Разработка плана - конспекта урока "Окружающий мир" 2 класс по теме "Водоёмы"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

спирина светлана анатольевна

Разработка плана-конспекта по курсу "Окружающий мир" , программа Школа России, 2 класс, "Водоёмы", с мультимедийной презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема урока: Водоёмы

Цели:

Познавательные – изучение видов водоёмов, частей реки.

Коммуникативные – развитее интеллектуальных способностей через разгадывание загадок, уметь составить рассказ о главной реке нашего края, Волге.

Регулятивные умение поставить цель деятельности, спланировать её, проверить и провести рефлексию, поддержать интерес к предмету посредством применения  ИКТ.        

Оборудование: мультимедийная  презентация , учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков,  тесты «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

  1. Оргмо мент.

Настрой на работу.

Выход на тему урока.

  1. Целепола гание

  1. Планиро  вание

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Физкульт минутка

  1. Изучение новой темы.

  1. Итог урока.

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание. 

Приветствую детей, предлагаю поприветствовать и друг друга.

- Тихо садитесь. И начинаем работать.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем открывать его тайны.

Сейчас вам предстоит отгадать загадки.

(слайд  №2)

- Как назвать эту группу, одним словом?

- кто понял, какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Водоемы».

- Что такое водоем? Обратимся к толковому словарю. (слайд №1)

- Взгляните на карту сразу бросается в глаза, что большая часть земной поверхности окрашена в голубой цвет. Вода занимает 2/3 всей поверхности Земли. Если бы можно было собрать эту воду в одну каплю, то её диаметр равнялся бы почти полутора тысячам километров.

- Чему вы будете учиться на уроке?

Цель: познакомиться с видами водоемов и их особенностями.

Сегодня на уроке мы узнаем:

- какие водоемы бывают?

- Какие части реки выделяют?

- Какие водоемы находятся в нашей местности?

- Как деятельность человека влияет на экологию водоемов?

- Давайте спланируем нашу работу. С чего мы обычно начинаем?

- Ну, а сейчас приступаем к осуществлению нашего плана.

1. Фронтальная проверка.

- Ровные или почти ровные участки земной поверхности …..

- Возвышенности на равнинах называются ….

- Это чудо – великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. (слайд№4)

- Чем гора отличается от холма?

(слайд №3)

- Горы расположенные рядами называют…

- У горы, у холма он бывает крутой или пологий.

- Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или… (слайд№4)

- Самая высокая часть холма или горы.

- Ну а теперь, выполним тестовое задание

(А.А.Плешаков Тесты 2 кл. Окружающий мир)

- Вы любите купаться? Кто умеет плавать?

      Подготовка к плаванию:

  1. Наклоны головой вперед-назад (на местах);
  2. Сидя на стуле, разгибание ног в коленных суставах;
  3. Стоя, имитируем руками движение пловца кролем;
  4. Стоя, имитируем руками движение пловца брасом;
  5. Стоя, имитируем руками движение пловца брасом;
  6. Стоя, имитируем руками движение пловца брасом на спине;
  7. Стоя, имитируем руками движение пловца свободным стилем на спине.

Прежде, чем приступить к новой теме предлагаю вам отгадать кроссворд. (слайд № 6)

- Водоёмы бывают искусственные и естественные. 

- Что означает слова «естественный» и «искусственный» ?

- Приведите примеры естественных  водоёмов.

- Приведите примеры искусственных водоёмов.

Индивидуальная работа.

- Из текста учебника на стр. 80 узнайте, для чего люди создают искусственные водоёмы?

Выполните работу.

(слайд №7)

2. Части реки.

- В начале урока я загадала вам загадки не обо всех водоёмах.

Послушайте ещё одну загадку и скажите, что это?

                Чуть дрожит на ветерке

                 Лента на просторе,

                 Узкий кончик в роднике,

                 А широкий  в море.

- Что такое река?

- Из каких частей состоит река?

(исток, устье, русло, приток, берега).

Из толкового словаря:

Исток –

1. Место, где начинается водный источник (река, ручей). Исток реки.

2. Начало, первоисточник чего-нибудь. Истоки древней культуры.

Устье – место впадения реки (в море, озеро или другую реку).

Русло –

 1. Углубление в грунте, по которому течёт водный поток. Русло реки.

2. Направление, путь развития чего-нибудь. Жизнь вошла в своё обычное русло.

Приток – река, впадающая в другую реку или в озеро. (слайд №8)

Река – это постоянный водосток. Озеро – это природный водоём со стоячей водой.

Пруд – искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы.

Море – большое количество солёной воды.

Водохранилище – искусственный водоём образованный в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды.         (слайд №9)

3. Водоёмы нашей местности.

- Какая река является главной в нашем городе? (слайд №10),

- Каким цветом обозначены

водоёмы на карте?

- Давайте составим рассказ о реке Волге. (слайд №11)

- Какие ещё водоёмы находятся в нашем крае? (слайд №12,13)

– А теперь подумайте, чем отличается река от озера?

Рассмотрите фотографии и обсудите в парах. (Выслушиваются ответы).

– Наши водоемы: реки, озера, пруды часто становятся грязными. В них даже нельзя купаться. Почему так бывает?

– Что вы, школьники, можете сделать, чтобы водоемы стали чище?

– Приведите примеры, когда вы помогли речке или пруду стать чище.

Пришла пора подвести итог  работы на уроке и проверить чему вы научились?

 - Какие водоёмы вы знаете?

- Какие водоёмы называются естественными, приведите примеры.

- Какие водоёмы называются искусственными, приведите примеры.

- Назовите части реки.

- Что такое исток реки?

- Что такое устье реки?

- Что такое притоки?

- Что ещё бывает у реки?

- Чем отличается река от озера?

- Что вам больше всего понравилось на уроке? (слайд №14)

- Спасибо всем за урок.

- Выполнить задание в рабочей тетради стр.    

- Прочитать учебник стр.84-85, рабочая тетрадь по «Окружающему миру» А.А. Плешаков стр.34-35

- Учиться находить реки на карте.

- Урок окончен.

Приветствуют учителя и друг друга

Водоемы.

Водоемы

ВОДОЁМ – место скопления или хранения воды.   ( Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Швецовой)

  1. Проверяем д/р
  2. Изучаем новую тему.
  3. Закрепляем изученное
  4. Подводим итоги
  5. Записываем  д/з

Равнины

Холмы  

Горы

Холм до 200м высотой, гора свыше 200м.

Горные хребты.

Склон

Подножие

Вершина

Выполняют тест.

Естественный – созданный природой.

Искусственный – созданный человеком.

Ручей, река, озеро,   море, океан, болото.

Пруд, канал, водохранилище.

Пруды  создают для  разведения рыбы и водоплавающей птицы.

Каналы  создают для сокращения водных  маршрутов и для перенаправления потока воды.

Водохранилища создают для накопления и хранения воды в целях её

использования в народном хозяйстве.

Река

 

Река Волга, река Самара, Жигулевское море, пруд Аглос , Мастрюковские озёра др. (Сообщения детей)

Голубыь, синим.

Ответы детей.

Река – это постоянный водоток. Озеро – это природный водоём со стоячей водой.

Болото, реки, ручьи, море, пруд, океан.

Те, которые созданы природой, без участия человека. Например: река, море, озеро, океан.

Те, которые создал человек. Это – пруд, водохранилище, канал.

Исток – это начало реки.

Устье – это место, где река впадает в другую речку, море или озеро.

На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются притоками.

Правый и левый берег, русло.

Река – это постоянный водоток. Озеро – это природный водоём со стоячей водой.

Дети записывают в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Методическая разработка - план-конспект урока "Being happy in the city and in the country" 4 класс

План-конспект урока: “Being happy in the city and in the country”Класс: 4УМК: «Enjoy English-4» (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева) )...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык.  Класс: 2 В...