Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1 класс по системе "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира и ОБЖ"" в 1 классе по системе "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_okruzhayushchiy_mir_1_klass_sistema_perspektiva.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
по предмету «Окружающий мир» 1 класс
(система «Перспектива)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.).
- Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Окружающий мир» 1—4 классов. Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.
- Образовательная программа «Окружающий мир» 1 класс (А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая), М.«Просвещение», 2011 г.
- Региональный базисный учебный план ОУ Республики Татарстан.
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом.
- Учебный план начального общего образования на 2011-2012 учебный год МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом.
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Цели программы по предмету «Окружающий мир» 1 класс:
- Осознание целостности окружающего мира;
- Освоение основ экологической грамотности и доступных способов изучения природы;
- Понимание особой роли России в мировой истории.
Задачи программы по предмету «Окружающий мир» 1 класс:
- заложить основу для мыслительного инструментария, необходимого для восприятия явления «Окружающий мир»;
- представить детям тир способа освоения явления «Мир»: любовь, понимание, знание;
- развивать эмоционально-эстетическую структуру восприятия детей, духовность и нравственность.
Содержание курса представлено в виде разделов:
- «Человек и природа»
- «Человек и общество»
- «Правила безопасной жизни»
Тематическое планирование уроков «Окружающий мир» представлено в виде взаимосвязанных разделов:
1. «Мы и наш мир»
2. «Наш класс в школе»
3. «Наш дом и семья»
4. «Город и село».
5. «Родная страна».
6. «Человек и окружающий мир».
Программа последовательно представляет три способа освоения явления «Мир»: любовь, понимание, знание. Только соединение этих способов даст культурно-значимый результат в ходе обучения и воспитания детей. В программе роль субъекта «Мы – это я и другие» предстаёт педагогически и социально необходимой. В программе постепенно расширяется образ мира, как целого в самых различных его обликах. Она намечает вектор для построения интегрированных программ во 2-4 классах с точки зрения целостного мировосприятия, что очень важно для духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся. В программе предусматривается блок внеклассной и внешкольной работы, который определяет мероприятия экскурсионного характера, праздники и выставки детского творчества.
Цель экскурсионной работы - создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия, презентация.
Контроль: проверочная работа.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в авторской программе и по учебному плану МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом (см. таблицу №1). Программа курса «Окружающий мир» (авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая) в 1 классе составляет 66 часов (2 часа в неделю). Количество часов в учебном плане МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом составляет 66 часов (2 часа в неделю).
Национально-региональный компонент по предмету «Окружающий мир» 1 класс реализуется на основе сочетания, сравнения далёкого и близкого, конкретизирует это далёкое воображаемое, приближая его к опыту детей, способствует более глубокому ознакомлению с традициями народов родного края, социально-экономическими, национально-экономическими, национально-этническими, природно - климатическими, культурно-историческими особенностями Республики Татарстан путем включения уроков на темы: «Казань - столица Республики Татарстан», «Экскурсия в историко-архитектурный заповедник Республики Татарстана».
Этнокультурный (русский) компонент реализуется с помощью включения на уроках тем: «Книга – наставник и друг. История книгопечатания на Руси», «Красивые камни в нашем доме. Изделия из малахита умельцев России», а также вопросы для обсуждения «Облик российских городов и сел, значение и происхождение их названий.
В содержание предмета введены элементы основ безопасности жизнедеятельности.
На уроках осуществляются межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, технология.
Таблица №1
№ | Тема раздела | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в плане гимназии |
1. | «Мы и наш мир» | 10 часов | 10 часов |
2. | «Наш класс в школе» | 12 часов | 13 часов |
3. | «Наш дом и семья» | 14 часов | 15 часов |
4. | «Город и село» | 13 часов | 12 часов |
5. | «Родная страна» | 7 часов | 10 часов |
6. | «Человек и окружающий мир» | 4 часа | 6 часов |
7. | Резерв учебного времени | 6 часов | - |
ИТОГО | 66 часов | 66 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Окружающий мир» в 1 классе (см. таблицу №2)
Таблица №2
Учащиеся первого класса научатся |
Раздел «Человек и природа»
|
Раздел «Человек и общество»
|
Раздел «Правила безопасной жизни»
|
Характеристика результатов формирования УУД
на разных этапах обучения по УМК «Перспектива» (см. таблицу №3)
Таблица №3
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2.Уважать свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям. 3.Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4.Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник. | 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3.Сравнить предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4.Слушать и понимать речь других. 4.Участвовать в работе в паре. |
Примерное планирование уроков окружающего мира в 1 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания стандарта | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||||
Раздел: «Мы и наш мир» - (10 часов) | |||||||
1 | Мы и наш мир. Безопасный маршрут от дома до школы. | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Учебный комплект (учебник, рабочие тетради, тетрадь по ОБЖ) – наш помощник в дороге к открытию окружающего мира. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня. | Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Записывать в рабочей тетради домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нем время ухода в школу и возвращения домой. | ||
2 | Природа. | 1 | Беседа, работа с книгой | Природа - это все, что нас окружает, но не создано руками человека. | Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. | ||
3 | Неживая и живая природа. | 1 | Беседа, работа с книгой | Солнце, звезды, воздух, вода, камни – неживая природа. Растения, грибы, животные – живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. | Различать и называть объекты живой и неживой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы. Обнаружить связи между неживой и живой природой. | ||
4 | Экскурсия «Путешествие в мир красок и звуков родной природы». | 1 | Экскурсия | Оценить эмоционально - эстетическое впечатление от восприятия природы. Освоить основы самостоятельной поисково - исследовательской деятельности. | |||
5 | Культура. | 1 | Беседа, работа с книгой | Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры народов своего края. | Различать объекты природы и предметы культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Сравнивать предметы и явления культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше – теперь, давно — недавно». Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. | ||
6 | Природа в творчестве человека. | 1 | Беседа, работа с книгой | Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Объекты культуры, сделанные из природных материалов. Образы живой и неживой природы, воспроизведенные в произведениях культуры, в том числе – народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов. | Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе – народов своего края. Читать схему изготовления игрушки; изготавливать игрушку по схеме. | ||
7 | Мы – люди. | 1 | Беседа, работа с книгой | Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе – своего края. | Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе – своего края. Выявлять и перечислять их особенности. | ||
8 | Как мы общаемся с миром. | 1 | Беседа, работа с книгой | Восприятие красоты и своеобразия окружающего мира человеком с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира. | Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира. Называть признаки, отличающие человека от других живых существ. Характеризовать предложенные картины и стихотворения. Оценивать свои впечатления от их восприятия. Определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, ее четкость, правильность. | ||
9 | Люди – творцы культуры.
| 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом. | Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Фиксировать при помощи фотосъемки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда. Контролировать свое поведение во время совместной работы. | ||
10 | Обобщение темы «Мы и наш мир». | 1 | Контроль знаний | Установить степень усвоения учащимися темы «Мы и наш мир». | |||
Раздел: «Наш класс в школе» - (13 часов) | |||||||
11 (1) | Наш класс в школе. | 1 | Беседа, работа с книгой | Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе – народов своего края. | Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе – школе недавнего ХХ века. | ||
12 (2) | Мы – дружный класс. | 1 | Беседа, работа с книгой | Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учебы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности. | ||
13 (3) | Учитель — наставник и друг. | 1 | Беседа, работа с книгой | Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счет»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся). | Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель – что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома. | ||
14 (4) | Природа в классе. | 1 | Беседа, работа с книгой | Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений. | Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Определять комнатные растения класса с помощью атласа-определителя. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. Рисовать и фотографировать комнатные растения своего класса. Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сада. | ||
15 (5) | Как ухаживать за комнатными растениями. | 1 | Беседа, работа с книгой | Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями. | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями. Осваивать приемы их использования (в ходе практической работы). | ||
16 (6) | Что растет у школы. | 1 | Беседа, работа с книгой | Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространенные представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. | Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать или фотографировать его. | ||
17 (7) | Мир за стеклянным берегом. | 1 | Беседа, работа с книгой | Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улики). | Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приемы ухода (в ходе практической работы). Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы. | ||
18 (8) | Кто у нас еще живет? | 1 | Беседа, работа с книгой | Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка. | Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя. Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков или фотографировать. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приемы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм для животных живого уголка. | ||
19 (9) | Какие бывают животные. | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки. | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающие название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям. | ||
20 (10) | Делу – время. | 1 | Беседа, работа с книгой | Важность организации труда в классе; необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей. | Анализировать смысл первой части пословицы «Делу – время, потехе – час». Давать характеристику школьному распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать ее ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры. | ||
21 (11) | Книга – наставник и друг. История книгопечатания на Руси. | 1 | Беседа, работа с книгой | Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества. | Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку из любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг». | ||
22 (12) | Потехе – час. | 1 | Беседа, работа с книгой | Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор – школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития. | Обсуждать вторую часть пословицы «Делу время, потехе час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе – игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать свое поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». | ||
23 (13) | Обобщение темы: «Наш класс в школе». | 1 | Контроль знаний | Установить степень усвоения учащимися темы «Наш класс в школе». | |||
Раздел: «Наш дом и семья» - (15 часов) | |||||||
24 (1) | Мы в семье. | 1 | Беседа, работа с книгой | Термины ближайшего родства, в том числе – на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). «Волшебные слова семейного счастья» (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.). | С опорой на собственный опыт называть термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе – в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье. | ||
25 (2) | Моя семья – часть моего народа. | 1 | Беседа, работа с книгой | Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и ее членах, в том числе – из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье. | Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе – из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе – в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения. | ||
26 (3) | Природа в доме. | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным. | Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображенных комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своем доме, обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать свое отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме. | ||
27 (4) | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту. | 1 | Беседа, работа с книгой | Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. | Обсуждать значение в доме, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании. | ||
28 (5) | Красивые камни в нашем доме. Изделия из малахита умельцев России. | 1 | Беседа, работа с книгой | Камни - часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней. Определять названия красивых камней по атласу. Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществить самопроверку. | ||
29 (6) | Комнатные растения у нас дома. | 1 | Беседа, работа с книгой | Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями. | Определять по атласу названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрации и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам, осуществлять самопроверку. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями. | ||
30 (7) | Выйдем в сад. | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду или в огороде. | Узнавать растения сада на иллюстрации, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку. Узнавать и называть по иллюстрации и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода. | ||
31 (8) | Овощи и фрукты на нашем столе. | 1 | Беседа, работа с книгой | Овощи и фрукты - кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине. | Различать овощи и фрукты. Оценивать свое отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет). Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине. Рассказывать полезные свойства овощей и фруктов. | ||
32 (9) | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | 1 | Беседа, работа с книгой | Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу. | Прослушивать и обсуждать рассказ В. И. Даля, рассказывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу. Рассказывать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Соотносить растения и получаемые их них продукты питания. Практическая работа: определить крупы, кофейные зерна, чай по фотографиям. | ||
33 (10) | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Беседа, работа с книгой | Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения. | Конструировать определения понятий «дикорастущие» растения, «культурные» растения, сравнивать сои предложения с приведенным в учебнике эталоном. Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения по известному признаку с использованием символических обозначений. | ||
34 (11) | Собака в нашем доме. | 1 | Беседа, работа с книгой | История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками. | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям. Определять породы собак с помощью атласа, узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры пород собак. Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать ее. | ||
35 (12) | Кошка в нашем доме. | 1 | Беседа, работа с книгой | История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками. | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Рассказывать о своей кошке и уходе за ней. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать ее. | ||
36 (13) | Дикие и домашние животные. | 1 | Беседа, работа с книгой | Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни. | Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких - домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике: сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции. | ||
37 (14) | С утра до вечера. Правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице. | 1 | Беседа, работа с книгой | Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице. | Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять свое место в круге домашних обязанностей. С помощью условных знаков представлять объем домашнего труда каждого члена семьи. Представлять способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своим близким. | ||
38 (15) | Обобщение темы: «Наш дом и семья». | 1 | Контроль знаний | Установить степень усвоения учащимися темы «Наш дом и семья». | |||
Раздел: «Город и село» - (12 часов) | |||||||
39 (1) | Мы в городе, селе. | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сел), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сел — хранители непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей. | Определять значение слов земляки, горожане путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова односельчанин; сравнивать его со словом земляк; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определенных городов (сел) от названия города (села), в том числе – от названия родного или близлежащего города (села). | ||
40 (2) | Красота любимого города и родного села. | 1 | Беседа, работа с книгой | Облик российских городов и сел, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сел, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой. | Различать названия городов (сел), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъемки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе. | ||
41 (3) | Природа в городе. | 1 | Беседа, работа с книгой | Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы и др.). Природа в городе – источник красоты, здоровья, хорошего настроения. | Сравнивать фотографии в учебнике. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Рассказывать о природе своего города. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради. | ||
42 (4) | Что растет в городе. | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Деревья и кустарники в зеленых насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам. Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради. Приводить примеры деревьев и кустарников своего города. Определять деревья и кустарники своего города по атласу. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам. | ||
43 (5) | Чудесные цветники. | 1 | Беседа, работа с книгой | Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города. | Обсуждать роль цветников в городе. Знакомиться по материалам учебника с растениями цветника. Определять растения цветника с помощью атласа. Организовать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде. | ||
44 (6) | В ботаническом саду. Правила поведения в ботаническом саду. | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Ботанический сад – живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду. | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада. Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий. | ||
45 (7) | Кто живет в парке. | 1 | Беседа, работа с книгой | Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка. | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые, птицы, звери), осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек и др.) | ||
46 (8) | В зоопарке. Правила поведения для посетителей зоопарка. | 1 | Беседа, работа с книгой | Зоопарк – живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка. | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране – живут в других уголках Земли). Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать свое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков, рассказывать о зоопарке своего города. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке. | ||
47 (9) | Войдем в музей! | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты - экскурсовод»; «Я – читатель» и др. | С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей; по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в «экспозиции» для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение «посетителей» в «музее». Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг; ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. | ||
48 (10) | Мы помним наших земляков. | 1 | Беседа, работа с книгой, презентация | Понятия памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания. | Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвященных прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!». | ||
49 (11) | Все профессии важны. | 1 | Беседа, работа с книгой | Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. | Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: «выбрать» будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий. | ||
50 (12) | Обобщение темы: «Город и село». | 1 | Контроль знаний | Установить степень усвоения учащимися темы «Город и село». | |||
Раздел: «Родная страна» - (10 часов) | |||||||
51 (1) | Россия — наша Родина. | 1 | Беседа, работа с книгой | Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Гимна родной страны, при подъеме государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи – признаки малой родины. Карта своего края. | Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие малая родина: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотношении с уже известными по учебнику городами России. В сети интернет рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью глобуса ситуацию полета космонавта над Землей и его возвращение из космоса: находить место России на Земном шаре; встреча на космодроме, звучание Гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании Гимна Родины. | ||
52 (2) | Москва — столица России. | 1 | Беседа, работа с книгой | Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа «хлеб-соль» в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника; главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем. | Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне кремля. Определять символический смысл Московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл. | ||
53 (3) | Казань - столица Республики Татарстан. | 1 | Беседа, работа с книгой | Казань на карте России. История Казанского Кремля. Герб Казани и его символическое значение. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Казани в прошлом и настоящем. | Показывать расположение Казани на карте России. Обсуждать историю Казани и Казанского Кремля. Сравнивать по старинным и современным фотографиям внешний облик памятников культуры Казани, находить изменения. Определять символический смысл Казанского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл. | ||
54 (4) | Мы – семья народов России. | 1 | Беседа, работа с книгой | Своеобразие культуры разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка - традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) | Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: удмуртские пельмени, украинские вареники, дунганские манты, бурятские позы, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от нее. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека. Организовывать выставку рукотворных игрушек. | ||
55 (5) | Природа России. | 1 | Беседа, работа с книгой | Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны – основа нашей жизни, великое богатство. | Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника. Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать. | ||
56 (6) | Охрана природы. | 1 | Беседа, работа с книгой | Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе. | Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать свое отношение к деятельности по охране природы. | ||
57 (7) | Красная книга России. | 1 | Беседа, работа с книгой | Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны. | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной Книги России. Выражать свое отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунке, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесенных в Красную книгу России, рисовать и подбирать фотографии. | ||
58 (8) | Заповедные тропинки. | 1 | Беседа, работа с книгой | Заповедники – особо охраняемые природные территории. Приокско - террасный заповедник – один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике. | Совершать воображаемую экскурсию в Приокско - террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать свое отношение к нему. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников. Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках. Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о заповеднике родного края, написать рассказ о нем. | ||
59 (9) | Экскурсия в историко-архитекту-рный заповедник Республики Татарстана. | Экскурсия, наблюдение | Оценить эмоционально - эстетическое впечатление от восприятия природы. Освоить основы самостоятельной поисково - исследовательской деятельности. | ||||
60 (10) | Обобщение темы: «Родная страна». | 1 | Контроль знаний | Установить степень усвоения учащимися темы «Родная страна». | |||
Раздел: «Человек и окружающий мир» - (6 часов) | |||||||
61 (1) | Взгляни на человека! | 1 | Беседа, работа с книгой | Человек – это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее. | Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия внешний облик – внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, веселый, грустный и т.п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т.п.). Анализировать по отражению лица в зеркале свое внутреннее состояние, устно описывать себя в 3-м лице. | ||
62 (2) | Всему свой черед. | 1 | Беседа, работа с книгой, наблюдение | Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. | Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста. Приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки). | ||
63 (3) | У каждого времени – свой плод. | 1 | Беседа, работа с книгой | Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. | Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определенных периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины и женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображен один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах. | ||
64 (4) | Я – часть мира. | 1 | Беседа, работа с книгой | Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека. | Выражать личное восприятие окружающего мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу). | ||
65 (5) | Обобщение темы: «Человек и окружающий мир». | 1 | Контроль знаний | Установить степень усвоения учащимися темы «Человек и окружающий мир». | |||
66 (6) | Проверочная работа «Мои достижения» по курсу «Окружающий мир» (1 класс) | 1 | Презентация | Установить степень усвоения учащимися курса «Окружающий мир» (1 класс) |
Материально-техническое обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» 1 класс
- Информационно – методическое обеспечение:
- Программа по предмету «Окружающий мир» для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Перспектива». Сборник программ (М.: Просвещение, 2011).
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. «Окружающий мир». Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (2 части) – М.: Просвещение, 2011 г.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (2 части) – М.: Просвещение , 2011 г.
- Дидактический материал и наглядность (приложение к учебнику).
- Рабочее место учителя и учеников: учебный кабинет, соответствующий СанПин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....