Урок-исследование по окружающему миру "Дыхание"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Путём исследований учащиеся приходят к выводу насколько важно дыхание для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie-urok.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Дыхание.

Цель: познакомить учащихся с органами дыхания, их функцией; показать значение дыхания для жизни человека; развивать навыки исследовательской деятельности;воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

  1. Значение органов дыхания в жизнедеятельности человека.
  2. Органы дыхания, как часть организма человека
  3. Воспитание гигиенических навыков.
  4. Просветительно-воспитательная работа о ценности здорового образа жизни.

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир»,
  2. рабочая тетрадь,
  3. таблица «Органы дыхания»
  4. Диск «Моё тело» (БСЭ),
  5. сантиметровая лента,
  6. шарики,
  7. карточки с терминами (трахея, альвеолы, бронхи, фитонциды)

1. Включение детей в деятельность.

  1. Перечислите, что необходимо для жизни человека? (пища, сон, вода, воздух)
  2. Сколько времени человек может находится без пищи? (до одного месяца)
  3. Без сна? А без воздуха? (2-3 мин.)
  4. Проверим. Вдохнули. (засечь время по секундомеру)

Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут и только, например, японские ныряльщицы за жемчугом задерживают дыхание до 5 мин.
- Почему?(тренированный человек)
- Что дают тренировки?

 2. Работа над новым материалом.

  1. Исследование: измерить объем грудной клетки на выдохе и вдохе (вызвать для измерения двух  уч-ся: слабого и активно занимающегося спортом, результаты записать на доске.)
  1. Чем объяснить разницу в объеме грудной клетки (тренированностью)
  2. Давайте проследим как воздух попадает в организм человека.
  1. Рассмотреть таблицы (в учебнике и на доске)
  1. Какую роль выполняет нос в дыхании?
  2. Почему важно дышать через нос, а не через рот?
    (просмотр диска или презентации) Нос это сторожевой пост, проходя через него воздух согревается, увлажняется и очищается.
  3. Что происходит, если мы дышим ртом? Воздух проходя через трахеи, бронхи, попадает в легкие (трахеи и бронхи представляют трубки) не соприкасается со слизистой оболочкой носа.

(Запись на доске)
Функции носа:

  1. Защитная.
  2. Согревает воздух.
  3. Увлажняет воздух.
  4. Защищает от попадания вредных веществ.
  5. Обонятельная функция.

- Что такое легкие? (предположения детей)
Легкие состоят из мельчайших пузырьков – альвеол,  пронизанные капиллярами, которые насыщаются кислородом.
- Каков объем легких?
Если альвеолы разложить на волейбольной площадке, они займут всю её  поверхность.
- Хочешь узнать твердые или мягкие легкие. (мягкие)
- Легкие являются очень важным органом для человека, что их защищает? (грудная клетка)

3. Работа с книгой.

  1. Самостоятельно чтение текста с. 68-69
  2. Прочитать какой путь проходит воздух и по каким органам?
  1. Что происходит в легких?
  2. Вы произносите слова при вдохе или при выдохе? (на выдохе)
  3. Давайте найдем у себя гортань. Потрогайте шею.
  4. Что вы чувствуете? (твердое ребристое образование – гортань)
  5. Когда мы дышим гортань открыта, а когда едим? (см. диск) (гортань закрывается)
  6. Почему закрывается во время еды? (чтобы пища не попадала в дыхательные пути)

«Когда я ем, я глух и нем.» - как вы объясните эту пословицу.

 Вывод: во время еды нельзя разговаривать.

- Что собой представляют легкие? (губку)
- Что происходит в легких? (газообмен, кровь отдает углекислый газ и впитывает в себя кислород. )

4. Физминутка.

Раз, два -  руки шире,
Дышим глубже - три, четыре.
Вдох - выдох, выдох - вдох.
Наш урок совсем не плох.
Мы подпрыгнем высоко,
Дышим ровно, глубоко,
Чтоб здоровье укреплять
Надо правильно дышать.

5. Работа по карточкам в группах  ( с.71-72 )

1 группа. Какие заболевания передаются по воздуху через органы дыхания?
Какие правила надо соблюдать, чтобы не заразиться? (записать их)
2 группа. Почему люди разводят комнатные растения?
3 группа. Почему одной из экологических задач, которые решает человечество, является борьба за чистый воздух ? Что нужно делать?
4 группа. Почему после каждого урока необходимо открывать форточки и   проветривать класс?
Почему нужно приходить со сменно обувью?
5 группа. Что происходит с органами дыхания, если человек курит?

6. Рефлексия:

(можно оформить как кроссворд, в середине слово – дыхание.)

7.Итог урока .
- Что на уроке для вас было новое и что интересно? Как вы будете относиться к органам дыхания? А сейчас выйдем на перемену, а дежурные проветрят класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.

К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...