"Урок заботы и любви"
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Работа направлена на воспитание у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения к миру животных. Дается представление о понятиях «чуткость», «доброта», ответственность», «отзывчивость», учит детей заботиться о «братьях наших меньших».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие"Урок заботы и любви" | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- воспитание у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения;
- воспитание уважительного отношения к миру животных;
- знакомство учащихся с понятиями «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость»;
- развитие заботы о «братьях наших меньших»;
- развитие познавательного интереса, внимания к природе;
- формирование мировоззрения, взглядов, суждений;
- развитие эстетических вкусов.
Оборудование:
- рисунки «Мир животных нашими глазами»;
- выставка книг «В мире животных»
- плакат «Хочу, чтоб вас, зверей моей земли, за вашу помощь, люди берегли» (Н. Тихонов)
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята! Предметом обсуждения на нашем занятии станет мир животных. Мы поговорим о «братьях наших меньших».
Давайте обратимся к девизу нашего занятия:
«Хочу, чтоб вас, зверей моей земли, за вашу помощь люди берегли».
Как вы это понимаете?
Какое ваше мнение, отношение?
(Ответы детей: так говорят, потому что животные приносят большую пользу людям; они помогают нам в трудную минуту; жизнь с ними становится интереснее; животные учат нас быть добрее.)
Воспитатель. Всем хорошо известно, какая огромная семья «братьев наших меньших» нас окружает. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные.
Сегодня наш разговор будет посвящен больше домашним животным, а именно: собакам и кошкам.
Собаки – верные и преданные друзья человека c отважными сердцами. Они сторожат его дом, пасут стада, помогают на охоте, охраняют государственные границы, ходят в упряжках, выступают в цирках, снимаются в кино. В годы Великой Отечественной войны собаки служили связистами, минерами - они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили поставленные мины. Весь Север вдоль и поперек истоптан собачьими лапами. Не ледокол, не самолет доставили первого человека на северный полюс, а упряжка собак. Прежде чем человек полетел в космос, на разведку в космос поднялась собака Лайка. Собаки-поводыри помогают людям потерявшим зрение. Они ориентируются по потоку движения, так как собаки не имеют полноценного цветового зрения и не различают сигналы светофора. В наше время для поиска взрывчатки, наркотиков используют специально обученных собак.
Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь им, защищать их, беречь и относиться к ним только с любовью, которую они вернут нам сполна.
Ребята! А сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными! Они вызывают у нас радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас.
Я расскажу вам одну историю про собаку. У нас на даче, неизвестно откуда, появился пес, породы «немецкая овчарка», то ли от него отказался хозяин, то ли он заблудился, хотя собаки очень умные и находят дорогу домой. Вот так он бродил по улицам в любую погоду: и в холод, и в дождь, неприкаянный, никому не нужный. Кличку ему дали «Мальчик» и он на нее отзывался. К людям он относился с опаской, боялся близко подходить, наверное, в жизни ему пришлось много плохого терпеть от людей. Хотя как говорят «мир не без добрых людей», некоторые старались его накормить. Мне было очень жаль этого пса, и я, различными уговорами, ласками постаралась его приручить. Он привык ко мне и стал жить на моем участке. Мы построили ему теплую будку, где он и жил.
Не могу, без восхищения, говорить о нем. Какое же это умное животное! Он так ко мне привязался, так радовался, когда я приезжала. При виде меня у него было столько радости, веселого лая, он начинал прыгать вокруг меня и в благодарность лизать мне руки, у меня сразу поднималось настроение и на душе становилось теплее. У него был такой преданный взгляд, полный благодарности, что даже, когда мы с ним ходили гулять, он, почему-то шел не рядом со мной, а шел за мной «след в след», наверное, как я понимаю, из чувства благодарности, уступал мне первенство, как своей хозяйке. К сожалению, он прожил у меня только два года, потом заболел и его не стало.
Преданность и верность собаки своему хозяину абсолютно бескорыстна. В Италии псу, по кличке Верный, есть памятник. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать хозяина, погибшего на войне. Известно немало достоверных историй, когда собака погибала после смерти хозяина от горя и тоски и даже в том случае, если хозяин куда-то исчезал на время.
К сожалению, не все еще у нас благополучно по отношению к «братьям нашим меньшим». Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому.
Я прочитаю описания ситуаций, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а в какой нет.
Ситуация первая: Женя с Пашей возвращались осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. «Вот бедняга, - сказал Женя, - кто-то выгнал его в такую погоду». Щенок вдруг пошел за мальчиками. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама? Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу спать. А утром обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес.
Что понравилось в этой истории?
В чем проявилось такое отношение к животному у мальчиков?
Можно ли быть человечным, если не любишь животных?
(Ответы детей: мне понравилось в этой истории то, что мальчики не остались равнодушными, не оставили щенка на улице; если бы они оставили щенка на улице, он мог бы погибнуть; похвально, что ребята оказались такими добрыми и человечными; этот поступок говорит о том, что мальчики любят животных и, когда они вырастут, станут хорошими людьми.)
Воспитатель. Ситуация вторая: В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала…
Как вы оцените такой поступок?
(Ответы детей: собака, наверное действительно, плакала, потому что ее предали близкие люди, которых она любила; я бы никогда так не поступил, потому что собака ведь живое существо и ей может быть так же больно, как и человеку; мне очень жаль эту собаку, если бы я был рядом, я бы обязательно ее спас.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Я думаю, вы правильно поняли суть девиза нашего занятия – каждому встать на защиту живого, беззащитного существа.
Наша задача состоит в том, чтобы мы, люди, живущие рядом с животными, не только берегли, но и вставали на их защиту. У многих из вас, я думаю, дома живут собаки, кошки, хомячки или какие-то другие домашние животные. Самое главное вы должны понимать, что приручив к себе животное, вы несете за него ответственность. Нельзя взять щенка или котенка, поиграть с ними, ведь маленькие они очень забавные, а потом, когда вырастут или потребуют особого ухода, отказаться от них. Не зря говорят: «мы в ответе за тех, кого приручили». А ведь, к сожалению, нередко встречаются люди, которые без жалости выбрасывают животных на улицу.
Сейчас я вам зачитаю несколько строк П. Звездослава:
Я сорвал цветок - и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
И если бы каждый человек прикасался к красоте только сердцем, то не было бы тогда жестокости на Земле.
А сейчас мы немного поговорим еще об одном домашнем животном – о кошке. Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет, но до сих пор она остается существом таинственным.
В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. В Европе кошку преследовали – думали, что в нее вселяется дьявол и она приносит несчастье в дом, особенно не везло черным котам. На Руси кошку защищала церковь. Она стоила столько же, сколько бык.
Кошка – самое домашнее, самое ласковое создание, которое создает уют и в большом особняке и в маленькой комнатке. Люди, которые любят этих животных, утверждают, что они совершенство, источают покой, приносят удачу, счастье, богатство, здоровье. Человек становится добрее и терпимее рядом с этими животными. Кошки умеют любить, лечить, спасать от одиночества, быть преданными и верными. Продолжительная разлука с хозяином вызывает у кошки нервное потрясение, поэтому, ребята, нельзя кошку надолго оставлять одну, так же, как и любое другое животное.
А сейчас мы послушаем тех ребят, которые подготовили нам интересную информацию о собаках и кошках.
Ученик 1. Собаки живу рядом с человеком около 13 тысяч лет. В мире насчитывается примерно 500 млн. собак (свыше 400 пород). Продолжительность жизни большинства собак колеблется от 8 до 15 лет, достоверно известные случаи, когда собаки жили более 20 лет, встречаются крайне редко. Максимальная достоверная продолжительность жизни собаки – 29 лет 5 месяцев. Столько прожила австралийская собака – пастух по кличке Блуи. Исследования показали, что послушные собаки живут дольше, нежели их агрессивные и непокорные собратья.
Ученик 2. Кошки живут примерно 15 - 20 лет. Чемпионом среди долгожителей оказалась кошка Пусс (США), она прожила 36 лет. У кошек рождается 3-5 котят. Кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила 14 котят-близнецов. Кошка Мини с 1927 по 1933 год убила 12480 крыс.
Ученик 3. Самые большие из современных собак – сенбернары. Масса некоторых из них достигает 100 и более килограммов. Самой маленькой считается мексиканский терьер чихуахуа, его рост 15 – 23 см, масса 0,5 – 2,5 кг.
Ученик 4. У кошки очень тонкий слух. Она слышит малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. В то же время, кошка может не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом.
Ученик 5. Собака различает 500000 запахов. Мозг собаки весит 100 г, кошки – 32 г.
Ученик 6. Кошка очень чистоплотна и часто умывается, А знаете почему? Все кошки – и домашние, и дикие – охотники. Они постоянно вылизывают не столько грязь, сколько собственный запах. Ведь охотятся они из засады, а если добыча по запаху почувствует опасность, то можно остаться голодным.
Ученик 7. Собак можно разделить на группы: служебные, охотничьи и комнатные. К служебным собакам относятся: овчарка, лайка, боксер, колли, дог; к охотничьим: сеттер, гончая, борзая, спаниель, пойнтер; к комнатным: пудель, болонка, мопс.
Ученик 8. У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. И действительно – у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные, и смотрят в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета. Она спокойно ходит в темноте, помогают ей в этом длинные жесткие волосики, которые мы называем усами.
Ученик 9. Собака видит в темноте лучше человека, но хуже кошки. У собаки три века: верхнее, нижнее и боковое, оно спрятано во внутреннем углу глаза и может наплывать на глаз для того, чтобы очистить глазную поверхность.
Ученик 10. Ходят кошки бесшумно, ступают мягкими подушечками лап, пряча когти в эти подушечки, очень ловко лазают по деревьям. И, по - прежнему, в жизни кошки есть много тайного.
Ученик 11. На передних лапах собак, как и у кошек, - 5 пальцев, на задних – 4.
Воспитатель. Мы поведали только о некоторых особенностях жизни этих таинственных существ. А что вы можете добавить?
(Ответы детей: кошку нельзя заставить делать то, что она не хочет, т. к. у нее независимый нрав; если кошка мурлычет, то ей приятно общение с нами, а если у нее подрагивает хвост, то она предупреждает, что ей что-то не нравится, и она может напасть; кошка никогда не станет служить хозяину ради еды, она самодостаточна, несмотря ни на что.)
Воспитатель. Что правда, то правда, не надо кошку принуждать к чему-то. Кошка очень свободолюбивое животное, и если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, сама к вам придет, поверьте, но только добровольно.
А сейчас послушайте стихотворение Бориса Заходера «Про всех на свете».
Все- все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки, без кошки, не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь хищным покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все- все-все на свете,
На свете все нужны
И это все дети запомнить должны!
Можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к миру животных из вашей жизни, из литературы, кино?
(Ответы детей: мы вместе с бабушкой всегда кормим бездомных собак и кошек; я, в подъезде нашего дома, нашел маленького котенка и принес его домой, теперь он живет у нас и я о нем забочусь; а мы с друзьями построили домик для бездомной собаки, которая живет у нас во дворе; мне очень нравится история о добром отношении к собаке в фильме «Белый Бим – черное ухо», жаль, что она так печально закончилась.)
Воспитатель. Из ваших суждений, ребята, можно сделать вывод, что вы понимаете, что значит быть добрыми, чуткими. Много защитников у животного мира. Каждый человек, в какой-то степени не только оберегает, помогает, но и своим примером учит доброте других.
После сегодняшнего разговора каждый из нас, я думаю, не пройдет мимо жестокости, встанет на защиту слабого.
Любите животных, оберегайте и заботьтесь о них, не будьте равнодушными: не проходите мимо животного, попавшего в беду, помогайте им и согревайте их теплом своей души. И только тогда, мир вокруг нас станет ярче, красочнее, разноцветнее!
У нас получился интересный и полезный разговор. О многом мы задумались. Мы увидели, что есть мир, о котором нельзя не заботиться, не помнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок заботы и любви.
Урок по окружающему миру, посторен на личном опыте уч-ся: создание творческой работы о своём питомце....
Конспект урока "Урок заботы и любви"
Урок посвящён "братьям нашим меньшим"-собакам. Дети получают представление о том, кем являются собаки, какую роль они играют в жизни человека, знакомятся с правилами ухода за собакой....
конспект урока ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА О ПТИЦАХ. СИНИЦЫ.
КОНСПЕКТ УРОКА"Забота человека о птицах. Синицы."...
Урок заботы и любви
Конспект "Урока заботы и любви", знакомящий учащихся с происхождением и многообразием пород собак на Земле....
Урок "Заботы и любви"
Урок об отношении к окружающему миру....
Урок заботы и любви.
Дидактические материалы к уроку....
Методические материалы к "Уроку заботы и любви".
Методические материалы к презентации "Урок заботы и любви" по окружающему миру в 1 классе....