« Невидимые нити в осеннем лесу»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Софронова Любовь Ивановна

Урок окружающего мира проведен во 2 классе по теме "Невидимые нити в осеннем лесу ( учебник "Мир вокруг нас А.А.Плешаков). Даный урок способствует развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы, формирует умение наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, позволяет закрепить понятие "этажи леса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

ТЕМА: « Невидимые нити в осеннем лесу»

ЦЕЛИ: -  способствовать развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы; формировать умение наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; закрепить понятие « этажи леса»;

 - развивать эстетическое и поэтическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать ее красоту; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе раннее изученный материал, умение рассуждать, выражать свои мысли;

- формировать бережное , ответственное отношение к природе, понимание значимости решения экологических проблем.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник « Мир вокруг нас» (2 кл. ч.1 – А.А.Плешаков), карточки с текстом для каждого ученика, окно со словом « Красота», репродукции картин известных художников об осени, картинки дуба, орешника, рябины, птиц и животных, фонограмма П.И.Чайковского « Времена года» - « Осенняя песенка», Лесовичок.

ТИП УРОКА: комбинированный

ВИД УРОКА: заочная экскурсия

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока.

1). – Добрый день!

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, мои  друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Экскурсию с вами мы совершим

В мир природы, добра, красоты.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

         2) - Проверим посадку:  

        - Ноги? На месте.

        - Руки? На месте.

        - Локти? У края.

        - Спина? Прямая.

        -Чтобы у нас с вами было хорошее настроение на уроке, я предлагаю вам сказать что-то приятное какому – либо человеку в классе, который нуждается в ваших словах.

        -Я вам желаю, чтобы у вас всё сегодня получилось.

II.ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К АКТИВНОМУ И ОСОЗНАННОМУ ДЕЙСТВИЮ.

1). Вступительная беседа.

- Что необычного вы заметили на доске? ( ОКНО)

- Что же такое загадочное ждет нас, если мы откроем это окно?

( открываю окно и читаю слово « Красота»)

- Что такое « Красота»?

- К чему мы обращаемся, если точно не знаем значение данного слова?

( СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ)

« КРАСОТА – совокупность качеств, доставляющих удовольствие, наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное, приятное. Например: Красота русской природы.»

- Вы, ребята, были правы, когда рассуждали о красоте. Что же в жизни вы видели красивого, за чем наблюдали?

-  А можем ли мы наблюдать за красивыми поступками, за общением друг с другом?

- Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелек. Видит и изумляется, и начинает творить, создавать сам новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении перед красотой, и в вашем сердце тоже расцветет красота.

- На ваших столах лежат карточки с текстом. Познакомьтесь с его содержанием. Постарайтесь увидеть в этом тексте что – нибудь красивое.

( ДЕТИ ЧИТАЮТ ТЕКСТ)

… пришла в лес. Все листья она раскрасила в яркие цвета. Лес стал очень красивым. Потом подули сердитые ветры. Они срывали жёлтые, красные, бурые листья и бросали их на землю.  Скоро лес опустел.

- Что красивого вы увидели в этом тексте?

- А когда это бывает?

« …Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

- О каком времени года идет речь в стихотворении А.С.Пушкина?

- Мы знаем, что осень длится 3 месяца. Всегда ли осень одинакова?

- Какая осень сейчас за окном?

- Давайте раздвинем занавески  на нашем необычном окне.

Какую осень мы видим за окном?

( РАЗДВИГАЮ ЗАНАВЕСКИ )

- Кому из вас, ребята нравится это время года? Чем именно?

( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

 - Очень многим нравится осень, в том числе и великим художникам, поэтам, писателям и композиторам. С помощью слов, кистей и красок, с помощью музыки они выражают свои чувства, эмоции. Посмотрите еще раз на уже известные вам картины художников, вспомните их названия, авторов.

На уроках литературного чтения мы читали стихи о этом прекрасном времени года. Давайте вспомним одно из них.

( УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХ. К. БАЛЬМОНТА « ОСЕНЬ»)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее, и от птичьего крика

В сердце только грустнее.

    Стаи птиц улетают

Прочь за синее море

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

- Надеюсь, такую же прекрасную картину осенней природы увидим и мы с вами сегодня на уроке.

На нашей заочной экскурсии мы будем наблюдать за осенними изменениями в жизни растений , вспомним уже известные вам растения, узнаем новые и постараемся во всем увидеть и разглядеть красоту. А еще мы постараемся увидеть « невидимые ниточки» в осеннем лесу. А поможет мне провести экскурсию Лесовичок. Он предлагает взять вам с собой внимание, сосредоточенность и, конечно же, дружелюбие.

Итак, в путь! Пока мы с Лесовичком идем к лесу, расскажем ему о том, что мы уже знаем о осени. Итак, какие изменения произошли в природе с наступлением осени?

Опишите состояние неживой природы, растений.

( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- У Лесовичка к вам, ребята, тоже есть вопрос. Ответим на него?

 - ЛЕС – дом для растений и животных, как для нас людей – квартиры. И этот дом , как и дома людей – многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются ярусами. Каждый ярус имеет свое название. Дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

  1. Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.( КУСТАРНИКИ)
  2. Многолетние растения с крупным твердым стеблем и мощным корнем. ( ДЕРЕВО)
  3. Растения с мягкими зелеными стеблями.(ТРАВЫ)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

ЯРУСЫ ЛЕСА

ДЕРЕВЬЯ                  КУСТАРНИКИ                  ТРАВЫ

- Лесовичок доволен вашими ответами. Вот мы и на лесной полянке. Посмотрите, как здесь красиво!

IV. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА ДЛЯ  ГЛАЗ.

- Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые , точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте.

V. ПРОДОЛЖЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

- Вот на лесной полянке нас встречает дерево. Угадайте, что это за дерево.

( СООБЩЕНИЕ О ДУБЕ ДЕЛАЕТ УЧЕНИК)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончике ветвей

Много – много желудей.

( НА ДОСКЕ – ДУБ)

- Лесовичок тоже хочет рассказать вам о дубе, о своем любимом дереве. Но он просит вас поработать вместе с ним в своих тетрадках. Откройте тетради и запишите число.

( ПО ХОДУ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ СХЕМУ В ТЕТРАДЯХ, УЧИТЕЛЬ КАРТИНКАМИ НА ДОСКЕ)

- Осенью на дубе созревают плоды – желуди. Внутри каждого желудя одно крупное семя. Созревшие плоды падают на землю, а весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные жители. Это белка, дикий кабан, лесные мыши и птицы.  Дуб для них – кормилец! Но животные не только поедают желуди, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка и белка. Они осенью прячут желуди про запас, и чаще всего далеко от дуба. Часть желудей она съедает зимой, а о каких – то забывает. Весной из этих – то желудей и вырастут молодые деревца. Вот и получается, что сойка и белка расселяют дуб. Лесные мыши и кабаны тоже разносят желуди.

                                                               СОЙКА

      ДУБ                                                     БЕЛКА

                                                              КАБАН

                                                               МЫШЬ

- В КАКОМ ЯРУСЕ РАСТЕТ ДУБ?

- Идем дальше. А это что за растение рядом с дубом?

А рядом с дубом часто можно увидеть этот кустарник. Это – ОРЕШНИК. Орешник – довольно высокий кустарник, у него много гибких стеблей. Плоды орешника – орехи. Созревая, они падают на землю под кустом. Расселяться орешнику помогают животные, которые их едят. В основном, это белки и лесные мыши.

( СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ)

                               БЕЛКА

    ОРЕШНИК        

                               МЫШЬ

- В каком ярусе растет орешник?

VI. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ  ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке    ( подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.      ( подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим                 ( бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем , как зайки.          ( прыжки на месте)

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.           ( ходьба на месте).

VII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Лесовичок ведет нас дальше. Скоро мы подойдем к дереву, о котором нам расскажет               . Угадайте, что это за дерево.

( СООБЩЕНИЕ О РЯБИНЕ)

 - На стр. 60 прочитайте о том, кого кормит рябина и кто помогает ей расселяться. Составьте схему в тетрадях. Работаем в парах .

                          ДРОЗДЫ

 РЯБИНА        

                          СВИРИСТЕЛЬ

- В каком ярусе растет рябина?

- Как бы красиво, как бы хорошо , уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться  в класс. Но что – то наш Лесовичок загрустил. Оказывается, пока мы читали о рябинке, Лесовичок прислушался и услышал, как шепчутся на рябинке листочки с ягодками. « Мы такие маленькие, беззащитные. За нашу осеннюю красоту нас и наши гроздья ягод срывают и ломают. Мы даже боимся желтеть и краснеть. Что же нам делать? Как же нам быть?»

- Ребята, как нам успокоить Лесовичка? Сможем мы им оказать помощь и какую?

( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Многие растения сегодня стали редкими. Они даже занесены в Красную книгу. « Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растение из – за    нескольких дней красоты? Правильно. Ведь недаром говорят:

« Поймал я бабочку – она погибла, сорвал я цветок – он завял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту и природу!»

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Находясь в природе, нельзя срывать цветы и красивые ветви деревьев. Можно собирать букеты только из тех цветов, которые вырастил человек.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

- Если мы будем по – настоящему , серьезно заботиться о природе, только тогда мы станем добрее.

Лесовичок говорит, что нужно, чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу и любовь к растениям.

VIII. ИТОГ УРОКА.

1) - Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы еще раз побывали в осеннем лесу, любовались его красотой., попытались увидеть невидимые ниточки в осеннем лесу. Вас чему – нибудь научила эта экскурсия? Какие советы вы бы хотели дать своим друзьям?

- Лесовичок прощается с вами, ему пора возвращаться в свой лес. А на память о нашей встрече он дарит вам вот такие осенние листочки – закладочки в ваши учебники.

        2) – Закройте глаза, представьте, что вы идёте домой, встречаете какого-то знакомого и рассказываете, что вы сегодня узнали на уроке, что было интересного, а что трудного? Возвращайтесь в класс.

        - Что же нового вы сегодня узнали?

        - Что было интересного?

        3) Самооценка по шкале.

        4) Рефлексия настроения (наклеивание своего имени на «радугу настроения»).

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр.58 – 61.

К рассказу « Белкин запас» составить схемку « невидимых ниточек».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"

Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....

Урок по окружающему миру "Невидимые нити в осеннем лесу"

На уроке формируется представление о взаимосвязи между организмами, дается представление о последствиях вмешательства человека в природное равновесие, показывается целостность экологической системы....

Технологическая карта к уроку Окружающего мира авт А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по теме «Невидимые нити в осеннем лесу».(2 класс)

Технологическая карта по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" составлена в соответствии стребованиями ФГОС....

Тест по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" 2 класс Перспектива

Тест по окружающему миру (Плешаков, Новицкая) 2 класс...

Окружающий мир Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»

У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире»...

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Невидимые нити в осеннем лесу»

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу....