Древнерусская культура
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Симонова Наваль Батыровна

урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnerusskaya_kultura.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

е

Древнерусская культура

урок естествознания в 3 классе

Камалова Наваль Батыровна

учитель I квалификационной категории

Тема: Древнерусская культура: как учили школьников.

Цель: познакомить детей с первыми письменными историческими источниками; формировать представления об их значении в изучении жизни наших предков; развивать у учащихся познавательные процессы, речь, эмоциональную сферу, творческие способности; воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.

Ход урока:

1.Орг.момент.

  Красна птица опереньем, а человек- ученьем.

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?

( высказывания уч-ся)

2. Актуализация знаний.

Учитель: Что такое летопись?

Учащиеся: Летопись- историческое произведение, в котором повествование велось по годам..

Учитель: Когда впервые появились летописи?

Учащиеся: Первые летописи появились на Руси в XI веке.

Учитель: Кто был одним из первых летописцев и как называлась летопись им созданная?

Учащиеся: Одним из первых летописцев был монах Нестор, а летопись называлась «Повесть временных лет».

Учитель: Летописи стали вести до крещения Руси или после? Докажите.

Учащиеся: Летописи стали вести в XI веке, а крещение Руси было в 988 году- в X веке, следовательно, летописи стали вести после крещения Руси.

3.Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, где учились дети в Древней Руси? Чему они учились и у кого?

Учащиеся: Дети учились у старших тому ремеслу, каким владели их родители. Школ, наверное, не было и дети учились дома.

Учитель: Вы правы, дети учились у старших, а первую школу открыли при князе Владимире в Киеве. Древнерусская школа не делилась на классы. Сначала учитель занимался с новичками и младшими учениками. Новичку учитель торжественно вручал букварь и заставлял его, показывая указкой,

называть буквы. Нерадивых учеников ждало наказание: розги или плетка.

На чем же писали ученики в Древней Руси? Об этом мы  прочитаем в учебнике на странице 114.

Учитель: Так на чем же писали в старину?

Учащиеся: На глине, воске, бересте.

Учитель: А почему на бумаге не писали?

Учащиеся: В древней Руси еще не умели изготавливать бумагу.

Учитель: А теперь рубрика «Это интересно» , вы узнаете кто придумал русский алфавит.

Учащийся читает доклад:

В 863 году два ученых- братья Кирилл и Мефодий – отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы, сербы пользуются алфавитом, который называется кириллица- в честь Кирилла. Оба славянских просветителя были причислены к лику святых. День Кирилла и Мефодия отмечается как день Славянской письменности.

4. Закрепление.

Учитель: А теперь откроем печатные тетради поработаем над тем, что мы сегодня изучили.

 Работа в тетрадях № 65, 66.

Учитель: Отлично поработали, сейчас вы должны быстро и правильно собрать пословицы и поговорки об учении.

Поговорки и пословицы даны в перемешку.

Что написано пером- не вырубить топором.

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Век живи- век учись.

5. Итог урока.

Учитель: Молодцы! Понравился вам наш урок? Что нового узнали? Что показалось интересным? Какие выводы вы сделали?

Древние говорили: «Мудр не тот, кто много знает, а тот, кто знает нужное».

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская культура

Красочная и полная презентация, которая будет отличным подспорьем учителю при изучении темы: "Древнерусская культура"...

презентация "Древнерусская культура"

презентация по древнерусской культуре, для уроков ОМ в 3 классе...

Древнерусская культура 3 класс

Представлена презентация к уроку окружающего мира по системе Л.В. Занкова "Древнерусская культура" 3 класс...

Древнерусская культура.

Тема урока: Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.Цель урока:  подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заг...

Древнерусская культура.

Окружающий мир. 3 класс. Древнерусская культура.Подход: системно- деятельностный.Технологии: технология междисциплинарного обучения, проблемное обучение, технология исследовательского обучения.Планиру...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Древнерусская культура: как учили школьников".

Презентация к уроку окружающего мира по системе Занкова. Учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова....

Урок окружающего мира 3 класс "Древнерусская культура" система развивающего обучения Занков Л,В.

Урок с использованием исследовательских работ учащимися, в конце урока проведение посиделок....