Лес и человек
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Мельникова Елена Алексеевна

Открытый урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.

Учитель: Мельникова Е.А.

ТЕМА:  «Лес и человек».

Цель: 1). Подвести итоги изучения разнообразия растительного и животного мира лесной полосы, расширить и углубить знания учащихся о лесе и его богатствах.

2) Сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, о значении леса в жизни природы и человека.

3) Воспитывать ответственное отношение к общенародному делу охраны леса, прививать любовь и уважение к нашей Родине, к лесу, к родной природе.

4) Заботиться об укреплении здоровья учащихся, формировать здоровый образ жизни.

5) Развивать наблюдательность, любознательность, речь, логическое мышление.

6) Учить анализировать изученный материал, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

ОБОРУДОВАНИЕ:    1) карта природных зон России;

2) гербарий растений лесной полосы;

3) таблички «Географы», «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»;

4) карточки с индивидуальными заданиями;

5) карточки с тестовыми заданиями;

6) учебник природоведения, 4 класс, Н.Ф.Виноградова.

7) картины «Тайга», «Хвойный лес», «Смешанный лес», «Животные леса», «Птицы»;

8) план характеристики природной зоны;

9) доклады учащихся о растениях и животных лесной полосы.

               

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Звучит  песня «Лесной марш» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).

II. Постановка учебных задач урока.

- О чем эта песня? (О лесе, о тайге, о березках).

- Почему мы начали наш урок этой песней? (Потому что мы будем говорить о лесе).

- А кто должен оберегать лес? (Люди).

- Итак, мы с вами находимся в лесной полосе. Посмотрите, как много вокруг нас различных растений, животных, птиц. Так и хочется за кем-то понаблюдать, увидеть, услышать и узнать что-то новое!

Тогда за работу!

- Сначала  повторим пройденный материал, вспомним, где располагается лесная зона, ее климатические условия, послушаем ваши рассказы о растительном и животном мире, а потом познакомимся с новой темой «Лес и человек».

- На уроке вы узнаете, какую роль играет лес в жизни природы и человека, какие правила поведения в лесу надо соблюдать и выполнять, чтобы не причинить вреда лесу и поговорим об охране леса, природы.

III. Повторение изученного материала.

- Сегодня мы работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. (Дети разделены на четыре группы)

- Представьтесь, пожалуйста, кто вы и что изучаете?

     Географы – изучают зимнюю поверхность и природные условия.

     Ботаники – изучают растительный мир.

     Зоологи – изучают животный мир.

     Экологи – изучают отношения между растениями, животными, человеком  и окружающей их средой.

  - Я буду вашим научным руководителем и буду помогать вам изучать лесную зону.

- Перед вами лежат текстовые задания. Задания у всех одинаковое: установи соответствие.

-   Что значит установить соответствие?  (Выбрать  материал, который соответствует или характеризует природную зону).

-  Работаем, как обычно, по плану характеристики природной зоны (весит на доске)

План характеристики природной зоны.

1. Расположение.

2. Климат.

3. Растения.

4. Животные.

- Пока вы будете работать в группах, я попрошу некоторых ученых получить персональные (индивидуальные) задания на карточках (6 учащихся).

     Итак, послушаем, как вы изучили лесную природную зону.

А) – Первым слово предоставляется географам. (Один географ показывает на карте лесную зону и рассказывает о ее расположении, а второй о климатических особенностях лесной полосы и).

- Ребята, а как вы думаете, скажутся ли такие благоприятные климатические условия на растительном и животном мире лесной зоны?

- А как? Давайте послушаем ботаников. (Выступают 5 учащихся)

1) рассказ о тайге,

2) рассказ о хвойном лесе,

3) рассказ о смешанном лесе,

4) рассказ о разных названиях русского леса,

5) рассказ о разном расположении растений в лесу.

- Ребята, сделайте вывод о растительном мире лесной полосы.

ВЫВОД:  Растительный мир лесной полосы богаче и разнообразнее по сравнению с зоной  тундры.

   IV    Физминутка.

-  Слово предоставляется зоологам, которые рассказывают

 о животном мире лесной полосы (2-е учащихся выступают:

один рассказывает о животном лесе, 2-й о птицах).

V Игра «Кто это?» (5 учащихся зачитывают отрывки о животных

из своих докладов, а учащиеся отгадывают, о каком

животном или птице идет речь).

- Сформулируйте вывод о животном мире лесной полосы.

ВЫВОД: Животный мир лесной  полосы

 также богат и разнообразен, как и растительный.

  VI. Формирование новых знаний и умений.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – вон убежал.

-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).

- Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).

- Слово предоставляется Экологам, которые расскажут об охране растительного и животного мира (4 человека).

 Знакомство учащихся с правилами поведения в природе, в лесу.

ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ И ВЫВОД:

- Ребята, если вы будете соблюдать и выполнять эти правила,

- то природа щедро отблагодарит вас за это самым великим подарком – она подарит вам здоровье.

Викторина о значении леса.

1. Чем является лес для человека? (Местом отдыха).

2. А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений,  лесной воздух лечит).

3. Как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова – это лес).

4. Какие вещи из дерева вы видите вокруг себя?

5. Чем является лес для животных и растений? (Домом).

- Как вы думаете, а что дает лес животным? (Пищу,  укрытие от врагов, устроить незаметное жилище).

(Составление схемы «Значение леса»)

Значение леса       - место отдыха,

                               - аптека,

                               - источник чистой воды и пищи,

                               - источник древесины,

                               - дом для растений и животных,

                               - защитник воздуха, почв, водоемов.

- А какие поступки человека могут стать бедой для леса?

-Просмотр видеосюжета «Пожары в лесу».

 

VI. Закрепление изученного материала.

 - Что дает нам лес?

 - О чем должны помнить люди, приходя в лес?

- А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Выставка рисунков.

  VII. Обобщение.

Ученые подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают

примерно 20 га леса.

-Как представить себе 20 га? (Это участок длиной 2 км и шириной 200м).

Каждую минуту с Земли исчезает 20 га леса.

- Давайте посчитаем, а сколько леса исчезнет за 10 минут?

(200га), за 1 час ( 1200 га).

- А вот, сколько леса вырубят люди за год, посчитаете дома .

 VIII. Итог урока.

 - А не случиться ли так, что на Земле совсем не останется лесов?

-  Как вы думаете, что надо сделать, чтобы этого не случилось?

На этот вопрос можно ответить словами пословицы:

« Много леса – не губи

   Мало леса   -  береги!

  Нет леса     -   посади!»

( Учитель выставляет оценки за урок).

- «Какое великое счастье быть в лесу и общаться с природой», - писал

не раз в своем дневнике Л.Н. Толстой.

- А.М. Горький « В воспоминаниях детства» пишет: «Лес вызывал

у меня чувство душевного покоя и уюта, в этом чувстве исчезали

 мои огорчения, забывалось все неприятное».

- Ребята, прислушайтесь к  этим мудрым высказываниям

великих русских писателей, и если вам плохо, если вы расстроены

чем-то и огорчены, то немедленно отправляйтесь на прогулку и

обязательно в лес, но только со взрослыми. И лес вылечит вашу душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить

Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....