Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 37
Тема: Реки Земли
Цели: рассмотреть использование рек человеком; показать значение воды в природе; учить определять влияние человека на водоёмы; формировать экологическое сознание и бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с представленными заданиями; ребусы; кроссворд «Части реки».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Назовите источники питьевой воды.
– Отгадайте загадки:
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море.
(Река, ее исток, устье.)
Из земли пробился, как сердечко бьётся.
Ты в жару напился, и другой напьётся.
(Родник.)
Дом узнаешь без труда: в четырёх стенах – вода.
И журавль у входа раздаёт всем воду.
(Колодец.)
II. Работа по учебнику.
– Приходилось ли вам наблюдать исток какой-нибудь реки или её устье? Как они выглядели?
– Бывали ли вы на горной реке?
– Плавали ли вы на корабле по равнинной реке? Чем различаются водные потоки в горной и равнинной реках?
Задание 2.
– Прочитайте в учебнике стихотворение Владимира Орлова. О чём это стихотворение? (О значении реки для живой природы и для человека.)
Задание 3.
– Чем важны реки?
Местные климатические условия влияют на животный и растительный мир реки. В реках большое разнообразие рыб. Встречаются и крупные речные животные. Реки и их берега богаты растительностью. С давних времен люди селились по берегам рек, так как, живя около воды, они имели возможность выращивать хлеб и другие культурные растения. Здесь было достаточно воды для полива. Если вы посмотрите на карту, то, конечно, заметите, что все крупные города расположены по берегам рек. Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. И сегодня по рекам перевозится огромное количество людей и грузов.
– Что такое плотина? (Сооружение, преграждающее реку для подъёма уровня воды.)
– Назовите искусственные водоёмы. (Водохранилища, пруды, каналы.)
– Зачем нужны каналы?
– Как питаются реки?
– В какое время года особенно много воды в реках? (Весной.)
– Чем опасны реки?
– Что такое наводнение?
– Как называются насыпи на берегах наиболее опасных рек? (Дамбы.)
– Мысленно проплывите по реке. Обсудите, как люди загрязняют реку. Назовите добрые дела воды.
Задание. Вставьте пропущенные слова в текст (на доске).
Всему живому … (нужна) вода. Пресной воды на Земле … (мало). Необходимо … (бережно) расходовать воду. Краны в доме должны быть … (закрыты). Нельзя … (загрязнять) водоёмы.
– Пользуясь рисунками (на с. 192), расскажите, кому и для чего нужна вода.
– Заполните крестословицу. (Возит, моет, охлаждает, поит, исцеляет, гасит.) Прочитайте ключевое слово. (Водица.)
– Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек? Какие звуки издаёт вода? (Плещет, журчит, булькает.)
– Какими словами можно описать воду? (Чистая, мутная, прозрачная.)
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 7 (рисование реки по описанию).
Задание 8 (подписи к рисункам). (Гейзер, водопад, плотина.)
Задание 9.
– Рассмотрите схему и напишите, что на ней изображено. (Реки Московской области.) Какие реки соединяет канал имени Москвы? (Волгу, Клязьму, Истру, Рузу, Москву-реку.)
– Назовите водохранилища Московской области.
IV. Фронтальная работа.
– Прочитайте ребусы. (Волга, Москва, Дон, берег, русло.)
– Расскажите, используя рисунок, как действия человека могут повлиять на окружающую природу.
– Отгадайте кроссворд «Части реки».
1. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.)
2. Как называется место выхода подземных вод на поверхность земли? (Родник.)
3. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)
4. Как называется начало реки? (Исток.)
5. Место впадения реки в море или озеро. (Устье.)
6. Как называется речка, которая впадает в главную реку? (Приток.)
5 | 6 | ||||||||||||
4 | у | п | |||||||||||
и | с | 3 | р | е | к | а | |||||||
с | т | и | |||||||||||
т | ь | т | |||||||||||
1 | о | з | е | р | о | ||||||||
2 | р | о | д | н | и | к | к |
V. Итог урока.
– От чего зависит течение реки? (От местности, где она протекает.) Какое течение у рек на равнинах? (Плавное.) Какое течение у рек в горах? (Бурное.)
– Чем питаются реки и озера? (Подземными и поверхностными водами.)
Ученик читает стихотворение.
Гигантский ручей называют рекой,
По руслу бежит поток голубой.
Есть горные речки, есть речки долин.
Все они разных длин и глубин.
Но все они к морю бегут, в океан,
К водным просторам, где ветер-буян.
– Найдите в шуточном стихотворении названия пяти рек России.
Иволга готовила снадобье.
– Эх, «Жигули» мне бы надобны,
А то для огня не хватает полена,
В клюве нести его – это не дело!
Иль привезти мне машиной КамаЗа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...