"Урок заботы и любви"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Речкина Ольга Арсеньевна

Работа направлена на воспитание у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения к миру животных. Дается представление о понятиях «чуткость», «доброта», ответственность», «отзывчивость», учит детей заботиться о «братьях наших меньших». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. воспитание у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения;
  2. воспитание уважительного отношения к миру животных;
  3. знакомство учащихся с понятиями «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость»;
  4. развитие заботы о «братьях наших меньших»;
  5. развитие познавательного интереса, внимания к природе;
  6. формирование мировоззрения, взглядов, суждений;
  7. развитие эстетических вкусов.

Оборудование:

  1. рисунки «Мир животных нашими глазами»;
  2. выставка книг  «В мире животных»
  3. плакат «Хочу, чтоб вас, зверей моей земли, за вашу помощь, люди берегли» (Н. Тихонов)

Ход занятия.

             Воспитатель. Ребята! Предметом обсуждения на нашем занятии  станет мир животных. Мы поговорим о «братьях наших меньших».

              Давайте обратимся к девизу нашего занятия:

«Хочу, чтоб вас, зверей моей земли, за вашу помощь люди  берегли».

Как вы это понимаете?

Какое ваше мнение, отношение?

             (Ответы детей: так говорят, потому что животные приносят большую пользу людям; они помогают нам в трудную минуту; жизнь с ними становится интереснее; животные учат нас быть добрее.)

             Воспитатель. Всем хорошо известно, какая огромная семья  «братьев наших меньших» нас окружает. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные.

             Сегодня наш разговор  будет  посвящен больше домашним животным, а именно: собакам и кошкам.

              Собаки – верные и преданные друзья человека c  отважными сердцами. Они сторожат его дом, пасут стада, помогают на охоте, охраняют государственные границы, ходят в упряжках, выступают в цирках, снимаются в кино. В годы Великой Отечественной войны собаки служили связистами, минерами - они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили поставленные мины. Весь Север вдоль и поперек истоптан собачьими лапами. Не ледокол, не самолет доставили первого человека на северный полюс, а упряжка собак. Прежде чем человек полетел в космос, на разведку в космос поднялась собака Лайка. Собаки-поводыри помогают людям потерявшим  зрение. Они ориентируются  по потоку движения, так как собаки не имеют полноценного цветового зрения и не различают сигналы светофора. В наше время для поиска взрывчатки, наркотиков используют специально обученных собак.

              Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь им, защищать их, беречь  и относиться к ним только с любовью, которую они вернут нам сполна.

              Ребята! А сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными! Они вызывают у нас радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас.

             Я расскажу вам одну историю про собаку. У нас на даче, неизвестно  откуда, появился пес, породы «немецкая овчарка», то ли от него отказался хозяин, то ли он заблудился,  хотя собаки очень умные и находят дорогу домой. Вот так он бродил по улицам в любую погоду: и в холод, и в дождь, неприкаянный, никому не нужный. Кличку ему дали «Мальчик» и он на нее отзывался. К людям он относился с опаской, боялся близко подходить, наверное, в жизни ему пришлось много плохого терпеть от людей.  Хотя как говорят «мир не без добрых людей», некоторые  старались его накормить. Мне было очень жаль этого пса, и я, различными уговорами, ласками постаралась его приручить. Он привык ко мне и стал жить на моем участке. Мы построили ему теплую будку, где он и жил.

             Не могу, без восхищения, говорить о нем. Какое  же это  умное животное! Он так ко мне привязался, так радовался, когда я приезжала.  При виде меня у него было столько радости, веселого лая, он начинал прыгать вокруг меня и в благодарность лизать мне руки, у меня сразу поднималось настроение и на душе становилось теплее. У него был такой преданный взгляд, полный благодарности, что даже, когда мы с ним ходили гулять, он, почему-то шел не рядом со мной, а шел за мной «след в след», наверное, как я понимаю, из чувства благодарности, уступал мне первенство, как своей хозяйке. К сожалению, он прожил у меня только два года, потом заболел и его не стало.                                                

             Преданность и верность собаки своему хозяину абсолютно бескорыстна. В Италии псу, по кличке Верный, есть памятник. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил  к поезду встречать хозяина,  погибшего на войне. Известно немало достоверных историй, когда собака погибала после смерти хозяина от горя и тоски и даже в том случае, если хозяин куда-то исчезал на время.

             К сожалению, не все еще у нас благополучно по отношению к «братьям нашим меньшим». Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому.

            Я прочитаю описания ситуаций, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а в какой нет.

             Ситуация первая:  Женя с Пашей возвращались  осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. «Вот бедняга, - сказал Женя, - кто-то выгнал его в такую погоду». Щенок вдруг пошел за мальчиками. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама? Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу спать. А утром обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес.

             Что понравилось в этой истории?

             В чем проявилось такое отношение к  животному у мальчиков?

             Можно ли быть человечным, если не любишь животных?

             (Ответы детей: мне понравилось в этой истории то, что мальчики не остались равнодушными, не оставили щенка на улице; если бы они оставили щенка на улице, он мог бы погибнуть; похвально, что ребята оказались такими добрыми и человечными; этот поступок говорит о том, что мальчики любят животных и, когда они вырастут, станут хорошими людьми.)

             Воспитатель. Ситуация вторая: В лесу  из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала…

             Как вы оцените такой поступок?

             (Ответы детей: собака, наверное  действительно, плакала, потому что ее предали близкие люди, которых она любила; я бы никогда так не поступил, потому что собака ведь живое существо и ей может быть так же больно, как и человеку; мне очень жаль эту собаку, если бы я был рядом, я бы обязательно ее спас.)

             Воспитатель. Молодцы, ребята! Я думаю, вы правильно поняли суть девиза нашего занятия – каждому встать на защиту живого, беззащитного существа.

             Наша задача  состоит в том, чтобы мы, люди, живущие рядом с животными, не только берегли, но и вставали на их защиту. У многих из вас, я думаю, дома живут собаки, кошки, хомячки или какие-то другие домашние животные. Самое главное вы должны понимать, что приручив к себе животное, вы несете за него ответственность. Нельзя взять щенка или котенка, поиграть с ними, ведь маленькие они очень забавные, а потом, когда вырастут или потребуют особого ухода, отказаться от них. Не зря говорят: «мы в ответе за тех, кого приручили». А ведь, к сожалению, нередко встречаются люди, которые без жалости выбрасывают животных на улицу.

             Сейчас я вам зачитаю несколько строк П. Звездослава:

                             Я сорвал цветок  - и он увял.

                             Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.

                             И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

                             Можно только сердцем.

И если бы каждый человек прикасался к красоте только сердцем, то не было бы тогда жестокости на Земле.

            А сейчас мы немного поговорим еще об одном домашнем животном – о кошке. Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет, но до сих пор она остается существом таинственным.

            В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. В Европе кошку преследовали – думали, что в нее вселяется дьявол и она приносит несчастье в дом, особенно не везло черным котам. На Руси кошку защищала церковь. Она стоила столько же, сколько бык.

             Кошка – самое домашнее, самое ласковое создание, которое создает уют и в большом особняке и в маленькой комнатке. Люди, которые любят этих животных, утверждают, что они  совершенство, источают покой, приносят  удачу, счастье, богатство, здоровье. Человек становится добрее и терпимее рядом с этими животными. Кошки умеют любить, лечить, спасать от одиночества, быть преданными и верными. Продолжительная разлука с хозяином вызывает у кошки нервное потрясение, поэтому, ребята, нельзя кошку надолго оставлять одну, так же, как и любое другое животное.

             А сейчас мы послушаем тех ребят, которые подготовили нам интересную информацию о собаках и кошках.

             Ученик 1. Собаки живу рядом с человеком около 13 тысяч лет. В мире насчитывается примерно 500 млн. собак (свыше 400 пород). Продолжительность жизни большинства собак колеблется от 8 до 15 лет, достоверно известные  случаи, когда собаки жили более 20 лет, встречаются крайне редко. Максимальная достоверная продолжительность жизни собаки – 29 лет 5 месяцев. Столько прожила австралийская собака – пастух по кличке Блуи. Исследования показали, что послушные собаки живут дольше, нежели их агрессивные и непокорные собратья.

              Ученик 2. Кошки живут примерно 15 - 20 лет. Чемпионом среди долгожителей оказалась кошка Пусс (США), она прожила 36 лет. У кошек рождается 3-5 котят. Кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила 14 котят-близнецов. Кошка Мини с 1927 по 1933 год убила 12480 крыс.

              Ученик 3. Самые большие из современных собак – сенбернары. Масса некоторых из них достигает 100 и более килограммов. Самой маленькой считается мексиканский терьер чихуахуа, его рост 15 – 23 см, масса 0,5 – 2,5 кг.

              Ученик 4. У кошки очень тонкий слух. Она слышит малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. В то же время,  кошка может не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом.

              Ученик 5. Собака различает 500000 запахов. Мозг собаки весит 100 г, кошки – 32 г.

              Ученик 6. Кошка очень чистоплотна и часто умывается, А знаете почему? Все кошки – и домашние, и дикие – охотники. Они постоянно вылизывают не столько грязь, сколько собственный запах. Ведь охотятся они из засады, а если добыча по запаху почувствует опасность, то можно остаться голодным.

              Ученик 7. Собак можно разделить на группы: служебные, охотничьи  и комнатные. К служебным собакам относятся: овчарка, лайка, боксер, колли, дог; к охотничьим: сеттер, гончая, борзая, спаниель, пойнтер; к комнатным: пудель, болонка, мопс.

              Ученик 8. У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. И действительно – у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные, и смотрят в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета. Она спокойно ходит в темноте, помогают ей в этом длинные жесткие волосики, которые мы называем усами.

              Ученик 9. Собака видит в темноте лучше человека, но хуже кошки. У собаки три века: верхнее, нижнее и боковое, оно спрятано во внутреннем углу глаза и может наплывать на глаз для того, чтобы очистить глазную поверхность.

              Ученик 10. Ходят кошки бесшумно, ступают мягкими подушечками лап, пряча когти в эти подушечки, очень ловко лазают по деревьям. И, по -  прежнему, в жизни кошки есть много тайного.

               Ученик 11. На передних лапах собак, как и у кошек, - 5 пальцев, на задних – 4.

              Воспитатель. Мы поведали только о некоторых особенностях жизни этих таинственных существ. А что вы можете добавить?

              (Ответы детей: кошку нельзя заставить делать то, что она не хочет, т. к. у нее независимый нрав; если кошка мурлычет, то ей приятно общение с нами, а если у нее подрагивает хвост, то она предупреждает, что ей что-то не нравится, и она может напасть; кошка никогда не станет служить хозяину ради еды, она самодостаточна, несмотря ни на что.)

               Воспитатель. Что правда, то правда, не надо кошку принуждать к чему-то. Кошка очень свободолюбивое животное, и если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, сама к вам придет, поверьте, но только добровольно.

             А сейчас послушайте стихотворение Бориса Заходера  «Про всех на свете».

                                 Все- все-все на свете нужны!

                                 И мошки не меньше нужны, чем слоны.

                                 Нельзя обойтись без чудищ нелепых

                                 И даже без хищников злых и свирепых!

                                 Нужны все на свете! Нужны все подряд –

                                 Кто делает мед и кто делает яд.

                                 Плохие дела у кошки без мышки,

                                 У мышки,  без кошки,  не лучше делишки.

                                 Да! Если мы с кем-то не очень дружны –

                                 Мы все-таки очень друг другу нужны.

                                 А если нам кто-нибудь хищным покажется,

                                 То это, конечно, ошибкой окажется…

                                 Все- все-все на свете,

                                 На свете все нужны

                                 И это все дети запомнить должны!

              Можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к миру животных из вашей жизни, из литературы, кино?

             (Ответы детей: мы вместе с бабушкой всегда кормим бездомных собак и кошек; я, в подъезде нашего дома, нашел маленького котенка и принес его домой, теперь он живет у нас и я о нем забочусь; а мы с друзьями построили домик для бездомной собаки, которая живет у нас во дворе; мне очень нравится история о добром отношении к собаке в фильме «Белый Бим – черное ухо», жаль, что она так печально закончилась.)

             Воспитатель.  Из ваших суждений, ребята, можно сделать вывод, что вы понимаете, что значит быть добрыми, чуткими. Много защитников у животного мира. Каждый человек, в какой-то степени не только оберегает, помогает, но и своим примером учит доброте других.    

             После сегодняшнего разговора каждый из нас, я думаю, не пройдет мимо жестокости, встанет на защиту слабого.

             Любите животных, оберегайте и заботьтесь о них, не будьте равнодушными: не проходите мимо животного, попавшего в беду, помогайте им и согревайте их теплом своей души. И только тогда, мир вокруг нас станет ярче, красочнее, разноцветнее!

             У нас получился интересный и полезный разговор. О многом мы задумались. Мы увидели, что есть мир, о котором нельзя не заботиться, не помнить.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок заботы и любви.

Урок по окружающему миру, посторен на личном опыте уч-ся: создание творческой работы о своём питомце....

Конспект урока "Урок заботы и любви"

Урок посвящён "братьям нашим меньшим"-собакам. Дети получают представление о том, кем являются собаки, какую роль они играют в жизни человека, знакомятся с правилами ухода за собакой....

конспект урока ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА О ПТИЦАХ. СИНИЦЫ.

КОНСПЕКТ УРОКА"Забота человека о птицах. Синицы."...

Урок заботы и любви

Конспект "Урока заботы и любви", знакомящий учащихся с происхождением и многообразием пород собак на Земле....

Урок "Заботы и любви"

Урок об отношении к окружающему миру....

Урок заботы и любви.

Дидактические материалы к уроку....

Методические материалы к "Уроку заботы и любви".

Методические материалы к презентации "Урок заботы и любви" по окружающему миру в 1 классе....