Разработка плана-конспекта урока по информатике в 4 классе и электронного учебного материала в среде SMART Notedook по теме: "Отношения между понятиями".
план-конспект урока по информатике (4 класс) по теме
Урок изучения новой темы с использованием интерактивной доски SMART Nootebook.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Отношения между понятиями, 4 класс
Цели:
- Дать представления учащимся об отношениях между понятиями.
- Провести самостоятельную проверочную работу по данной теме.
Задачи:
- Инициировать умственную деятельность учащихся при изучении новой темы, совершенствовать аналитические навыки при составлении схем, отношений между понятиями.
- Воспитывать культуру речи, труда и общения при работе в группах и парах.
- Развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представления о понятии, о совершении с ним действий – деления и обобщения;
- иметь представления об отношении между понятиями;
- уметь приводить примеры видовых и родовых понятий,
- выполнять тесты в программе PowerPoint.
Ключевые понятия: понятие, деление и обобщение понятия, симметричные и несимметричные отношения.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: термин, видовое и родовое понятие.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы : эвристическая беседа с опорой на знания учащихся, работа в группе, индивидуально (по уровням сложности) и в паре.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, дидактический материал.
Програмное обеспечение: PowerPoint, Программа SMART Notebook.
План урока:
1.Организационный момент | Деление класса на равнозначные группы с разной степенью обученности в каждой. |
2. Повторение изученного материала | Групповая работа, вовлечение в учебный процесс детей, обучающихся интегрированно в классе |
3. Изучение нового материала | Беседа с применением интерактивной презентации, опорных схем и справочных материалов для упрощения усвоения нового материала. |
4. Физкультминутка | |
5. Закрепление изученного материала | Работа в парах: учащийся быстрее выполнивший задания помогает отстающему, в случае затруднений |
6. Самостоятельная работа | Дифференцированный тест с двумя уровнями сложности на выявление качества усвоения знаний учащимися. |
7. Домашняя работа | Задание двух видов — различные по сложности и по содержанию. |
Ход урока
1. Организационный момент (деление класса на равнозначные группы с разной степенью обученности в каждой).
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Слайд 2. Сегодня у нас будет необычный урок. Каждый урок не только для учителя, но и для ученика должен быть произведением искусства, потому что на уроке мы не просто изучаем, знакомимся с новым, доказываем, даже может быть не всегда в чем –то соглашаемся с учителем, но все вместе приходим к истине ,к какому – то правилу, и тем самым создаем картину урока , произведение искусства. И мы с вами тоже на уроке попробуем создать такую картину. Для этого нам понадобится вот такая рамка. У вас на столах лежат эмблемы с изображением палитры или кисти и только объединившись вместе мы сможем создать нашу картину.
2. Повторение изученного материала (групповая работа, вовлечение интегрированных учащихся в учебный процесс).
Слайд 3. А для того, чтобы создавать картину нам просто необходимо в первую очередь узнать тему нашего урока. Для этого я предлагаю узнать ключевое слово, решив кроссворд в группах. У каждой группы будет одна из 3-х частей кроссворда. Каждая группа отгадывает свою часть кроссворда. Ключевое слово мы сможем определить только объединив эти части. На выполнение задания 3 мин.
- Это объект внутреннего, виртуального мира идей и мыслей человека.
- Это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.
- Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом.
- “Мебель”, “инструмент”, “автомобиль” – это понятие родовое или видовое?
- Манипулятор для управления экранными объектами.
- Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
- “Конфета”, “цифра”, “ель” – это понятие родовое или видовое?
- Клубника, малина, смородина, назовите родовое понятие.
Обобщение этапа
Давайте проверим, какие слова у вас получились?
Слайд 3, 4, 5, 6. Итак, сегодня на уроке мы с вами будем говорить об отношениях между понятиями.
И за то, что группы сработали хорошо, у нас на картине появляется первый элемент (Солнце - доброта).
3. Изучение нового материала (беседа)
У детей на столах лежат опорная схема и справочный материал по новой теме.
Слайд 7. Сегодня на уроке мы должны понять, что отношения между понятиями бывают такие: вид <=> вид, род => вид, вид <= род. Понять, что отношения , обозначенные однонаправленной стрелкой, называют несимметричными отношениями, а двунаправленной стрелкой — симметричными отношениями. Научиться узнавать и называть отношения, приводить свои примеры и строить схемы отношений в виде кругов Эйлера.
Слайд 8. Понятия, как и объекты реальной действительности, находятся в определенных отношениях между собой. Рассмотрим это на примере знаков. Знаки бывают разные. Это и буквы, и цифры, и знаки арифметических действий и много других.
«Знак» - это родовое понятие. «Буква», «цифра», «знак препинания» - это видовое понятие.
Слайд 10-13. В таблице приведены примеры отношений вид <=> вид, род => вид.
Слайд 14. Отношения бывают несимметричные и симметричные. Несимметричные отношения обозначают однонаправленной стрелкой. Симметричные отношения обозначаются двунапраленной. Симметричные - отношения — это отношения между понятиями одного уровня. Например, между видовыми понятиями. Здесь понятия «буква» и «цифра» - понятия одного уровня, поэтому отношения между ними симметричное. Тоже самое можно сказать про буквы «А» и «Я», про цифры 1 и 8.
Слайд 15. Есть и другие виды отношений между понятиями. Например, отношение пересечения понятий.
Слайд 16. Круги Эйлера — это наглядное и удобное представление отношений между двумя или несколькими понятиями.
Слайд 17,18. Рассмотрим пример. Некоторые латинские буквы используются в качестве цифр. Это римские цифры. Поэтому понятие «буква» и понятие «цифра» находятся в отношении пересечения. Круг, обозначающий понятие буквы, пересекается с кругом. Обозначающим понятие цифры. Оба эти круга находятся внутри большого круга, которым обозначены знаки. Если посмотреть на круги Эйлера, то становится понятно, почему говорят, что понятия «буква» и «цифра» входят в понятие «знак».
Размер кругов Эйлера не имеет значения. Их можно рисовать большими или маленткими. Главное, чтобы были правильно представлены отношения между понятиями. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в другой круг, который больше и обозначает родовое понятие.
Обобщение этапа (индивидуальная проработка понятийного аппарата, проговаривания правил)
Слайд 19. Главное, что мы с вами должны понять и запомнить?
Открываем учебник на странице 77, вместе читаем выводы.
Скажите, кто понял тему урока? И я думаю , что за это мы получаем ещё один элемент картины. (деревья - понимание)
Физкультминутка. Слайд 20
Мы работаем отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Вышеруки, вместе пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
4. Закрепление изученного материала (работа в парах)
Сейчас мы будем с вами работать в тетрадях и посмотрим, как вы усвоили тему урока.
Открываем тетради на странице 50, будем выполнять задания №2,3,4,5.
Остальные задания в этом параграфе № 1,6,8,9 вы выполните дома.
Слайд 21-30
Поднимите руку, кому понятно, что мы будем делать сейчас, и какие задания остаются на дом?
С работой в тетрадях вы справились неплохо. И получаете ещё один элемент картины.
(облака - взаимопомощь)
5. Самостоятельная работа (дифференцированные тесты ) – приложение 2
1 уровень
1.Деление понятия – это
А) Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
Б) Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом
2. Обобщение понятия - это
А) мысленное действие, смысл которого — в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом.
Б) мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие
3. Все объекты связаны друг с другом
а) отношениями
б) дружбой
4. Какие видовые понятия входят в родовое понятие «устройство компьютера»
а) мышь
б) клавиатура
в) монитор
г) стол
д) дерево
е) учебник
5. Какие действия можно совершать с понятиями
а) деление
б) обобщение
в) сложение
г) умножение
уровень 2
- Все части компьютера соединены с …
а) клавиатурой
б) системным блоком
в) монитором
- Объект — это общее название:
а) явлений окружающей действительности
б) того, на что направлено внимание человека
в) предметов окружающего мира
- Термин — это...
а) слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники
б) слово или устойчивое словосочетание, обозначающее бытовой предмет
- Родовое понятие «посуда» делится на видовые понятия:
а) тарелка
б) кастрюля
в) стол
г) утюг
д) бокал
е) лампочка
- Обобщите видовые понятия: «гвоздика», «роза», «тюльпан», «ромашка».
а) цветок
б) посуда
в) техника
Обобщение этапа
Какие отметки у вас получились? Молодцы!
И я думаю, вы уже догадались, что получаете последний элемент нашей картины. (животные - дружба)
6. Итог урока
Слайд 31. Посмотрите, ребята, наша картина закончена.
Как вы, думаете, мы достигли цели, которую поставили в начале урока – создать картину, ведь сам урок это произведение нашей с вами совместной работы.
Обратите внимание, на всех фруктах написаны слова. На уроке мы говорили об отношениях между понятиями.
А помочь это понять нам помогли вот эти отношения, которые существуют между людьми. Эти отношения и помогают людям создавать произведения искусства. Я желаю вам, чтоб вы всегда оставались добрыми, приходили на помощь к своим друзьям и близким, понимали друг друга.
Домашнее задание у вас записано на эмблемах с обратной стороны.
Скоро прозвенит звонок
Собери свои вещи дружок,
Аккуратно, по порядку
Книгу, ручки и тетрадку.
Спасибо, вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока математики в 4 классе.
Урок интегрирован с предметом "Окружающий мир".Тема:Берегите воду!...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
Методическая разработка плана – конспекта родительского собрания в начальной школе. Тема: «Как формировать учебные интересы и мотивы».
Тема: «Как формировать учебные интересы и мотивы»....
«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»
Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый столКатегория участников: 6 – 8 классыЦель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в ...
методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...
Разработка плана-конспекта по литературному чтению для 2 класса Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики»
Цель: ознакомление обучающихся с видами сказок на примере русской народной сказки «У страха глаза велики».Задачи:Образовательная: познакомить с видами сказок;способствовать формированию це...