Урок по теме: "Окружающий мир зимой"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Окружающий мир зимой».(1 класс)
Цели: обобщить знания детей, полученные о зимнем времени года, обратить внимание на взаимосвязь элементов живой и неживой природы в зимнее время года, на практических примерах показать влияние отрицательной температуры на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Вспомнить правила безопасности и поведения на льду; на примерах, связанных с охраной животных зимой, воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: Конверт с телеграммой - послание "Зимы" в виде снежинки. Картинка зимнего леса. "Деятельность человека зимой" (иллюстрации).
Ход урока.
1. Оргмомент. Цель занятия.
2.. Обобщение и проверка знаний учащихся по теме: «Зима».
В начале урока раздается стук в дверь. Учитель выглядывает в коридор: никого нет, но найден большой пакет.
Детям предлагают развернуть пакет: они обнаруживают послание-телеграмму, где говорится, что красавица Весна находится в темнице под замком у злого Колдуна.
Чтобы получить ключ от замка, необходимо пройти длинный путь по зимней стране. Ключ выполнен в виде снежинки, на обратной стороне которой загадки о снеге и льде. К телеграмме прилагается карта зимней страны. На карте изображены пункты остановок с интересными названиями и заданиями- конвертами.
Первая остановка: «В гостях у Непоседушки»
(Показ по карте игры-путешествия, которая красочно оформлена, первой остановки). Даны вопросы:
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Какая температура воздуха зимой?
- Объясните, почему зимой такая низкая температура?
Читается стихотворение С. Есенина "Зима"
Задание 1. Выделите из стихотоворения признаки зимы.
Вот уж осень улетела
И примчалась зима,
Как на крыльях прилетела
Невидимкой вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей, спасибо, за труды.
Вот появились узоры.
На стеклах дивной красоты,
Все устремили свои взоры,
Глядя на это с высоты.
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает
И иней на снегу сверкает.
4. Объясните, какие виды осадков выпадают зимой? {Снег).
5. Пользуясь текстом стихотворения, выделите качество снега.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке встала вдруг вода
Неподвижна и тверда
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом белоснежным серебром.
- Вспомните из своих наблюдений, какой снег в морозную погоду, когда оттепель?
- Отгадайте загадки о снеге и льде:
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло! {Лед).
8.Объясните, почему реки зимой покрыты льдом?
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша- толстое стекло. {Лед).
9.Какое значение имеет лед на водоемах?
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. {Снег).
На всех садится,
Никого не боится. (Снег).
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь;
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. {Снег).
10. Объясните, что происходит со снегом, снежинкой, если их взять в руки? Почему?
С неба звезды падают.
Лягут на поля
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло,
Звездочки холодные,
А земле тепло. {Снежинки).
- Вспомните, какая почва зимой?
- Объясните, почему говорится: «звездочки холодные, а земле тепло»?
- Какой вывод вы можете предложить о состоянии неживой природы зимой? (После ответа учащихся открывается часть схемы).
Вывод: Солнце низко над горизонтом, температура воздуха днем и ночью ниже, 0, ночи длинные, дни короткие, небо пасмурное, закрыто облаками, осадки в виде снега, почва замерзшая, покрыта снегом, водоемы покрыты льдом. Все эти изменения оказали влияние на жизнь растений.
Вторая остановка "Вечный лес"
Задание 1. Из предложенных веточек отобрать ветки хвойных и лиственных деревьев и кустарников.
Задание 2. Дать им названия.
Задание 3. Как вы считаете "умирают" ли лиственные деревья зимой?
Задание 4. Докажите на примерах, что лиственные растения зимой живы.
Задание 5. Какой вывод вы можете предложить о жизни растений зимой?
Вывод: Так как температура ниже 0, почва замерзла, то большинство лиственных деревьев и кустарников на зиму сбрасывают листья, но на ветках остаются почки. На некоторых деревьях и кустарниках на зиму остаются сухие листья и плоды. С зелеными листьями зимует большинство хвойных растений. Сохраняют на зиму зеленые листья и некоторые растения под снегом. Снег защищает растения от морозов.
Третья остановка "Снежная азбука"
Зима изменила жизнь птиц и всех животных.
Задание. Разгадать кроссворд о птицах.
1.Трещала с самого утра "тр-р-ра!"
"Тр-р-ра!" А что пора?
Такая с ней морока, когда
Трещит... {сорока).
- В лесу кукует птица,
Она назвать себя боится.
Ку-ку... ку-ку - не спит опушка.
А птицу эту звать... (кукушка).
- Зимой на ветках- яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки ?
Ведь это... (снегири).
4.В лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа!
Сторожей боятся этих,
Мы прячемся дрожа!
Очень уж суровы филин и ... (сова).
5.Я в любую непогоду
Уважаю очень воду,
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый... (гусь).
Загадки оформлены в виде кроссворда:
3.с | |||||
н | |||||
е | |||||
5.г | г | 2.к | |||
у | и | у | |||
1.с | о | р | о | к | а |
ь | и | у | |||
ш | |||||
к | |||||
4.с | о | в | а |
- Выберите из перечисленных в кроссворде птиц, которые остаются у нас на зиму.
- Какие птицы выводят своих птенцов среди январской стужи?
3.Объясните, что означают такие выражения:
"Больше птиц - меньше вредителей - выше урожай!"
"Подкорми птиц зимой - они отплатят тебе летом".
4.Расскажите, как нужно относиться к птицам зимой.
А теперь послушайте стихотворение о птицах.
Каждый день
Когда встаем
Мы с братишкою вдвоем,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей,
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири...
Все привыкли - не пугливы,
Хоть руками их бери!
Г. Ладанщиков
- Какие пернатые друзья у вас есть?
- Где лучше развесить кормушки для птиц?
- Чем вы подкармливаете птиц?
- Сделайте вывод, как изменилась жизнь птиц зимой?
Вывод: Температура низкая, земля покрыта снегом, у нас остаются только зимующие птицы (воробьи, снегири, вороны и т.д.). Корма мало. Они питаются почками, семенами и плодами деревьев и кустарников, отыскивают корм около жилья человека. Часто зимой птицы погибают от голода. Поэтому птиц зимой надо подкармливать.
С наступлением зимы изменилась жизнь не только птиц, но и диких животных.
Задание 1. Используя картину на доске, составьте рассказ о жизни диких животных зимой. (Работа по группам).
2. Обобщите ответы, какие изменения произошли в жизни диких животных зимой?
Вывод: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц, зимой подкармливают. Рыбам под слоем льда часто не хватает воздуха, поэтому во льду проделывают проруби.
(Открывается 2 часть схемы).
Четвёртая остановка "Трудимся зимой"
1. Какие виды работ вы выполняли зимой или помогали взрослым?
(Подкармливать животных, чистить снег, перебирать овощи и т.д.)
2.Перечислите все виды работ, которые выполняются зимой.
3.Что интересного происходит в жизни детей зимой?
(Расскажите, прослушав стихотоворение).
Г. Ладанщиков.
Как снегурка, в шубке белой
Маша с горки едет смело.
Вася катит снежный ком –
Он решил построить дом.
Под окном Тамара с Федей
Лепят снежного медведя
Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след,
А за нею - Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.
На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло,
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
- Какими зимними видами спорта занимаетесь вы?
- Объясните, как нужно одеваться на улицу зимой?
- Чтобы вы предложили делать своим товарищам, чтобы не заболеть?
- Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей зимой?
Вывод: Люди готовятся к весеннему севу: привозят удобрения, ремонтируют сельскохозяйственные машины, задерживают снег на полях. В городах и селах убирают снег, так как он мешает движению транспорта и пешеходов. С наступлением зимних холодов люди одеваются теплее, чем одевались осенью. Зимой надо продолжать закаляться. Этому помогут игры на воздухе, катание на санках, лыжах и коньках.
(Открывается 3 часть схемы).
На этом путешествие по зимней стране заканчивается. Ваше активное участие на всех остановках помогло составить схему природных явлений в зимней стране.
Солнце не поднимается высоко, водоемы покрыты льдом, небо серое, покрыто облаками
температура низкая
почва замерзла осадки снега
дни короткие, ночи длинные
жизнь растений | жизнь диких животных | труд людей | ||||
зеленые листвен | лиственные | село | город |
подготовка к севу уборка
птицы зимующие насекомые спят
дикие животные спят (медведь, еж)
питаются запасами (белка)
активный образ жизни (волк, заяц, лиса)
человек должен охранять (подкармливать птиц и животных; защищать растения, сады от грызунов).
4. Анализ схемы. Общий вывод.
Зимой температура низкая, т.к. солнце не поднимается высоко, дни короткие, ночи длинные, небо серое, осадки в виде снега, водоемы и почва замерзли. Все эти изменения в жизни живой и неживой природы сказались на изменениях в жизни растений (лиственные деревья без листьев, хвойные -зеленые, под снегом зимуют многолетние травы), т.к. нет корма, многие птицы улетают в теплые края, остались только зимующие, которых подкармливает человек;диких животных, ведущим активный образ жизни подкармливают. Изменился и труд людей зимой; в селах готовятся к весеннему севу, ухаживают за домашними животными, в городе работают различные организации, убирается снег на улицах. Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, необходимо закаляться.
5. Детям вручается ключ от темницы, где находится красавица Весна.
Творческое задание: для освобождения Весны необходимо нарисовать в своих тетрадях зимний рисунок, где были бы отражены все признаки зимы. (Внимание детей можно обратить на схему).
III. Итог урока. Весна-красавица (может быть красивая
кукла или нарисованная картина весны) освобождена. Сейчас
она посмотрит на картины, которые нарисовали вы, ребята.
Весна-красавица благодарит детей за выполненные работы. Анализ.
IV. Дома. Пронаблюдать за изменениями в неживой природе (температура, небо, осадки), занести данные в таблицу наблюдений. Текст учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.
Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".
Конспект урока окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....
презентация к уроку по теме "Окружающая среда" в 4 классе по УМК "Forward"
Это обобщающий урок, в течение которого обучающиеся могут продемонстрировать свои знания по теме "Окружающая среда"...
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.
Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....