Екатерина II
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Данилова Ирина Васильевна

В конспекте вы найдете интересные задания, помогающие обучающимся работать с информацией. Урок построен по новым стандартам. Ребята весь урок работали плодотворно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Данилова Ирина Васильевна

Место работы: МБОУ «Туровецкая СОШ»

Должность: учитель начальных классов

Дополнительные сведения: конспект урока   окружающего мира

 по теме «Екатерина Великая» для 4 класса

(УМК «Школа России»)

Тема: Екатерина Великая

Цель:  создание образа Екатерины Великой в период правления

Задачи урока: охарактеризовать период правления Екатерины Великой;

познакомить учащихся с именами великих военачальников А.В. Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым;

развивать способность к критическому мышлению, способствовать развитию смысловой памяти;

развивать коммуникативные умения;

воспитывать  уважение  к прошлому родной страны.

Оборудование: 

карточки для индивидуальной работы учащихся; кроссворд (представленный в презентационном виде), презентация к уроку, тесты.

Ход урока

Слайд 1. I.  Организационный момент.

Начинаем мы опять

По истории шагать.

Чтобы всё понятно стало

Потрудились мы немало.

Слайд 2. II. Проверка домашнего задания.

     Индивидуальная работа: тесты (проверка по образцу)

Экспресс-тест по теме: «Пётр I. Реформы в Российском государстве".

  1. В начале 18 века при Петре I был создан первый русский флот, ставший одним  из сильнейших в Европе.
  2. Петром I была создана армия, которая одержала победы на суше и на море.
  3. 1721 год – важная дата в истории России, Пётр I принял титул императора, и  Россия стала называться уже Российской империей.
  4. В 1703 был заложен в устье реки Невы город, который стал столицей государства.
  5. В допетровской России Новый год встречали 1 сентября.
  6. Первый печатный станок был создан при Петре I.
  7. Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости».
  8. Заставил мужчин брить бороды.
  9. Издал указ «О дураках» - запретил дворянам жениться, не получив образование.
  10. Самый первый аэроплан (самолёт) был построен при Петре I .

Слайд 3. Самопроверка.

Слайд 4. III. Определение темы и цели урока.

-Кто явился продолжателем дел Петра Великого, мы узнаем сегодня на уроке. А поможет нам в этом кроссворд, составленный Лизой Новожиловой.

1. у

ч

е

н

ы

й

2.д

я

ь

ч

о

к

3.а

к

а

д

е

м

и

я

4.п

е

т

е

р

б

у

р

г

м

е

д

а

л

ь

5.х

о

л

м

о

г

о

р

ы

6.г

р

а

м

м

а

т

и

к

а

7.у

н

и

в

е

р

с

и

т

е

т

8.ч

а

й

к

а

  1. Кем односельчане считали М.В.Ломоносова?
  2. Кто был первым учителем Ломоносова?
  3. Куда удалось поступить, назвавшим себя сыном холмогорского дворянина?
  4. В какой город был отправлен Ломоносов в 1735 году, как один из лучших учеников?
  5. Что присуждается российским и иностранным ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?
  6. Неподалеку, от какого города родился М.В.Ломоносов?
  7. Первая учебная нецерковная книга Ломоносова?
  8. Какое заведение, носящее имя Ломоносова было открыто в 1755 году?
  9. Как односельчане прозвали судно Ломоносова за отличные мореходные качества?

- Какое слово  в кроссворде получилось выделенным? (Екатерина)

Слайд 5. -Правильно! Значит сегодня на уроке речь пойдёт об Екатерине Великой, которая стала продолжательницей дел  Петра Великого. Что нам предстоит узнать?

III. Работа над новой темой.

Слайд 6. 1.Слово учителя.

     

     После  Петра I в России царствовала Екатерина II. Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери.  Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

      Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том,  что,  в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила  императрица  Елизавета Петровна.

          Острый  и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.

     Блистая при русском дворе красотою и умом,

Слайд 7. Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование.  Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей  и получила массу  разнообразных  сведений  в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина  образованнее неё.  

Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения.

     В  то же время Екатерина усвоила обычаи и дух  русского народа, а русский язык выучила  так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. Познакомимся лишь с некоторыми из них, касающимися образования:

Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.

Кто привык к трудам, тому труд облегчен.

Разумный человек всегда может найти упражнение.

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах,

чему не доучился в младости.

Учение в счастье человека украшает, в несчастье же служит прибежищем.

      Слайд 8. После  смерти супруга  Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных.  В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно  спрашивала себя « Как  бы поступил в таком случае  Пётр? ».

          Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

        За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как "золотом  веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

           

Слайд 9. Работа в группах. Прочитайте текст (стр. 106-107) или письмо одного из морских офицеров екатерининских времен и обсудите: какие изменения произошли при Екатерине II?

Задание. Прочитайте письмо  одного из морских офицеров екатерининских времён и определите, что ещё сделала  Екатерина II  во благо России (Люда, Антон и Лиза)

    Милая и бесценная моя матушка!

Ваше письмо  доставило мне большую радость. Находясь далеко от Вас, на полуострове Крым, сообщаю, что я в добром здравии. Известно ли вам о том, что 8 апреля 1783 года государыня-матушка издала указ о включении в состав России Крыма. Много земель присоединилось к нашей державе за годы царствования Екатерины II. Теперь вот и Крым наш. На юго-западе порта уже началось строительство города и военного порта (Севастополя), где и предстоит мне служить. На сем радостном событии заканчиваю. Прощайте, милый добрый друг. Да сохранит Вас наш божественный спаситель и его пресвятая матерь под святым и могущественным покровом. 3 июня 1783 г.

Учитель: Действительно, 8 апреля 1783 года Екатерина II издала указ о присоединении Крыма и летом же приказала приступить к строительству на Чёрном море военного порта, который чуть позже получил название Севастополь.

  1. Присоединила Крым, основала город Севастополь
  2. Укрепилось положение на Черноморском
  3. Появились народные училища
  4. Открыт воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков
  5. На главной площади возник памятник «Медный всадник»
  6. Нева  оделась в  каменные набережные
  7. строились каменные и чугунные мосты
  8.  был возведён Зимний дворец

      Слайд 9.  Набережная, на которой  стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра -  императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём   она так и не успела.

     При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей.

     Главная парадная  лестница дворца называется Посольской,  а  парадный подъезд  –  Иорданским.  

На карточке прочитайте, почему они так назывались?

Посольская  –  потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств.

 Иорданский  подъезд назван так, потому что в Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская Купель, в день Рождества её освещали, а потом  в неё окунались все желающие.

      - А  что в наши дни находится в Зимнем дворце? (Эрмитаж)

      Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Экспозиции музея занимают 353 выставочных зала. В музее хранится более 2 700 000 выставочных экспонатов. Если вы захотите рассмотреть их, затрачивая на каждый не более 10 сек, то вам понадобится более 300 суток.

Гиперссылка. IV. Физкультминутка.

V.  Продолжение новой темы.

Работа с учебником. Самостоятельная работа.

- Но одна несправедливость мучила Екатерину II в конце жизни. Какая? Найдите ответ на странице 107-108.

Слайд 10. Как жили дворяне и крепостные?

Давайте узнаем кто это такие?

         Учитель.   В первые же годы правления Екатерины II, дворяне были освобождены от обязательной государственной службы. Они получили гарантии неприкосновенности своих земель. Теперь уже император не мог отобрать у помещика землю за плохую службу. Позднее дворян освободили от телесных наказаний и от уплаты налогов в государственную казну.
          И в то же время крестьян оставили в крепостной зависимости, то есть они не могли уйти от своих помещиков и обязаны были на них работать.
- Как вы считаете, что надо было сделать, чтобы восторжествовала справедливость?
(Мнения детей.)

    Слайд 11. - А сейчас  настало время поговорить  о помощниках  Екатерины Великой.

                   Адмирал Василий Яковлевич Чичагов  командовал балтийским флотом

             Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом академии художеств.

Алексей Григорьевич Орлов, одержавший победы на морях

             Григорий Александрович  Потёмкин  и  Пётр Александрович Румянцев – известные военачальники

Поэт  Гаврила Романович Державин. Екатерина сама писала пьесы и издавала журнал «Всякая всячина», а для своих внуков  в воспитательных целях она написала большой труд «Записки касательно российской истории». Державин, писавший, в том числе. Похвальные оды императрице, считается одним из лучших поэтов в России.

     

      Гиперссылка  Расскажет об Александре Суворове и Федоре Ушакове Шуин Антон

Слушая Антона, вы должны заполнить карточки, которые у вас лежат на столе. Будьте внимательны!

1729 – год рождения Суворова

1790 – Взятие Измаила

50 лет посвятил военной деятельности

7 войн

60 сражений

Назовите личные качества этих военачальников (с.108)

( Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине).  

Один из них генералисимусс, а другой – адмирал.

    Слайд 12.  Вывод. Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено  громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.  Поэтому  история  и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В  России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».

VI. Закрепление изученного.

Работа в тетради с. 38 задание 1. Когда произошли эти события? При Петре I или Екатерине Великой?

Тестирование  по теме «Екатерина Великая»

На все ли вопросы мы смогли дать ответы?

Вопросы:

- Кто стал продолжателем Петра I?

- Сколько лет царствовала Екатерина II?

- Как стали ее называть?

- Чем отличалась Екатерина?

- Какой редкий дар был у Екатерины?

Домашнее задание

Стр. 105 – 110.

Ответить на вопросы на стр. 110 – 111; подготовить дополнительный материал о взятии крепости Измаил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Грамота Силиной Екатерины

Силина Екатерина приняла участие в районной игре "Безопасное колесо"....

Урок по кубановедению. "Именем Екатерины наречённый"

Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края....

Урок. Жизнь России при Екатерине II

Урок разработан с использованием технологии проблемного диалога, в рамках которого дети не только знакомятся с жизнью разных сословий России, но и пытаются ответить на вопрос: почему памятники  в...

Именем Екатерины нареченный

Презентация к уроку кубановедения...

Екатерина Великая

Презентация разработана в соответствии с программой по окружающему миру УМК «Школа России», 4 класс. Работа содержит дополнительный материал, помогающий детям более глубоко усвоить данную тему и позна...

Развитие образования и науки при Екатерине. Михаил Васильевич Ломоносов.

Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории, окружающего мира в 4 классе. В ней использованы различные виды работ, что способствовало интересному ходу урока....