Рабочая программа курса"Знай свой край"
рабочая программа
Программа курса внеурочной деятельности на основе интегрированного курса "Краеведение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_znay_svoy_kray.docx | 95.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России
Марка Евтюхина г. Североморска Мурманской области
«Утверждаю»
директор МБОУСОШ №7
___________ Н.В. Кудрачинская
«01» сентября 2016г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Знай свой край»
для 1-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Знай свой край» разработана на основе варианта региональной программы по начальному образованию (автор Оломская Т.М.)
Принята
на педагогическом совете
протокол №1
30 августа 2016 года
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Знай свой край»
Образовательная область «Филология»
- Обогащение нравственного опыта:
- формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
- развитие нравственных чувств;
- уважение к культуре народов, проживающих на территории Кольского края.
- Эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге.
- Формирование основ читательской деятельности.
Рекомендуемые экскурсии:
районные, городские, детская библиотека.
Практическая работа:
участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.
Образовательная область «Окружающий мир»
- Пробуждение интереса и накопление знаний о народах, проживающих в Мурманской области, об историко-культурном наследии и традициях края.
- Формирование элементарных представлений об историческом прошлом, современности и перспективах культурного развития Кольского края.
- Воспитание уважения к национальным традициям, толерантности, культуры межнационального и межличностного общения, чувства личной сопричастности и бережного отношения к материальным и духовным богатствам края, гражданственности и патриотизма.
- Формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры, углубление знаний, оценочного отношения к фактам прошлого и настоящего, к проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Мурманской области.
- Самоопределение и самоорганизация учащихся в актуальных для младшего школьного возраста социальных ролях (школьника, товарища, жителя города (села), гражданина Мурманской области).
Образовательная область «Искусство»
- Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия профессионального и народного изобразительного искусства Кольского края.
- Развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения
к окружающему миру. - Умение использовать в собственной творческой деятельности особенности народного искусства Кольского Севера.
Образовательная область «Технология»
- Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира.
- Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам
их труда. - Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу на основе знаний региональных особенностей культуры Кольского края.
Обучающиеся, оканчивающие начальную школу, должны:
знать:
- названия края;
- города и населенные пункты Мурманской области;
- географические и климатические особенности;
- основные народные традиции;
- условия сохранения и укрепления здоровья на Севере;
уметь:
- различать наиболее распространенных представителей флоры и фауны Мурманской области;
- выявлять характерные признаки приспособленности организмов
к конкретным условиям среды; - называть основные виды животных, растений и грибов Мурманской области;
- находить и показывать на карте: Мурманск, Полярный круг, Баренцево море, Белое море, Кольский залив, Кольский полуостров с ближайшими островами, Хибины, озеро Имандра, реку Поной;
- самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения
по определенной краеведческой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа; - применять знания в охране природы родного края;
приобрести опыт деятельности:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта,
- выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае;
- осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире на многообразном материале природы и культуры родного края.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты по «Интегрированному краеведческому курсу» в содержании начального общего образования должны включать:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе данного краеведческого курса, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Содержание курса внеурочной деятельности «Знай свой край»
Обязательный минимум содержания начального образования:
Мурманская область: основные природные характеристики (основные географические и климатические особенности). Основные виды животных, растений и грибов Мурманской области (по выбору учителя). Правила сохранения и укрепления здоровья в условиях Кольского Заполярья. История возникновения городов Мурманской области (по выбору учителя). Общая характеристика культуры населения края. Традиции города, школы, семьи (по выбору учителя). Произведения литературы, изобразительного, музыкального искусства Мурманской области (по выбору учителя).
Чтобы любить свой северный край, ребенку важно знать особенное, возможно уникальное, в природном, историческом и духовном развитии Кольского Севера.
Развитие качества начального образования Мурманской области всегда связывалось с введением в содержание начального образования региональной составляющей. Положительные результаты реализации экспериментального проекта по введению НРК ГОС в содержание начального образования показали необходимость включения краеведческого компонента в содержание образования младших школьников.
Под региональным компонентом начального образования Мурманской области понимается «педагогически отобранный учебный материал в контексте базового содержания совокупности образовательных курсов начальной школы, раскрывающий типичное и особенное в природном, историческом и духовном развитии Кольского Севера».
Закон РФ «Об образовании» (ст. 7 п. 1), раскрывая структуру государственного образовательного стандарта, закрепил, наряду с Федеральным, региональный компонент.
Краеведческий курс реализует интегрированный подход через установление методологического, содержательного единства процесса обучения, ориентируется на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, инициативность. Курс должен создать образовательную среду, стимулирующую активные формы познания.
Цели и задачи курса:
- развитие личности младшего школьника, осмысление целостности и разнообразия мира;
- сохранение и укрепление здоровья младших школьников, адаптация к экстремальным условиям жизни в условиях Кольского Севера;
- формирование понимания, что жизнь и здоровье, душевное состояние зависят от состояния окружающей среды;
- воспитание любви к своему краю;
- социализация ребенка, принятие законов существования в природной и социальной среде;
- принятие национально-региональной культуры как ценности, овладение навыками художественной деятельности и формирование потребности к творческому самовыражению.
Место курса «Знай свой край» в учебном плане
1 час в неделю в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС НОО (33 часа – 1 класс; по 34 часа – 2-4 класс).
Образовательная область «Филология»
Знакомство с краеведческим материалом через образовательную область «Филология» всегда вызывает интерес детей к изучению родного края, к его языковому и литературному материалу, воспитывает бережное отношение к культуре, истории «малой Родины». Лексика, отражающая название местных явлений и предметов, топонимов Мурмана, художественные произведения местных поэтов и писателей обогащают курсы русского языка и литературного чтения.
Использование краеведческого материала в работе по развитию речи учащихся дают возможность не только решать важнейшую задачу обучения родному языку, но и помогают пробудить, а затем сформировать у детей интерес к историческому прошлому и настоящему родного края, его природе, культурному наследию, искусству.
Литературное краеведение влияет на воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, расширяет содержательные линии федеральных программ:
- круг чтения (включая местных авторов);
- опыт читательской деятельности (умение работать с книгой, самостоятельно осуществлять выбор книг для чтения в местной библиотеке);
- способы работы с разными источниками информации;
- первоначальное литературное образование (раскрывая на краеведческом материале основные литературоведческие термины и понятия).
Краеведческий материал может быть представлен в жанровом разнообразии: фольклор (саамский, поморский), литературная сказка,
научно–познавательная литература, рассказы, стихотворения, повести, справочная книга.
Литературные произведения, рекомендуемые для чтения в начальной школе
(по выбору учителя):
- Бажанов А. Северное сияние.
- Большакова Н. Сказка о том, как земля у саамов рост забрала. Кутькхемь _ бессердечный. Как дух Тундры ослушницу наказал.
- Бундур О. Спят заснеженные зори.
- Воронова О. Чахкли.
- Крутов Н. Заполярье.
- Курьянов Т. Северное сияние.
- Литвин В. Б. Краеведение Земли Кольской. Учеб. пособие для учителей начальных классов ( адаптированные статьи и тексты). – М., 2005.
- Миланов А. Полярная ночь.
Можно использовать произведения Клюшева Л., Никоновой Ю., Кушака Ю., Могутина Ю., Добычиной Н. и др.
- Пришвин М. Осень в Чуне. Лапландский заповедник. Северный лес.
- Прокофьев А. Рябины. Северу. Там, где в берег плещется волна.
- Саамские сказки (Чахкли. Как саам на небо ходил. Айновы острова. Гирвас – олень. Налэть. Сам – богатырь.)
- Сказки Терского берега (Кмень – Латырь. Марфа – царевна. Пестреюшко. Заворонушко. Озерный жук – жених.)
- Соколов – Микитов И. На реке Туломе.
- Тимофеев В. Мурман.
Образовательная область «Окружающий мир»
Региональный аспект по основам безопасности жизнедеятельности конкретизирует знания федеральных программ применительно
к условиям Мурманской области:
- обучение основам здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование в условиях Крайнего Севера;
- ознакомление с опасностями природного и техногенного характера, угрожающими человеку в повседневной жизни в условиях Кольского полуострова;
- обучение методам индивидуальной и коллективной защиты человеческого организма от воздействия местных климатических и экологически неблагоприятных факторов;
- стимулирования самостоятельности в принятии решения по обеспечению собственной безопасности;
- психологическая подготовка обучающихся к преодолению экстремальных ситуаций, возможных на Крайнем Севере;
обучение ориентированию на местности в конкретных условиях.
Раздел «Природа»:
- природные характеристики Мурманской области (явления природы, погода и её составляющие, основные географические и климатические особенности);
- полезные ископаемые Кольского края, значение в хозяйстве, бережное отношение людей к полезным ископаемым;
- растительный мир Мурманской области (деревья, кустарники, травы; дикорастущие и культурные растения и их различия; грибы, съедобные и несъедобные грибы);
- животный мир Кольского полуострова;
- природные зоны (тундра, лесотундра, лес) и др. сообщества края.
Рекомендуемые экскурсии:
- времена года (экскурсии в природу);
- формы земной поверхности;
- разнообразие растений и животных;
- природные сообщества края;
- тематические экскурсии в краеведческий музей.
Раздел «Человек и природа»:
- наблюдение в окружающей местности положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- правила поведения в природе, оценка своего и чужого поведения;
- заповедники края (Лапландский государственный природный биосферный заповедник, Кандалакшский заповедник, государственный природный заповедник «Пасвик»);
- участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление кормушек, уход за растениями и животными).
Рекомендуются экскурсии в ближайшее природное окружение.
Раздел «Общество»:
- история Отечества (история края, традиции людей в разные исторические времена, выдающиеся земляки);
- современная структура областного и муниципального управления, представительство в парламенте страны;
- официальная символика Мурманской области, геральдика городов и поселков Кольского полуострова (честь и доблесть на гербах);
- народные праздники.
Рекомендуемые экскурсии:
- по местам исторических событий;
- к памятникам истории;
- к памятникам культуры.
Раздел «Родной край – малая Родина»:
- родной город (село), область;
- родной край – частица России;
- название, основные достопримечательности;
- основные события в истории родного края;
- коренные жители края, их обычаи, особенности их хозяйства, культуры и быта;
- особенности труда людей родного края, профессии;
Рекомендуемые экскурсии: достопримечательности города;
- прошлое и настоящее родного края (краеведческий музей, музей камня, школьный музей).
Практическая работа:
- работа с планом города;
- работа с картой Кольского полуострова с целью формирования специальных предметных умений (приемы чтения карты, получения краеведческой информации);
- встречи с родителями разных профессий.
Образовательная область «Искусство»
Краеведческий аспект может быть реализован следующим образом:
- знакомство с произведениями народных художественных промыслов, их связь с традиционной жизнью народа;
- восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов;
- рисование с натуры, по памяти и воображению.
Рекомендуемые экскурсии: в Художественный и Областной Краеведческие музеи, экскурсии в природу.
Произведения изобразительного искусства, рекомендуемые для изучения в начальной школе (по выбору учителя):
- Бубенцов В. У моря Баренца. Море и солнце.
- Духно Н. Закат.
- Икона Святого Варлаама Керетского.
- Ковалёва Т. В. Северное сияние.
- Кумашов В. Старый район.
- Мешков Н. По глубокому снегу.
- Морозов В. Весна. Рябина. Осень. Встреча солнца.
- Осипов П. Часовня Святого Варлаама Керетского.
- Попков В. Северная песня.
- Рерих Н. Северные пейзажи.
- Утков П.Ю., Федоров П.В. «Кольский Север: история и культура». Учебно-наглядное пособие для учащихся начальных классов школ Мурманской области. – Мурманск: «Пазори», 2002.
- Юдин М. В. Просторы Заполярья. Листопад.
Образовательная область «Технология»
Основным источником народной эстетики служит красота родной земли, культура и традиции края:
- необычные явления природы Кольского края (полярная ночь, полярный день, северное сияние, снегопад в летнюю пору и др.);
- древняя культура саамов (саамские узоры, саамская вышивка бисером, изделия из меха);
- поморская культура – воплощение образа природы в предметах быта, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей: особенности вышивки, роспись, плетение, «ткание», изделия из бересты, щепные птицы);
- традиционные праздники края («Праздник Севера», «Праздник Солнца» и др.).
В реализации регионального компонента трудового обучения желательно ориентироваться на приобретение ребенком первоначальных умений проектной деятельности:
- сбор и анализ информации о создаваемом изделии;
- поиск и построение плана деятельности;
- определение последовательности изготовления изделия, проекта;
- коллективный выбор вариантов;
- выбор средств достижения поставленной задачи, разработка проекта, изготовление изделия;
- представление и оценка результатов деятельности.
Варианты создания декоративных композиций и панно из разных материалов:
- Коллективный проект «Кукольный театр по сказкам поморского берега».
- Панно «Праздник Севера», «Полярная ночь».
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Знай свой край»
1 класс
№ урока | Тема занятия | Форма занятия | Рекомендации учителю Литература |
1-2 | Край, в котором я живу | заочное путешествие |
(стр.3 «В краю полуночного солнца»)
Видеофильмы:
Работа с картой |
3 | В гости к осени. (Экскурсия) | Экскурсия | Матвеев В.. Осенние краски |
4 | Работа с разными материалами. Композиция из природного материала. Осеннее лукошко | творческая мастерская |
Видеофильмы:
|
5-6 | Восстановление (устно) деформированного текста «Город осенью. Листопад.» |
| |
7-8 | Города и посёлки Мурманской области: (заочное путешествие) | заочное путешествие |
Утков П.Ю., Федоров П.В. Кольский Север: история и культура (стр. 41)Работа с картой |
9-10 | Мой город | прогулка по городу |
Видеофильмы:
План города Мурманска |
11-12 | Сокровища недр (Полезные ископаемые и минералы нашего края) | урок-исследование |
Работа с коллекцией полезных ископаемых |
13-14 | Край ста тысяч озер (Водоемы Мурманской области) |
Видеофильмы:
Работа с картой | |
15 | В гости к зиме (экскурсия) | экскурсия | Видеофильм «Зимний город» |
16-17 | Письмо Деду Морозу |
Видеофильм: "На полярном круге сентябрь" (у Санта Клауса) – 8 мин Адрес Деда Мороза: 184280 г. Мончегорск, Лапландский заповедник, Деду Морозу | |
18-19 | Наши соседи - Норвегия и Финляндия | видео- путешествие |
Видеофильмы:
Путешествие по Норвегии (из серии «Путешествия натуралиста») – фрагмент Работа с картой |
20-21 | Растительный мир Мурманской области | урок-практикум |
Видеофильмы:
Работа с гербарием |
22-23 | Как сохранить здоровье на Севере. Климатические особенности. | урок-практикум | 1. Мое Заполярье (стр. 70 - 73) Составление режима дня Разучивание комплекса упражнений: - «Гимнастика для глаз» - «Физминутки» - «Утренняя зарядка» |
24 | В гости к весне | экскурсия |
(стр. 16 «Приметы весны») |
25-26 | Восстановление деформированного текста (устно)«Осень в Мурманске» |
(стр. 159) | |
27-28 | Составление устного рассказа «День рождения города»(О Североморске) |
(стр. 72 «Романов-на-Мурмане») Видеофильмы:
Рожденный у моря | |
29-30 | Стихи мурманских поэтов о природе В. Коханов Первый ледок В. Матвеев Осенние краски | поэтическая гостиная | |
31-32 | Устное народное творчество поморов Устное народное творчество Пословицы. Загадки Песенки-горошинки (колыбельные) | библиотечный урок |
Утков П.Ю., Федоров П.В. Кольский Север: история и культура |
33 | Работа с бумагой. Закладка для книги с аппликативным саамским узором. | творческая мастерская |
|
2 класс
№ урока | Тема занятия | Форма занятия | Рекомендации учителю Литература |
1-2 | Край, в котором я живу | заочное путешествие по городам Мурманской области |
(стр.3 «В краю полуночного солнца»)
Видеофильмы:
Работа с картой |
3-4 | Животный мир Мурманской области. Рыбный край. | заочное путешествие |
Видеофильмы: Наедине с природой (к 70-летию Лапландского заповедника) |
5-6 | Восстановление деформированного текста «Город осенью. Листопад.» |
| |
7-8 | Улицы нашего города | прогулка по городу | Видеофильмы:
|
9-10 | Растительный мир Мурманской области | урок-практикум |
Видеофильмы:
Работа с гербарием |
11-12 | Как сохранить здоровье на Севере. Климатические особенности. | урок-практикум | 1. Мое Заполярье (стр. 70 - 73) Составление режима дня Разучивание комплекса упражнений: - «Гимнастика для глаз» - «Физминутки» - «Утренняя зарядка» |
13-14 | Сказки поморов Мурманской области Колобок. Мышка-Кутышка-ящерка Котя-Котя |
Сравнить поморские сказки «Колобок», «Котя-Котя» | |
15-16 | Стихи мурманских поэтов о природе О. Воронова В конце февраля Е. Коркина Снеговик Н. Колычев Снеговик | поэтическая гостиная |
Видеофильм: «Зимний город» |
17-18 | Рисование на тему «Зимние забавы» | 1. Козлов С., Кушак Ю. Про снег Видеофильм «Зимний город» Беседа по картине. Н. Рерих «Северные пейзажи» | |
19-20 | Стихи мурманских поэтов о природе В. Матвеев. Последний снег Сегодня солнцу не до сна О. Бундур Здравствуй, день! Полярная ночь | поэтическая гостиная |
|
21-22 | Работа с бумагой. Аппликация «Ночной город» |
Диск «Кольский Север: история и культура».Утков П.Ю.. Федоров П.В. Беседа по картинам. - В. Кумашов «Старый район» - Т. В. Ковалева «Северное сияние» | |
23-24 | Работа с бумагой. Аппликация. Украшение варежки саамским узором |
Видеофильм «Ловозерские узоры» (зарисовка) | |
25-26 | Объемная мозаика |
| |
27-28 | Лепка по представлению игрушечного животного оленя. | 1. Парфенцева Ю.А. Чудеса Заполярья на уроках творчества. | |
29-30 | Рисование с натуры деревьев и кустарников
|
Информация о художниках 2. Васильев Н. Наливная спелая рябина 3. Матвеев В. Рябина Фрагмент видеофильма «Зеленые друзья» (рябина) Беседа по картине. В. Морозов «Рябина» | |
31-32 | Животный мир Мурманской области. (описание северного оленя) | Устные зарисовки | |
33-34 | Рисование на тему «Весна в городе» | 1. Коханов В.Д. От весны до весны 2. Двинин Е. Край, в котором мы живем (стр. 16 «Приметы весны») |
3 класс
№ п/п | Тема | Форма занятия | Рекомендации учителю | ||
Содержание урока | Словарь терминов | Региональные термины | |||
1 | В царстве грибов (окружающий мир) | урок | Назвать основные признаки грибов, растений, животных (сходство и различие). А.А.Плешаков Учебник «Мир вокруг нас» с. 118 Презентация | шляпочные грибы плодовое тело подземная часть- грибница микология пенициллин трутовик | ягель подосиновик волнушка сыроежка |
2 | Аппликация «На лесной полянке» (трудовое обучение) | Творческая мастерская | Вспомнить название растений нашего края. Закрепить знания о грибах. Познакомить с технологией изготовления рваной аппликации. Индивидуальное изготовление аппликации. | рваная (оборванная) аппликация | название грибов: подосиновик, подберезовик, волнушка, сыроежка |
3 | Рисование с элементами аппликации «В мастерской художницы Осени» (изо) | Творческая мастерская | Составление букета из осенних листьев. Выполнение работы по технологической карте. Презентация | осень художница мастер мастерская листопад | листья: березы осины рябины клена |
4 | Сочинение по наблюдениям «Путешествие осеннего листочка» (русский язык) | урок | Работа по готовому плану. Работа со словарями. План
С чего началось путешествие листочка?
Что он увидел? Где побывал?
Впечатление листочка о путешествии. Презентация | листопад улицы памятники | Кольский залив Семеновское озеро |
5 | Рисование цветными мелками «Памятные места нашего города» (изо) | Проектная деятельность | Работа по плану. Создание рисунка. Презентация | художник гуашь акварельные краски пастель мелки | вокзал океанариум порт театр школа |
6 | Сочинение «Письмо-поздравление любимому городу» (русский язык) | Литературная мастерская | Работа по готовому плану и опорным словам. Работа со словарем. План 1. Обращение. 2. Слова – поздравления. 3. Пожелания. 4. Заключение. Презентация | комплимент широкоплечий прекрасный северный проспект салют | город-порт полярная столица заполярный мурманчанин северянин |
7 | Осень в произведениях мурманских поэтов (литературное чтение) | Библиотечный урок | В.Тимофеев стихи «Сентябрь», «Тишина». Н. Колычев «Мурманские ступеньки». Мурманск, 2008 Презентация | поэт стихотворение | В.Л.Тимофеев Н.В.Колычев Заполярье |
8 | Растениеводство в нашем крае (окружающий мир) | Работа с атласом-определителем и гербарием (практическая работа) | Работа со словарем. Работа с таблицей. Презентация | растениеводство культурные растения отрасли профессии климат | Кольский полуостров тепличный комплекс «Цветы Заполярья» Туломский тепличный комбинат |
9 | Работа с разными материалами «Заготовки на зиму» (трудовое обучение) | Экскурсия в кабинет домоводства | Работа со словарем. Индивидуальное изготовление поделки. Презентация | овощи плоды корнеплоды теплица витамины консервирование | Полярный круг |
10 | Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Белое чудо – снег» (русский язык) | Литературная гостиница | Составление рассказа по готовому плану и опорным словам. План
Презентация | А.А. Пластов «Первый снег» К.Г. Паустовский эпитет сравнение снегопад снежинка микроскоп | Кольский полуостров |
11 | «В гостях у сказки» Саамская сказка «Семилетний стрелок из лука» (литературное чтение) | Час чтения | Чтение саамской сказки. Словарь саамских слов. Работа с пословицами и планом. Презентация | виды сказок сказочные приметы законы сказочного жанра | погост тупа керёжа река Тулома чудины хигна |
12 | Правописание изученных орфограмм в корне слова (русский язык) | урок | Работа со словарем. Работа по карточкам. А.Н. Кохичко «Край, который я люблю». Презентация | солнце снегопад деревья ягодка мороз | морошка иван – чай (кипрей) синица свиристель росомаха оленевод |
13 | Работа с разными материалами «Снежная сказка» (трудовое обучение) | Творческая мастерская с педагогом дополнительного образования | Работа по технологической карте. Презентация | сувенир Новый год ель | полярная ночь полярное сияние Заполярье Кольский полуостров |
14 | Потомки древних новгородцев. Поморы (окружающий мир) | Экскурсия в музей | Карта «Пути продвижения новгородцев на Кольскую землю». Работа со словарем. Учебное пособие «История родного края» И.Ф. Ушакова, А.А. Киселёва, Мурманск, 1984. Учебное пособие «История родного края» В.В. Дранишников, Мурманск, 1993. Презентация. | археолог краевед историк летопись Родина Великий Новгород Онежское озеро Ладожское озеро реки: Свирь, Волхов, Северная Двина церковь купец | Полярный круг Кольский полуостров Терский берег Варзуга Умба поморы семга морж ушкуй тупа волок тонь |
15 | В гостях у сказки Поморская сказка «Отчего у белого медведя нос черный» (литературное чтение) | Час чтения | Чтение поморской сказки. Работа с пословицами и планом. Презентация | виды сказок законы сказочного жанра Арктика белые медведи тюлень | Поморье поморы промысел стойбище |
16 | В гостях у сказки Саамская сказка «Дочь Солнца» (литературное чтение) | Школьный кинотеатр («В яранге горит огонь») | Чтение саамской сказки. Словарь саамских слов. Работа с пословицами. Презентация | виды сказок сказочные приметы законы сказочного жанра | саамы вежа каньги важенка койбицы погост суйма керёжа |
17 | Тематическое рисование по саамской сказке «Дочь солнца» (изо) | Творческая лаборатория | План 1.Мысленное рисование образа героя. 2.Рисование простым карандашом. 3.Художественное оформление. Презентация | иллюстрация иллюстратор орнамент | важенка каньги койбицы керёжа |
18 | Работа в технике изонить «Мастерская солнца» (трудовое обучение) | Творческая лаборатория | Работа в технике изонить. Работа по технологической карте. Презентация | солнце горизонт изонить Земля Англия мастерская | полярная ночь полярный день Праздник Солнца Мурманск |
19 | Части речи (обобщение) (русский язык) | Урок - зачет | Работа по таблице. Работа с карточками. А.Н. Кохичко «Край, который я люблю». Презентация | Большая Медведица воробей снегирь рябина | Кольский полуостров Заполярный край саамский узор сопки олень |
20 | Рисование по представлению снегиря (изо) | Творческая мастерская | Анализ основных форм частей тела. Особенности внешнего вида. Работа по инструкционной карте. Презентация | художник анималист Е.И.Чарушин | снегирь |
21 | Саамский фольклор (литературное чтение) | Библиотечный урок | Сборник сказок «Семилетний стрелок из лука», Мурманское книжное издательство, 1990. Работа со словарем саамских слов. Слушание саамских народных песен. Презентация | Россия Финляндия Норвегия Швеция фольклор былина пословица поговорка сказка | Лапландия саамы каньги наэлть ягель тундра вежа чахкли койбица вукс обора |
22 | В гостях у сказки Саамская сказка «Саам-богатырь» (литературное чтение) | Час чтения библиотечный урок | Чтение саамской сказки. Работа со словарем саамских слов. Работа с пословицами. Презентация | виды сказок богатырская сказка сказочные приметы законы сказочного жанра амбарушек крошит | варака чудь погост город мотора пойда полон тундра озеро Имандра |
23 | В гостях у сказки Сравнительный анализ русской и поморской сказки «Лиса и журавль» (литературное чтение) | Час чтения библиотечный урок | Сборник сказок «Птичка - железный нос, деревянный хвост», Мурманское книжное издательство, 1991. Сборник «Русские народные сказки», Москва, «Просвещение», 1983. Работа по таблице «Сравнение русской народной сказки и поморской «Лиса и журавль». Использование карточек для парной работы «Виды сказок». Работа с картой Кольского полуострова. Работа со словарем С.И. Ожегова. Презентация | виды сказок сказочные приметы законы сказочного жанра верста кум кума | тяпши-лепши достават журав долги не выстать уж дак подаваться пофорсить нать справляться |
24 | Кандалакшский заповедник –лаборатория для науки (окружающий мир) | проект | Учебное пособие «Моё Заполярье»; для 2-4 классов, Мурманск: МОИПКРО, 2004. Работа со словарем: С.И. Ожегов « Толковый словарь», Москва, ООО "Издательство "ЭЛПИС",2003. Работа с картой Кольского полуострова. Использование карточек с текстовым материалом. Презентация | заповедник техногенные пустоши лаборатория ботаник зоолог | заповедник Кандалакшский Баренцево море Белое море Красная книга Мончегорск Никель гага брусника морошка голубика клюква вереск иван – чай |
25 | Красная книга Мурманской области (окружающий мир) | проект | Красная книга Мурманской области. Презентация | Красная книга животный и растительный мир Канада Карское море | морж белая сова серый журавль белокрыльник мак лапландский тундра Северная Скандинавия Ковдор Зашеек Канозеро Вялозеро Кандалакшский заповедник Умба Краснощелье Поной Нотозеро Хибинские и Ловозерские горы Мончетундра Полярно-альпийский ботанический сад |
26 | Работа с разными материалами. Коллаж из ткани «Птичий базар» ( трудовое обучение) | Творческая мастерская | Работа в технике коллаж. Работа по технологической карте. Правила и приемы работы с материалами и инструментами. Презентация | птичий базар коллаж | Баренцево море чайка кайра гагара баклан тупики |
27 | Сокровища недр (окружающий мир) | проект | Рассматривание образцов полезных ископаемых. Работа по контурной карте Кольского полуострова. Учебник «Мир вокруг нас» под редакцией А.А.Плешакова. Разгадывание кроссворда. Презентация | полезные ископаемые железная руда гранит глина известняк нефть шахта карьер шахтер геолог бурильщик М. Ломоносов организация «Гринпис» | Хибины Мончегорск Ковдор апатит апатито-нефелиновые руды кварц хибинит комбинаты: «Североникель», «Печенганикель», «Ковдорслюда» остров Колгуев Баренцево море |
28 | Промышленность Мурманской области (окружающий мир) | проект | Использование карточек для групповой работы. Чтение текстов о городах Мурманской области. Работа по таблице. Презентация | экспедиция промышленность отрасли промышленности: горнодобывающая перерабатывающая, металлургическая, нефтедобывающая, рыбная геолог проходчик взрывник бурильщик металлург нефтяник обработчик рыбы | Оленегорск Мончегорск Кировск Кандалакша Мурманск апатито-нефелиновые руды медно-никелевые руды глинозем краб нефть |
29 | Работа с разными материалами. Мозаика из карандашных стружек «Ловись, рыбка» (трудовое обучение) | Творческая мастерская | Закрепить знания о рыбах, водоемах родного края. Познакомить с технологией изготовления мозаики из карандашных стружек. Работа по технологическая карта. Презентация | мозаика | кумжа голец сиг хариус семга горбуша форель щука язь Имандра Ковдоозеро Ловозеро Умбозеро Чудзьявр Туломское водохранилище |
30 | Рассказы о Мурманске (литературное чтение) Экскурсия в библиотеку | Библиотечный урок | Выставка книг о Мурманске. Рассказы о Мурманске. | город столица площадь улица | Заполярье Мурманск |
31 | «Этот день Победы» Мурманские поэты о войне. (литературное чтение) | Лиртературно-музыкальная композиция | Учебная книга «Мой Мурманск», Мурманск, 1997 г. Н.Колычев «Мурманские ступеньки», Мурманск, 2008 г. А Миланов «Два крыла», Москва, 1977 г. Выставка рисунков «Нам нужен мир!» Выставка книг о войне. Презентация | Великая Отечественная война К.Симонов город-герой памятник обелиск мемориал рать дань значимый бденье традиция | Кольский край Мурманск Полярная дивизия Шестая героическая батарея Анатолий Бредов Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы ВОв 1941-1945 гг.» Н. Колычев А.А. Миланов |
32 | Работа с разными материалами. Поздравление ветеранам «Букет цветов» (трудовое обучение) | Творческая мастерская | Выставка работ учащихся. Презентация | ветеран георгиевская лента | ветераны Заполярья |
33 | «По городу, по городу пройдемся в выходной…» (литературное чтение) | Час чтения | Н. Добычина «Здравствуй, Мурманск!», Мурманск, 2007 год. Н. Колычев «Мурманские ступеньки», Мурманск, 2008 год. Работа со словарем С. Ожегова, М. , «Русский язык», 1987 год. Использование карточек для групповой работы. Выставка книг Н. Добычиной и Н. Колычева. Презентация | отдых город поэт стихотворение троллейбус ярмарка шапито запарка затейливый флора фауна пеленг варяг такелаж эхолот фут | Площадь Пять углов Океанариум Кинотеатр «Атлантика» В..Яковенко Н. Добычина Н. Колычев ПИНРО |
34 | Мурманский серпантин (интегрированная краеведческая олимпиада) | Урок-зачет | Проведение конкурсов, викторин, игр, олимпиады по выбору учителя. |
4 класс
- № П/П | Тема региональная | Форма занятия | Рекомендации учителю | ||
Содержание урока | Содержание урока | Содержание урока | |||
1-2 | Государственная символика Мурманской области. | Урок - игра | - карта Мурманской области, -гербы городов Кольского полуострова, - флаг коренных жителей | -символ, государственный символ, -герб, -флаг, - гимн | - особенности гербов город Мурманской области. |
3-5 | Когда и где? История нашего края. (экскурсия в музей) | экскурсия | - быт саамов, -история возникновения и развития родного города (посёлка). | -летоисчисление, - тысячелетие, -век. | пырта, чум, вежа погост, аккъ, кувакса, кережа, каньги, кувакса. |
6-8 | Сокровища Земли Кольской. | викторина | - исторические памятники (церковь – п. Варзуга, Печенский монастырь, город Кола), - памятники, - ботанический сад, - заповедники. | -церковь, - монастырь, -заповедники, -Красная книга | поморы, село Варзуга, Кола, Лапландия, Красная книга Мурманской области. |
7-9 | Моря, озёра и реки Кольского полуострова. | Заочное путешествие | - реки, озёра и моря Кольского полуострова, - карта Мурманской области. | - моря, омывающие Кольский полуостров, -озёра и реки Мурманской области. | Имандра, Ковдозеро Умбозеро, Реки Поной, Кола, Тулома, Воронья, Умба |
10-11 | Города и посёлки Мурманской области. | Заочное путешествие (по детским презентациям) | - Мурманск- областной центр - названия городов и показ на карте области (Мончегорск, Апатиты, Кировск, Кандалакша) -несколько сёл края - отличия города от посёлка - занятость горожан и селян | Город село | Мурманск Североморск Оленегорск Мончегорск Апатиты Кировск Кандалакша Снежногорск Полярный Заполярный Полярные Зори |
12-13 | Мой город ( посёлок). | Заочное путешествие (по детским презентациям) | - название своего населённого пункта -его месторасположение -история происхождения -памятники - основное занятие жителей | - название населённого пункта | |
14-15 | Наши подземные богатства. | Заочное путешествие (по детским презентациям) | - рассказать о полезных ископаемых ( апатит, алюминий, железная руда, никель) - место их добывания -их предназначение (ля чего они нужны и что из них делают) | Полезные ископаемые | -апатит -алюминий -железная руда -никель -титановые руды -кварц |
16-18 | Край, в котором я живу- тундра. | Оформление книги природной зоны | - сезонные изменения в живой и неживой природе, -проследить взаимосвязь живой и неживой природы зимой | Гололедица Снегопад Метель Изморозь оттепели | Гольфстрим, Избыточное увлажнение. |
19-20 | Поверхность родного края. | Творческая мастерская | - сравнение поверхности края, её возвышенности, долины, горы | - горы, - равнины, -долины, - болота | - Хибины, Терские Кейвы Мурманский берег Терский берег |
21-22 | Горнодобывающая промышленность | Заочная экскурсия | горнодобывающая промышленность, горняки | горы, - равнины, -долины, - болота | Хибины, Терские Кейвы Мурманский берег Терский берег |
23-24 | Водоёмы Земли Кольской. | Заочное путешествие (по детским презентациям) | -что такое водоём, -виды водоёмов -названия водоёмов Кольского полуострова | Водоём Река Озеро Естественные водоёмы Искусственные водоёмы | Имандра Ловозеро Поной Кола Нева Тулома Верхнетуломское водохранилище Княжегубское водохранилище Серебрянское водохранилище |
25-26 | Рыболовство. Рыбный порт. | Заочная экскурсия | Квоты на ловлю рыбы | Моря Северного Ледовитого океана | Баренцево и Белое моря |
27-28 | Растениеводство в нашем крае. | Практическая работа | -Растениеводство: овощеводство, цветоводство. | - кормовые культуры ( многолетние и однолетние травы), картофель. | Тулома. Парники. Пастбище. |
29-30 | Животноводство в нашем крае. | Экскурсия на ферму (пос. Молочный) | - Развитие сельского хозяйства, | Свиноводство. Птицеводство. Рыболовство. Звероводство. | Зверосовхозы. Птицефабрика. Оленеводство |
31-34 | Проекты «Семь чудес Кольского Заполярья» | Проектная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 3 классе по курсу «Знай свой край» Тема: Байкал – жемчужина Сибири.
Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.Задачи: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.Сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала.Продолжить закреплени...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай свой край" 4 класс
Данная программа предназначена обучающимся 4го класса для более глубокого и полного изучения природы и истории Ленинградской области....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край"
Рабочая программа внеурочной деятельности на основе изучения истории и культуры Хабаровского края....
Рабочая программа курса «Азбука родного края»
Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....