Урок+презентация "Война 1812 года". 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный урок был подготовлен и проведен в 4 классе по УМК "Планета знаний". Предмет. Окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 56.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ№2
г.Семикаракорска Ростовской области
Урок по предмету:
«Окружающий мир» 4 класс
Тема: «Война 1812 года»
(к 200-летию отечественной войны 1812 года»
Подготовила:
Шкандевич Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
г. Семикаракорска Ростовской области
г. Семикаракорск
2012 год
Слайд 1
Тема:»Отечественная война 1812 года.»
Проблема урока: «Найти ответ на вопрос :»Почему Война 1812 года получила название Отечественная война?»
Слайд 2
Цели и задачи:
1. Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года; основными этапами, героями;
2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к её героям.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. Авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин. АСТ * Астрель* Москва. 2009
- Рабочая тетрадь №2 к учебнику Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир. Часть 2» 4 класс.
- Презентация.
- Карта.
Ход урока:
- Оргмомент
На фоне музыки чтение отрывка:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия,
Про день Бородина.
- Актуализация знаний. Введение в тему.
Учитель.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Планете Знаний и прокрутим колесо нашей истории.
- Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:
“Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”.
- Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке.
Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”.
Слайд 3
На сегодняшнем уроке мы поговорим о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIX века.
- Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит «Отечество»? (выслушиваются ответы детей)
- Вот как определяет это понятие С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова– авторы толкового словаря.
ОТЕЧЕСТВО – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Слайд 4
- Работа по теме урока.
Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями и поработать в клубе « Поиск истины» Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А так же в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют Отечественной». Для этого мы образуем группы. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.
Слайд 5
1 группа.
Проблема: «Исследовать причины начала войны, раскрыть термин «Отечественная война».
Инструкция:
- Откройте текст учебника стр. 73-74
- Используйте домашние заготовки.
- Ответьте на вопросы:
а) В каком году началась война;
б) Между какими странами произошла война;
в) Кто первым начал войну и почему?
г) Кто возглавлял французскую армию?
д) Кто возглавил русскую армию?
е) Используя домашние заготовки, расскажите о великих полководцах Франции и России.
ж) Отметьте на карте вторжение французской армии в Россию.
2 группа.
Проблема: «Исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 года»
Инструкция.
- Откройте учебник на стр. 74-75
- Используйте домашние заготовки.
- Ответьте на вопросы:
а) Какое главное сражение Отечественной войны 1812 года, где оно произошло, чем закончилось?
б) В какой деревне Кутузов собирал генералов и что там было решено?
г) Отметьте на карте место сражения
3 группа.
Проблема: «Исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны»
Инструкция.
- Откройте учебник на стр. 74-75
- Используйте домашние заготовки.
- Ответьте на вопросы:
а) Кто такие партизаны?
б) Кто возглавил партизанское движение?
в) Изгнание французской армии за пределы России.
в) Отметьте на карте путь наступления русской армии и путь отступления и бегства наполеоновской армии.
4 группа.
Проблема: «Исследовать памятники победы в войне 1812 года».
Инструкции:
- Откройте учебник стр.75-76.
- Используйте домашние заготовки.
- Ответьте на вопросы:
а) Какие памятники были возведены в память о победе в Отечественной войне 1812 года?
4. Изучение нового материала. Исследование учащихся.
1. Вторжение наполеоновской армии в Россию.
Учитель:
- Давайте заслушаем историков 1 группы
1 историк:
«В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.
О том, насколько опасной была эта угроза для нашей страны, мы поймём, если узнаем, кто такой Наполеон Бонапарт. Его военную биографию подготовил дома наш историк. Послушаем его сообщение.
2 историк:
Слайд 6
Сообщение историка из 1 группы о Наполеоне. (Приложение 1)
Учитель.
- Да, Наполеон был очень грозным противником. Он был умён, хитёр и талантлив как военачальник. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шёл ему навстречу.
К этому времени почти вся Европа была в подчинении Наполеона. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией. На Россию двигалась лавина, смерч, который не знал препятствий и поражений. Наполеон, обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался. Наполеон привел к границам России огромную армию.
3историк.
И в 1812 году французская армия вторглась в Россию. Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Французы во главе с Наполеоном теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.
Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить.
Самой главной целью Наполеона была Москва (показать на карте Москву, выделить её).
Слайд 7
Слайд 8
Учитель:
«Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом, я возьму её за голову.
Заняв Москву, я поражу её в сердце». – говорил Наполеон.
- Как вы понимаете смысл его слов?
- Давайте обратимся к индивидуальным картам и покажем стрелками вторжение французской армии в Россию.
Работа с картой (раскрашивание стрелок у границы с Россией)
Слайд 9
Учитель:
Александр I был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. То что именно Кутузов был достоин этого назначения нам докажет историк, исследовавшие военную биографию М. И. Кутузова.
- историк:
Слайд 10
Сообщение историка. (Приложение 2)
Учитель.
Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.
Как дальше развивались события, давайте обратимся к нашим историкам 2 группы.
2 группа.
Слайд 11
1 историк.
После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино в 124 км от Москвы.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки
Французы тут как тут.
Это сражение получило название «Бородинское».
Слайд 1
Учитель:
Главной задачей Бородинского сражения для М.И. Кутузова было перекрыть
обе дороги на Москву.
Работа учащихся с картой (найти Бородино) , отметить на своей карте
Слайд 13
Соотношение сил было следующим: - у французов – 130 000 солдат и 587 орудий;
- у русских – 120 000 солдат и 640 орудий.
Слайд 14
26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Это сражение продолжалось 15 часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Бородинское поле было усеяно телами убитых французов и русских. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела . Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле.
Вам не видать таких сражений,
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
И после ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто.
Слайд 15
Учитель:
Слайд 16 (потери)
Узнав о больших потерях (около 60 тысяч убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери (свыше 40 тысяч убитыми). Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.
Один из дней воинской славы России. Установлен в честь Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.
8 сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения
Итак, вернемся в 1812год.
2 историк: Слайд 17
После Бородинского сражения Кутузов собрал всех военачальников в деревне Фили в крестьянской избе на совет. Совет должен был решить давать ли ещё одно сражение Наполеону или отступить на Москву. Кутузов понимал, что Силы противника ещё велики, да ещё в распоряжении Наполеона были резервные войска, не участвовавшие в Бородинской битве. Если дать ещё один бой, то можно потерять армию. Кутузов сказал: “Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия”. Кутузов приказал оставить Москву, объяснив это так: “Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, и всю Россию».
На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине.
Слайд 18. Сдача Москвы Наполеону.
А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Учитель:
Да, во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.
Как себя чувствовал Наполеон в непокоренной Москве, мы узнаем из сообщений наших историков.
3 историк: (Приложение 3)
4 историк: (Приложение 4)
Учитель:
После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова.
Давайте послушаем исследователей 3 группы.
3 группа.
Слайд 19
1 историк:
- После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.
Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне уходили в леса и формировали там партизанские отряды. В отряды приходили и помещики, чьи поместья разорили французы. Попавшие в плен русские солдаты бежали и тоже шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.
Кутузов говорил:«Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля…»
Партизанские отряды действовали в сложных условиях. Нередко гусарам приходилось переодеваться в мужицкие кафтаны и отращивать бороды.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных
Партизанские отряды не стояли на одном месте, они постоянно находились в движении, причем никто, кроме командира, заранее не знал, когда и куда направится отряд. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.
2 историк:
Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов. Их задачей было неожиданно появляться в тылу врага и наносить ему удары с тыла. Эти действия в тылу врага получили названия рейды.
Кутузов приказал формировать партизанские отряды из солдат и крестьян. А чтобы они действовали согласованно с русской армией, во главе рядов ставил офицеров. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов.
3 историк: (Приложение 5)
Слайд 20
Учитель:
Вот как писал о Денисе Давыдове Николай Зыков:
Сквозь огни и дым пожара мчал врагам, с твоей толпой
Вездесущ, как божья кара, страх нежданного удара
И нещадный, дикий бой!
Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам. Только за время пребывания в Москве в боях с партизанами Наполеон потерял почти 30 тысяч лучших солдат. Французская армия не могла более находиться в Москве. Она была измучена постоянными ударами партизан, голодом и наступившими холодами.
Учитель:
Слайд 21
Французы оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман. Так народная война против Наполеона помогла сломить противника заставила его покинуть русскую землю.
- историк: (отступление французов)
Слайд 22
Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали: в разоренных селах и деревнях не было ни куска хлеба. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. В разоренных избах французы находили кое-какую одежду. Все это надевали на себя. Чтобы согреть окоченевшие ноги, французские солдаты надевали крестьянские лапти, наматывали на ноги тряпки. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.
Это было жалкое зрелище. Во французской армии начались болезни. Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он вместе с ними переносил все тяготы военного похода. Наконец армия Наполеона добралась до Смоленска. В разоренном городе французы смогли пробыть всего четыре дня. Надежды Наполеона пополнить в Смоленске запасы продовольствия не оправдались. Французская армия продолжила отступление. Вскоре русская армия взяла город Вязьму.
Около реки Березины армия Кутузова догнала французов и окончательно их разгромила. Наполеон чуть сам не попал в плен. Чудом ему удалось спастись. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.
Учитель:
Лишь жалкие остатки французской армии добрались до Немана и покинули территорию России. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена». Так в декабре 1812 года закончилась Отечественная война русского народа против армии Наполеона. Недолгое пребывание оккупантов во второй столице Российской империи закончилось.
2 5 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.
Слайд 23
Работа с картой. Отметить изгнание наполеона из России
Отечественная война принесла немало горя и страданий россиянам. Многие города были разрушены и сожжены. Но общая беда сплотила людей. Они все вместе поднялись на борьбу с захватчиками. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца М.И. Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.
Учитель:
Давайте вспомним основные события, которые были освещены на уроке, просмотрев видеофильм об Отечественной войне 1812 года. (просмотр видеофильма)
- Откройте рабочие тетради на стр. 42
- Выполните самостоятельно задание 75 (вставь в текст пропущенные слова) Приложение 6
- Проверка (устная)
Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года никогда не будут забыты потомками.
Давайте предоставим слово исследователям 4 группы.
4группа.
1 историк.
Слайд 24-25
Благодарные потомки хранят память о событиях Отечественной войны 1812 года
Памятник М.И. Кутузову и славным сынам русского народа. Поставлен в 1973 г., в год 160-летия кончины главнокомандующего, перед музеем-панорамой "Бородинская битва" (скульптор Н.В. Томский).
В тех местах, где проходили сражения русской армии, поставлены памятники погибшим. На Бородинском поле поставлены несколько десятков памятников погибшим воинам. Памятники воздвигнуты на средства родственников, друзей и благодарных россиян. В центре Бородинского поля возвышается огромная колонна.
Это главный памятник русским солдатам.
В небольшом доме рядом с Бородинским полем расположился музей. Здесь хранятся орудия поля боя, ружья, сабли, полковые знамена. Под этими знаменам русские полки шли в атаку на неприятеля. С ними в руках русские солдаты истекали кровью и умирали, но врагу не сдавались. Хранятся в музее и некоторые личные вещи защитников Отечества: мундиры, письма, табакерки, курительные трубки. На том месте, где вовремя Бородинского сражения были построены земляные укрепления, стоит сегодня женский монастырь.
2 историк.
Слайд 26
Бородинский мост. Сооружен в 1912 г. через реку Москву и соединяет Смоленскую и Б. Дорогомиловскую улицы.
Слайд 27
Панорама "Бородинская битва". Сооружена Францем Алексеевичем Рубо и открыта в 1912 г. в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 г. она была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта для всеобщего обозрения к 150-летию битвы в 1962 г. в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.
3 историк.
Слайд28
Триумфальная арка. Была построена в 1829–1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове. Она повторяла триумфальные постройки Древнего Рима, возводилась из кирпича и была облицована белым известняком. Арку высотой 28 м венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой правит крылатая Богиня Победы.
Храм Христа Спасителя. В самом центре Москвы на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный и величественный памятник героям 1812 года. Лучшие живописцы Отечества трудились над украшением храма. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне, и имена особо отличившихся офицеров и солдат. Золотой купол храма был виден за 30 верст от Москвы.
4 историк.
Слайд 29
Московский Манеж. Был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотров войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.
Александровский сад. Назван в честь Александра I. Был открыт после Великого пожара 1812 г. Здесь протекала небольшая речка Неглинка, которую решили заключить в кирпичную трубу и в 1820 г. устроить сад, ставший местом памяти. Сюда к Вечному огню москвичи и гости столицы постоянно приносят цветы.
Кутузовская изба. Стоит в месте, где в начале XIX в. действительно находился дом главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова. Это был первый музей Отечественной войны 1812 года.
Учитель:
Два века отделяет нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен. В этом году мы отмечаем 200-летие победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Давайте ответим на главный вопрос нашего урока: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?» (Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако здесь он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 года после того, как на защиту родины встал весь народ превратилась в войну Отечественную). Поэтому войну 1812 года называют Отечественной.)
5.Закрепление изученного.
Учитель: Давайте подведем итоги. Я предлагаю это сделать в виде теста.
Слайд 30.
1. В каком году началась Отечественная война?
2. Какая страна напала на Россию?
3. Почему Наполеон нападал на разные страны?
4. Около какого города происходила Бородинская битва?
5. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?
6. Где происходило Бородинское сражение?
7. Почему русские военные решили оставить Москву?
8. Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?
9. Кто был командиром одного из партизанских отрядов русской армии?
10. Какой памятник был сооружён в Москве в честь победы в Отечественной войне?
6. Итог урока.
- О каком историческом событии мы сегодня говорили?
Мне хотелось бы закончить урок словами М. Алексеева:
«Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности.»
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. О Наполеоне Бонапарте.
Наполеон Буонапарте (Бонапарт) родился 15 августа 1769 года в Аяччо, в семье адвоката Карло Буонапарте, происходившего из мелкопоместного корсиканского дворянства, и Летиции Рамолино, принадлежавшей к старинному роду.
Наполеон учился в военной школе в г. Бриене, а потом в Париже. В возрасте 16 лет Наполеон был произведен в лейтенанты артиллерии и отправлен в престижный полк. Его работоспособность была феноменальной: на сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки. Он много читал.
Ему ещё не исполнилось 28 лет, а он уже одержал много военных побед в Италии и Австрии. В 29 лет он был уже политической фигурой, имевшей немалый вес. Его популярность была огромна.
Наполеон мечтал о мировом господстве и в течение многих лет держал в страхе всю Европу.
Россию он видел в числе своих союзников и много раз делал попытки договориться с царём Александром I о поддержке русской армии в захвате европейских государств.
Захватив многочисленные европейские города, Бонапарт в июне 1812 года двинулся на Россию. Но недолго пришлось торжествовать французской армии. Уже зимой 1812 года Наполеону пришлось отступить. Он уехал в Париж, бросив свою армию в крайне бедственном положении.
В октябре 1815 года английский фрегат "Нортумберленд" привез Наполеона к скалистому острову, на 300 метров поднимавшемуся над морем, - к острову Святой Елены. Там находился военный гарнизон, и проживало несколько семей бывших заключенных. Здесь Наполеон останется жить как государственный узник, здесь он будет терзаться, ссориться, размышлять о прошлом, пока не умрет в вынужденном бездействии 5 мая 1821 года в возрасте 51 года. Согласно его завещанию, саркофаг с его останками был помещен в часовне парижского Дворца Инвалидов.
Приложение 2
Военная биография М. И. Кутузова.
Михаил Кутузов (Голенищев-Кутузов) родился в дворянской семье, имевшей родовые корни на новгородской земле. Его отец, военный инженер оказал большое влияние на образование и воспитание сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем. Военное образование получил в артиллерийско-инженерной школе, которую окончил в 1759 г. в числе лучших, был оставлен при школе преподавателем. В 1761 г. произведен в первый офицерский чин (прапорщика) и по собственной просьбе направлен командиром роты в Астраханский пехотный полк. Отлично знал 5 языков (немецкий, французский, польский, шведский и турецкий).
В период решающих событий русско-турецкой войны он принял участие в сражениях, составивших гордость русского оружия, командовал батальоном гренадер. За сражения произведен в майоры, а впоследствии пожалован чином подполковника.
В 1774 г. в бою с крымчаками близ Алушты он со знаменем в руке вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Михаил Илларионович был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени и отправлен Екатериной II для лечения за границу.
В 1776 г., по возвращении в Россию, Кутузов был послан императрицей в Крым помогать Суворову, обеспечивавшему там порядок. Завоевал его доверие выполнением ответственных заданий; по представлению Суворова получил чин полковника, а затем и бригадира. В 1787 г. удостоен ордена святого Владимира 2-й степени.
Во время отражения вылазки турок, был вторично тяжело ранен (пуля попала в щеку и вышла в затылок). Когда он выздоровел, врач, его лечивший, заметил: "Видимо, провидение сохраняет этого человека для чего-то необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая была смертельна".
В ноябре 1790 г. Кутузов присоединился к войскам Суворова, осаждавшим Измаил. "Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, - говорил Суворов, - но был моей правою рукою". Кутузов в числе первых ворвался в крепость. За Измаил он был произведен в чин генерал - поручика и награжден орденом святого Георгия 3-й степени, а за дальнейшие заслуги - орденом святого Георгия 2-й степени и орденом святого Андрея Первозванного.
Приложение 3
Наполеон, очень бледный, но, уже взяв себя в руки после первого страшного волнения при внезапном пробуждении, молча смотрел в окно дворца на горящую Москву. “Это они сами поджигают. Что за люди! Это скифы!”, — воскликнул он. Затем добавил: “Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!”
Еще накануне, войдя впервые во дворец, он сказал, обращаясь к свите: “Итак, наконец, я в Москве, в древнем дворце царей, в Кремле!” Он знал значение Кремля в русской истории и не хотел покидать его, только сутки, да и то неполные, пожив в нем. Но рассуждать было нельзя: пожар с каждой минутой грозил объять дворец и отрезать все выходы. Стало светать, а положение все ухудшалось, уже дышать становилось трудно от гари и дыма, отовсюду проникавших во дворец. “Это превосходит всякое вероятие, — сказал Наполеон — Это война на истребление, это ужасная тактика, которая не имеет прецедентов в истории цивилизации...
Сжигать собственные города!.. Этим людям внушает демон!
Какая свирепая решимость! Какой народ!
Какой народ!”
Приложение 4
Император и его свита вынуждены были покинуть Кремль и поселиться в Петровском замке за городом. Еще двое суток, 17-го и 18-го, бушевал пожар, уничтоживший около трех четвертей города. Наполеон все время был в самом мрачном состоянии духа. “Это предвещает нам большие несчастья”, — сказал он, глядя на развалины и дымящийся мусор, в который обратились самые богатые части города. Император ясно понял, что теперь заключить мир с Александром будет еще труднее, чем было до сих пор. Он еще не знал тогда, что мир с Россией для него не только труден, но невозможен, и что война, которую он считал со взятием Москвы оконченной, для русского народа, после гибели Москвы только еще начинается.
Обращаясь к Наполеону, поэт Байрон писал: “Вот башни полудикие Москвы перед тобой в венцах из злата горят на солнце... Но увы! то солнце твоего заката!”
Наполеон не сразу оценил все результаты этой катастрофы, не предугадал далеких еще пока последствий своего кровавого нашествия на Россию, не предвидел, что пылающая Москва подожжет всю порабощенную и раздавленную им Европу.
Свита и части армии, которые вышли во время пожара к Петровскому дворцу, целыми часами глядели на пылавшую Москву. “Это было устрашающее зрелище, — говорит очевидец-француз, — этот пылающий город. Ночью видна была линия огня, больше чем в милю длиною. Казалось, это — вулкан со многими кратерами. В течение трех дней, пока продолжался пожар, мы оставались в Петровском дворце. На четвертый день мы вернулись в город и увидели там только развалины и пепел”.
Приложение 5
Лихой наездник, умница, красавец и поэт. Денис Васильевич Давыдов родился в Москве. С детства он проявил склонность к поэзии. Сочинял басни и стихи о любви, написал много романсов, сам прекрасно играл на гитаре и пел. Денис Васильевич всю свою жизнь был предан Отечеству. После окончания войны он написал немало стихотворений. В них он рассказал о героях Отечественной войны, об их подвигах, любви и разлуке с родными. Незадолго до своей смерти Денис Васильевич написал поэму «Бородинское поле», в которой поведал о мыслях и чувствах русских солдат перед решающим сражением. До конца своих дней Денис Васильевич заботился о том, чтобы все герои Отечественной войны были прославлены и никого из них не забыли. Он написал воспоминания о боевых днях войны — дневник партизанских действий 1812 года. Не раз он совершал беспримерные подвиги. За мужество, верность Отечеству и великую отвагу русские люди будут всегда помнить Дениса Васильевича.
Приложение 6.
«В__________году армия французского императора________________ перешла границу России. На защиту отечества поднялся весь народ, поэтому ее называют____________________________. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец_________________. Главное сражение этой войны произошло у деревни___________________, ______сентября ______года.
На военном совете в подмосковной деревне____________главнокомандующий___________________принял непростое решение. Чтобы сохранить армию, он решил оставить________________. Однако напрасно французский император__________________ожидал на____________________горе делегацию граждан с ______________от города. Через несколько дней в городе начались___________________ и император_________________принимает решение покинуть город».
Список литературы:
- Детская энциклопедия Москва «Просвещение» 2007г.
- Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная война 1812 года. Воспоминания современников. – М., 2004.
- 1812 год. Бородинская панорама. – М., 1982 (1989).
- Фролов Б.П. «Да, были люди в наше время…» - М., 2005.
- Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. – М., 2004.
- Полководцы России. – М., 2005.
Интернет –ресурсы:
http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)
http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)
http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»)
http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции)
http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)- hero-1812.narod.ru
- voina1812.narod.ru/2.html
- images.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года
Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....
Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)
Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе. Цель: способствовать формированию представления о содержании исторического процесса, через ознако...
Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"
Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....
Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»
Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"), так и во внеур...
Классный час «Отечественная война 1812 года» для 3 класса
Классный час предназначен для учащихся начальных классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Цели: рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российск...
Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""
Цель урока- сфомировать представление учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...
Презентация к уроку окружающий мир 4 класс "Отечественная война 1812 года"
Данная презентация позволяет на уроке восстановить события 1812 года, знакомит учащихся с героями того времени, знакомит с отрывами литературных произведений о войне 1812 года....