Урок окружающего мира по теме "Многообразие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Яровая Вера Васильевна

Деятельностный подход к обучению. УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

 окружающего мира

УМК «Гармония» 1 класс

по теме «Разнообразие животных»

Подготовила Яровая Вера Васильевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ№3

г.Ноябрьска, ЯНАО

Предмет: Окружающий мир 

Класс: 1 класс

Учебная тема: Разнообразие животных  (УМК «Гармония»)

Технологическая карта изучения темы «Разнообразие животных»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

-узнать, чем различаются животные, чем они питаются, как передвигаются, как защищаются.

-учить наблюдать за животными и характеризовать их.

Планируемые результаты

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Личностные УУД: 

.действие смыслообразования, ценностное отношение к образовательному процессу

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные:

-Понимать значение «Живая» и «не живая природа», «животные»

-Знать чем различаются животные, чем питаются, как передвигаются, как защищаются.

-Уметь давать характеристику животного

Основные понятия

Живая и неживая природа, животные, хищники, всеядные, растительноядные

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- тетрадь

- учебник

- презентация

-вырезные картинки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Этап технологии и цели

Результаты

Задания для учащихся

Взаимодействия в образовательном процессе

Личностные

Метапредметные

Предметные

Действия педагога

Действие обучающегося

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

.

Ценностное отношение к образовательному процессу.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)







Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)






Выделять главное в услышанном произведении

1.Рассмотрите иллюстрации на стр.

Кто там изображён?(рыбы птицы, черепаха и. т.д.)

Как назвать одним словам эти существа.? (животные)

- Какой у нас урок сегодня будет? (ОНЗ)

Кому он будет посвящён? (животным). 

Слайд :1

Проговаривание заданий





Задаёт вопросы




Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Чтение

стихотворения





Ответы на вопросы учителя



Проговаривают девиз урока.



Проговаривают шаги учебной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

- организовать актуализации знаний о редких  растениях и животных.

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- наметить шаги учебной деятельности

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)



Формулировка проблемы:

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов достижения, анализ (Познавательные)


Контроль, коррекция (регулятивные)

Повторение  о разнообразии растений и животных в мире


Чтение стихотворения «Мохнатая азбука»

-О каких животных говорится в стихотворении?

-Назовите мохнатых, хвостатых, горбатых и т.д.



-подведите итог, о чём это стихотворение?

(о разнообразии животных)

 -Хочется ли вам узнать о разных животных больше?

 


Организует  актуализацию знаний о животных и растениях.




Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.



Организует фиксирование индивидуального затруднения.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности



Высказывают своё предположение.






Фиксируют индивидуальное затруднение.



Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. 

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя , постановка и формулировка проблемы (Познавательные УУД)

Выявлять   место затруднения и причину его появления

-Определите для себя то, что вы уже знаете (чем можете поделиться с друзьями) и что чего не знаете. Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Слайд 2

1) Определю, что я не знаю?

2) Сам найду ответ на мо

-Какой следующий наш шаг учебной деятельности?  («Что я не знаю?) 

-Чтобы вы хотели узнать о животных на этом уроке?

Слайд 3

(Какие бывают животные,

Где живут?

Чем питаются?

Как защищаются)

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.



IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование(Регулятивные УУД)


Выбор наиболее удобных способов решения (познавательные, общеучебные)

Анализировать, делать выбор, планировать свои действия

Как мы будем действовать,

что бы найти ответы на эти вопросы?

Второй шаг:.  Буду искать ответ

-Прочитаем в учебнике

-Поработаем вместе.

-Послушаю одноклассников.

-Спросим у учителя.

 


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.


Организует составление совместного плана действий.




Организует определение средств.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.






С помощью учителя ставят цель урока.


Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.





Называют средства.

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализ, синтез (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД

Ознакомление с термином «Красная книга», несколькими растениями и животными ,занесёнными в «Красную книгу»


Работать в группах


Делать выводы

Начнём

Работа в парах.

-Расскажите друг другу об одном из животных изображенных в учебнике на стр.

-Расскажите то, что нового вы узнали от напарника.


Подведём итог: где могут жить животные? Как передвигаются?


Сопоставляем ответ с эталоном в учебнике.

Слайд.4  Кто чем питается?

Просмотр слайда и поиск ответа на вопрос.

Практическая работа на интерактивной доске.

Что вы заметили?

(одни животные питаются растительной пищей, другие –животными, третьи едят и разную пищу)

-На какие группы по питанию можно разделить животных?

Вывод. Хищники, растительноядные, всеядные.

Слайд 5 физминутка

-Почему животные шли к белке на день рождения с волнением? (волновались чем она будет их угощать)

Слайд 6

-Чем отличаются животные от растений и грибов?

-Понаблюдайте и сделайте вывод. (животные выводят детёнышей и заботятся о них.)

Слайды 7, 8

-Как защищаются животные?

Наблюдение на материале презентации и вывод.

(Маскируются, защищаются, нападают).

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.


Организует групповую работу.





Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.



Организует устранение затруднения.



Под руководством учителя  в группах выполняет составленный план действий.


Высказывают свои версии, решения проблемы, выбирают, кто будет отвечать.


Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.




.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками новых знаний с проговариванием во внешней речи.


Ценностно -смысловое

Устанавливать причинно-следственные связей


Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Анализировать


Делать выводы

Находить пути решения проблемной ситуации



Работать с учебником

Задание такое как на слайде

-Индивидуальная работа по закреплению знания групп животных  (работа с разрезными картинками с животными)

-Разложи картинки с животными на три группы по виду их питания.

 

Сопоставление с выводом на слайде

Слайд 9 (для проверки)






Создаёт проблемную ситуацию







Организует усвоение учениками знания с проговариванием во внешней речи.

Устанавливают причинно-следственные связиЧем питается каждое из этих животных. Проговаривают их.


Чтение сообщений в учебнике с проговариванием.

VII. Самостоятельная работа (выбор правильной ситуации при решении проблемы.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Ценностное отношение к образовательному процессу


Коррекция.оценка качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД).


Умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание (познавательные, общеучебные)

Работать самостоятельно





Строить схематические модели

Работа в тетради.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.










Проговаривают решения проблемных ситуации, описанных в учебнике.




Выполняют задание самостоятельно  в  тетради.











VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

- организовать повторение по вопросам для характеристики животных

Прогнозирование (Регулятивные)


Умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание (познавательные, общеучебные)

Анализировать, делать выводы

Применять теоретические знания на практике




Сопоставление и самооценка  льтатами эталона.

Характеристика животных некоторых животных.

Организует работу с картинками по повторению.

Выполняют задание под руководством



Дают характеристику животных.

.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Нравственно-этическое оценивание

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Волевая саморегуляция (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. (Познавательные, Общеучебные)

Анализировать, выстраивать логическую цепь

доказывать

- Какая тема урока была?

- Какую вопросы ставили?

Слайд 10 

Получили ли вы на них ответы?

Слайд вопросы

- Оцените свою работу на уроке, используя схему


Слайд 11

                        знаю


я                      запомнил                            

                         

                      смогу                                                        


- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.

«Я доволен своей работой».

«Я не доволен своей работой».

«Ещё остались вопросы»

Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.










Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали, запомнили, смогли.







Оценивают свою деятельность на уроке.

 При помощи

смайликов.

Использованные источники.

  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  2. Поглазова О.Т. Программа по окружающему миру  для 1-4 классов. Электронная версия, УМК «Гармония» 2011.
  3. ПоглазоваО.Т.,Шилин В.Д. Окружающий мир,Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений., ч.2.  - Смоленск «Ассоциация ХХI век»,2011
  4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс

Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"...

Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

            Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Презентация к уроку окружающего мира "Способы защиты животных" 2 класс по программе ПНШ

Презентация по этапно рассказывает о способах защиты животных в природе. К сожалению пришлось удалить  ролик, созданный по тексту учебника - хрестоматии  "Окружающий мир знакомый и загадочны...

Урок окружающего мира по теме: Животный мир зоны лесов."

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ: "Животный мир зоны лесов"...