Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России". УМК "Школа России"(презентация к уроку по адресу http://depositfiles.com/files/xayv9zgrg)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_ravniny_i_gory_rossii.docx | 59.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 г.Сочи
«Окружающий мир» 4 класс
Тема: Равнины и горы России
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ № 65
Сокиренко Елена Николаевна
Предмет: «Окружающий мир»
4 класс
Тема урока: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ
Программа «Окружающий мир»(«Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаков
учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2006г.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.
Познакомить с равнинами и горами на территории России.
Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе родной страны.
Оборудование:
Физическая карта России, атласы, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского), «солнышко».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
- Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны? (Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
II. Работа над новой темой
Запись на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России».
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце.)
- Конечно, это солнышко!
Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.)
- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)
- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)
- Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 65 учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? (Главная линия на диаграмме - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные.)
-. Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)
- Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)
- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?
Звучит аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского)(на 1 слайде кликнуть значок звука)
- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.
(Показ слайдов № 2,3 «Полуостров Камчатка», «Вулканы Камчатки».)
- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.
- Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота 4750м.)
(Показ слайда № 4 «Вулкан Ключевская Сопка»)
Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15 октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана - 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.
- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше «солнышко»? (Над Средне-Сибирским плоскогорьем.)
- Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый.)
- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье — это плоская гора.)
- Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
(Показ слайда № 5 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)
- Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)
- В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:
(Показ слайда № 6 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)
- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.
А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.
- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)
- А какие горы? (Алтай и Саяны.)
(Показ слайда № 7, 8 с изображением Алтая)
- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.
На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.
(Показ слайда №9 с изображением горы Белуха.)
А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.
(Показ слайдов №10,11 с видом Саян)
- Продолжим наше путешествие.
Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной.
- Где мы оказались? (На Западно-Сибирской равнине.)
- Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории - это болота. По равнине течет много рек.)
(Показ слайда № 12,13)
- Западно-Сибирская равнина - это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)
- Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)
- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.
Солнышко закрепляется над Уральскими горами.
- Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)
- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы.
(Показ слайда № 14)
Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..)
(Показ слайда№ 15 с изображением горы Народная.)
- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.
(Показ слайда№ 16)
(Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)
- Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие.)
(Просмотр слайда №17 «Уральские горы».
Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.
- Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)
- Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)
- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.
III. Физкультминутка
Мы сейчас вес дружно встанем,
Отдохнем мы на привале...
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
IV. Продолжение новой темы
Звучит запись песни «Марш юннатов» (на 17 слайде кликнуть значок звука)
- И опять нас дорога зовет.
Мы движемся на запад,
Так солнышко ведет.
Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной.
- Где остановились мы сейчас?
Что вы можете сказать, изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте.
(Просмотр слайда № 18)
Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.)
- Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
(Просмотр слайда № 19)
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)
- Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности.)
- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнине на стр. 66 над фотографией. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Эту равнину еще называют Русской равниной.)
(Просмотр слайдов № 20,21)
- А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.
- Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)
(Просмотр слайдов № 22,23,24 с фотографиями Кавказских гор)
- Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)
(Просмотр слайда № 25)
Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?
(Слайд № 26)
(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)
- Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.
IV. Закрепление
Вопросы «Почемучки»;
- Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)
Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)
А сейчас небольшой тест. Выберите правильный ответ.
(Слайд №27)
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина – это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
V. Подведение итогов урока
Самопроверка и самооценивание
(Слайд № 28)
Правильными ответами являются…
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина – это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.
Поздравляю тех, кто правильно ответил на все вопросы.
А кто запомнил не все - у вас есть время до следующего урока все повторить,
ну, а сейчас – песня…
(Слайд №29, кликнуть по значку звука)
Домашнее задание
Стр. 64-71.
Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник.
Выполнить задание «Проверь себя».
Нарисовать машину, на которой можно будет двигаться по воде и по суше.
Комментарий-пояснение, рекомендации использования в работе.
Литература, адреса в интернет:
http://www.kamchatka-wildnature.ru/vulcan_kluch.htm
http://www.krinfo.ru/foto/showgallery.php/cat/1/page/5
http://www.ecosystema.ru/08nature/world/04.htm
http://ecoclub.nsu.ru/nature/sib.htm
http://cityref.ru/prosmotr/1970-0.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/11822
http://www.uraltravel.com/northural-rus.htm
Учебник «Мир вокруг нас 4 кл.»
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»
Вопрос и ответ. Энциклопедия /Пер.с англ./ Паркер С., Вильямс Б.-М.:»Омега», 2005
Пармузин Ю. Живая география. –М.: Просвещение,1993.
Пивоваров Г. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение, 1997.
Необходимые ресурсы, материалы:
- Компьютер не ниже Pentium3
- Мультимедийный проектор
- Колонки
- Программа Microsoft PoverPoint
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира "По равнинам и горам"
Цели: Сформировать представление о равнинах и горах.Познакомить с равнинами и горами на территории России.Развивать познавательную активность, умение работать по карте.Наблюдать, обобщать...
Технологическая карта урока окружающего мира - По равнинам и горам (4 класс, УМК "Перспектива")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «По равнинам и горам.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с ...