Рабочая программа 1 А класса по курсу «ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ» факультативный курс по краеведению
рабочая программа (1 класс)
«ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»
Факультативный курс по краеведению
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Основная задача начальной школы при изучении родного города – формирование у школьников образа Новосибирска – интересного и привлекательного. Наш город младшим школьникам необходимо показывать через объекты, близкие ребятам: их дом, улицу, ближайший парк, речку, доступные для восприятия школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся должны получить простейшую информацию о жизни новосибирцев в прошлом и сегодня, сведения о знаменитых гражданах города, его географии. Учеников в начальной школе необходимо вооружать знаниями и навыками жизни в мегаполисе – Новосибирске. Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства.
Курс по краеведению для начальной школы «Здравствуй, Новосибирск!» рассчитан на четыре года обучения (1-4 классы) при нагрузке 1 час в неделю. Содержание должно углублять и дополнять знания, полученные учащимися на уроках чтения, природоведения, введения в историю, ознакомления с окружающим миром, русского языка, изобразительного искусства.
Следует обратить особое внимание на развитие у школьников интереса к изучению истории и культуры Новосибирска и происходящим в городе событиям, посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, приобщение учеников к современной жизни города. В первую очередь, необходимо ознакомить детей с городскими достопримечательностями и объектами ближайшего окружения, обогатить лексику детей архитектурными и градоведческими терминами, сообщить им сведения о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе.
Задача первого года обучения – постепенно подвести школьника к пониманию того, что Новосибирск – город, в котором он живёт, – его дом, его родина. За этот год дети узнают главные особенности и достопримечательности Новосибирска – одного из крупнейших городов России, историю названия города, получат представление о размерах Новосибирска, о его природе, о памятниках. Дети должны понимать и уметь объяснить такие понятия, как город, родина, гимн, герб. Выстраивая уроки-путешествия, учитель наряду с образовательными задачами должен научить детей безопасному поведению на улицах города и в транспорте, правилам поведения в общественных местах.
Цель курса:
воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.
Задачи курса:
- давать обучающимся знания по истории, географии, экономике, культуре города Новосибирска и Новосибирской области;
- приобщать к истории родного края, проводить исследования края, вызывать у них интерес событиям, людям, явлениям своей малой родины;
- воспитывать бережное отношение к природе своего края.
Курс рассчитан на 32 часа, по 1 часу в неделю в 1 классе, 2 классе, 3 классе, 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znay_i_lyubi_svoy_kray_1_kl.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
,
Рассмотрено на заседании кафедры ( протокол № 1) " 28" августа 2020 Зав. Кафедрой Н.Н.Самогородская _______________________ Согласовано Зам. директора ВР ___________________/Ю.А.Татарникова/ « 28» августа 2020 г. | «Утверждаю» (приказ № ) Директор МАОУ Гимназия №11 «Гармония» _________________/С.И.Бегунов/ « 31» августа 2020 г. |
Рабочая программа 1 А класса
по курсу «ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»
факультативный курс по краеведению
на 2020 - 2021 учебный год
Учебно-методический комплект для обучающегося
Учебник – книга «Здравствуй, Новосибирск!» авт. Кравец Т.Н., Макаренко Г.М.
Г.Г. Ивченко « Окружающий мир» в 2 частях, учебно – познавательная тетрадь по природоведению
Методическая литература
С.А. Денисова, Т.Н.Кравец. Факультативный курс по краеведению « Знай и люби свой край» авторская программа
« Знай и люби свой край». Методическое пособие. Из опыта организации краеведческой работы в Гимн. №13
Количество часов в год – 33, в неделю 1 ч (из расчета 1 х 33)
Учитель начальных классов Щербакова Светлана Николаевна
Новосибирск 2020
«ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»
Факультативный курс по краеведению
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Основная задача начальной школы при изучении родного города – формирование у школьников образа Новосибирска – интересного и привлекательного. Наш город младшим школьникам необходимо показывать через объекты, близкие ребятам: их дом, улицу, ближайший парк, речку, доступные для восприятия школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся должны получить простейшую информацию о жизни новосибирцев в прошлом и сегодня, сведения о знаменитых гражданах города, его географии. Учеников в начальной школе необходимо вооружать знаниями и навыками жизни в мегаполисе – Новосибирске. Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства.
Курс по краеведению для начальной школы «Здравствуй, Новосибирск!» рассчитан на четыре года обучения (1-4 классы) при нагрузке 1 час в неделю. Содержание должно углублять и дополнять знания, полученные учащимися на уроках чтения, природоведения, введения в историю, ознакомления с окружающим миром, русского языка, изобразительного искусства.
Следует обратить особое внимание на развитие у школьников интереса к изучению истории и культуры Новосибирска и происходящим в городе событиям, посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, приобщение учеников к современной жизни города. В первую очередь, необходимо ознакомить детей с городскими достопримечательностями и объектами ближайшего окружения, обогатить лексику детей архитектурными и градоведческими терминами, сообщить им сведения о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе.
Задача первого года обучения – постепенно подвести школьника к пониманию того, что Новосибирск – город, в котором он живёт, – его дом, его родина. За этот год дети узнают главные особенности и достопримечательности Новосибирска – одного из крупнейших городов России, историю названия города, получат представление о размерах Новосибирска, о его природе, о памятниках. Дети должны понимать и уметь объяснить такие понятия, как город, родина, гимн, герб. Выстраивая уроки-путешествия, учитель наряду с образовательными задачами должен научить детей безопасному поведению на улицах города и в транспорте, правилам поведения в общественных местах.
Цель курса:
воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.
Задачи курса:
- давать обучающимся знания по истории, географии, экономике, культуре города Новосибирска и Новосибирской области;
- приобщать к истории родного края, проводить исследования края, вызывать у них интерес событиям, людям, явлениям своей малой родины;
- воспитывать бережное отношение к природе своего края.
Курс рассчитан на 32 часа, по 1 часу в неделю в 1 классе, 2 классе, 3 классе, 4 классе.
Результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Удмуртии;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Новосибирске, о Новосибирской области.
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и республик
Учебно-методический комплект для обучающегося
Учебник – книга «Здравствуй, Новосибирск!» авт.КравецТ.Н., Макаренко Г.М.
Г.Г. Ивченко « Окружающий мир» в 2 частях, учебно–познавательная тетрадь по природоведению
Методическая литература
С.А. Денисова, Т.Н.Кравец. Факультативный курс по краеведению « Знай и люби свой край» авторская программа
« Знай и люби свой край».Методическое пособие. Из опыта организации краеведческой работы в Гимн. №13
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Формы организации занятия | Виды учебной деятельности | Примечание | ||||
1 четверть | ||||||||||
1 | 3 сен | Мы – первоклассники города Новосибирска | Знать название своей улицы, района, как называются жители грода Новосибирска Быть усидчивым и аккуратным, уметь видеть прекрасное в окружающем | Заочное путешествие Экскурсия по гимназии | Слушание рассказа учителя | |||||
2 | 10 сен | Новосибирск – мой родной город | Иметь представление о символике нашего города. Разучить стихи о городе, пословицы. | Урок-беседа | Самостоятельная работа с рисунками книги | |||||
3 | 17 сен | Посещение Зоопарка | Знать некоторых представителей фауны нашей страны и других материков. | Экскурсия | Презентации, рисунки, стихи. | |||||
4 | 24 сен | Рождение города Новосибирска | Знать сколько мостов в городе, как назывался наш город раньше, имена людей, начинавших строительство города. | Экскурсия в парк Городское начало | Выставка поделок и рисунков « Мой мост». | |||||
5 | 1 ок | Экскурсия во двор гимназии | Уметь наблюдать за природой, любоваться осенним пейзажем, собрать природный материал для аппликаций. | Экскурсия | Объяснение наблюдаемых явлений | |||||
6 | 8 ок | Учебные заведения Октябрьского района | Знать какие учебные заведения находятся в Октябрьском районе | Просмотр презентаций | Просмотр учебного фильма | |||||
7 | 15 ок | Новосибирск - столица Сибири. | Знать, что такое столица, чем он отличается от других. | Комбинированный урок | Выставка рисунков «Чем гордится наш город» | |||||
8 | 22 ок | « Обинушка – царица Обская» | Уметь вести себя в театре, знать правила поведения. | Посещение кукольного театра | Просмотр спектакля | |||||
9 | 29 окт | Чудеса родного города | Знать семь чудес :Обсое море, театр Оперы и балета, А.Карелин, лигр, Монумент Славы, Зоопарк, Железнодорожный вокзал. | Просмотр видеофильма | Придумать загадки о чудесах города Новосибирска | |||||
2 четверть | ||||||||||
10 | 12 ноя | Театры города Новосибирска | Знать какие есть в нашем городе театры, что за специальность актёр, | Комбинированный урок | Устно составить рассказ Зачем мы ходим в театр? | |||||
11 | 19 ноя | Посещение главного детского театра | Посещение театра | Просмотр спектакля | ||||||
12 | 26 ноя | Новосибирский цирк | Узнать чем цирк похож на театр, цирковые жанры, клоун – глупец или мудрец. | Комбинированный урок. Выполнение заданий учебника. | Выставка поделок | Посетить с родителями цирк. Поделиться в классе впечатлениями. | ||||
13 | 3 дек | Проверь себя (№1) | тест | Самостоятельная работа | ||||||
14 | 10 дек | Люди Новосибирска , которыми мы можем гордиться | Познакомиться сизвестными людьми нашего города:Н.Г.Гариным - Ммхайловским, А. Покрышкиным, М.Лаврентьевым | Презентации | Приклеить фотографии родственников, которыми гордится семья. | |||||
15 | 17 дек | Посещение музея А.Покрышкина | экскурсия | Выставка рисунков | ||||||
16 | 24 дек | Новосибирск – одна семья, и в ней живёт моя семья. | Понимать, что такое семья, близкие люди, которые заботятся друг о друге | Разгадывание ребусов, загадок | Выставка рисунков «Моя семья» | Придумать и нарисовать эмблему своей семьи | ||||
3 четверть | ||||||||||
17 | 14 янв | Мой дом в городе | Знать свой адрес телефоны, дорогу домой. Развивать моторику, уметь работать по заданному алгоритму | Урок - игра | Задание в книге стр.36 | |||||
18 | 21 янв | Город - труженник | Расширить знания детей о профессиях | Огадывание загадок, ребусов | Выставка рисунков «Мои родители на работе» | |||||
19 | 28 янв | Подвиг сибиряков | Знать фамилии героев - сибиряков | Урок технологии. Аппликация Знамя. Салют. | Выставкаподелок | |||||
20 | 04фев | Экскурсия в Новосибирский краеведческий музей | Познакомить с историей и географией нашей области | экскурсия | презентации | |||||
21 | 11 фев | Новосибирские детские писатели и поэты | Познакомить с известными детскими писателями и поэтами6 Ю.Магалифом, Н Закусиной, Е.Стюарт, В.Шамовым | Литературная мастерская | ||||||
22 | 18фев | Экскурсия на производство | Расширить знания детей о профессиях | экскурсия | Выставка поделок | |||||
23 | 25фев | Друзья человека | Знать зачем люди приручили животных, как помогает человеку кошка, чувствуют ли животныечеловеческую любовь. | Видеофильм .На ипподроме. | Придумать свою историю и нарисовать её. | Найти с родителями в книгах, журналах истории когда животные выручали человека. | ||||
24 | 4 мар | Транспорт на улицах города. | Знать основные виды транспорта, почему водители и пешеходы должны уважать друг друга. | Урок - игра | Нарисовать личный транспорт семьи | |||||
25 | 11мар | Зелёный наряд города | Знать какие деревья, кустарники растут рядом | урок - игра | Ребусы, загадки в книге | |||||
4 четверть | ||||||||||
26 | 18 мар | Экскурсия на детскую киностудию»Поиск» | экскурсия, | Обмен впечатлениями | ||||||
27 | 10 апр | Новосибирск в будущем. Мои мечты и фантазии. | Уметь мечтать жить в необычных домахЮ посещать загадочные парки и скверы. | Комбинированный урок | Слушание и анализ выступления своих товарищей | |||||
28 | 17 апр | Экскурсия в музей Бересты | Познакомиться с предметами прикладного искусства, работами русских мастеров, умельцев | экскурсия | Выставка рисунков, обмен мнениями | |||||
29 | 24 апр | Главные здания города Новосибирска | Познакомиться с главными зданиями города | Просмотр презентаций | Работа в книге на страницах 69-71 | |||||
30 | 08 мая | Экскурсия на Монумент Славы | экскурсия | Посещение памятных мест Новосибирска | ||||||
31 | 15 мая | Проверь себя (№2, №3) | тест | |||||||
32 | 22 мая | Любимый праздник новосибирцев | Знать когда проводится День города, кто такой Городовичок. | Комбинированный урок | Выставка рисунков «День горда» | Придумать с родителями загадки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс
Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Содержание данной программы направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...
Олимпиада по краеведению "Знай и люби свой край"
Олимпиада по краеведению для учащихся 4 класса позволит проверить уровень знаний о Саратовской области и городе Энгельсе....
Внеурочное занятие по курсу "Знай и люби свой край".
В ходе внеурочного занятия в 4 классе продолжаем знакомство с произведениями кубанских писателей и поэтов, собирать биографические сведения о некоторых из них, раскрывать значимость и самобытность куб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Программа рассчитана на 1 год для 4 класса. Рассматриваемые вопросы на занятиях связаны с краеведением....
Классный час в 1 классе "Знай и люби свой край" ко Дню Знаний 2017 год
Цели:- ознакомление с историческими страницами родного края (Луги и его окрестностью), его современностью;- формирование у учащихся понятий «Родина», «малая родина», устойчивог...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования...