Использование магнитных плакатов "Спектра"на уроках.
статья по окружающему миру по теме
Магнитные плакаты наглядно и доступно позволяют учащимся знакомиться с окружающим миром, наблюдать за жизнью животных и растений, строить цепи питания. Углублённая, систематическая работа с учебными пособиями позволяет формировать у детей чувство ответственности за природу и воспитывать заботливое отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_magnitnyh_plakatov.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование магнитных плакатов «Спектра» на уроках
И.П.Кузина,
Учитель начальных классов ГБОУ средняя образовательная школа №1035
Восточного административного округа г. Москвы.
Современные школы с каждым годом оснащаются новым оборудованием, позволяющим наглядно знакомить детей с окружающим миром, закреплять и углублять эти знания. Данное учебное пособие «Спектра» состоит из рулонных плакатов:
- Природное сообщество леса
- Природное сообщество луга
- Природное сообщество поле
- Природное сообщество водоёма
- Природное сообщество приусадебного участка
- Птицы зимой.
К каждому плакату прилагаются магнитные карточки.
Учебное пособие «Спектра»
-помогает учащимся овладеть знаниями и навыками, которые пригодятся в жизни;
-развивает у учащихся способности к дальнейшему обучению;
-воспитывает стремление к постоянному развитию;
-способствует выработке навыков разумного и ответственного поведения по отношению к окружающей природе;
-способствует развитию индивидуальности учащихся.
При изучении природных сообществ особое внимание необходимо уделять взаимосвязи, взаимозависимости между населяющими их организмами. Ребята могут наблюдать эти связи во время экскурсий на луг, в лес, самостоятельно изучать растения и животных в естественных условиях их обитания. С помощью учебных пособий можно воспитывать у учащихся ответственное отношение к природе, заботе о лесах, полях, лугах, о диких животных, растениях.
С первого класса необходимо учащимся рассказывать о наиболее распространённых видах растений и животных. В дальнейшем идёт более детальное изучение этих видов, сопоставление их внешнего облика и образа жизни.
В первом классе пособие «Природное сообщество леса» я использую уже на первых уроках окружающего мира.
На уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Что такое хвоинки?» знакомим учащихся с хвойными деревьями, учимся распознавать ель, сосну, лиственницу по внешнему виду, хвоинкам, шишкам, сопоставлять деревья и веточки с листьями.
С помощью плаката и магнитных карточек можно рассмотреть вопрос о сезонных изменениях в лесной экосистеме на примере бука, представленного в разные времена года.
В дальнейшем школьники знакомятся с устройством лесного сообщества и ролью разных организмов. На уроках ребята изучают условия существования и особенности питания разных животных, связанных друг с другом не только цепями питания, но и предоставлением укрытий, убежищ. Учащиеся самостоятельно начинают конструировать цепи питания, характерные для данной экосистемы.
На следующем этапе изучается значение леса в формировании климата, почво-охранная функция леса и значение лесных массивов, «зелёных лёгких» промышленных городов, в охране окружающей среды.
Очередным шагом в изучении сообществ является приобретение знаний об основных воздействиях человека на природные сообщества при эксплуатации разных угодий, а также о наиболее типичных изменениях экосистем в ответ на интенсивное сельскохозяйственное использование (избыточное удобрение, осушение, ранний сенокос и т. д.).
Центральное изображение на плакатах служит отработке навыков распознавания и описания отдельных растений и животных. Ориентируясь на номер на оборотной стороне иллюстрированных карточек, учащиеся могут самостоятельно проконтролировать, правильно ли они подобрали карточку. В дальнейшем ребята сами конструируют цепи питания из организмов разного систематического положения, относящихся к различным жизненным формам: потребителям зелёной массы (насекомые и их личинки), потребителям семян (грызуны), питающихся насекомыми (крот) или мелкими зверьками (канюк).На плакате «Природное сообщество луга» можно наблюдать за развитием одуванчика: цветки одуванчика опыляются шмелями и другими насекомыми. В завязях центральных цветков в корзинке одуванчика начинают развиваться семена. «Воздушный цветок» одуванчика развивается из вывернувшейся наружу корзинки с созревшими семенами–парашютиками. Из упавшей на землю семянки пробивается росток, развивающийся в маленькое растение. Виден остаток «парашютика», который может будет съеден дождевым червём.
Магнитный плакат « Природное сообщество водоёма» позволяет изучить темы, связанные с жизнью растений и животных, обитающих в воде и у воды, учатся распознавать отдельных обитателей пруда, называть и описывать их. В дальнейшем учащиеся начинают разбираться в условиях существования и в способах питания отдельных животных, участвующих в пищевых цепочках.
При изучении следующего природного сообщества нам представлен приусадебный участок, служащий примером «естественного земледелия», когда высокого урожая достигают без применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Учащиеся знакомятся и изучают однолетние садовые цветы и первоцветы, садовые многолетники и ползучие растения, фруктовые деревья, овощи и зелень. Перед ребятами раскрывается разнообразная жизнь животных и растений на приусадебном участке, с их характерными признаками и важными отличиями. Старшеклассники могут заняться сравнительным изучением систематических или экологических групп. Календарь ухода за садовыми растениями помогает получить больше экологически чистых продуктов земледелия.
Учебное пособие «Птицы зимой» знакомит учащихся с птицами, обитающими в средней полосе России: с их названиями, образом жизни, размерами, характерными особенностями окраски оперения и строением, а также учит детей заботиться о птицах (устраивать кормушки, развешивать дуплянки, организовать зимнюю подкормку птиц). Для учащихся 3-4 классов раскрываются возможности наглядного изучения сезонных явлений в жизни птиц, такие как их миграции, размножение птиц летом и их жизнь зимой. С помощью пособия можно научить распознавать этих птиц, правильно называть, давать характеристику и классифицировать, подробно отработать строение тела птицы, используя оборотную сторону плаката, постройку гнезда и поведение в период высиживания птенцов. Успешная организация подкормки птиц в период зимних холодов делает заботливое отношение ребят к природе действенным. Правильно выбранный корм не причинит вреда птицам. Полезно отработать на практике изготовление и развеску кормушек( об устройстве кормушки- колокола и калачика для синиц можно узнать из пояснений к иллюстированным карточкам).
Возможности комплекта магнитных плакатов и рабочих карточек далеко не исчерпываются только данной темой зимней подкормки птиц, этот комплект позволяет наглядно представить жизнь птиц в разное время года.
Работа с данными учебными пособиями помогает учащимся на доступном уровне познакомиться с природными сообществами, рассмотреть экологические связи изнутри. Использованные материалы способствуют повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного, бережного отношения к природе.
Для подготовки использовались материалы Сайта Института Новых Технологий
http://www.intoks.ru/product_info.php?cPath=28_128&products_id=61
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром с использованием в работе на уроке МаcBook на тему:"Почему Луна бывает разной!"
Данный конспект открытого урока по ОЗМ был специально разработан мной и моей коллегой Леоновой Е. В., так как на урок были приглашены родители первоклассников, где демонстрировалас...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс
Открытый урок с применением мультимедийного оборудования по теме "Решение задач на движение" в 4 классе был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....
Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"
Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...
Урок русского языка во 2 классе с использованием здоровьесберегающих приёмов. Тема урока – «Безударные гласные в корне слова»
Цели урока:Ø отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;Ø развитие орфографической зоркости, наблюдательности и мышления;Ø воспитание инт...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.
Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...