разработка урока по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Абраменкова Наталья Михайловна – учитель начальных классов МКОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Климов – Завод, Юхновского района Калужской области, стаж работы – 22 года, первая квалификационная категория
Предмет: Окружающий мир (ФГОС)
Класс: 1 класс
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока: Кто такие насекомые?
Цели:
- познакомить учащихся с многообразием мира насекомых; ознакомить с коллективными насекомыми; выделить отличительные признаки насекомых;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать бережное отношение даже к самым маленьким обитателям нашей планеты, интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Знания: усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира.
Умения: научатся приводить примеры насекомых.
Навыки: повторят правила бережного отношения к природным объектам.
Метапредметные
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные результаты
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Характеристика деятельности учащихся:
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
— работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
— сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, фотографии с изображением насекомых (кузнечик, пчела, бабочка, шмель, стрекоза, жук) сигналы обратной связи.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие деревья называются лиственными? А какие – хвойными? Что такое хвоинки? На самом ли деле хвойные деревья вечнозеленые? Как можно различить ель и сосну? С какими ещё хвойным деревом вы познакомились на прошлом уроке?
2.Самоопределение к деятельности.
─ А сейчас посмотрите на экран. (слайд1). Какое время изображено на рисунке? (Лето). Действительно мы с вами оказались на зеленой лужайке. Светит яркое солнышко. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. В эту пору на лугу очень весело.
Отгадайте загадки и мы узнаем, кто живет на зеленой лужайке.(слайд2,3)
Иголку носит при себе,
А не портниха.
Варит, а не повариха. ( Пчела)
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет,
Сядет — землю роет. (Жук)
Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук)
Около носа вьется,
А в руки не дается. ( Комар)
В воде родится,
А воды боится. ( Стрекоза)
Черный хохолок
Воткнулся в потолок,
Осенью в щель забирается,
Весной просыпается,
Легко порхает,
Страха не знает. ( Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. ( Бабочка )
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Не солнце, не огонь, а светит. ( Светлячок)
Лежит кучка поросят,
Только тронешь — завизжат. ( Пчелы)
Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравейник)
3. Работа по теме.
- А теперь кто мне может сказать, каким одним словом мы называем всех, о ком наши загадки? (Ученики дают свои варианты ответа.) Правильно, ребята. Это насекомые. И сегодня на уроке мы будем говорить именно о них. (слайд 4)
Насекомые — это самая многочисленная группа животных. Как мы уже поняли, к ним относятся и бабочки, и жуки, и муравьи, и всем известные комары с мухами. Науке известно около 1 млн видов насекомых. Большинство насекомых питаются растениями, но среди них встречаются и хищники. Например, стрекоза охотится на мошек и комаров, и обитают насекомые практически везде — в воздухе, почве и воде. Вот какой удивительный этот мир насекомых!
Только представьте себе, насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насекомых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не обладают. А теперь давайте мы попробуем узнать, что же объединяет насекомых. Почему они относятся к одному классу. Посмотрите на фотографию, которая лежит на партах. Подумайте, что у насекомых общего.
Ученики (работают с фотографиями, если необходимо, с помощью учителя приходит к следующим выводам): У насекомых тело разделено на три части, которые называются насечками. Отсюда и произошло слово «насекомые». Части тела насекомых — это голова, грудь и брюшко. У насекомых есть чувствительные усики. А еще у них три пары ног. (слайд 5)
- Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? (у которых шесть ног). Только у пауков ног не шесть, а восемь.
А теперь мы с вами поиграем в насекомых и проведем физкультминутку.
4. Физминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5. Продолжение работы по теме урока.
Учитель: А теперь мы с вами поговорим о разных насекомых. Посмотрите (слайд 6). Как называется тот, кто здесь изображен?
Ученики: Кузнечик.
Учитель: А как вы думаете, почему это насекомое названо именно так? (Ученики предлагают свои варианты ответов.)
Учитель: На самом деле, кузнечик получил свое название за то, что умеет стрекотать. Этот звук показался нашим предкам похожим на звон молота при ударе о наковальню кузнеца. И кузнечик — это маленький кузнец. А вот еще одно насекомое (слайд7). Кто это? Ученики: Бабочка.
Учитель: Как вы считаете, бабочка — красивое существо? (слайд 7) (Ученики делятся своими мыслями.)
Учитель: Давайте рассмотрим строение тела бабочки?
Ученики: У нее шесть лапок, тело состоит из трех отделов. Есть усики.
Учитель: Все верно, ребята. А вы знаете, что многие большие и красивые бабочки очень редко встречаются? Как вы думаете, почему так происходит? (слайд 8) (Ученики предлагают свои варианты ответов.)
Учитель: Как вы считаете, можно ли ловить бабочек? (Ученики отвечают. Если необходимо, с помощью учителя они подводятся к мысли о том, что бабочек, как и других насекомых, ловить нельзя.) (слайд 9)
Учитель: А теперь мы с вами поговорим вот об этих интересных насекомых. (слайд 10) Кто может их назвать? (Ученики отвечают.)
Учитель: А кто догадается, чем эти насекомые отличаются от бабочек и кузнечиков? (Ученики подводятся к выводу о том, что пчелы и муравьи — коллективные насекомые.) Пчелы живут в улье, семьями. И у пчел в семье есть свои обязанности. Матка постоянно откладывает яйца, из которых выводится потомство. То размерам она крупнее остальных пчел. Рабочие пчелы летают за нектаром, у них есть длинные хоботки, на конце которых маленький язычок, с помощью него насекомые слизывают нектар. Трутни не собирают пыльцу и нектар, нужны они только для размножения. А где пчелы живут?
Ученики: В ульях.
Учитель: Да, пчелы живут в ульях. А кто мне расскажет, чем полезна для человека пчела?
Ученики: Она дает мед, из пчелиного яда получают разные лекарства.
Учитель: А чем опасна?
Ученики: Пчела может больно ужалить.
Учитель: Да, пчела может укусить. Но она не укусит, если ее не трогать и не раздражать. Встретившись с пчелами, нельзя отмахиваться руками. Лучше всего замереть и подождать, пока пчелы не улетят. Не стоит дразнить пчел сладостями.
И последний наш герой на сегодня — это наш Муравьишка Вопросник. Муравьи — тоже коллективные насекомые, то есть живут семьями. Высота муравейника может быть до 1 м. Муравейник — многоэтажное сооружение с множеством ходов и камер. Муравьев иногда называют лесными санитарами, ведь они уничтожают 15-20 тыс. вредных насекомых в день. А теперь подумайте: можно ли уничтожать насекомых, разрушать муравейники?
Ученики: Нельзя. Ведь муравьи — полезные насекомые.
Учитель: А для того, чтобы мы знали, какие животные и растения особенно нуждаются в охране, ведется Красная книга редких и исчезающих видов животных и растений. В Красную книгу занесены все те виды животных и растений, которые могут исчезнуть с лица Земли. Но наш урок подошел к концу.
6.Рефлексия учебной деятельности.
─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)
─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)
─ А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб.
─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы учащихся.)
- Оцените свой достижения на уроке( Ученики достают смайлики и объясняют свой выбор)
Весёлый - всё получалось, справились, довольны результатом
Простой – настроение хорошее, но задания были не такими уже лёгкими. Мне было трудно, но я справился.
7. Подведение итогов урока.
- расскажите Мудрой Черепахе, что главное вы узнали сегодня на уроке. (Насекомое – это животное, у которых шесть ног)
- Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да)
8.Домашнее задание
Нарисовать насекомое, которое больше всех понравилось на уроке.
Подготовить маленький рассказ об этом насекомом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...