Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Тема: " Реки Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.m.docx254.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 37
Тема: Реки Земли

Цели: рассмотреть использование рек человеком; показать значение воды в природе; учить определять влияние человека на водоёмы; формировать экологическое сознание и бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с представленными заданиями; ребусы; кроссворд «Части реки».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Назовите источники питьевой воды.

– Отгадайте  загадки:

                Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

                Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море.

(Река, ее исток, устье.)

                Из земли пробился, как сердечко бьётся.

                Ты в жару напился, и другой напьётся.

                                (Родник.)

                Дом узнаешь без труда: в четырёх стенах – вода.

                И журавль у входа раздаёт всем воду.

                                (Колодец.)

II. Работа по учебнику.

– Приходилось ли вам наблюдать исток какой-нибудь реки или её устье? Как они выглядели?

– Бывали ли вы на горной реке?

– Плавали ли вы на корабле по равнинной реке? Чем различаются водные потоки в горной и равнинной реках?

Задание 2.

– Прочитайте в учебнике стихотворение Владимира Орлова. О чём это стихотворение? (О значении реки для живой природы и для человека.)

Задание 3.

– Чем важны реки?

Местные климатические условия влияют на животный и растительный мир реки. В реках большое разнообразие рыб. Встречаются и крупные речные животные. Реки и их берега богаты растительностью. С давних времен люди селились по берегам рек, так как, живя около воды, они имели возможность выращивать хлеб и другие культурные растения. Здесь было достаточно воды для полива. Если вы посмотрите на карту, то, конечно, заметите, что все крупные города расположены по берегам рек. Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. И сегодня по рекам перевозится огромное количество людей и грузов.

– Что такое плотина? (Сооружение, преграждающее реку для подъёма уровня воды.)

– Назовите искусственные водоёмы. (Водохранилища, пруды, каналы.)

– Зачем нужны каналы?

– Как питаются реки?

– В какое время года особенно много воды в реках? (Весной.)

– Чем опасны реки?

– Что такое наводнение?

– Как называются насыпи на берегах наиболее опасных рек? (Дамбы.)

– Мысленно проплывите по реке. Обсудите, как люди загрязняют реку. Назовите добрые дела воды.

Задание. Вставьте пропущенные слова в текст (на доске).

Всему живому … (нужна) вода. Пресной воды на Земле … (мало). Необходимо … (бережно) расходовать воду. Краны в доме должны быть … (закрыты). Нельзя … (загрязнять) водоёмы.

– Пользуясь рисунками (на с. 192), расскажите, кому и для чего нужна вода.

– Заполните крестословицу. (Возит, моет, охлаждает, поит, исцеляет, гасит.) Прочитайте ключевое слово. (Водица.)

– Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек? Какие звуки издаёт вода? (Плещет, журчит, булькает.)

– Какими словами можно описать воду? (Чистая, мутная, прозрачная.)

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 7 (рисование реки по описанию).

Задание 8 (подписи к рисункам). (Гейзер, водопад, плотина.)

Задание 9.

– Рассмотрите схему и напишите, что на ней изображено. (Реки Московской области.) Какие реки соединяет канал имени Москвы? (Волгу, Клязьму, Истру, Рузу, Москву-реку.)

– Назовите водохранилища Московской области.

IV. Фронтальная работа.

– Прочитайте  ребусы. (Волга, Москва, Дон, берег, русло.)

– Расскажите, используя рисунок, как действия человека могут повлиять на окружающую природу.

– Отгадайте кроссворд «Части реки».

1. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.)

2. Как называется место выхода подземных вод на поверхность земли? (Родник.)

3. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

4. Как называется начало реки? (Исток.)

5. Место впадения реки в море или озеро. (Устье.)

6. Как называется речка, которая впадает в главную реку? (Приток.)

5

6

4

у

п

и

с

3

р

е

к

а

с

т

и

т

ь

т

1

о

з

е

р

о

2

р

о

д

н

и

к

к

V. Итог урока.

– От чего зависит течение реки? (От местности, где она протекает.) Какое течение у рек на равнинах? (Плавное.) Какое течение у рек в горах? (Бурное.)

– Чем питаются реки и озера? (Подземными и поверхностными водами.)

Ученик читает стихотворение.

                        Гигантский ручей называют рекой,

                        По руслу бежит поток голубой.

                        Есть горные речки, есть речки долин.

                        Все они разных длин и глубин.

                        Но все они к морю бегут, в океан,

                        К водным просторам, где ветер-буян.

– Найдите в шуточном стихотворении названия пяти рек России.

                        Иволга готовила снадобье.

                        – Эх, «Жигули» мне бы надобны,

                        А то для огня не хватает полена,

                        В клюве нести его – это не дело!

                        Иль привезти мне машиной КамаЗа

                        Уральские бревна, штук двадцать так сразу?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...