КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykal-zhemchuzhina_sibiri.ppt | 1.47 МБ |
vizitka.doc | 1.15 МБ |
kontur_karta.doc | 301.5 КБ |
samoanaliz_uroka_okruzh.mir_.doc | 41.5 КБ |
testovaya_rabota.doc | 344.5 КБ |
konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На Байкале… На Байкале опускаю ладони в прохладу. Созерцаю простор голубой. И нет большей для сердца услады: Небеса да Байкал за кормой. Чуть колышется чудо земное, Исповедуя тайну свою. Что-то тихою шепчет волною. Только что, я никак не пойму. И горланят крылатые чайки, Продолжаю им начатый сказ. Норовят сообщить без утайки, Пока солнечный луч не угас. И плывут над безбрежною гладью Чуть заметные облака. Преисполненная благодатью, На Байкал я смотрю, как в века… .
БАЙКАЛ – ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ
Байкал находится в России, на границе Иркутской области и республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца.
За что ты назван так, Байкал? Кто имя дал тебе впервые? Чей первый голос воспевал Твои приволья буревые? Ш. Нимбуев .
ПРИРОДА БАЙКАЛА
ЖИВОТНЫЙ МИР ОЗЕРА
БАЙКАЛЬСКАЯ ВОДА
ВОДЫ БАЙКАЛА
Байкал- жемчужина Сибири!
Давайте ценить и беречь то, что нам по праву принадлежит! «…Беречь Байкал – святое дело: Его судьба – у нас в руках! Сама Природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках!...»
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока по окружающему миру
во 2- А классе МКОУ «СОШ № 85 г. Тайшета»
учителя начальных классов Богдановой Н. В.
по УМК «Гармония» Поглазовой О. Т.
Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири»»
Дата проведения: 25 февраля 2014 года
Класс: 2 «А»
Задачи урока:
-образовательные: определить особенности географического положения, особенности вод, природного и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
- развивающие: формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; умение работать в группах;
- воспитательные: вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма (через воспитание любви к природе), экологического сознания, интереса к предмету.
Оборудование: физическая карта России, учебники для 2 класса, таблицы, карты по животному миру Байкала, контурная карта (к/ к) -карта путешествий, карты для самооценки, презентация.
Форма урока: путешествие с исследованием.
Технологии, используемые на уроке: исследовательская, развивающая, образовательная, здоровьесберегающая.
Предполагаемые результаты обучения (УУД по ФГОС ):
- личностные: раскрыть значимось знаний об озере Байкал;
- метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью. Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы;
- предметные: уметь работать с картой, выполнять практические задания, проводить исследования на определение протяжённости озера, глубины, уметь определять климатические показатели, географическое положение, а также животный и растительный мир Байкала.
Межпредметная связь: литературное чтение, математика, технология.
В подготовке к уроку, класс был разделен на группы. Каждая группа получила задание – исследовать один из модулей общей темы, для создания определенных выводов и целенаправленных знаний. Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом», а вот «аппетит» нужно развить.
Организационный этап-девиз:
«Если путь твой
к познанию мира ведет,-
Как бы ни был он долог
и труден - вперед!», позволил настроить ребят на плодотворную работу, несмотря ни на какие трудности.
Чтение стихотворения, позволило усилить эмоциональный настрой обучающихся на постановку темы и задач урока. (Формируются познавательные УУД: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группах; регулятивные- целеполагание.)
Нетрадиционная форма урока построена на путешествии- исследовании. Ученики представляют себя исследователями, перед которыми стоит задача- открытия, которые позволят узнать все о «Голубой жемчужине- озере Байкал». Задания, предложенные детям, стимулировали детей на открытие новых знаний, также, позволили определить значимость нового материала, возможность применения его в жизни.
Выступления учеников- исследователей показали, что дети умеют работать с разными информационными источниками. Умеют отбирать важную и интересную информацию. Во время выступления исследователей, класс работает с журналом- картой, фиксирует самые интересные и важные, на их взгляд, моменты. (Происходит формирование познавательных УУД- умение структуировать знания; коммуникативных- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные- установление учащимися значения результатов своей деятельности.)
На уроке была использована наглядность, несущая характер пространства той местности, о которой идет речь, что усилило эмоциональный уровень детей.
Образовательная технология способствовала формированию предметных умений: уметь работать с картой, выполнять практические задания, проводить исследования на определение протяжённости озера, глубины, уметь определять географическое положение, а также животный и растительный мир Байкала. На этапе работы с данными модулями, именно использование технологии исследования, у детей развивает воображение и фантазию, творческое мышление и любознательность. В процессе поиска информации, группы учеников поставили перед собой цель - добыть информацию, которая будет способствовать пополнению знаний об озере Байкал, развитию интереса к предмету. Информацию обучающиеся получали с разных источников: интернет, энциклопедия, рассказы взрослых- очевидцев, книги, учебники. (Формирование личностных УУД: раскрытие значимости знаний о Байкале; метапредметные- вырабатывание умений управлять своей познавательной деятельностью; предметные- умение проводить определенные исследования, выполнять практические задания по теме. Выступлению исследовательских групп - оценку давал коллектив класса. А индивидуальные работы на уроке – фиксировались баллами на оценочных листах.
Просмотр видео - ролика усилил эмоциональную устойчивость полученного материала и способствовал его усвоению.
Объем учебного материала спланирован соответственно возрастным особенностям и учебным возможностям учащихся класса.
Для проверки уровня сформированности нового материала в каждом обучающемся, была проведена тестовая работа, которая показала, что ребята не только умело преподносили добытые ими знания, но и с серьезностью отнеслись для получения новых знаний, которые вызвали определенный «аппетит» и глубоко заинтересовали.
С огромным удовольствием дети рассказывали, что они зафиксировали в своих картах. Так же поделились тем, что они нового и необычного расскажут родителям из копилки полученных знаний.
Не менее важным моментом, был завершающий момент «модуля выхода», когда ученики прочитав строки слайда «Давайте ценить и беречь то, что нам по праву принадлежит!»
«…Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!...», рассказывали, чтобы они предприняли для охраны озера Байкал. (Например: «поставили б знаки, которые предотвращали бы разбрасывание мусора», или: «к озеру нужно относиться с душой. Только тогда оно почувствует, что оно нужно людям».
Учитывая один из важных факторов здоровьесбережения, была своевременно включена видео- физкультминутка.
На этапе рефлексии- дети составляли синквейн по заданной тематике, что являлось итогом работы над новой темой. Предлагали фразы и предложения, характеризующие не только озеро как часть природы, но и как то, без чего Сибирь не будет столь богатой и неповторимой. Обучающиеся оценили свою работу на уроке, а также отдельные ученики получили сведения для доработки на следующий урок.
Для домашней работы – предложено собрать материал в «копилку» и создать проект «раскладную книжку», в которую можно поместить фотографии и весь материал, который дети собрали.
Гости, присутствующие на открытом уроке, показали свою оценку работы учеников. В виде цветовой гаммы ладошек, было собрано байкальское солнце. (Ладошки оранжевого цвета- «отлично», желтый- «хорошо). Класс получил оценку работы «отлично».
Все задачи, поставленные на уроке, были решены на необходимом уровне.
Считаю, что в целом, урок соответствовал требованиям, предъявляемым к современным учебным занятиям по ФГОС НОО.
Предварительный просмотр:
ТЕСТОВАЯ РАБОТА «БАЙКАЛЬСКИЙ СУНДУК»
- Назови самое глубокое озеро мира.
- Балхаш
- Байкал
- Белое
- Какое млекопитающее обитает в озере?
- Морж
- Кит
- Нерпа
- Какая речка вытекает с Байкала?
- Баргузин
- Селенга
- Ангара
- Что является очистителем воды озера Байкал?
- Рачки Эпишура
- Нерпа (тюлень)
- Хариус
- Вода в озере Байкал:
- Грязная
- Соленая
- Пресная
Предварительный просмотр:
Планирование открытого урока по окружающему миру
во 2- А классе МКОУ «СОШ № 85 г. Тайшета»
учителя начальных классов Богдановой Н. В.
Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири»
Тип урока: урок- исследование.
Технологии, используемые на уроке: проблемная, исследовательская, развивающая, образовательная, здоровьесберегающая.
Оборудование: физическая карта России, учебники для 2 класса, таблицы, карта Байкала, компоненты природы, контурная карта (к/ к) -карта путешествий, карты для самооценки, проектор.
Задачи урока:
-образовательные: определить особенности географического положения, особенности вод, природного и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
- развивающие: формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; умение работать в группах;
- воспитательные: вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма (через воспитание любви к природе), экологического сознания, интереса к предмету.
Оборудование: физическая карта России, учебники для 2 класса, таблицы, карты Байкала, компоненты природы, контурная карта (к/ к) -карта путешествий, карты для самооценки, презентация.
Форма урока: путешествие с исследованием.
Предполагаемые результаты обучения (УУД по ФГОС ):
- личностные: раскрыть значимось знаний об озере Байкал;
- метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью. Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы;
- предметные: уметь работать с картой, составлять схемы, выполнять практические задания, проводить исследования на определение протяжённости озера, глубины, уметь определять климатические показатели.
Предполагаемое содержание урока:
I. Организационный момент.
- Сегодня много гостей на уроке. Давайте поприветствуем всех присутствующих.
- Девиз урока.
Если путь твой
к познанию мира ведет,-
Как бы ни был он долог
и труден- вперед!
II. Постановка целей урока обучающимися.
(Чтение стихотворения об оз. Байкал).
На Байкале…
На Байкале опускаю ладони в прохладу.
Созерцаю простор голубой.
И нет большей для сердца услады:
Небеса да Байкал за кормой.
Чуть колышется чудо земное,
Исповедуя тайну свою.
Что-то тихою шепчет волною.
Только что, я никак не пойму.
И горланят крылатые чайки,
Продолжаю им начатый сказ.
Норовят сообщить без утайки,
Пока солнечный луч не угас.
И плывут над безбрежною гладью
Чуть заметные облака.
Преисполненная вдохновеньем,
На Байкал я смотрю, как в века… .
- Ребята, слушая стихотворение, вы наверное определили тему урока и его задачи? (Ответы детей).
- Сегодня на уроке мы познакомимся с положением озера, природой Байкала, его животным миром и достопримечательностями.
- Разве все это нам важно знать? Какую ценность вы в этом видите? (Ответы детей).
Представьте, что вы поехали на экскурсию в Европу. Люди, узнав, что вы из самой глубины Сибири, начнут интересоваться нашей Голубой жемчужиной. А мы в ответ, к огромному сожалению, ничего рассказать не можем. Вот теперь мы понимаем- на сколько нам это важно.
Учитель. Байкал- это одно из высших творений природы. Байкал это уникальное озеро одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только для россиян, но всего человечества.
- Я знаю, что вы провели исследования, для того, чтобы найти ответы на все интересующие вас вопросы. Из каких источников вам удалось почерпнуть информацию? (Ответы детей).
III. Работа с модулями по изучению Байкала.
Учитель. Приготовьте карты путешественников, раскройте их. В них вы будете фиксировать самые интересные и полезные сведения о Байкале. А так же оценочные листы, где вы будете отмечать работу на уроке. Но эти листы не обычные. В нижнем правом углу, есть изображения природы с разными переживаниями, которые вы должны будете отметить в конце урока, делая вывод.
- Географическое положение озера.
Учитель. Да, Байкал- это величественная и необычная красота Сибири, именно здесь мы с вами живем. Поднимите руку, кто был на Байкале? Что больше всего вам запомнилось? ( Ответы детей)
О расположении озера расскажет группа географов, а для тех, кто не знает как туда добраться, они расскажут маршрут.
Ученик. Озеро Байкал располагается в Западном полушарии, на юге Восточной Сибири, что выше экватора. Данный водоем представлен формой полумесяца и тянется от юго-запада до северо-востока. По длине Байкал растянулся на 636 км, его ширина в большей точке достигает 81 км, а в меньшей точке – 27 км.
Добраться до Байкала можно из ближайших городов – Иркутска и Улан-Удэ. Расстояние в 70 километров от Иркутска до Байкала можно преодолеть различными способами. Туда курсируют поезда, ездят автобусы и маршрутки. Летом, с середины июля и до конца августа, с причала «Ракета» туда отправляются теплоход и яхты.
Учитель. (Группа оценивает свою работу).
2. Особенности озера Байкал.
Учитель. За что ты назван так, Байкал?
Кто имя дал тебе впервые?
Чей первый голос воспевал
Твои приволья буревые? Ш. Нимбуев.
У каждого имени есть свое толкование. Интересны и названия озера. А ещё, озеро имеет неповторимые особенности. Группа ребят- следопытов нам расскажет.
Ученик. У озера целая череда имён. В переводе с тюрского- «Бай-Куль» значит «богатое озеро», с монгольского «Байкал» - «богатый огонь» или «Байгал – Далай» - «большое озеро, с бурятского «Байгал – Нуур» - озеро Байкал, с китайского «Бэй – Хай» - «северное море».
Байкал – самое старое озеро на Земле. Её котловина начала формироваться 25-30 млн. лет назад. Возраст современных очертаний берегов - свыше 1 млн. лет. Это самое глубокое озеро мира, его глубина 1637м. Гидрологи обнаружили это место в 1991г.
Озеро содержит 20% запасов пресной воды всего земного шара (в его котловину можно влить 92 таких моря, как Азовское, например, и одно Балтийское хотя оно в 8 раз больше по площади Байкала. Этих запасов хватило бы, чтобы напоить в 10 млн. раз больше человек, чем сейчас живет на Земле, если прикинуть, что 0.5 л. воды надо человеку в день. Люди всей Земли могли бы прожить 40 лет, используя только один источник воды – Байкал.
Учитель. Оценка выступления группы.
3. Природа Байкала.
Учитель.
Казалось бы- Сибирь, суровая зима. А на побережьях Байкала произрастает более трех тысяч видов растений. Природоведы нам расскажут, что интересного они узнали.
Ученик. Здесь повсеместно произрастают мхи, лишайники, душистые тополи, кедры. Большая площадь лесных массивов принадлежит хвойным лесам с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами. Вершины хребтов окантовывают пояса кедрового стланика. Наиболее многочисленны по видам в Байкале диатомовые водоросли. Сама природа Байкала обеспечивает водорослям наличие питательных элементов – углеводов и витаминов. В пресной байкальской воде водоросли достигают сравнительно небольших размеров.
Учитель. Оценка работы группы.
Физкультминутка.
- Животный мир Байкала.
Учитель.
Байкал- жемчужина Сибири,
Он уникален наш Байкал,
Чисты, прозрачны его воды
По глубине и равных нет.
И в тишине ведёшь богатству счет,
Что притаилось в бездне твоих вод!? И о том, что действительно там притаилось, расскажет группа зоологов.
Ученик. В озере насчитывается около 60 видов рыб различных семейств: осетровых, лососевых, хариусовых, щуковых, карповых, сомовых, тресковых, окуневых. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка. В поверхностном озерном слое обитают омули и бычки. Единственное млекопитающее озера Байкал – нерпа (тюлень). Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко - в его северной и средней частях. Одно из удивительнейших существ, обитающих в Байкале - это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35 % состоит из жира. Она обитает на большой глубине озера Байкал и принадлежит к классу живородящих. Русское название «голомянка» происходит от слова «голомень», что означает «открытое море», и точно передает особенности экологии этих рыбок. Самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал- осетр.
Учитель предлагает классу оценить работу группы.
- Воды Байкала.
Учитель. Говорят, что не существует на Земле озера, вода в котором прозрачнее байкальской. Что вы можете об этом сказать? Правда ли это? А
по старой легенде считается, что все реки, которые впадают в озеро, Байкал называл сыновьями. А вот дочь у него была одна. Вы догадаетесь, кто она, когда прослушаете выступление о водах Байкала группы исследователей.
Ученик. Белый диск, опущенный для определения прозрачности воды, виден на глубине 40м. Чистоту Байкала поддерживает микроскопические рачки Эпишура длиной в 1 мм. За 1 год «санитары» несколько раз профильтровывают тысячи кубических км воды. Когда озеро замерзает, лёд такой прозрачный что, можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 м.
Ледовый панцирь на Байкале держится от 4 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в конце октября, а таять в апреле, но иногда ещё в июне есть лёд. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 15-20км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в этом месте, и положительной температуры.
В озеро несут свои воды 336 речек. Самые большие из них это: Баргузин, Селенга, а вот вытекает только одна, но очень могучая – Ангара. Уровень озера Байкал возвышается над Устьем реки Ангары на 378 метров, это создает большую энергию падения. В этой местности построены электростанции. На озере находится 27 островков, они невелики. Самый большой – это Ольхон, он расположен посередине озера, и его площадь составляет 729 квадратных километров. (Самооценка группы).
Учитель. Для того, чтобы мы лучше осмыслили и даже представили то, над чем работали, посмотрим видео- ролик ( 2мин. 10 сек.)
- Блок выхода.
Учитель. Сколько интересного мы сегодня почерпнули… Если сравнить полученную информацию с багажом, то можно сказать, что понесем домой десятки килограммов. Кто из вас считает этот урок полезным для себя? А кто продолжит свои исследования?
1. Вывод. Продолжите начатые мной предложения.
Байкал – это
- Самое глубокое озеро- это …
- В нем самая чистая…
- Очищают её…
- Вытекает из озера река…
- В хвойных лесах территории Байкала растут голубые…
- Единственное млекопитающее, которое живет в озере, это…
2. Учитель. Что интересного и нового зафиксировали вы по ходу путешествия в свои карты. А о чем новом и необычном сможете рассказать дома родителям?
3. Самостоятельная работа (тест) «Байкальский сундук». Проверка, обсуждения и выводы по тестовой работе.
4. Чтение стихотворения с слайда учеником.
Давайте ценить и беречь то,
что нам по праву принадлежит!
«…Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!...»
Обсуждение и определение значимости этих слов.
V. Рефлексия.
1. Учитель. Составление синквейна .
Ключевое слово- «Байкал». Коллективное чтение синквейна.
2. Обсуждение набранных баллов в оценочных листах обучающимися за урок. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Учитель. Предложение… . На следующий урок, создать проект по вашим исследованиям, в виде самодельной раскладной книги с картинками, сделать выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак" (урок защиты проекта УМК "Система Л.В. Занкова")
Урок защиты проекта для 2 класса...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...