рабочая программа
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме
разработана рабочая программа по курсу" Окружающий мир" за 2 класс по УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_2_kl.docx | 158.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:
- Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (2009 г.), на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;
- Примерной программы начального общего образования, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» (2011 г.)
- авторской программы А. А. Плешакова УМК «Школа России».
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Содержание курса
Человек и природа.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, на звания, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно- двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество.
Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Человек — создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: родина, отечество, отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День победы, день России, День защиты детей, день Конституции.
Россия на карте; Государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Расположение на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3 — 4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. Программа рассчитана на 270ч.: 2 класс — 68ч (34 учебные недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Формы организации учебного процесса:
Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, уроков итогового контроля, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, урок изучения и первичного закрепления знаний, урок закрепления знаний и выработки умений, урок комплексного использования знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки, оценки и контроля знаний.
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
- Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
- Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся.
- Тематическое оценивание, основанное на анализе письменных ответов и работ обучающихся.
- Итоговое оценивание происходит в конце триместра и в конце обучения во 2 классе в форме.
МАТРИЦА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предмет – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Уровень – БАЗОВЫЙ (по 1 варианту)
№ п/п | Дидактические единицы | Минимальное количество часов | |||||
Всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
По примерной программе (разделения по классам нет, итого 1-4 класс) | По УМК | ||||||
Человек и природа | 108 ч | 132 ч | 39 | 38 | 35 | 20 | |
Человек и общество | 108 ч | 138 ч | 27 | 30 | 33 | 48 | |
Правила безопасной жизни* | |||||||
Итого | 270 часов | 270 ч | 66 | 68 | 68 | 68 |
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся (2 класс)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Человек и природа (38 ч) | ||
Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Органы человека. Органы чувств. Гигиена органов чувств. | Природа неживая и живая Природа-это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Неживая и живая природа. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества почвы). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности), их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Обмен информацией между животными в природе. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Экскурсия «Разнообразие растений и животных» в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края, при наличии условии). Человек – часть природы Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги Тело человека Органы человека. Органы чувств. Гигиена органов чувств. | Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа) Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Оценивать личное отношение к своему здоровью |
Человек и общество (30 ч) | ||
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек – созидатель и носитель культуры Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные, достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. | Я – школьник Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила безопасной жизнедеятельности Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах
Человек – член общества Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Родной край – частица Родины Некоторые яркие и важные события из истории родного региона. Памятники истории и культуры региона, их охрана. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с некоторыми особенностями быта народов региона (по выбору). | Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Практическая работа: составлять режим дня в группах. Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Изображать путь домой до школы с помощью условных обозначений. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. Приводить примеры и демонстрировать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей. Осмысливать значение понятии: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона. |
Планируемые результаты освоение программы учебного предмета
обучающимися по содержательным линиям (2 класс)
Предметные результаты
Обучающийся научится:
— находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
— называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
— различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
— приводить примеры народов России;
— сравнивать город и село, городской и сельский дома;
— различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
— оценивать отношение людей к окружающему миру;
— различать объекты и явления неживой и живой природы;
— находить связи в природе, между природой и человеком;
— проводить наблюдения и ставить опыты;
— измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
— определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
— сравнивать объекты природы, делить их на группы;
— ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
— находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
— соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
— различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
— прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
— узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
— различать виды транспорта;
— приводить примеры учреждений культуры и образования;
— определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
— различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
— правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
— различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
— соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
— правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
— оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
— приводить примеры семейных традиций;
— соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
— различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
— ориентироваться на местности разными способами;
— различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
— различать водоёмы, узнавать их по описанию;
— читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
— находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
— различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
— планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;
— оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
— соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
— контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
— находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
— использовать схемы для выполнения задании, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
— анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
— сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
— осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
— моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
— включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
— договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
— высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
— поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
— употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
— понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
— готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
— составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
— представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
— овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
— понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
— познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
— представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
— эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
— этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
— способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
— установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
— бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
2. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков. - 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2012.
3. А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир». В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
4. А.А.Плешаков От земли до неба: Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. школы. – М.: Просвещение, 2012.
5. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн.для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
6. Дидактические карточки – задания по курсу «Окружающий мир»: 2 –й кл.: к учебнику А.А.Плешаков «Окружающий мир». В 2 – х частях.2 класс»/ О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. М.: АСТ: Астрель, 2008.
7. Вологдина.Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа./Науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
8. Абакумова Г.М., Ананьев Г.С., Берлянт А.М. и др. Планета Земля/ Науч.-поп. издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
9. Явления природы: сборник загадок: 1-4 классы/ сост. Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
10. Растительный и животный мир: Сборник загадок: 1-4 классы / сост. Е.М.Тихомирова. М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Печатные пособия
- Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения
- Карточки с заданиями по окружающему миру для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)
Компьютерные и информационно-коммуникативные ресурсы
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Демонстрационные пособия
- Наглядные пособия: модели, муляжи, коллекции полезных ископаемых, гербарии растений.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Объекты, предназначенные для демонстрации : термометр, компас, лупа, микроскоп.
Игры
- Настольные развивающие игры
- Конструкторы
Технические средства обучения
- Магнитная доска
- Мультимедийный проектор
- Экспозиционный экран
- Персональный компьютер
Календарно - тематическое планирование (2 класс)
№ урокав году | № урока по теме | Тема урока | Содержательная линия Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Где мы живём? (4 ч.) | ||||||
1. | 1. | Родная страна. Россия, или Российская Федерация. | Человек и общество (Российская Федерация) Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык. | Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн). Отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран. Исполнять гимн Российской Федерации. Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны. Различать национальные языки и государственный язык России. | Фронтальный опрос | Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации. Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. |
2. | 2. | Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. | Человек и общество (Моя Родина) Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Знать: название страны, где мы живем административного центра региона, города, в котором мы живём. Знать название региона, где живут учащиеся. Уметь называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира. | Фронтальный опрос | Подбирать фотографии достопримечательности своей малой родины. Собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе. Сравнивать городской и сельский дома. Описывать интерьер городской квартиры и сельского дома. |
3. | 3. | Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. | Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы. | Фронтальный опрос | Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличи тельные свойства. Приводить примеры объектов природы и рукотворного мира. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой при роды по отличительным признакам. |
4. | 4. | Проверочная работа по разделу «Где мы живём?» | Человек и общество. (Моя родина) Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
|
| Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Природа (20ч) | ||||||
5. | 1. | Неживая и живая природа. | Человек и природа (Единство живого и неживого) Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. | Знать: названия времён года; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных. | Фронтальный опрос | Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы. Анализировать существенные признаки живых существ. Устанавливать связи между живой и неживой природой. |
6. | 2. | Явления природы. Явления живой и неживой природы. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Что такое явления природы. Явления живой и неживой природы. Сезонные явления. Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха и воды. | Знать понятие «явления природы; основные свойства воздуха и воды. Уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе. Знать понятие «температура»; правила измерения температуры. Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека; | Фронтальный опрос
| Различать объекты и явления природы. Рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Определять сезон по характерным природным явлениям. Проводить измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Наблюдать за изменением температуры при изменении условий. Описывать проводимые измерения. |
7. | 3. | Что такое погода. Погода и погодные явления. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. | Знать понятие «погода»; названия времён года; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды. определять признаки сезонных изменений в природе. | Индивидуальный опрос | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. |
8. | 4. | Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. | Человек и природа (Времена года) Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; выполнять правила поведения в природе. | Экскурсия | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года |
9. | 5. | Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. | Человек и природа (Времена года) Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
| Знать признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Индивидуальный опрос | Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края. Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебниках с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. |
10. | 6. | Звёздное небо. Созвездия. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. | Знать понятия «звездное небо»; «созвездие». Уметь работать с картой звездного неба. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненно го опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете. |
| Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями, картой звёздного неба. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. |
11. | 7. | Горные породы и минералы. Практическая работа «Исследование с помощью лупы состава гранита». | Человек и природа (Живая и неживая природа) Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | Знать понятия «горная порода» и «минералы»; названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); состав гранита. Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. | Индивидуальный опрос | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). |
12. | 8. | Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцание неба на человека. | Знать основные свойства воздуха; общие условия, необходимые для жизни растений и животных. | Индивидуальный опрос | Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём. Характеризовать свойства воздуха. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Измерять температуру воздуха с помощью термометра. Находить информацию об охране воздуха в родном крае. |
13. | 9. | Вода, её распространение в природе. Значение воды для животных, растений, человека. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. | Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется. роль воды для живой природы; называть очистительные сооружения. |
| Наблюдать водные пейзажи. Характеризовать свойства воды. Измерять температуру воды с помощью термометра. Находить информацию об охране воды в родном крае. |
14. | 10. | Многообразие растений. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. | Знать чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; 2-3 вида растений, занесённых в Уметь определять растения.
| Фронтальный опрос | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). |
15. | 11. | Многообразие животных. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. | Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных. | Фронтальный опрос | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). |
16. | 12. | Связи в природе, между природой и человеком. | Человек и природа (Связь между природой и человеком) Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | Знать понятие «невидимые нити в природе». Уметь устанавливать взаимосвязи в природе. | Фронтальный опрос | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
17. | 13. | Дикорастущие и культурные растения, их различие. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | Знать дикорастущие и культурные растения. Уметь делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); различать части растений, отображать их на рисунке; оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране. | Индивидуальный опрос. | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности) Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные и дикорастущие растения. |
18. | 14. | Дикие и домашние животные. Их сходство и различие. | Человек и природа (Живая и неживая природа) Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. | Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с животными. Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера-меры безопасности при общении с животными. | Индивидуальный опрос. | Характеризовать особенности диких и домашних животных. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные. |
19. | 15. | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями» | Человек и природа (Природа вокруг нас) Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Знать особенности выращивания комнатных растений. Уметь выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. | Практическая работа. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. |
20. | 16. | Животные живого уголка. | Человек и природа (Природа вокруг нас) Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. | Знать представителей живого уголка; правила ухода за животными живого уголка. Уметь правильно ухаживать за животными живого уголка | Фронтальный опрос. | Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника. Характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о животных своего региона и обсуждать полученные сведения. |
21. | 17. | Кошки и собаки. Роль кошек и собак в жизни человека. | Человек и природа (Природа вокруг нас) Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. | Знать породы кошек и собак; правила ухода за животными живого уголка. Уметь называть редкие породы кошек и собак; характеризовать условия жизни кошек и собак. | Индивидуальный опрос. | Рассказывать правила ухода за животными живого уголка. Характеризовать условия жизни кошек и собак. Извлекать из дополнительной литературы нужную информацию о домашнем питомце. Объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. |
22. | 18. | Красная книга. | Человек и природа (Человек – часть природы) Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. | Знать историю создания Красной книги; 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. |
| Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных знаний о растениях и животных, занесённых в Красную книгу. Рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану. |
23. | 19. | Подготовка к выполнению проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту» | Человек и природа (Человек – часть природы) Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Знать 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Уметь объяснять экологические знаки; выполнять правила поведения в природе. | Индивидуальный опрос.
| Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. |
24. | 20. | Проверочная работа по разделу «Природа». | Человек и природа (Природа вокруг нас) Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
| Тест | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Жизнь города и села (10ч) | ||||||
25. | 1. | Что такое экономика. Экономика и её составные части | Человек и общество (Значение труда в жизни человека) Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. | Знать понятие «экономика»; названия строительных машин; примеры различных видов транспорта; составные части экономики; названия товаров. Иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах. |
| Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Характеризовать составные части экономики. Анализировать ситуации использования различных денежных единиц. |
26. | 2. | Использование природных материалов для изготовления предметов | Человек и общество (Значение труда в жизни человека) Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей. | Знать материалы и объекты труда; составные части экономики; названия товаров; названия профессий. Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары. | Фронтальный опрос | Анализировать материалы и продукты труда. Классифицировать и группировать материалы и товары, которые из них сделаны. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. |
27. | 3. | Представление о технологии строительства городского и сельского домов | Человек и общество (Значение труда в жизни человека) Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. | Знать значение транспорта для человека. | Фронтальный опрос | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время строительства. Называть строительные профессии и характеризовать деятельность людей. |
28. | 4. | Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | Человек и общество (Значение труда в жизни человека) Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | Знать понятие «транспорт»; виды транспорта. Уметь приводить примеры различных видов транспорта | Фронтальный опрос | Приводить примеры различных видов транспорта. Характеризовать и описывать их деятельность. |
29. | 5. | Культура и образование. Учреждения культуры и образования. | Человек и общество (Значение труда в жизни человека) Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамер. | Знать понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», названия профессий. Уметь называть профессии в сфере образования и культуры. | Фронтальный опрос | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. |
30. | 6. | Подготовка к выполнению проекта «Профессии» | Человек и общество (Значение труда в жизни человека) Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Знать: названия профессий. Уметь называть профессии людей родного края. |
| Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями родного края. Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры профессий жителей родного города (села). |
31. | 7. | Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. | Человек и природа (Времена года) Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. | Знать признаки зимы; названия зимних месяцев; основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Индивидуальный опрос | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». |
32. | 8. | Живая и неживая природа зимой. Зимние явления в природе | Человек и природа (Времена года) Зимние явления в неживой и живой природе. | Знать зимние изменения в неживой и в живой природе. | Индивидуальный опрос | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года |
33. | 9. | Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села» | Человек и общество (Моя Родина) Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
| Индивидуальный опрос | Оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов. |
34. | 10. | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | Человек и общество (Моя Родина) Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
|
| Обсуждать выступления учащихся. |
Здоровье и безопасность (9ч.) | ||||||
35. | 1. |
Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. | Человек и природа (Тело человека) Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. | Знать основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни». Уметь определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека. | Индивидуальный опрос | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Измерять температуру тела, вес и рост человека. |
36. | 2. | Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. | Человек и природа (Тело человека) Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. | Знать правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; режим дня, режим питания, профилактику болезней. Уметь выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образ жизни. | Индивидуальный опрос | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. |
37. | 3. | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Человек и общество (Моя Родина) Правили безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы). | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения | Фронтальный опрос | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья. |
38. | 4. | Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа «Соблюдение правил безопасности на дороге». | Человек и общество (Моя Родина) Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС). | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения | Практическая работа | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья. |
39. | 5. | Правила безопасного поведения в быту. | Человек и общество (Основы безопасной жизнедеятельности) Правила безопасного поведения в быту. | Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. |
| Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья. |
40. | 6. | Правила противопожарной безопасности | Человек и общество (Основы безопасной жизнедеятельности) Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | Знать правила безопасности, которые надо соблюдать дома; правила противопожарной безопасности; лесные опасности; правила поведения в социальной | Фронтальный опрос. | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья. |
41. | 7. | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | Человек и общество (Человек – часть природы) Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | Знать правила экологической безопасности; съедобные и несъедобные грибы; как вести себя на природе; правила поведения у водоёмов. | Индивидуальный опрос | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья. |
42. | 8. | Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. | Человек и общество (Основы безопасной жизнедеятельности) Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных. | Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. | Индивидуальный опрос | Осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр. Обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми. |
43. | 9. | Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность» | Человек и общество (Основы безопасной жизнедеятельности) Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
| Тест | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Общение (7ч) | ||||||
44. | 1. | Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. | Человек и общество (Родной край – частица Родины) Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье. | Фронтальный опрос | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
|
45. | 2. | Подготовка к выполнению проекта «Родословная». | Человек и общество (Родной край – частица Родины) Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Знать правила общения в семье. |
| Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи. Презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа. |
46. | 3. | Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, отдых, игры. | Человек и общество (Я - школьник) Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. | Знать правила общения и поведения в школе. Уметь выполнять элементарные правила поведения в школе. | Фронтальный опрос | Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстника ми и обсудить их. Моделировать и оценивать раз личные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы по ведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. |
47. | 4. | Правила этикета в общении | Человек и общество (Человек – член общества) Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. | Знать понятие «культура общения»; правила вежливости. выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | Фронтальный опрос | Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Моделировать правила пользования телефоном; культура разговора по телефону. |
48. | 5. | Правила поведения в гостях. | Человек и общество (Я - школьник) Правила поведения в гостях. | Знать понятие «культура общения» Уметь выполнять элементарные нормы общения в гостях; выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | Индивидуальный опрос | Обсуждать проблему подарка в день рождения друга. Моделировать правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. |
49. | 6. | Правила поведения в общественных местах | Человек и общество (Я - школьник) Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте). | Знать понятия «зрители», «пассажиры», «культура общения». Уметь выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | Фронтальный опрос | Обсуждать правила поведения в театре и в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. |
50. | 7. | Проверочная работа по разделу по разделу «Общение». | Человек и общество (Я - школьник) Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
| Тест | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Путешествия (18ч) | ||||||
51. | 1. | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | Человек и природа (Карта и глобус) Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | Знать понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта; основные и промежуточные стороны горизонта.
| Индивидуальный опрос | Различать стороны горизонта. Моделировать стороны горизонта. Формулировать вывод о форме Земли. |
52. | 2. | Ориентирование на местности. Практическая работа «Устройство компаса. Ориентирование по компасу». | Человек и природа (Карта и глобус) Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. | Знать: понятие «ориентирование». Иметь представление об ориентировании на местности с помощью компаса.
| Фронтальный опрос | Находить ориентиры на рисунке учебника. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам. |
53. | 3. | Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по компасу. | Человек и природа (Карта и глобус) Ориентирование по компасу. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. | Иметь представления об ориентировании на местности с помощью компаса. | Практическая работа | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и кар ты, по местным признакам во время экскурсии. |
54. | 4. | Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. | Человек и природа ( Наша страна на карте и глобусе) Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | Знать формы земной поверхности. Уметь ориентироваться на местности с помощью компаса; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; | Фронтальный опрос | Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на карте и глобусе. Сравнивать по схеме холм и гору. Характеризовать поверхность своего края. Различать формы земной поверхности. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. |
55. | 5. | Водные богатства нашей планеты. | Человек и природа ( Наша страна на глобусе и карте) Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. | Знать понятие «водоем»; правила поведения у водоемов.
| Фронтальный опрос | Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Анализировать схему частей реки. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. |
56. | 6. | Наблюдения над весенними явлениями природы. Экскурсия. | Человек и природа (Явления природы) Наблюдения над весенними явлениями природы. | Знать признаки весны. | Экскурсия | Наблюдать за сезонными изменениями в природе. Характеризовать признаки времен года. |
57. | 7. | Живая и неживая природа. Весенние явления в неживой и живой природе. | Человек и природа (Явления природы) Весенние явления в неживой и живой природе. | Знать признаки весны. | Индивидуальный опрос | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. Рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. |
58. | 8. | Карта. Изображение территории России на карте. | Человек и природа (Карта и глобус.) Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. | Иметь представления о физической карте. | Индивидуальный опрос | Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. |
59. | 9. | Подготовка к выполнению проекта «Города России» | Человек и природа (Карта и глобус) Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
|
| Распределять обязанности по выполнению проекта. Находить в дополнительной литературе информацию об истории и достопримечательностях избранного города. Составлять презентацию своего проекта. |
60. | 10. | Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города | Человек и общество (Российская Федерация) Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. | Знать столицу России; правила работы с картой. Уметь показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; показывать на карте город Москву - столицу России, границы России, 1-2 города, родной город. | Индивидуальный опрос | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. |
61. | 11. | Московский Кремль. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | Человек и общество ( Российская Федерация) Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | Знать достопримечательности Москвы. Уметь показывать на карте город Москву - столицу России; называть 2-3 достопримечательности. | Индивидуальный опрос | Извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательности Кремля. Сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А.Васнецова. Описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям и своим впечатлениям. |
62. | 12. | Санкт-Петербург – северная столица России. | Человек и общество (Российская Федерация) Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания. | Знать достопримечательности города на Неве. Уметь показать на карте город на Неве; называть 2-3 достопримечательности. Иметь представления о достопримечательностях городов на Оке. | Фронтальный опрос | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Санкт-Петербурга и других крупнейших городов (2—3) на карте России. Работать с иллюстрациями, видео кадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке. |
63. | 13. | Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте | Человек и природа (Карта и глобус) Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. | Знать страны мира; названия океанов и материков. Уметь ориентироваться на местности с помощью компаса; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1-3 страны, столицу. | Индивидуальный опрос | Сравнивать и различать океаны и материки Находить на карте и глобусе океаны и материки |
64. | 14. | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света. | Человек и природа (Карта и глобус) Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | Знать названия океанов и материков земного шара. Иметь представление о многообразии стран и народов на Земле. | Фронтальный опрос | Находить материки на карте мира. Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации. |
65. | 15. | Подготовка к выполнению проекта «Страны мира». | Человек и общество (Карта и глобус) Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Иметь общее представление о многообразии стран, народов на Земле. |
| Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Распределять обязанности по выполнению проекта. |
66. | 16. | Летние явления в неживой и живой природе | Человек и природа (Явления природы) Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных. | Знать летние изменения в природе. | Индивидуальный опрос | Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». |
67. | 17. | Проверочная работа по разделу по разделу «Путешествия» | Человек и природа (Карта и Глобус) Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
| Тест | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
18. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Человек и общество (Российская Федерация) Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Обсуждать выступления учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...