« Невидимые нити в осеннем лесу»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира проведен во 2 классе по теме "Невидимые нити в осеннем лесу ( учебник "Мир вокруг нас А.А.Плешаков). Даный урок способствует развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы, формирует умение наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, позволяет закрепить понятие "этажи леса".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе
ТЕМА: « Невидимые нити в осеннем лесу»
ЦЕЛИ: - способствовать развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы; формировать умение наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; закрепить понятие « этажи леса»;
- развивать эстетическое и поэтическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать ее красоту; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе раннее изученный материал, умение рассуждать, выражать свои мысли;
- формировать бережное , ответственное отношение к природе, понимание значимости решения экологических проблем.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник « Мир вокруг нас» (2 кл. ч.1 – А.А.Плешаков), карточки с текстом для каждого ученика, окно со словом « Красота», репродукции картин известных художников об осени, картинки дуба, орешника, рябины, птиц и животных, фонограмма П.И.Чайковского « Времена года» - « Осенняя песенка», Лесовичок.
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: заочная экскурсия
ХОД УРОКА:
- Организация начала урока.
1). – Добрый день!
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, мои друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Экскурсию с вами мы совершим
В мир природы, добра, красоты.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
2) - Проверим посадку:
- Ноги? На месте.
- Руки? На месте.
- Локти? У края.
- Спина? Прямая.
-Чтобы у нас с вами было хорошее настроение на уроке, я предлагаю вам сказать что-то приятное какому – либо человеку в классе, который нуждается в ваших словах.
-Я вам желаю, чтобы у вас всё сегодня получилось.
II.ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К АКТИВНОМУ И ОСОЗНАННОМУ ДЕЙСТВИЮ.
1). Вступительная беседа.
- Что необычного вы заметили на доске? ( ОКНО)
- Что же такое загадочное ждет нас, если мы откроем это окно?
( открываю окно и читаю слово « Красота»)
- Что такое « Красота»?
- К чему мы обращаемся, если точно не знаем значение данного слова?
( СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ)
« КРАСОТА – совокупность качеств, доставляющих удовольствие, наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное, приятное. Например: Красота русской природы.»
- Вы, ребята, были правы, когда рассуждали о красоте. Что же в жизни вы видели красивого, за чем наблюдали?
- А можем ли мы наблюдать за красивыми поступками, за общением друг с другом?
- Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелек. Видит и изумляется, и начинает творить, создавать сам новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении перед красотой, и в вашем сердце тоже расцветет красота.
- На ваших столах лежат карточки с текстом. Познакомьтесь с его содержанием. Постарайтесь увидеть в этом тексте что – нибудь красивое.
( ДЕТИ ЧИТАЮТ ТЕКСТ)
… пришла в лес. Все листья она раскрасила в яркие цвета. Лес стал очень красивым. Потом подули сердитые ветры. Они срывали жёлтые, красные, бурые листья и бросали их на землю. Скоро лес опустел.
- Что красивого вы увидели в этом тексте?
- А когда это бывает?
« …Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»
- О каком времени года идет речь в стихотворении А.С.Пушкина?
- Мы знаем, что осень длится 3 месяца. Всегда ли осень одинакова?
- Какая осень сейчас за окном?
- Давайте раздвинем занавески на нашем необычном окне.
Какую осень мы видим за окном?
( РАЗДВИГАЮ ЗАНАВЕСКИ )
- Кому из вас, ребята нравится это время года? Чем именно?
( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Очень многим нравится осень, в том числе и великим художникам, поэтам, писателям и композиторам. С помощью слов, кистей и красок, с помощью музыки они выражают свои чувства, эмоции. Посмотрите еще раз на уже известные вам картины художников, вспомните их названия, авторов.
На уроках литературного чтения мы читали стихи о этом прекрасном времени года. Давайте вспомним одно из них.
( УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХ. К. БАЛЬМОНТА « ОСЕНЬ»)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее, и от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
III. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
- Надеюсь, такую же прекрасную картину осенней природы увидим и мы с вами сегодня на уроке.
На нашей заочной экскурсии мы будем наблюдать за осенними изменениями в жизни растений , вспомним уже известные вам растения, узнаем новые и постараемся во всем увидеть и разглядеть красоту. А еще мы постараемся увидеть « невидимые ниточки» в осеннем лесу. А поможет мне провести экскурсию Лесовичок. Он предлагает взять вам с собой внимание, сосредоточенность и, конечно же, дружелюбие.
Итак, в путь! Пока мы с Лесовичком идем к лесу, расскажем ему о том, что мы уже знаем о осени. Итак, какие изменения произошли в природе с наступлением осени?
Опишите состояние неживой природы, растений.
( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- У Лесовичка к вам, ребята, тоже есть вопрос. Ответим на него?
- ЛЕС – дом для растений и животных, как для нас людей – квартиры. И этот дом , как и дома людей – многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются ярусами. Каждый ярус имеет свое название. Дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
- Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.( КУСТАРНИКИ)
- Многолетние растения с крупным твердым стеблем и мощным корнем. ( ДЕРЕВО)
- Растения с мягкими зелеными стеблями.(ТРАВЫ)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.
ЯРУСЫ ЛЕСА
ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ
- Лесовичок доволен вашими ответами. Вот мы и на лесной полянке. Посмотрите, как здесь красиво!
IV. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
- Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые , точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте.
V. ПРОДОЛЖЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
- Вот на лесной полянке нас встречает дерево. Угадайте, что это за дерево.
( СООБЩЕНИЕ О ДУБЕ ДЕЛАЕТ УЧЕНИК)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончике ветвей
Много – много желудей.
( НА ДОСКЕ – ДУБ)
- Лесовичок тоже хочет рассказать вам о дубе, о своем любимом дереве. Но он просит вас поработать вместе с ним в своих тетрадках. Откройте тетради и запишите число.
( ПО ХОДУ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ СХЕМУ В ТЕТРАДЯХ, УЧИТЕЛЬ КАРТИНКАМИ НА ДОСКЕ)
- Осенью на дубе созревают плоды – желуди. Внутри каждого желудя одно крупное семя. Созревшие плоды падают на землю, а весной из них начинают расти новые деревца.
Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные жители. Это белка, дикий кабан, лесные мыши и птицы. Дуб для них – кормилец! Но животные не только поедают желуди, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка и белка. Они осенью прячут желуди про запас, и чаще всего далеко от дуба. Часть желудей она съедает зимой, а о каких – то забывает. Весной из этих – то желудей и вырастут молодые деревца. Вот и получается, что сойка и белка расселяют дуб. Лесные мыши и кабаны тоже разносят желуди.
СОЙКА
ДУБ БЕЛКА
КАБАН
МЫШЬ
- В КАКОМ ЯРУСЕ РАСТЕТ ДУБ?
- Идем дальше. А это что за растение рядом с дубом?
А рядом с дубом часто можно увидеть этот кустарник. Это – ОРЕШНИК. Орешник – довольно высокий кустарник, у него много гибких стеблей. Плоды орешника – орехи. Созревая, они падают на землю под кустом. Расселяться орешнику помогают животные, которые их едят. В основном, это белки и лесные мыши.
( СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ)
БЕЛКА
ОРЕШНИК
МЫШЬ
- В каком ярусе растет орешник?
VI. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке ( подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. ( подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим ( бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем , как зайки. ( прыжки на месте)
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем. ( ходьба на месте).
VII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Лесовичок ведет нас дальше. Скоро мы подойдем к дереву, о котором нам расскажет . Угадайте, что это за дерево.
( СООБЩЕНИЕ О РЯБИНЕ)
- На стр. 60 прочитайте о том, кого кормит рябина и кто помогает ей расселяться. Составьте схему в тетрадях. Работаем в парах .
ДРОЗДЫ
РЯБИНА
СВИРИСТЕЛЬ
- В каком ярусе растет рябина?
- Как бы красиво, как бы хорошо , уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться в класс. Но что – то наш Лесовичок загрустил. Оказывается, пока мы читали о рябинке, Лесовичок прислушался и услышал, как шепчутся на рябинке листочки с ягодками. « Мы такие маленькие, беззащитные. За нашу осеннюю красоту нас и наши гроздья ягод срывают и ломают. Мы даже боимся желтеть и краснеть. Что же нам делать? Как же нам быть?»
- Ребята, как нам успокоить Лесовичка? Сможем мы им оказать помощь и какую?
( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Многие растения сегодня стали редкими. Они даже занесены в Красную книгу. « Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растение из – за нескольких дней красоты? Правильно. Ведь недаром говорят:
« Поймал я бабочку – она погибла, сорвал я цветок – он завял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту и природу!»
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Находясь в природе, нельзя срывать цветы и красивые ветви деревьев. Можно собирать букеты только из тех цветов, которые вырастил человек.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
- Если мы будем по – настоящему , серьезно заботиться о природе, только тогда мы станем добрее.
Лесовичок говорит, что нужно, чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу и любовь к растениям.
VIII. ИТОГ УРОКА.
1) - Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы еще раз побывали в осеннем лесу, любовались его красотой., попытались увидеть невидимые ниточки в осеннем лесу. Вас чему – нибудь научила эта экскурсия? Какие советы вы бы хотели дать своим друзьям?
- Лесовичок прощается с вами, ему пора возвращаться в свой лес. А на память о нашей встрече он дарит вам вот такие осенние листочки – закладочки в ваши учебники.
2) – Закройте глаза, представьте, что вы идёте домой, встречаете какого-то знакомого и рассказываете, что вы сегодня узнали на уроке, что было интересного, а что трудного? Возвращайтесь в класс.
- Что же нового вы сегодня узнали?
- Что было интересного?
3) Самооценка по шкале.
4) Рефлексия настроения (наклеивание своего имени на «радугу настроения»).
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Стр.58 – 61.
К рассказу « Белкин запас» составить схемку « невидимых ниточек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"
Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....
Урок по окружающему миру "Невидимые нити в осеннем лесу"
На уроке формируется представление о взаимосвязи между организмами, дается представление о последствиях вмешательства человека в природное равновесие, показывается целостность экологической системы....
«Невидимые нити.Невидимые нити в осеннем лесу.Простейшие способы ориентирования».
План - конспект урока по окружающему миру....
Технологическая карта к уроку Окружающего мира авт А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по теме «Невидимые нити в осеннем лесу».(2 класс)
Технологическая карта по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" составлена в соответствии стребованиями ФГОС....
Тест по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" 2 класс Перспектива
Тест по окружающему миру (Плешаков, Новицкая) 2 класс...
Окружающий мир Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»
У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире»...
Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Невидимые нити в осеннем лесу»
К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу....