Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
УМК «Школа России»
учитель Авдеева Юлия Евгеньевна
МБОУ «Средняя школа №34»
2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»* (см. Примечание).
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часа в год, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1-х классах (1–4). Кроме того, в рабочую программу заложены часы на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 2 часа, на фазу совместной постановки и решение системных учебных задач – 58 часа, на диагностическую работу – 1 час и на рефлексивную фазу учебного года – 3 часа.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Печатные пособия.
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.
5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2011.
8. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
3. Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешаков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Название блока | Количество часов |
1. | Фаза совместного проектирования учебного года (фаза запуска) | 2 ч |
2. | Раздел I «Что и кто?» | 21 ч |
3. | Раздел «Как, откуда и куда?» | 10 ч |
4. | Раздел «Где и когда?» | 10 ч |
5. | Раздел «Почему и зачем?» | 23 ч |
итого | 66 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Формы организации учебного предмета.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, развитием практических навыков, опрос, междисциплинарные проверочные работы.
График педагогической диагностики.
№п/п | № урока в году | Тема диагностической работы. | Форма контроля |
1 | 23 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». (Диагностика и коррекция знаний) | Оценочный лист |
2 | 33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | Оценочный лист |
3 | 41 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». (Диагностика и коррекция знаний) | Оценочный лист |
4 | 56 | Междисциплинарная диагностическая работа (проверка знаний) | Оценочный лист |
5 | 62 | Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия. Диагностика и коррекция знаний) | Оценочный лист |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока в году | № урока в теме | Тема раздела. Тема и тип урока (страницы учебника) | Количество часов | Дата проведения | Коррекция |
1 четверть (18 часов) | |||||
1 | 1 | Фаза совместного проектирования учебного года (фаза запуска 2 часа) Экскурсия. Введение. Задавайте вопросы! | 1 | ||
2 | 2 | Экскурсия Наши помощники. (Конструирование способа действия) | 1 | ||
3 | 1 | Раздел I «Что и кто?» (21 ч) То такое Родина? (Постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||
4 | 2 | Виртуальная экскурсия, игровой урок. Что мы знаем о народах России? | 1 | ||
5 | 3 | Что мы знаем о Москве? | 1 | ||
6 | 4 | Проект «Моя малая Родина». (Конструирование способа действия поектирование) | 1 | ||
7 | 5 | Экскурсия. Что у нас над головой? (Решение частных задач) | 1 | ||
8 | 6 | Экскурсия. Что у нас под ногами? (Решение частных задач) | 1 | ||
9 | 7 | Что общего у разных растений? (Решение частных задач) | 1 | ||
10 | 8 | Что растет на подоконнике? (Решение частных задач) | 1 | ||
11 | 9 | Что растет на клумбе? Решение частных задач (видео-экскурсия)) | 1 | ||
12 | 10 | Что это за листья? (Решение частных задач) | 1 | ||
13 | 11 | Что такое хвоинки? (Решение частных задач) | 1 | ||
14 | 12 | Кто такие насекомые? (Решение частных задач) | 1 | ||
15 | 13 | Кто такие рыбы? (Решение частных задач) | 1 | ||
15 | 14 | Кто такие птицы? (Решение частных задач) | 1 | ||
17 | 15 | Кто такие звери? (Решение частных задач) | 1 | ||
18 | 16 | Что такое зоопарк? (Решение частных проблем) | 1 | ||
2 четверть (14 часов) | |||||
19 | 17 | Что окружает нас дома? (Решение частных проблем) | 1 | ||
20 | 18 | Что умеет компьютер? (решение частных проблем) | 1 | ||
21 | 19 | Что вокруг нас может быть опасным? (Решение частных задач) | 1 | ||
22 | 20 | На что похожа наша планета? (Решение частных задач) | 1 | ||
23 | 21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». (Диагностика и коррекция знаний) | 1 | ||
24 | 1 | Раздел «Как, откуда и куда?» (10 ч) Как живет семья? Проект «Моя семья». (Постановка и решение учебной задачи) | 1 | ||
25 | 2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Конструирование способа действия) | 1 | ||
26 | 3 | Откуда в наш дом приходит электричество? (Конструирование способа действия) | 1 | ||
27 | 4 | Как путешествует письмо? (Решение частных задач) | 1 | ||
28 | 5 | Куда текут реки? (Решение частных задач) | 1 | ||
29 | 6 | Откуда берутся снег и лёд? (Решение частных задач) | 1 | ||
30 | 7 | Как живут растения? (Решение частных задач) | 1 | ||
31 | 8 | Как живут животные? Как зимой помочь птицам? (Решение частных задач) | 1 | ||
32 | 9 | Куда девается мусор и откуда в снежках грязь? (Решение частных задач) | 1 | ||
3 четверть (18 часов) | |||||
33 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | ||
34 | 1 | Раздел «Где и когда?» (10 ч) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». (Конструирование способа действия) | 1 | ||
35 | 2 | Когда придет суббота? (Решение частных задач) | 1 | ||
34 | 3 | Когда наступит лето? (Решение частных задач) | 1 | ||
35 | 4 | Где живут белые медведи? (Решение частных задач) | 1 | ||
36 | 5 | Где живут слоны? (Решение частных задач) | 1 | ||
37 | 6 | Где зимуют птицы? (Решение частных задач) | 1 | ||
38 | 7 | Когда появилась одежда? (Решение частных задач) | 1 | ||
39 | 8 | Когда изобрели велосипед? (Решение частных задач) | 1 | ||
40 | 9 | Когда мы станем взрослыми? (Решение частных задач) | 1 | ||
41 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | ||
42 | 1 | Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? (Решение частных задач) | 1 | ||
43 | 2 | Почему Луна бывает разной? (Решение частных задач) | 1 | ||
44 | 3 | Почему идет дождь и дует ветер? Решение частных задач) | 1 | ||
45 | 4 | Почему звенит звонок? (Решение частных задач) | 1 | ||
46 | 5 | Почему радуга разноцветная? (Решение частных задач) | 1 | ||
47 | 6 | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». (Решение частных задач) | 1 | ||
48 | 7 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (Решение частных задач) | 1 | ||
4 четверть (16 часов) | |||||
49 | 8 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Решение частных задач) | 1 | ||
50 | 9 | Зачем мы спим ночью? (Решение частных задач) | 1 | ||
51 | 10 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Решение частных задач) | 1 | ||
52 | 11 | Зачем нам телефон и телевизор? (Решение частных задач) | 1 | ||
53 | 12 | Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (Решение частных задач) | 1 | ||
54 | 13 | Зачем нужны автомобили? (Решение частных задач) | 1 | ||
55 | 14 | Зачем нужны поезда? (Решение частных задач) | 1 | ||
56 | 15 | Зачем строят корабли? (Решение частных задач) Междисциплинарная диагностическая работа (проверка знаний) | 1 | ||
57 | 16 | Зачем строят самолеты? (Решение частных задач) | 1 | ||
58 | 17 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач) | 1 | ||
59 | 18 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач) | 1 | ||
60 | 19 | Зачем люди осваивают космос? (Решение частных задач) | 1 | ||
61 | 20 | Почему мы часто слышим слово «экология»? (Решение частных задач) | 1 | ||
62 | 21 | Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия. Диагностика и коррекция знаний) | 1 | ||
63 | 22 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы». (Рефлексия) | 1 | ||
64 | 23 | Здравствуй лето! Начало летнего проекта. | 1 | ||
65,66 – резервные уроки |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
- роль руки и слов в общении;
- роль опыта – как источника благосостояния людей;
- что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
- что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- что такое город;
- основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
- основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
- свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
- основные черты сходства и различий растений и животных;
- основные группы домашних животных и растений;
- отличительные особенности человека от животных;
- элементарные сведения о строении человека;
- правила поведения в природе;
- основные признаки каждого времени года.
К окончанию курса обучающиеся должны уметь:
- называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
- пользоваться словами, указывающими направление и время;
- наблюдать, делать умозаключения;
- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
- различать профессии людей;
- различать природные богатства, живые и неживые;
- различать растения и животных;
- приводить примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;
- приводить примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;
- оценивать правильность поведения в природе.
Личностные универсальные действия:
- использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования предметов и явлений окружающего мира;
- накапливание опыта прямого индуктивного доказательства.
Регулятивные универсальные действия:
- целеполагание - постановка учебной задачи;
- планирование хода рассуждений и последовательности несложных практических действий;
- пошаговый контроль правильности практических действий, составления ответов-рассуждений;
- разрешение простейших противоречий и коррекция ошибок.
Познавательные универсальные действия:
- применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления закономерностей;
- классифицирование предметов и явлений окружающего мира по заданному основанию;
- анализ несложных объектов вербального характера, несложных практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод;
- синтез элементарной научной картины мира;
- моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др.;
- осознанное и произвольное построение умозаключения;
- смысловое чтение текстов учебника, научно-популярной литературы - извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов разрешения противоречий, проблемных творческих задач.
Коммуникативные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов для поиска и сбора информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
Список литературы.
- Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Окружающий мир"...
Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 классы, ФГОС, Школа России
Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 классы, ФГОС, Школа РоссииПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Кон...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Плешаков)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по Окружающему миру "Школа России" 1-4 класс ФГОС
Программа составлена к учебнику Окружающего мира А. А. Плешакова.Программа состоит из трех основных разделов:1) Планируемые результаты освоения программы,курса2) Содержание программы, курса3) Тематиче...
Рабочая программа по окружающему миру. в 4 классе ФГОС Школа России
Рабочая программа по окружающему миру. в 4 классе ФГОС Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ФГОС "Школа России" на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ФГОС "Школа России" на 2021-2022 учебный год...