Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Авдеева Юлия Евгеньевна

Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по окружающему миру

1 класс

УМК «Школа России»

учитель Авдеева Юлия Евгеньевна

МБОУ «Средняя школа №34»

2012 – 2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»* (см. Примечание). 

Программа и материал УМК рассчитан на 66 часа в год, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1-х классах (1–4). Кроме того, в рабочую программу заложены часы на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 2 часа, на фазу совместной постановки и решение системных учебных задач – 58 часа, на диагностическую работу – 1 час и на рефлексивную фазу учебного года – 3 часа.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его  личного и социального благополучия.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Печатные пособия.

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.

5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической  этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2011.

8. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

2. Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).

3. Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешаков.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Название блока

Количество часов

1.

Фаза совместного проектирования учебного года (фаза запуска)

2 ч

2.

Раздел I «Что и кто?»

21 ч

3.

Раздел «Как, откуда и куда?»

10 ч

4.

Раздел «Где и когда?»

10 ч

5.

Раздел «Почему и зачем?»

23 ч

итого

66 часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек и природа.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки  предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).

Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.

Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Грибы (съедобные и ядовитые).

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

Человек и общество.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека  с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.  Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.

Президент РФ – глава государства.

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.

Москва – столица России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения  из истории родного края.

                                                                 

Формы организации учебного предмета.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.

Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, развитием практических навыков, опрос, междисциплинарные проверочные работы.

График педагогической диагностики.

№п/п

№ урока

в году

Тема диагностической работы.

Форма контроля

1

23

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». (Диагностика и коррекция знаний)

Оценочный лист

2

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
(Диагностика и коррекция знаний)

Оценочный лист

3

41

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». (Диагностика и коррекция знаний)

Оценочный лист

4

56

Междисциплинарная диагностическая работа (проверка знаний)

Оценочный лист

5

62

Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия. Диагностика и коррекция знаний)

Оценочный лист

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  урока в году

№ урока в теме

Тема раздела.

Тема и тип урока (страницы учебника)

Количество часов

Дата проведения

Коррекция

1 четверть (18 часов)

1

1

Фаза совместного проектирования учебного года (фаза запуска 2 часа)

Экскурсия. Введение. Задавайте вопросы!

1

2

2

Экскурсия Наши помощники. (Конструирование способа действия)

1

3

1

Раздел I «Что и кто?» (21 ч)

То такое Родина? (Постановка и решение учебной задачи)

1

4

2

Виртуальная экскурсия, игровой урок. Что мы знаем о народах России?

1

5

3

Что мы знаем о Москве?

1

6

4

Проект «Моя малая Родина».

(Конструирование способа действия поектирование)

1

7

5

Экскурсия. Что у нас над головой? (Решение частных задач)

1

8

6

Экскурсия. Что у нас под ногами? (Решение частных задач)

1

9

7

Что общего у разных растений? (Решение частных задач)

1

10

8

Что растет на подоконнике? (Решение частных задач)

1

11

9

Что растет на клумбе? Решение частных задач (видео-экскурсия))

1

12

10

Что это за листья? (Решение частных задач)

1

13

11

Что такое хвоинки? (Решение частных задач)

1

14

12

Кто такие насекомые? (Решение частных задач)

1

15

13

Кто такие рыбы? (Решение частных задач)

1

15

14

Кто такие птицы? (Решение частных задач)

1

17

15

Кто такие звери? (Решение частных задач)

1

18

16

Что такое зоопарк? (Решение частных проблем)

1

2 четверть (14 часов)

19

17

Что окружает нас дома? (Решение частных проблем)

1

20

18

Что умеет компьютер? (решение частных проблем)

1

21

19

Что вокруг нас может быть опасным? (Решение частных задач)

1

22

20

На что похожа наша планета? (Решение частных задач)

1

23

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». (Диагностика и коррекция знаний)

1

24

1

Раздел «Как, откуда и куда?» (10 ч)

Как живет семья? Проект «Моя семья». (Постановка и решение учебной задачи)

1

25

2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

(Конструирование способа действия)

1

26

3

Откуда в наш дом приходит электричество?

(Конструирование способа действия)

1

27

4

Как путешествует письмо? (Решение частных задач)

1

28

5

Куда текут реки? (Решение частных задач)

1

29

6

Откуда берутся снег и лёд? (Решение частных задач)

1

30

7

Как живут растения? (Решение частных задач)

1

31

8

Как живут животные? Как зимой помочь птицам?

(Решение частных задач)

1

32

9

Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?

(Решение частных задач)

1

3 четверть (18 часов)

33

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
(Диагностика и коррекция знаний)

1

34

1

Раздел «Где и когда?» (10 ч)

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».

(Конструирование способа действия)

1

35

2

Когда придет суббота? (Решение частных задач)

1

34

3

Когда наступит лето? (Решение частных задач)

1

35

4

Где живут белые медведи? (Решение частных задач)

1

36

5

Где живут слоны? (Решение частных задач)

1

37

6

Где зимуют птицы? (Решение частных задач)

1

38

7

Когда появилась одежда? (Решение частных задач)

1

39

8

Когда изобрели велосипед? (Решение частных задач)

1

40

9

Когда мы станем взрослыми? (Решение частных задач)

1

41

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

42

1

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? (Решение частных задач)

1

43

2

Почему Луна бывает разной? (Решение частных задач)

1

44

3

Почему идет дождь и дует ветер?  Решение частных задач)

1

45

4

Почему звенит звонок? (Решение частных задач)

1

46

5

Почему радуга разноцветная? (Решение частных задач)

1

47

6

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». (Решение частных задач)

1

48

7

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (Решение частных задач)

1

4 четверть (16 часов)

49

8

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Решение частных задач)

1

50

9

Зачем мы спим ночью? (Решение частных задач)

1

51

10

Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Решение частных задач)

1

52

11

Зачем нам телефон и телевизор? (Решение частных задач)

1

53

12

Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (Решение частных задач)

1

54

13

Зачем нужны автомобили? (Решение частных задач)

1

55

14

Зачем нужны поезда? (Решение частных задач)

1

56

15

Зачем строят корабли? (Решение частных задач)

Междисциплинарная диагностическая работа (проверка знаний)

1

57

16

Зачем строят самолеты? (Решение частных задач)

1

58

17

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач)

1

59

18

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач)

1

60

19

Зачем люди осваивают космос? (Решение частных задач)

1

61

20

Почему мы часто слышим слово «экология»? (Решение частных задач)

1

62

21

Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия. Диагностика и коррекция знаний)

1

63

22

Презентация проекта «Мои домашние питомцы». (Рефлексия)

1

64

23

Здравствуй лето! Начало летнего проекта.

1

65,66 – резервные уроки

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К  окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • роль руки и слов в общении;
  • роль опыта – как источника благосостояния людей;
  • что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
  • что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  • что такое город;
  • основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
  • основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
  • свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
  • основные черты сходства и различий растений и животных;
  • основные группы домашних животных и растений;
  • отличительные особенности человека от животных;
  • элементарные сведения о строении человека;
  • правила поведения в природе;
  • основные признаки каждого времени года.

К  окончанию курса обучающиеся должны уметь:

  • называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
  • пользоваться словами, указывающими направление и время;
  • наблюдать, делать умозаключения;
  • пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
  • различать профессии людей;
  • различать природные богатства, живые и неживые;
  • различать растения и животных;
  • приводить примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;
  • приводить примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;
  • оценивать правильность поведения в природе.

Личностные универсальные действия:

  • использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования предметов и явлений окружающего мира;
  • накапливание опыта прямого индуктивного доказательства.

Регулятивные универсальные действия:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;
  • планирование хода рассуждений и последовательности несложных практических  действий;
  • пошаговый контроль правильности практических действий,  составления ответов-рассуждений;
  • разрешение простейших противоречий и коррекция ошибок.

Познавательные универсальные действия:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для  установления закономерностей;
  • классифицирование предметов и явлений окружающего мира по заданному основанию;
  • анализ несложных объектов вербального характера, несложных практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод;
  • синтез элементарной научной картины мира;
  • моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др.;
  • осознанное и произвольное построение умозаключения;
  • смысловое чтение текстов учебника, научно-популярной литературы - извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов разрешения противоречий, проблемных творческих задач.

Коммуникативные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

Список литературы.

  • Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Окружающий мир"...

Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 классы, ФГОС, Школа России

Рабочая  программа по окружающему миру. 1-4 классы, ФГОС, Школа РоссииПрограмма разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Кон...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Плешаков)

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по Окружающему миру "Школа России" 1-4 класс ФГОС

Программа составлена к учебнику Окружающего мира А. А. Плешакова.Программа состоит из трех основных разделов:1) Планируемые результаты освоения программы,курса2) Содержание программы, курса3) Тематиче...

Рабочая программа по окружающему миру. в 4 классе ФГОС Школа России

Рабочая программа по окружающему миру. в 4 классе ФГОС Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ФГОС "Школа России" на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ФГОС "Школа России" на 2021-2022 учебный год...