Комплексное интегрированное занятие ознакомления с окружающим миром и трудового обучения "Проказы матушки Зимы"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Закрепить имеющиеся знания о животных леса, особенностях их существования в зимний период; использовать на уроке различные техники работы с бумагой и картоном: вырезная и обрывная аппликация, аппликация из бумажных комочков, складывание из бумаги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_integrirovannoe_zanyatie_chasa_truda.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное интегрированное занятие ознакомления с окружающим миром и трудового обучения
«Проказы матушки зимы»
Тема: Изготовление настенного панно «Зимний лес»
Классы: 1-й, 2-й, 3-й классы СКШ VIII вида
Цели:
- Закрепить имеющиеся знания о животных леса, особенностях их существования в зимний период; использовать на уроке различные техники работы с бумагой и картоном: вырезная и обрывная аппликация, аппликация из бумажных комочков, складывание из бумаги;
- Развивать речь учащихся, корригировать эмоционально- волевую сферу учащихся посредством разнообразных манипуляций с бумагой, релаксационных музыкально- ритмических упражнений;
- Воспитывать любовь к лесным обитателям, вызывать сочувствие к трудностям зимующих животных; Воспитание творческой инициативы, развитие мотивации к занятиям ручным трудом с помощью музыки, игры и драматизации.
Оборудование:
- Объемная аппликация зимнего леса;
- Цветная бумага и картон, ножницы, клей, салфетки и коробочки для отходов;
- Шаблоны из картона, технологические карточки;
- Атрибуты помощниц зимы: мишура, шапочки-короны, вуали, волшебные палочки и т. п.;
- Две «льдины» из бумаги;
- Листы тонкой бумаги для разрывания;
- Экран настроения;
- Снежинки разных цветов;
- Видеооборудование для демонстрации фрагмента мультфильма.
Ход занятия
Вед.: Перед началом нашего занятия задумаемся: с каким настроением мы
пришли сюда? Поможет нам в этом экран настроения и вот эти разно-
цветные снежинки. Выберите ту из них, цвет которой ближе всего к ва-
шему настроению (заполняем экран настроения выбранными снежин-
ками, делаем вывод).
1-й ученик: Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
2-й ученик: Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
3-й ученик: Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады
Хором: Проказам матушки зимы.
Вед. Дорогие ребята и гости! Сегодня у нас не обычное занятие. На нем мы
будем мастерить своими руками елочные украшения, читать стихи, отгадывать загадки, петь и играть, смотреть мультфильм…Сколько затей и забав приготовила нам матушка зима! Но с чего же мы начнем?
Ой, да у нас гости! (раздается легкий стук в дверь, входят три помощницы зимы: Метелица, Снежница и Ледяница).
М. Мы неразлучные сестрицы,
Подружки матушки зимы:
Метелица да Ледяница
И Снежница- повсюду мы.
С. Расписываем стекла окон
Затейливым узором льда,
И наряжаем в шубы ели,
Березки, сосны и дома.
Л. Я льдом заковываю реки,
Ручьи, озера, топь болот.
И помогаю строить горки,
Встречаю с вами Новый год!
А еще я знаю замечательную зимнюю игру «Тюлени и медведь». Сна-
чала выберем водящего- белого медведя. Он будет охотиться на тюле-
ней, которые резвятся в ледяной воде, пока звучит музыка. В любой мо-
мент музыка может оборваться, и тогда тюлени должны быстро выско-
чить на льдину и тесно прижаться друг к другу. Тогда медведь им не
страшен. Но если кто-то зазевался и не успел выбраться на льдину- он
может стать добычей белого мишки. Внимательно слушайте музыку и
не зевайте! (проводится игра «Тюлени и медведь»).
М. А вот и наше любимое дерево!
Весной цветет,
Зимой плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает. (ель, сосна).
Л. и С. открывают панно- зимний лес.
М. Какая красота! Но чего- то здесь не хватает. Не могу понять, чего. Мо-
жет, вы, ребята, подскажете?
Дети Обитателей!
М. Верно, верно. Только кого же мы сюда поселим? Может, слонов?
Л. Нет, лучше моржей!
С. Не слонов и моржей, а коров! (спорят)
М. Сестрицы- снежницы! Что- то мы с вами совсем запутались. Разве сло-
ны и моржи встречаются в наших лесах, да еще зимой? Ребята подска-
жут вам сами, каких животных можно встретить сейчас в лесу.
Дети Белок, зайцев, лисиц …
С. Правильно. Сейчас мы посмотрим мультфильм о лесных обитателях и
узнаем, как они зимуют в лесу.(просмотр м/ф)
С. А еще мы знаем загадки об этих животных. Кто это?
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет,
Орешки грызет.
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У ствола грызет кору.
Висит висюкан,
Под ним стоит хрю-хрюкан.
Висюкан упадет,
Хрю-хрюкан подберет.
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит (рысь).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Носится весь день.
Кто это? (олень).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Далеко вокруг
Слышится мой стук.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(ответы детей).
М. Молодцы! А какие материалы нам понадобятся для работы? (ответы
детей). Тогда самое время начать действовать. (дети разбиваются на
подгруппы, рассаживаются за столики, каждая подгруппа под руко-
водством М., С., и Л. изготавливает из приготовленных шаблонов и де-
талей фигурки зверей и птиц. (8-10 мин.).
М. Вот так молодцы! Но у нас осталась бумага. (достает тонкую бумагу
для «снега»). Эта бумага волшебная. Мы можем превратить ее в снег и
устроить метель. Нужно измельчить бумагу, чтобы получилось как
можно больше снега. (показывает)
Проводится релаксация- игра «Снегопад»: дети рвут бумагу на мелкие кло-чки и обсыпают друг друга полученным «снегом» (игра проводится на ков-ре).
М. А теперь самое время заселить наш зимний лес его обитателями
(поворачивается к панно).
Дети подходят к панно небольшими группами со своими поделками, а М., Л. и С. помогают разместить фигурки зверей и птиц на коллективном панно.
М. Вот какая замечательная зимняя картина у нас получилась! Но что это?
, Слышите? Кажется, начинается метель! (звучит Вальс снежных
хлопьев из балета П. Чайковского «Щелкунчик»).
М. Давайте усядемся поудобнее на ковер и закроем глаза. Мы с вами уже
не в классе, а в заснеженном зимнем лесу, на поляне. Чувствуете аро-
мат хвои? Подставьте ладони снежинкам. Какие они мягкие, легкие,
прохладные! Новый порыв ветра качает высокие сосны и ели, горстями
бросает снег…А внизу, под деревьями спокойно и тихо. Сугробы такие
пушистые и мягкие… Где- то глубоко под ними спят цветы и лесные
травы. Спит зимняя природа… Спит до весны… Но вот стихла метель.
Выглянуло неяркое зимнее солнышко, заискрился в его лучах волшеб-
ный иней… Как красиво! Самое время взбодриться и открыть глаза. Ре-
бята, а что еще нам нравится зимой? За что мы любим зиму? Вы ведь и
песню об этом знаете. Давайте исполним ее!
Дети исполняют песню Е. Крылатова «Кабы не было зимы».
М. А наше необычное занятие подходит к концу. Сколько интересного
произошло сегодня! Давайте еще раз вспомним, с какими заданиями
помощниц матушки-зимы мы встретились сегодня (ответы детей).
Что особенно запомнилось, понравилось? А с каким настроением мы
покидаем наше занятие? Узнать это нам помогут наши веселые сне-
жинки.(вывешиваем снежинки на экран настроения).
Л. Ну а нам пора в зимний лес, помогать матушке зиме укутывать ели и
сосны, приглядывать за зверями и птицами, получше замораживать
лесные реки и озера…
С. Не прощаемся мы с вами,
Скоро встретимся опять,
В зимних сказках вечерами
Будем зиму коротать!
Л. Вспоминайте нас почаще,
Ждут вас горка и снежки,
И прогулки, и катанье,
И чудесные деньки!
(Звучит песня «Елочка, елка, лесной аромат»).
Самоанализ интегрированного занятия
В рамках темы самообразования нашей творческой группы «Гармония» нами была разработана специальная программа, нацеленная на коррекцию психоэмоционального состояния младших школьников с нарушением интеллекта. Мы изучаем влияние часа труда с элементами игротерапии на ЭВС учащихся с нарушением поведения, т. к. эта проблема стоит в младших классах достаточно остро, и творческая группа давно ищет пути ее решения.
Занятия игротерапии представляются нам благодатной почвой для педагогического поиска и эксперимента, в связи с чем группой «Гармония» была разработана и реализуется Программа занятий часа труда. В программу включены три раздела в соответствии с возрастом детей и материалами, с которыми им предстоит работать: 1 класс – «Юный скульптор» (работа с пластическими материалами), 2 класс – «Волшебная бумага» (бумага и картон), 3 класс – «Мягкая игрушка».
Структура занятий, включенных в Программу, существенно отличается от обычных уроков ручного труда. В занятие игротерапии с элементами ручного труда входят:
- Вводная часть. Психологическая настройка, сообщение темы занятия.
- Игра- тренинг.
- Выполнение изделия, совершенствование имеющихся навыков работы с данным материалом.
- Игра- релаксация, снятие накопившегося напряжения, возбуждения, агрессии.
- Подведение итогов, оценка эмоционального состояния детей.
Большое количество релаксационных упражнений, психотренингов, разного рода игр, работа с бумагой, пластическим материалом, тканью нацелены на то, чтобы как можно эффективнее снимать напряжение, утомление и возбудимость у детей.
Данное занятие предполагает участие детей 1-го, 2-го и 3-го классов, а также их учителей для достижения оптимального психологического настроя, улучшения межличностных отношений в смешанном детском коллективе, закрепления коммуникативных навыков у младших школьников.
На занятии предполагалась реализация межтемных и межпредметных связей: уроков ручного труда, ознакомления с окружающим миром, музыки, игротерапии, часа коррекции. Все виды работы были направлены на улучшение психоэмоционального состояния учащихся, чей психостатус не только нестабилен, но может характеризоваться как синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
Этапы занятия сменялись с учетом психофизических особенностей детей (повышенная утомляемость, рассеянность внимания, неспособность сконцентрироваться на задании, быстро наступающее охранительное торможение или, напротив, психомоторное возбуждение). Все эти особенности психики выражены в той или иной степени у всех учащихся и учитывались нами при разработке занятия.
Такие моменты как самооценка настроения в начале и в конце занятия с помощью цветовых предпочтений позволяют и учителю, и учащимся определить эмоциональный фон и уровень работоспособности класса, отношение детей к результатам собственного труда: удовлетворение и радость или, напротив, равнодушие, недовольство, раздражение. Для устранения и минимизации отрицательных проявлений мы включили в занятие игру «Снегопад». Разрывая бумагу на мелкие кусочки, дети снимают мышечное напряжение, усталость, компенсируют накопившееся утомление, «заземляют» отрицательную энергию, агрессию.
Музыкально-дидактическая игра «Тюлени и медведь» также нацелены на решение целого ряда задач. Это умение начинать и заканчивать Движение с началом и окончанием музыки, развитие коммуникативных навыков в игре, выстраивать партнерские отношения (Для того, чтобы «спастись» от белого мишки-водящего, участники игры должны согласовывать свои действия, поместиться на условленной «Льдине», тесно прижавшись друг к другу, что тоже способствует установлению более дружеских отношений в коллективе, его сплочению). Попутно осуществляется актуализация знаний детей о животном мире Арктики: ведь в дикой природе тюлени – действительно потенциальная добыча белого медведя и, спасаясь при его нападении, именно так себя и ведут.
Серия загадок о диких животных нашего коая помогает закрепить знания детей об их характерных особенностях, внешнем виде и поведении (опора на существенные признаки). Кроме того, загадки поддерживают интерес детей к предстоящему этапу изготовления фигурок этих самых животных и птиц, позволяют органично перейти к следующему этапу.
Таким образом, сегодня было достигнуто, на наш взгляд, оптимальное распределение учебной и игровой нагрузки и релаксации в рамках данного занятия, дети остались довольны результатами своего труда, которые воплощены в коллективном панно. Этому способствовали и слаженные действия педагогов. В целом весь комплекс поставленных целей и задач реализован в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие ознакомление с окружающим миром+музыкальное.
Итоговое занятие в старшей группе....
Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.
Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...
Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».
Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая у...
Конспект интегрированного урока ознакомления с окружающим миром, чтения и ручного труда в 4 классе "В гостях у ежмка"
Урок направлен на формирование знаний о том, что такое коллекция, на раскрытие человеческих ценностей и интересов через знакомство с ней....
Интегрированное занятие знакомство с окружающим миром В 1 классе «Особый Ребенок» Тема «Наряд красавице Осени»
Расширение представлений об окружающем мире...
Конспект НОД Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованием. Старший возраст
Старший возрастТема: «В гостях у «Красавицы-Природы».Цель: Формирование у детей целостной картины знаний о природе.Задачи: -тренироваться в умении находить признаки разных времен год...
Интегрированное занятие "Лиса в русских народных сказках" (развитие речи, ознакомление с окружающим миром)
Интегрированное занятие "Лиса в русских народных сказках" для детей старшей группы направлено на изучение лисы в народном творчестве и образом жизни лисы в природе....