Поверхность Земли
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме
Тема: Поверхность Земли (обобщение)
Цели: закрепить знания о поверхности Земли; совершенствовать умения работать с картой и глобусом.
Оборудование: кроссворд «Планета Земля»; физическая карта полушарий; чайворд «Глобус».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по окужающему миру 2 класс | 81.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 30
Тема: Поверхность Земли (обобщение)
Цели: закрепить знания о поверхности Земли; совершенствовать умения работать с картой и глобусом.
Оборудование: кроссворд «Планета Земля»; физическая карта полушарий; чайворд «Глобус».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово. (Планета Земля.)
12 | ||||||||||||
а | ||||||||||||
с | ||||||||||||
т | ||||||||||||
р | ||||||||||||
о | ||||||||||||
4 | 6 | н | ||||||||||
с | н | 7 | о | |||||||||
1 | 2 | 3 | о | 5 | е | у | 9 | м | ||||
ю | п | с | л | м | п | р | 8 | в | 10 | 11 | и | |
п | л | а | н | е | т | а | з | е | м | л | я | |
и | у | т | ц | р | у | н | в | н | а | у | ||
т | т | у | е | к | н | ё | е | р | н | |||
е | о | р | у | з | р | с | а | |||||
р | н | н | р | д | а | |||||||
и | ы | |||||||||||
й |
Вопросы:
1. Самая большая планета. (Юпитер.)
2. Самая маленькая планета. (Плутон.)
3. У этой планеты 30 спутников. (Сатурн.)
4. Огромное раскаленное космическое тело. (Солнце.)
5. Самая близкая к солнцу планета. (Меркурий.)
6. Бирюзово-синий газовый шар. (Нептун.)
7. Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку. (Уран.)
8. Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. (Звезды.)
9. Величина этой планеты равна Земле. (Венера.)
10. Ученые раньше считали, что на этой планете есть жизнь. (Марс.)
11. Спутник планеты Земля. (Луна.)
12. Наука о космических телах. (Астрономия.)
II. Фронтальная работа.
– Ответьте на вопросы:
Часть света, расположенная целиком в Западном полушарии. (Америка.)
Часть света, расположенная в Северном полушарии к западу от Уральских гор. (Европа.)
Материк, пересекаемый экватором и нулевым меридианом. (Африка.)
Самый холодный материк. (Антарктида.)
Самый маленький по площади материк. (Австралия.)
Часть света, омываемая с юга Индийским океаном. (Азия.)
– Сегодня у нас необычный урок – «Встреча частей света». У нас в гостях богиня Гея – греческая богиня Земли. По легенде, от нее произошли все моря и горы. Сегодня она приглашает всех в свой географический замок, где вас ждут интересные задания, загадки, стихи, игры.
Богиня Гея. Здравствуйте, дорогие друзья! Я пригласила в свой географический замок весь мир. У нас сегодня бал, поэтому многое будет необычно. Вы увидите, что география может быть очень интересной и занимательной игрой.
В наше время мир стал совсем маленьким. Спутники облетают земной шар в считанные минуты, радио и телевидение приносят информацию из самых отдаленных уголков планеты, и требуется всего несколько часов полета, чтобы перелететь с одного континента на другой. Но так было не всегда. Еще в прошлом веке на переход через Атлантику уходило несколько недель, а парусные суда добирались до Индии не один месяц. Огромные степи и пустыни Азии были так же мало знакомы европейцам, как и влажные тропики Конго или вечные льды Антарктики. И если сегодня мы знаем свою Землю лучше, чем во времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей, мужественных первопроходцев и неутомимых исследователей. Невзирая на подстерегавшие их опасности, они смело устремлялись в неизведанное, куда влекли их жажда открытий, а также славы, военных почестей, желание найти золото, драгоценные камни и экзотические пряности, открыть новые торговые пути, приобщить другие народы к своей вере. Сначала «открыли» Старый Свет. Какие части света относятся к Старому Свету? (Ответы детей.)
Послушайте легенду о Европе. Легенда рассказывает: у финикийского царя была дочь по имени Европа. Всемогущий Зевс полюбил девушку. Он переправил ее на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор стала носить ее имя.
В течение многих веков менялись границы Европы, и лишь в XVIII веке окончательно договорились о том, что Уральские горы разделяют ее с Азией. Европа – западная часть Евразии, самого большого материка Земли. Площадь Европы с островами – 10,5 миллиона квадратных километров.
– Какие страны Европы вы знаете?
В далекие времена в Европу из Азии ввозили разнообразные товары: драгоценные камни, тончайшие ткани, всевозможные продукты. Ребята, попробуйте отгадать, что находится в шкатулке. Без этого нельзя обойтись на кухне, и ценилось это в Европе очень дорого. (Пряности.)
– Какие пряности вам знакомы? (Перец, корица, кориандр, мускатный орех.) Привозились они из Азии, из сказочной страны, которая называется Индией.
Европа стала завидовать богатствам Азии. Европейские короли мечтали завладеть ими. Но путь в Азию был перекрыт турками, которые владели землями между Средиземным морем и Индийским океаном.
Стремились европейские властители в Азию, но как этого достичь – не знали. Выход подсказала география. Если Земля – шар, то можно найти другие географические направления, чтобы попасть в Индию с другой стороны.
– Какие путешественники искали обходной путь в Индию? (Магеллан, Х. Колумб, Васко де Гама.)
План Колумба был одним из величайших заблуждений, оставившим яркий след в истории. Он не предполагал, что на его пути встанет целый материк и что по другую сторону от этого материка находится огромный Тихий океан.
Если бы он догадывался об истинных размерах земного шара, то, по всей вероятности, Америка была бы открыта значительно позже. В том-то и состоит заслуга Колумба, что несмотря на все сомнения и препятствия он шел вперед, и потому его открытие оказалось намного важнее, чем обнаружение возможного западного пути в Индию. Но открытой им земле не суждено было носить его имя. Незадолго до того, как Колумб умер, почти всеми забытый, появилась маленькая, но увлекательная книжка, якобы написанная мореплавателем Америго Веспуччи. Книга рассказывала о новой части света, которую автор обследовал во время четырех экспедиций. Об этой земле он говорил как о вновь обретенном рае. Имя Колумба не было упомянуто ни разу.
Как теперь установлено, это была хитрая уловка неизвестного издателя. Сам Веспуччи о книге ничего не знал. Но книга получила широкую известность, была переведена на многие языки. Немецкие географы предложили назвать материк Америкой. И хотя позже обман был обнаружен, название осталось.
Открытие Америки принесло европейцам не только золото и серебро, но и одарило богатствами растительного мира.
– Какие растения были завезены из Америки? (Картофель, кукуруза, ананасы, хлопок, какао, томаты.)
III. Работа с картой.
– Ответьте на вопросы:
Океан, омывающий восточные берега Америки. (Атлантический.)
Канал, соединяющий два океана. (Панамский.)
Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Америки. (Колумб.)
Океан, омывающий западные берега Америки. (Тихий.)
Море на севере Южной Америки. (Карибское.)
Путешественник, чьим именем была названа Америка. (Америго Веспуччи.)
Остров на юге Южной Америки. (Огненная Земля.)
– Но самым первым материком, на котором побывали европейцы, была... Африка. Расскажите о ее расположении.
Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен и в Северном и в Южном полушариях. Африка находится очень близко от Евразии.
– Что отделяет Африку от Евразии? (Суэцкий канал.)
– Чем омываются берега Африки с севера? (Средиземным морем.)
– С запада? (Атлантическим океаном.)
– С востока? (Индийским океаном, Красным морем.)
– Почему море названо Красным? (Берега моря усеяны коралловыми отмелями. Климат моря известен как один из тяжелейших на планете. Зажатое между пустынями, море с июня по сентябрь представляет собой палящий ад, «раскаленную сковороду».)
Богиня Гея. Африка очень далеко от нас, но есть ниточка, связующая нашу и африканскую природу, – перелетные птицы. Назовите их.
– Рассмотрите карту полушарий. Какова особенность расположения континентов? (Расположены попарно.)
– Рассмотрите расположение Австралии и Антарктиды. Через пролив Дрейка Антарктида ближе подходит к Южной Америке, но исторически когда-то Австралия и Антарктида составляли единый материк.
Австралия – наименьший из материков. Это самый необычный материк земного шара. Только в Австралии водятся сумчатые млекопитающие – кенгуру, сумчатый волк, сумчатый медведь – коала, живущий на деревьях.
Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали? Неужели никогда Вы не ездили туда? Чтобы не замерзнуть вдруг, Я отправился на юг Только странно, чем южней – Холодней и холодней. Я увидел дивный лес: Там деревья до небес. И бутылки там растут, И лианы там и тут. Очень странная страна – Любит пошутить она? Эти звери, погляди, Носят сумки впереди. | Ну а этот, ради шутки, Нос свой одолжил у утки. Мишка этот как бандит, Он на дереве сидит. Ну а это кто такой Появился предо мной? Это – местный житель, Страны сей долгожитель. От него же я узнал, Что в Австралию попал. Что ее Тасман открыл, Кук открытье закрепил. Австралия – богатая страна Имеет уголь, нефть и золото она. Имеет развитое производство, Большое место занимает овцеводство. |
– Какой материк самый холодный? (Антарктида.)
В начале XIX века на океанские просторы устремился русский флот. В 1821 году Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен вместе с Михаилом Петровичем Лазаревым проникли за ледовый барьер, окружавший Южный полюс. Они открыли шестой континент и шестую часть света – Антарктиду.
Дидактическая игра «По Антарктиде».
– Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами? (Антарктика.)
– Какие материки по площади меньше Антарктиды? (Австралия.)
– Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде? (Южная Америка.)
– Перечислите материки с площадью больше площади Антарктиды. Какие океаны омывают Антарктиду?
– Самые крупные животные нашей планеты, обитающие в водах Антарктики. Назовите растения Антарктиды.
– Какая птица может быть символом Антарктиды? Какой вид пингвинов имеет массу до 50 кг и высоту более 1 м?
Богиня Гея. Подходит к концу наша встреча с частями света. А теперь представьте, что вы – великаны, а наша Земля совсем маленькая, как мяч. Вы держите ее на своих ладонях. Дунете – и ураганы поднимут деревья и дома вверх, страшные волны обрушатся на корабли и берега. Дотронетесь – и исчезнут под пальцами долины и леса. Будьте осторожны со своей планетой. Учитесь беречь наш общий дом – планету Земля.
IV. Итог урока.
– Перечислите материки, океаны.
Чайнворд «Глобус».
1. Линия, разделяющая Землю на два полушария: Северное и Южное. (Экватор.)
2. Источник пресной воды. (Река.)
3. Самый южный материк. (Антарктида.)
4. Материк, похожий на подошву. (Африка.)
5. Материк, состоящий из двух частей: Северной и Южной. (Америка.)
6. Материк Южного полушария. (Австралия.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поверхность Земли. Материки и океаны.
Урок познания нового материала....
Презентация к уроку "Формы поверхности Земли" 2 класс.
Поверхность Земли очень разнообразна. Презентация содержит фотографии физической карты Евразии, на которой с анимацией показаны равнины, низменности, хо...
"Поверхность Земли"
Урок для учащихся 4 класса школы II вида....
Урок исследование "Поверхности земли и их краски"
Урок по окружающему миру для первого класса . В котором представлен материал для изучения поверхности земли. Урок разработан ввиде исследовательской работы учащихся в группах....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Поверхность Земли"
Данная презентация к уроку окружающего мира для учащихся 2-го класса. Автор учебника О.Т. Поглазова, образовательная система "Гармония". Яркие иллюстрации, дополнительные данные по теме, тест дл...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.
Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....
Тест по теме "Поверхность Земли"
В тесте предлагается выбрать один правильный вариант ответа из трех. Тест состоит из 10 вопросов, что облегчает выставление отметки....