Урок по кубановедению. "Именем Екатерины наречённый"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме
Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kubanovedeniyu.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ
Тема: " Именем Екатерины нареченный"
Цель :
Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.
Форма урока :
урок - путешествие
- Оборудование :
- слайды с изображением Перербурга,
- портрет молодой Екатерины II,
- портрет Петра III,
- слайды иллюстрации г. Краснодара и Екатеринодара.
Ход урока :
I. Организационный момент.
II. Беседа учителя с целью активизации знаний.
1. Ребята, как называется страна, в которой мы живем (Россия)
- Назовите столицу России (Москва)
- Как зовут нашего президента ? (Д.А.Медведев)
- А как называется наш край? (Краснодарский край )
- Как по другому называют наш край? (Кубань)
- Как называется столица (главный город нашего края) ? (Краснодар)
-Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше ? (Екатеринодар)
- А почему он так назывался, как вы думаете ? Для этого вспомните, как появлялись названия городов? (Города называли в честь знаменитых людей)
- В честь кого же был назван город Екатеринодар , как вы думаете ? (в честь Екатерины II).
2. - Для того , чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского. Первое место , куда мы отправимся - далекий XVIII век. Итак, на машине времени отправляемся...
Первый пункт путешествия - Петербург XVIII века.
- Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки, в город Петербург. Давайте рассмотрим его , людей , которые жили в те далекие времена, почти 300 лет назад.
Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, как жили в те времена люди в России.
- Ребята, посмотрим на портрет молодой девушки. Как вы думаете , кто это может быть ?
- Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.
- Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет? (Учащиеся описывют портрет)
Рассказ учителя :
Фике получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
В 1744 году Фике с матерью была вызвана в Россию Императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 г.
Фике поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно. Она обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идеи Просвещения. Она также интересовалась историей , традициями и обычаями России.
Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода к власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины , ее рассудительность , искренняя любовь к России - все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского столичного общества, так и в целом население Петербурга.
В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с Мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. В ночь на 28 июня 1762 года, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.
Вскоре она получила письменное отречение Петра от престола. III. - А какой стала императрица Екатерина II , когда пришла на российский престол, мы узнаем на следующей остановке.
Второй пункт путешествия - царский дворец.
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. В общении с подданными Екатерина была , как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.
За время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью.
(На доске иллюстрации событий, происходивших в 1792 году "Императрица Екатерина" ).
-Ребята, какой народ живет на Кубани? (казаки)
Л.Толстой писал : "Вся история России сделана казаками".
Казачья заповедь гласит : "Душу отдай Богу , жизнь отдай Родине, любовь отдай женщине, а честь оставь себе". За нарушение казачьей чести выгоняли из казачества.
Казаки зарекомендовали себя очень смелыми, преданными, храбрыми бойцами. А жили в то время они в Запорожье. Екатерине II пришла идея сделать из казаков верных защитников Отечества. Она пригласила казаков с атаманом к себе в Петербург и вручила им дарственную грамоту на земли южных рубежей Российских. И с тех пор живут на Кубани казаки.
- Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?
- Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.
- А знаете ли вы, какие памятные места связаны с именем этой великой правительницы?
Вернемся на машине времени в наше время.
IV. Третий пункт путешествия - современный Краснодар.
-Рассмотрите иллюстрации современного Краснодара. Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую?
- Сравните виды Екатеринодара и Краснодара. Изменился ли город?
V. Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали на уроке ?
IV. Домашнее задание.
Нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа № 25
учитель начальных классов
Л.А.Распопова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Жизнь России при Екатерине II
Урок разработан с использованием технологии проблемного диалога, в рамках которого дети не только знакомятся с жизнью разных сословий России, но и пытаются ответить на вопрос: почему памятники в...
урок кубановедения Именем Екатерины наречённый
Познакомить с историей возникновения и происхождения имени Екатерина; расширить представления учащихся об историческом прошлом Кубани; знакомство с иконописью Великомученицы Екатерины...
Урок по кубановедению "Именем Екатерины наречённый" ( 3-4 класс)
Формирование вывода о необходимости возвращения исторического названия «Екатеринодар» столице Кубани....
Открытый урок по окружающему миру ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ 4 класс
На этом уроке формируются представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II, познакомятся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым....
Тема: « Именем Екатерины наречённый»
Тема: « Именем Екатерины наречённый» ЦЕЛИ:1. рассказать детям о жизни и страданиях Святой Великомученицы Екатерины, о деятельности и связях императрицы Российской Екатерины Великой с кубанс...
Презентация к "открытому" уроку "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая"
Презентация к "открытому" уроку по истории "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая" для 4 класса....
«Именем Екатерины наречённый»
Екатерина была очень красивой женщиной, носила дорогие наряды. Очень любила русские сарафаны, платья, кокошники. Она была неотразима. Любимое место отдыха – Эрмитаж. Она очень любила бить чай с мёдом ...