Разнообразие животного мира в Кемеровской области
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Данное пособие включает в себя разработку урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Разнообразие животного мира в Кемеровской области»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_zhivotnogo_mira_v_kemerovskoy_oblasti.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Разнообразие животного мира в Кемеровской области»
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
Задачи:
1. Познакомить животными Кемеровской области.
2. Создать условия для воспитания ответственного отношения к «братьям нашим меньшим» и их защите.
3. Способствовать формированию умения наблюдать и замечать интересное рядом.
Оборудование: 1.Иллюстрации животных.
2. Кроссворд.
3. Ребусы.
4. Иллюстрации с правилами поведения в лесу.
5. Карта животных Кемеровской области.
6. Фонограмма «Голоса птиц».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, проблемное изложение.
Форма урока: экскурсия.
Организационный момент
- Ребята, сегодня мы собрались вместе, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по лесам Кемеровской области. Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему.
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это – называется природа.
Давайте же ее всегда беречь!
2. Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в доме этом жить во веки.
Сообщение темы урока
Разгадайте кроссворд.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
(Лиса)
Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?
(Медведь)
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)
Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких – красные ботики.
(Утка)
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(Олень)
- Какое слово открылось в выделенных клетках? (Животные)
- Сегодня мы с вами отправимся в храм природы, поговорим о разнообразии жизни животных кемеровской области, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости беречь и охранять природу.
Объяснение нового материала
- Посмотрите на доску. На доске записаны вопросы, на которые мы с вами сегодня на уроке должны будем ответить.
1. Какие животные обитают в Кемеровской области?
2. Кто является «карликом» тайги?
3. Назовите животных «гигантов».
4. Какие виды оленей обитают в Кемеровской области?
5. Какие животные, обитающие в лесах, не были названы на уроке?
- А теперь давайте закроем глаза и представим, что мы с вами очутились в лесу…
Таёжное сообщество является одним из самых богатых по разнообразию фауны в Кузбассе. С ним можно сравнить, пожалуй, только болото, где, по мнению ученых, больше всего обитает разнообразных животных. Но если в болоте преобладают в основном мелкие животные (насекомые, земноводные), то в тайге можно увидеть и «великанов», и «карликов».
- Отгадайте загадку и вы узнаете, кого первого мы встретим в нашем лесу.
Большущий, толстущий,
Косолапый, ходит растяпой
Глаза, как щелки,
Хвоста нет.
Кто же это?
(Медведь)
(Звучит музыка. На доске, на схеме «ЖИВОТНЫЕ» появляется надпись «медведь»)
Медведь – характерный и один из самых крупных обитателей лесов Кузбасса. Он предпочитает темнохвойную тайгу, где много кедра и ягодных кустарников. Медведь всеяден – с удовольствием поедает ягоды, кедровые орехи, разоряет пасеки, нападает на маралов, лосят, домашний скот. Часто, проснувшись весной от зимней спячки, он разрывает норы грызунов, особенно бурундуков, которые заготавливают на зиму по несколько килограмм орехов, и поедает их запасы. Берлогу устраивает в самых глухих местах тайги, где много бурелома. Всю зиму зверь ничего не ест.
В берлоге у медведицы появляется 1-2 медвежонка весом по 0,5 – 1,5 кг. Они растут медленно и к весне весят не более 2 – 4 кг. Медведи, не нагулявшие жира за лето и осень, бродят по лесу. Встреча с ними опасна. Живет этот зверь до 50 лет.
- Давайте на карте животных Кемеровской области найдем, где обитает медведь.
- Послушайте загадку о следующем животном.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
(Лось)
(Звучит музыка. На доске появляется запись)
Лось – огромный, горбоносый, нескладный на вид, но на самом деле быстрый и ловкий. Он хорошо бегает, передвигается по болоту, плавает. Вот только из-за своего огромного веса (до 400 кг) проваливается в глубоких снегах нашей тайги, поэтому вынужден зимой мигрировать в лесостепь.
Самцы носят на голове красивые, ветвистые рога с многочисленными отростками, напоминающие соху. Весят они до 20 кг, размах достигает 2-х. метров. За эти рога лось и получил название «сохатый». Каждый год, в начале зимы, он сбрасывает рога, а на их месте вырастают новые.
Поскольку многие населенные пункты Кузбасса находятся в лесостепи, то почти каждую зиму лоси выходят на улицы городов и поселков. В это время они очень пугливы и уязвимы. Человек должен помогать заблудившемуся зверю найти дорогу в лес, а не охотиться на него.
В Кемеровской области кроме лося обитает еще три вида оленей: косуля, марал и северный олень. Близким их родственником является кабарга.
- Где в Кемеровской области можно встретить различные виды оленей?
Отгадайте ребус и вы узнаете, о каком животном мы сейчас с вами будем говорить.
, , , , маха (Росомаха)
(Звучит музыка. На доске появляется запись)
Росомаху часто называют вечным странником за огромные участки обитания – от 200 до 2000 квадратных километров. За один зимний день хищник может подняться из предгорий до границы леса и пройти около 70 километров в поисках пищи.
В длину росомаха достигает метра, а весом она от 16 до 30 кг. Шерсть у зверя длинная и темная, зверь немного похож на небольшого медведя, отличием является длинный пушистый хвост. Питается росомаха летом зайцами, мышами, яйцами птиц, может поживиться кедровыми орехами и ягодами, а зимой нападает на молодых ослабленных оленей, круглый год любит падаль.
- Где в Кемеровской области обитает росомаха?
- Мелкие хищники Кузбасса почти все являются «мягким золотом» Сибири, то есть их мех является ценным пушным сырьем.
Отгадайте, о ком идет речь в следующей загадке.
Склероз у меня, мне совсем не до смеха:
Забыл я название царского меха.
Ведь ты понимаешь, о чем говорю:
Из этого мантию шили царю!
(Горностай)
(Звучит музыка. На доске появляется запись)
Горностай – один из самых маленьких хищников, тело его длиной до 30 см, а массой он до 250 г. Летом его шерсть буро-коричневая, а зимой белая, только кончик хвоста черный. Обитает зверек в тайге и поднимается до каменистых россыпей в горах.
Охотится горностай на мышей, куропаток, рябчиков. Отличается кровожадностью: при встрече загрызает всех животных, которых может осилить. При избытке пищи может делать запасы. Из-за красивого меха зверек в нашей области значительно истреблен, поэтому находится под охраной.
( Работа с картой)
- Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его … (барсук)
(Звучит музыка. На доске появляется запись)
Барсук – всеядный зверь, живущий в обширных норах. Весит он до 30 кг, длина тела до 90 см. зверь очень чистоплотен и осторожен. Если рядом с его жильем поселяются беспокойные и неряшливые лисицы, барсук покидает свое жилище и строит себе новое.
Нора барсука состоит из нескольких комнат, кладовых, коридоров и выходов. В ней живет большая семья барсуков в несколько поколений. Барсук ночью выходит на охоту, ловит насекомых, ящериц, мышей, лягушек, змей, помногу съедает корней растений, ягод и семян. На долгую зимнюю спячку накапливает жир и запасает корм.
«Карликом» звериного царства нашей тайги можно назвать землеройку. Весит она от 2 до 10 граммов, а длина тела от 40 до 80 миллиметров.
Мех у этой крошки густой, бархатистый, мордочка вытянута в подвижный хоботок. Питаются землеройки в основном насекомыми, но могут напасть на мышей и лягушек. Зверьки весьма прожорливы; за сутки они кормятся по 120 раз и съедают пищи в 5 раз больше своего веса. При таких маленьких размерах землеройки приносят огромную пользу нашему лесу, спасая его от насекомых-вредителей.
( Работа с картой)
- Послушайте следующую загадку.
Не птица, а летает.
(Летучая мышь)
(Звучит музыка. На доске появляется запись)
Скорость полета летучей мыши достигает 25 километров в час, при этом они летают ночью, легко порхают из стороны в сторону, чем пугают людей. Летучих мышей незаслуженно недолюбливают, называют их даже вампирами. Но эти летающие зверьки, живущие в дуплах деревьев, в скалах, в пещерах, ночью ловят насекомых, днем спят, а на человека никогда не нападают.
Много в тайге и других животных: птиц, пресмыкающихся. Насекомых, пауков и червей. В реках обитают различные виды рыб.
- Ребята, все вы когда-то были в лесу. Кто-то ходил в лес за грибами, кто-то за ягодами, а кто-то просто отдыхал.
- Давайте сейчас посмотрим сценку.
Сценка «Отдохнули».
1 ученик.
Эй, ребята,
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
2 ученик.
Мы купались загорали,
Жгли костер, в футбол играли.
3 ученик.
Пили квас, консервы ели.
Хоровые песни пели…
Все.
Отдохнули и ушли!
- Верно ли вели себя отдыхающие? А как мы должны себя вести в лесу и относится к обитателям леса? Давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Ребята, а теперь подумайте и нарисуйте свое правило поведения в лесу. А мы его потом все вместе отгадаем.
Итог урока
- А теперь давайте вернемся к тем вопросам, на которые мы сегодня на уроке должны с вами ответить.
Домашнее задание
- Домашним заданием вам будет изготовить книжку-малышку об одном из животных, обитающем в Кемеровской области, о котором мы сегодня на уроке не говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"
На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....
Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Урок по окружающему миру "Разнообразие животного мира" 3 кл. "Школа 21 века"
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Разнообразие животного мира"...
Урок по окружающему миру "Водоёмы Кемеровской области"
Презентация "Водоёмы Кемеровской области" пригодится на уроках окружающего мира по темам краеведения, на занятиях по внеурочной деятельности....