогли ли мы найти доказательства этих гипотез? Или мы их опровергли?

Таким образом, мы достигли цели нашего исследования.

  1. Рефлексия (оценка достижения планируемых результатов).

На уроке ты вместе с одноклассниками изучал историю Древней Руси, Древнерусскую культуру.

Вы узнали, как появились первые школы, как стоили дома и храмы, какими искусствами владели  древнерусские мастера.

А что ещё ты бы хотел узнать о древнерусской культуре? Используя предложенные или свои ключевые слова, запиши свои  исследовательские вопросы.

Ключевые слова: «особенности», «Что было бы, если», «как …».

(Дети получают карту с заданием. Желающие дети могут озвучить свою работу после выполнения задания).

  1. Подведение итогов.

Какое новое открытие вы для себя сделали?

  1. Домашнее задание. Подготовить коллаж, рисунок или кроссворд на тему нашего исследования «Древнерусская культура».



Предварительный просмотр:

Текст 1.Строительство. Деревянное зодчество.

С древних времен человек стремился сделать свой материальный мир удобным и красивым.

Издавна на Руси крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости строили из дерева. Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов деревьев (по три века и более лет) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра.  На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу».

Княжеский двор строился как крепость. В случае опасности в нём собирались жители окрестных дворов и сёл.

Жилище находилось в глубине участка, обнесенного бревенчатым тыном (забором), двор был вымощен плахами из расколотых бревен. Богатый  двор включал несколько жилых построек: для хозяина, челяди.

На нем были  хозяйственные постройки: мастерские, конюшни, хлева, погреба, амбары, баня, колодец с колодой для водопоя. Двор делился на две половины, иногда разгороженные тыном: чистый, перед хозяйским жильем, и хозяйственный. Обычно дома князей были многоярусными, в три этажа: а) подклет; б) жилые и парадные помещения; в) светлицы,  терема, башенки. К основному зданию примыкало множество пристроек – клетей, переходов, сеней. Многие элементы деревянных строений были украшены затейливой резьбой.

Сёла строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд — лицами на улицу, а дворами к реке.

Словарь

Зодчий – архитектор.

Горница — возвышенное помещение в сравнении с подклетом.

Повалуша — спальня, где спали "повалом" на кошмах.

Сени — крытая галерея (коридор)  верхнего этажа.      

Амбар-хранилище припасов, продуктов.

Светлица – светлая, парадная комната.

Клеть- кладовая в постройке, холодная комната.

Текст  2. Строительство. Каменные храмы.

Дмитриевский собор города Владимира был построен князем  Всеволодом Большое Гнездо по летописным данным в 1191 году. Это был обычный княжеский храм, который теперь занимает значительное место среди памятников белокаменного зодчества.

 Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 годов.

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века. Самые знаменитые композиции: «Полёт Александра Македонского», «Подвиги Давида», «Подвиги Геракла», портрет князя Всеволода с сыновьями.

Никто не знает имена зодчих, которые создали храм, но гениальное творение их, как и сотни лет назад восхищает взоры.

Словарь

Зодчий – архитектор.

Галерея- коридор, который соединяет части здания.

Рельеф – скульптурное изображение на плоскости.

Текст  3.  Устное народное творчество (учебник с. 17-18)

Текст  4.  Древнерусские летописи  (учебник с. 18-20,

 Я познаю мир, с.194-195).

Текст 5. Школы на Руси.

Во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг.

Первую школу для детей дружинников и священников организовал князь Владимир в Киеве. Князь Владимир приказал брать «у лучших людей» ребят и отдавать их в «научение книжное». Народ в то время боялся грамоты,   поэтому детей начинали учить силой, по принуждению. Вначале учили грамоте. Это было трудное дело, потому что учили читать не звуками, а буквами: «аз» да «буки»- аб. Потом обучали письму. Писали на восковых дощечках и берёзовой коре- бересте.

 В ХI веке Ярослав Мудрый собрал в Новгороде 300 детей и велел «учити их книгами». Так появилось первое большое училище.

Постепенно школ становилось больше. Их открывали при церквях и монастырях.

Приложение 6. Прикладное искусство.

Древнерусские мастера владели разными видами искусства.

        Они выкладывали декоративные узоры мозаичных полов, составляли картины из непрозрачного стекла в соборах.

Искусством оформления книг владели монахи. Они умело выводили не только буквы, но и орнаменты, заглавные буквы и небольшие рисунки.

Настоящие произведения искусства изготовляли древнерусские «кузнецы по злату, серебру и меди». Они владели всеми известными видами обработки металлов: чернь, эмаль, техникой отливки. Изделия мастеров Киевской Руси ценились в Европе.

Умели делать в Киевской Руси и стеклянные браслеты, которые носили девушки и женщины. Их делали в Киеве, Владимире, Новгороде, Рязани. В Московской Руси секрет изготовления стекла был утерян.

Словарь

Чернь- травление серебра. Изготовление колец, крестов, подвесок.

Эмаль – изготовление украшений путем расплавления стекла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская культура

Красочная и полная презентация, которая будет отличным подспорьем учителю при изучении темы: "Древнерусская культура"...

Древнерусская культура

урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова...

презентация "Древнерусская культура"

презентация по древнерусской культуре, для уроков ОМ в 3 классе...

Древнерусская культура 3 класс

Представлена презентация к уроку окружающего мира по системе Л.В. Занкова "Древнерусская культура" 3 класс...

Древнерусская культура.

Тема урока: Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.Цель урока:  подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заг...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Древнерусская культура: как учили школьников".

Презентация к уроку окружающего мира по системе Занкова. Учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова....

Урок окружающего мира 3 класс "Древнерусская культура" система развивающего обучения Занков Л,В.

Урок с использованием исследовательских работ учащимися, в конце урока проведение посиделок....