Цели:
- познакомить учащихся с историческими местами, памятниками родного города Архангельска, а также людьми, прославившими
- свой край;
- формировать нравственность учащихся на основе традиционной для Отечества духовности;
- воспитывать интерес и любовь к родному краю.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова ( Изд-во «Вентана-Граф», 2016г.);
- рабочая тетрадь по краеведению -2 год обучения ( Изд-во «Вентана-Граф, 2016г.);
- фотографии памятников и любимых мест в городе, иллюстрации древнего города и судостроительных верфей, иллюстрации и рисунки кораблей, кроссворд.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания:
- фронтальная работа с классом
-На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями, которые нам знакомы с детства (на доске): Родина, Отечество, Отчизна,
Родная страна, Россия.
Предлагаю разгадать ребусы: Отечество, Россия, Родина, столица, город Москва (слайды)
3.Введение в тему урока:
На доске: Родной край, Родной город, Малая родина. Сегодня поговорим о Малой Родине. Как её ещё можно назвать? Поморье, Русский Север, Двинская Земля, Подвинье,
-Кто догадался, о чём будет идти речь на сегодняшнем уроке?
-Верно, о малой родине, о том месте, где вы родились и живёте. Каждому из нас вспоминается, что-то своё, самое дорогое: свой дом, родители, друзья, школа. Всё это- наша малая родина. Но есть то, что объединяет нас всех…Какой город и область мы называем малой родиной?
На доске: Архангельск, Архангельская область.
-Итак, ребята, сегодня мы с вами постараемся побольше узнать о нашей малой родине.
Чтение стихотворения о Родине
-Тема нашего урока: «Родной край – частица Родины».
4.Изучение нового материала:
- Мы с вами были на экскурсии по городу и много узнали о нашем крае. Давайте же вспомним…
-Перенесёмся в далёкое прошлое…
Выступления учащихся: - На территории Архангельского края люди жили десятки тысяч лет назад.
- Набеги воинственных соседей на Русь продолжались. Поэтому летом 1584 года по указу Ивана Грозного был основан город-Архангельск, получивший своё название от Михайло-Архангельского монастыря. Для защиты города была построена деревянная крепость.В те времена город был единственным портом России. Для торговли с иностранными купцами были построены Гостиные дворы на мысе Пур-Наволок.
Разгадывание кроссворда (маленький) Работа в тетрадях по краеведению:
стр.48, задание 1, 2 – рассматривание рисунков древнего города Архангельска.
- Поморы были сильными, умными и бесстрашными людьми. Они очень хорошо строили корабли и ходили на них по морю. Молодой царь Петр 1 мечтал, чтобы у России был морской флот. Он очень обрадовался, когда узнал, что на Севере живут поморы. И поехал к ним в гости. Первые российские кораблю были построены на острове Соломбала, в Архангельске
-История нашего края неразрывно связана с историей России. Именно здесь 300 лет назад молодой русский царь Пётр Iначал строить первые военные корабли. Построенные на соломбальскихверфях корабли, составили славу и гордость русского флота.
-С помощью флота, построенного в Архангельске, Россия имела выход к морям и к другим страна
Работа в тетрадях по краеведению:
стр.50, задание 6.
-Для выполнения этого задания вам потребуются ножницы и клей. Вам предстоит «спустить» на воду первые корабли, построенные в эпоху ПетраI.
(самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях.)
- Архангелогородцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Архангельском крае. В нашем городе в … году был установлен памятник «Отцу русского флота» - Петру I.
-В годы Великой Отечественной войны наш город встал на защиту Родины. За заслуги в годы ВОВ наш город в 2009 году удостоен звания «Город воинской славы», о чём напоминает стела.
Памятник М. В. Ломоносову, Гост дворы, Малые Корелы, Морской музей, Успенская церковь.
Показ фотографий с экскурсии.
-Подробнее об этом, мы с вами поговорим на следующих уроках окружающего мира.
5.Физкультминутка:
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
6.Знакомство с современным городом.
-Закончились тяжёлые времена для нашего города. Сейчас Архангельск стал центром Северо-Западного региона.
-История нашего города связана с именами великих людей. Здесь жили и творили свои бессмертные труды – учёный М.В. Ломоносов, скульптор Ф. В. Шубин, писатели С. Писахов и Ф.А. Абрамов, художник В.В. Верещагин, святитель Иоанн Кронштадскийи другие известные люди.
« Проверь себя» - работа в парах (исторические места города) -В городе поставлены памятники, открыты театры и библиотеки, которые носят их имена.
Рассматривание фотографий памятных мест города Архангельске.
Важные предприятия области: лесоперерабатывающая промышленность, АЦБК, водорослевый завод, морской речной порт, космодром, подводные лодки, дек.-прикладное тв-во «Беломорские узоры» и «Школа ремесел», «Малые Корелы» музей, открыты залежи полезных ископаемых, народные промыслы, беломорский заказник.
7.Итог урока. Выставление оценок учащимся.
-Подведём итог нашего урока. Знания,полученные на уроке помогут вам разгадать кроссворд:
-Молодцы, ребята!
-А теперь, давайте прочитаем по вертикали ключевое слово (хором):
8 Фильм «Чудеса Арх.области» - стихи
-В природе его, в народе
И в песнях, и в шуме лесном-
Большая и малая Родина-
Всё для меня в нём!
-Изучая прошлое – мы должны любить, знать и ценить настоящее.
9. Рефлексия. Закончить занятие хочется словами: «Для меня Архангельск..-это Удивительный город» А для вас? Продолжить, передавая..
10.Домашнее задание:
стр.51, задание 7, 8 (в рабочей тетради по краеведению.) Подготовить рассказ о своей малой родине.
Список используемой литературы:
- Учебник «Окружающий мир», Изд-во «Вентана-Граф», 2016г.
- Рабочая тетрадь по краеведению (1 год обучения )
|