Конспект урока по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Всероссийский урок экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_prirody.pptx | 1.53 МБ |
konspekt_uroka_po_ekologii.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете «С добрым утром!» - говорит и большим, и детям. Утро добрым быть должно, и хорошим тоже. Лишь хороший человек всё на свете сможет. Т.Юрина
Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он – свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, И не губи его святынь.
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все и я и ты, Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы… (Тим Собакин)
Кто издал указ о том, что всё «подземельное» принадлежит государству? ( Что Пётр l подразумевал под словом «подземельное»? Что запрещалось этим указом?) Что сделал Пётр l для охраны рек и лесов? ( От чего спас Пётр l этим указом реки и леса?) Какие территории в Древнерусском государстве считались заповедными?
Когда зеленеет под солнцем трава И кружатся в небе весёлые птицы- Находятся сами для песен слова И хочется счастьем со всеми делиться!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Литература и интернет- источники. http://somik.ucoz.ru/load/molljuskiulitki/moljuski/molljuski/48-1-0-27прудовик катушка http://www.northreef.ru/forum/showthread.php?t=12 мидия http://www.agroru.com/news/674367.htm гребешок http://xn--c1ac2aaabapns.xn--p1ai/lekarstvennie-rasteniya.html лекарственные растения http://gotovedu.ru/?p=544 малина http://www.ua.all.biz/buy/goods/?group=1075394 ромашка http :// www . sneg . su / forum - виноградная улитка http://lifecity.com.ua/?l=knowledge&mod=view&id=1480беззубка http://www.plantarium.ru/page/image/id/38606.html берёза http://www.inform-progulka.by/ru/62/ecologics/?ls-art0=10ольха http://www.tomsk.ru/userpic/news/2011/Oct/25/220846_preview.jpgкедр http://baikalflora.narod.ru/pic_obo.htmlель http://m3.artphoto.pro/fullscreen.aspx?id=157962клён http://trava-recept.ru/каштан http://www.inflora.ru/directory/properties-of-nuts/acorns.htmlжёлудь http://office.microsoft.com/ru-ru/images/CM079001922.aspx#ai:MP900427983|одуванчик http://office.microsoft.com/ruru/templates/results.aspx?qu=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7D0%B5%D0%BD%D1%82%D0B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&av=zpp#pg:6|ai:TC030006122|шаблон Анимированные картинки из личной коллекции (источник неизвестен) Шепелёва , Миронова «Классные часы», изд. «Учитель» Чередниченко «Экология. Внеклассные мероприятия», изд. «Учитель» Детская энциклопедия «Я познаю мир», изд. ООО «Издательство АСТ-ЛТД» http://www.zoo-up.ru/stati-i-rasskazy-o-zhivotnyh/721-zagadki-o-zhivotnyh http://biouroki.ru/material/voprosi/chelovek.html
Предварительный просмотр:
Всероссийский урок экологии в 4 классе
Тема урока: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.
Цель урока: побуждение школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем, раскрытие экологической проблемы, знакомство с правилами поведения в природе.
Задачи урока:
- - на основе анализа разных источников информации объяснять взаимосвязь биологического и культурного разнообразия;
- - высказывать свое личное мнение о роли биологического и культурного разнообразия для устойчивого развития России и благополучия каждого ее гражданина; о роли культурного обмена, совместных действий, умений договариваться в решении экологических проблем страны;
- - сформировать первичное представление о сущности умения договариваться и применить его при составлении общего для коллектива класса документа «Наша экологическая Хартия».
- -познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств;
- -воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.
- -работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы.
Оборудование:
- Компьютер, видеопроектор, экран.
- Презентация к уроку.
- Дмитриева Н. Я. ,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара : изд. «Учебная литература», 2008.
Ход урока:
- Организация класса.
Учитель:
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
-Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.
- Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.
- Постановка проблемы. Объявление темы.
Учитель:
- Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
И не губи его святынь.
( Во время чтения друг друга сменяют видеофрагменты: чистое небо, льющаяся вода, родник, леса, животные и птицы, играет музыка «Живи родник»)
(Вдруг всё исчезает. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На экране появляется земной шар и закрывающие его картинки: дым из труб завода, выжженные леса, загрязнённые реки, свалки, смог над городом, рыбы в реке с нефтью)
Учитель:
- Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» - «помогите»?
(Ответы детей)
Учитель:
-Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. А сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей)
Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)
- Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения.
А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?
-Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.
- Ребята, а, как по-вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? Какой вклад в дело охраны природы можете внести вы? (Ответы детей)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы… (Тим Собакин)
- Сегодня на уроке мы создадим свой проект-документ, посвящённый охране природы. В этом проекте мы покажем, как может защищать природу любой ребёнок. Это станет не только призывом к людям, но и инструкцией для всех, кто хочет реальными делами помочь делу сохранения природы.
А называться наш проект-документ будет «Наша экологическая хартия»
- Знакомство с новым материалом.
Учитель:
- К работе над проектом нам нужно подготовиться.
-А начнём мы это с небольшого путешествия в прошлое.
- Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы? (Ответы детей)
Рассказ учителя. (Слайды по теме)
- Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый ещё в 11 веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах
Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статье, которая находится у вас на парте (статья из учебника Дмитриевой Н.Я. «Окружающий мир» 4 класс)
- Прочитайте 1 и 2 абзацы статьи, выберите информацию, касающуюся охраны природы на Руси в разные исторические времена.
После чтения статьи дети отвечают на вопросы (на экране):
- Кто издал указ о том, что всё «подземельное» принадлежит государству? ( Что Пётр l подразумевал под словом «подземельное»? Что запрещалось этим указом?)
- Что сделал Пётр l для охраны рек и лесов? ( От чего спас Пётр l этим указом реки и леса?)
- Какие территории в Древнерусском государстве считались заповедными?
- Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно – технического прогресса.
Тревожные факты!!! (озвучивают заранее подготовленные дети)
- За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.
- Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента ( это 20 га за сутки)
- Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.
- Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.
- От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
- Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.
- О том, что предпринимают люди всего мира, обеспокоенные состоянием природы на Земле, мы узнаем из сообщения. (сообщение, заранее подготовленное учащимся класса)
Учитель: 1963 год – это год учреждения … Красной книги.
Разговор о Красной и Чёрной книгах.
- Что это за книга? (Красная книга, в неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.) Почему она красного цвета? (Ответы детей) Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.
- Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.
В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчёт этого списка ведётся с 1600 года. "Черный список" публикуется в Красной книге (списке видов, находящихся под угрозой исчезновения) на первых ее страницах. Все виды имеют некий статус уязвимости. "Черный список" - это так называемый "статус ноль". Это - список пополняемый и несокращаемый.
Как сообщает Всемирный союз охраны природы, за последние 500 лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко неполон. В недавно опубликованном отчете говорится, что нынешнее вымирание животных является самым крупным со времен исчезновения динозавров.
Заповедники.
Одним из реальных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных, является создание заповедников и национальных парков.
-- Что такое заповедники? Это территории, на которых ведётся большая научная, природоохранная работа, а всякая хозяйственная деятельность(добыча полезных ископаемых, сбор грибов, ягод, рыбная ловля, охота) запрещена. Туристы не имеют права заходить на территорию заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь природного сообщества.
- Посмотрите на карту Российской Федерации. Красным цветом на ней показаны существующие в нашей стране заповедники. Зелёным и синим цветом отмечены заказники и национальные парки. Главное отличие заказников и национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных.
Карта московского региона.
- А есть ли заповедники в Московской области? Чем национальный парк отличается от заповедника? ( Ответы детей)
Как в любом подобном месте, там надо вести себя так, чтобы не нарушать привычной для обитателей парка жизни. По дороге нам встречаются знаки. А что они обозначают? (Предупреждающий знак «Дикие животные»,запрещающий знак «Въезд запрещён», информационно- указательный знак «Место отдыха»)
Дискуссия.
-Каково будущее Планеты?
- Есть ли смысл жителям Земли изменять свой путь развития?
- Наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.
Есть ли смысл нашей стране изменять свой путь развития?
- Сейчас мы много говорили о том, как взрослые люди пытаются сохранить природу. Но ведь мы с вами тоже не должны оставаться в стороне от общего дела. От вас зависит очень многое уже сейчас. Пусть наш проект-документ «Наша экологическая хартия» и станет вкладом в большое дело охраны природы.
- Приступим же к его созданию. Для этого мы разделимся на 2 группы, каждая группа будет вносить свои предложения по охране природы, которые мы внесем в «Нашу хартию».
Каждой группе дается не более 5 мин для прочтения и обсуждения документа.
Работа в группах. Составление документа.
Представление детьми итогов своей работы.
Мы, учащиеся 4 класса Кратовской СОШ №28, понимая, что
- биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;
- важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;
- для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;
- важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;
- людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы сохранить природное и культурное наследие страны,
решили договориться:
- проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что …;
- бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что …;
- мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей, потому что …
- изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что …;
- не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что...
- не поджигать мусор, потому что….
- в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что…
- не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что….
- экономить бумагу, потому что ….
- закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что….
Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.
- Домашнее задание.
- Домашнее задание сегодня у вас будет необычным. Подготовить сообщения о национальных парках, заповедниках, заказниках Московской области. И это тоже будет вашим посильным вкладом в дело охраны природы.
- Итог урока.
22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.
Нам тоже небезразлична судьба планеты, поэтому я приготовила вам небольшой подарок: такой же флаг, только в миниатюре. Пусть этот флаг символизирует наше единство в заботе о будущем планеты и веру в то, что люди обязательно найдут способ помочь природе земли.
Когда зеленеет под солнцем трава
И кружатся в небе весёлые птицы-
Находятся сами для песен слова
И хочется счастьем со всеми делиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...