Рабочая программа 1 А класса по курсу «ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ» факультативный курс по краеведению
рабочая программа (1 класс)

«ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»

Факультативный курс по краеведению

                                                                                     1 класс

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Основная задача начальной школы при изучении родного города – формирование у школьников образа Новосибирска – интересного и привлекательного. Наш город младшим школьникам необходимо показывать через объекты, близкие ребятам: их дом, улицу, ближайший парк, речку, доступные для восприятия школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся должны получить простейшую информацию о жизни новосибирцев в прошлом и сегодня, сведения о знаменитых гражданах города, его географии. Учеников в начальной школе необходимо вооружать знаниями и навыками жизни в мегаполисе – Новосибирске. Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства.

Курс по краеведению для начальной школы «Здравствуй, Новосибирск!» рассчитан на четыре года обучения (1-4 классы) при нагрузке 1 час в неделю. Содержание должно углублять и дополнять знания, полученные учащимися на уроках чтения, природоведения, введения в историю, ознакомления с окружающим миром, русского языка, изобразительного искусства.

Следует обратить особое внимание на развитие у школьников интереса к изучению истории и культуры Новосибирска и происходящим в городе событиям, посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, приобщение учеников к современной жизни города. В первую очередь, необходимо ознакомить детей с городскими достопримечательностями и объектами ближайшего окружения, обогатить лексику детей архитектурными и градоведческими терминами, сообщить им сведения о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе.

Задача первого года обучения – постепенно подвести школьника к пониманию того, что Новосибирск – город, в котором он живёт, – его дом, его родина. За этот год дети узнают главные особенности и достопримечательности Новосибирска – одного из крупнейших городов России, историю названия города, получат представление о размерах Новосибирска, о его природе, о памятниках. Дети должны понимать и уметь объяснить такие понятия, как город, родина, гимн, герб. Выстраивая уроки-путешествия, учитель наряду с образовательными задачами должен научить детей безопасному поведению на улицах города и в транспорте, правилам поведения в общественных местах.

Цель курса:

             воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.

Задачи курса:

             - давать обучающимся знания по истории, географии, экономике, культуре города Новосибирска и Новосибирской области;

             - приобщать к истории родного края, проводить исследования края, вызывать у них интерес событиям, людям, явлениям своей малой родины;

             - воспитывать бережное отношение к природе своего края.

             Курс рассчитан на 32 часа, по 1 часу в неделю в 1 классе, 2 классе, 3 классе, 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znay_i_lyubi_svoy_kray_1_kl.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

,

Рассмотрено

на заседании кафедры ( протокол  № 1)

" 28" августа 2020

Зав. Кафедрой  Н.Н.Самогородская

_______________________

Согласовано

 Зам. директора ВР

___________________/Ю.А.Татарникова/

«  28» августа 2020 г.

«Утверждаю» (приказ № )

Директор МАОУ Гимназия №11

«Гармония»

_________________/С.И.Бегунов/

« 31» августа 2020 г.

Рабочая программа 1 А класса

по курсу «ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»

факультативный курс по краеведению

на 2020 - 2021 учебный год

Учебно-методический комплект для обучающегося

    Учебник – книга «Здравствуй, Новосибирск!» авт. Кравец Т.Н., Макаренко Г.М.

    Г.Г. Ивченко « Окружающий мир» в 2 частях, учебно – познавательная тетрадь по природоведению

Методическая литература        

   С.А. Денисова, Т.Н.Кравец. Факультативный курс по краеведению « Знай и люби свой край» авторская программа

   « Знай и люби свой край». Методическое пособие. Из опыта организации краеведческой работы в Гимн. №13

Количество часов в год – 33, в неделю 1 ч (из расчета 1 х 33)

Учитель начальных классов Щербакова Светлана Николаевна

Новосибирск 2020

«ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»

Факультативный курс по краеведению

                                                                                     1 класс

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Основная задача начальной школы при изучении родного города – формирование у школьников образа Новосибирска – интересного и привлекательного. Наш город младшим школьникам необходимо показывать через объекты, близкие ребятам: их дом, улицу, ближайший парк, речку, доступные для восприятия школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся должны получить простейшую информацию о жизни новосибирцев в прошлом и сегодня, сведения о знаменитых гражданах города, его географии. Учеников в начальной школе необходимо вооружать знаниями и навыками жизни в мегаполисе – Новосибирске. Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства.

Курс по краеведению для начальной школы «Здравствуй, Новосибирск!» рассчитан на четыре года обучения (1-4 классы) при нагрузке 1 час в неделю. Содержание должно углублять и дополнять знания, полученные учащимися на уроках чтения, природоведения, введения в историю, ознакомления с окружающим миром, русского языка, изобразительного искусства.

Следует обратить особое внимание на развитие у школьников интереса к изучению истории и культуры Новосибирска и происходящим в городе событиям, посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, приобщение учеников к современной жизни города. В первую очередь, необходимо ознакомить детей с городскими достопримечательностями и объектами ближайшего окружения, обогатить лексику детей архитектурными и градоведческими терминами, сообщить им сведения о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе.

Задача первого года обучения – постепенно подвести школьника к пониманию того, что Новосибирск – город, в котором он живёт, – его дом, его родина. За этот год дети узнают главные особенности и достопримечательности Новосибирска – одного из крупнейших городов России, историю названия города, получат представление о размерах Новосибирска, о его природе, о памятниках. Дети должны понимать и уметь объяснить такие понятия, как город, родина, гимн, герб. Выстраивая уроки-путешествия, учитель наряду с образовательными задачами должен научить детей безопасному поведению на улицах города и в транспорте, правилам поведения в общественных местах.

Цель курса:

             воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.

Задачи курса:

             - давать обучающимся знания по истории, географии, экономике, культуре города Новосибирска и Новосибирской области;

             - приобщать к истории родного края, проводить исследования края, вызывать у них интерес событиям, людям, явлениям своей малой родины;

             - воспитывать бережное отношение к природе своего края.

             Курс рассчитан на 32 часа, по 1 часу в неделю в 1 классе, 2 классе, 3 классе, 4 классе.

Результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств  представления информации по краеведению;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Удмуртии;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Новосибирске, о Новосибирской области.

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение  элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и республик

Учебно-методический комплект для обучающегося

    Учебник – книга «Здравствуй, Новосибирск!» авт.КравецТ.Н., Макаренко Г.М.

    Г.Г. Ивченко « Окружающий мир» в 2 частях, учебно–познавательная тетрадь по природоведению

Методическая литература        

   С.А. Денисова, Т.Н.Кравец. Факультативный курс по краеведению « Знай и люби свой край» авторская программа

   « Знай и люби свой край».Методическое пособие. Из опыта организации краеведческой работы в Гимн. №13

п/п

Дата

Тема

урока

Планируемые

результаты

Формы организации занятия

Виды учебной деятельности

Примечание

1 четверть

1

3 сен

Мы – первоклассники города Новосибирска

Знать название своей улицы, района, как называются жители грода Новосибирска

Быть усидчивым и аккуратным, уметь видеть прекрасное в окружающем

Заочное путешествие

Экскурсия по гимназии

Слушание рассказа учителя

2

10 сен

Новосибирск – мой родной город

Иметь представление о символике нашего города. Разучить стихи о городе, пословицы.

Урок-беседа

Самостоятельная работа с рисунками книги

3

17 сен

Посещение Зоопарка

Знать некоторых представителей фауны нашей страны и других материков.

Экскурсия

Презентации, рисунки, стихи.

4

24 сен

Рождение города Новосибирска

Знать сколько мостов  в городе, как назывался наш город раньше, имена людей, начинавших строительство города.

Экскурсия в парк Городское начало

Выставка поделок  и рисунков « Мой мост».

5

1 ок

Экскурсия во двор гимназии

Уметь наблюдать за природой, любоваться осенним пейзажем, собрать природный материал для аппликаций.

Экскурсия

Объяснение наблюдаемых явлений

6

8 ок

Учебные заведения Октябрьского района

Знать какие учебные  заведения находятся в Октябрьском районе

Просмотр презентаций

Просмотр учебного фильма

7

15 ок

Новосибирск - столица Сибири.

Знать, что такое столица, чем он отличается от других.

Комбинированный урок

Выставка рисунков «Чем гордится наш город»

8

22 ок

« Обинушка – царица Обская»

Уметь вести себя в театре, знать правила поведения.

Посещение кукольного театра

Просмотр спектакля

9

29 окт

Чудеса родного города

Знать семь чудес :Обсое море, театр Оперы и балета, А.Карелин, лигр, Монумент Славы, Зоопарк, Железнодорожный вокзал.

Просмотр видеофильма

Придумать загадки о чудесах города Новосибирска

2 четверть

10

12 ноя

Театры города Новосибирска

Знать какие есть в нашем городе театры, что за специальность актёр,

Комбинированный урок

Устно составить рассказ Зачем мы ходим в театр?

11

19 ноя

Посещение главного детского театра

Посещение театра

Просмотр спектакля

12

26 ноя

Новосибирский цирк

Узнать чем цирк похож на театр, цирковые жанры, клоун – глупец или мудрец.

Комбинированный урок. Выполнение заданий  учебника.

Выставка поделок

Посетить с родителями цирк. Поделиться в классе впечатлениями.

13

3 дек

Проверь себя (№1)

тест

Самостоятельная работа

14

10 дек

Люди Новосибирска , которыми мы можем гордиться

Познакомиться сизвестными людьми нашего города:Н.Г.Гариным - Ммхайловским, А. Покрышкиным, М.Лаврентьевым

Презентации

Приклеить фотографии родственников, которыми гордится семья.

15

17 дек

Посещение музея А.Покрышкина

экскурсия

Выставка рисунков

16

24

дек

Новосибирск – одна семья, и в ней живёт моя семья.

Понимать, что такое семья, близкие люди, которые заботятся друг о друге

Разгадывание ребусов, загадок

Выставка рисунков «Моя   семья»

Придумать и нарисовать эмблему своей семьи

3 четверть

17

14 янв

Мой дом в городе

Знать свой адрес телефоны, дорогу домой.

Развивать моторику, уметь работать по заданному алгоритму

Урок - игра

Задание в книге стр.36

18

21 янв

Город - труженник

Расширить знания детей о профессиях

Огадывание загадок, ребусов

Выставка рисунков «Мои родители на работе»

19

28 янв

Подвиг сибиряков

Знать фамилии героев - сибиряков

Урок технологии. Аппликация Знамя. Салют.

Выставкаподелок

20

04фев

Экскурсия в Новосибирский краеведческий музей

Познакомить с историей и географией нашей области

экскурсия

презентации

21

11 фев

Новосибирские детские писатели и поэты

 Познакомить с известными детскими писателями и поэтами6 Ю.Магалифом, Н Закусиной, Е.Стюарт, В.Шамовым

Литературная мастерская

22

18фев

Экскурсия на производство

Расширить знания детей о профессиях

экскурсия

Выставка поделок

23

25фев

Друзья человека

Знать зачем люди приручили животных, как помогает человеку кошка, чувствуют ли животныечеловеческую любовь.

Видеофильм .На ипподроме.

Придумать свою историю и нарисовать её.

Найти с родителями в книгах, журналах истории когда животные выручали человека.

24

4 мар

Транспорт на улицах города.

Знать основные виды транспорта, почему водители и пешеходы должны уважать друг друга.

Урок - игра

Нарисовать личный транспорт  семьи

25

11мар

Зелёный наряд города

Знать какие деревья, кустарники растут рядом

урок - игра

Ребусы, загадки в книге

4 четверть

26

18 мар

Экскурсия на детскую киностудию»Поиск»

экскурсия,

Обмен впечатлениями

27

10 апр

Новосибирск в будущем. Мои мечты и фантазии.

Уметь мечтать жить в необычных домахЮ посещать загадочные парки и скверы.

Комбинированный урок

Слушание и анализ выступления своих товарищей

28

17 апр

Экскурсия в музей Бересты

Познакомиться с предметами прикладного искусства, работами русских мастеров, умельцев

экскурсия

Выставка рисунков, обмен мнениями

29

24 апр

Главные здания города Новосибирска

Познакомиться с главными зданиями  города

Просмотр презентаций

Работа в книге на страницах 69-71

30

08 мая

Экскурсия на Монумент Славы

экскурсия

Посещение памятных мест Новосибирска

31

15 мая

Проверь себя (№2, №3)

тест

32

22 мая

Любимый праздник новосибирцев

Знать когда проводится День города, кто такой Городовичок.

Комбинированный урок

Выставка рисунков «День горда»

Придумать с родителями загадки.

                                                                                                                                       

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

       Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...

Олимпиада по краеведению "Знай и люби свой край"

Олимпиада по краеведению для учащихся 4 класса позволит проверить уровень знаний о Саратовской области и городе Энгельсе....

Внеурочное занятие по курсу "Знай и люби свой край".

В ходе внеурочного занятия в 4 классе продолжаем знакомство с произведениями кубанских писателей и поэтов, собирать биографические сведения о некоторых из них, раскрывать значимость и самобытность куб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

Программа рассчитана на 1 год  для 4 класса. Рассматриваемые вопросы на занятиях  связаны с краеведением....

Классный час в 1 классе "Знай и люби свой край" ко Дню Знаний 2017 год

Цели:- ознакомление с историческими страницами родного края (Луги и его окрестностью), его современностью;- формирование у учащихся понятий «Родина», «малая родина», устойчивог...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования...