Урок окружающий мир "Наш край" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Попова Надежда Петровна

Разработка урока о Липецком крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tseli.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21. Тема: « Наш край»
Цели:

-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;

-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интерес к изучению родного края.

Оборудование: компьютер, проектор, карта Липецкой области.

 Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

 Познавательные: обще-учебные – извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

 Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальный и индивидуальный.

 Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

I. Организация начала занятия.

 (Ученица)

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем

Знаменит наш Липецкий край.

Здесь для вас и песни русские,

И медовый каравай.

-Сегодня я предлагаем вам отправиться в занимательное путешествие по нашей

Родине – Липецкому краю.

1        чтец

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых        слайд

Рядом с мамой мы идём.

2        чтец

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.

3        чтец

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Край, в котором мы живём.

Учитель:

-Давайте назовем адрес нашего края:

(Планета Земля, материк Евразия, природная зона смешанных лесов, восточноевропейская равнина)

Липецкая область расположена в центре России. Территория области  боле 24 000 квадратных километров.

Работа по карте: слайд

-С какими областями она граничит? Назовите наших соседей.

).

-Наше путешествие не только в пространстве, но и во времени. Мы пролетаем над древним краем, этот край не спутать ни с каким иным. На липецкой земле люди живут уже с древних времён. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, охотились на мамонтов. слайд

-Позже стали заниматься рыболовством, скотоводством, земледелием.). Здесь произрастали густые леса, в которых было много дичи. Сюда приходили охотиться местные жители и даже приезжали из других мест. слайд

-Отправимся и мы в тот лес.    

Учитель:

-Наше путешествие продолжается. слайд

Мы пролетаем леса, поля, реки. слайд

Природа края богата и разнообразна. Насчитывается 265 видов птиц, среди которых самой знаменитой является маленькая серая птичка.

Трели, песни разлились среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пение,

Голосистый (соловей) слайд

-В лесах и степях области обитают 59 видов животных. Отгадайте загадки

и узнаете, кто живёт в лесу. слайд

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?        (белка) слайд

У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода - кора.       (заяц) слайд

На собаку он похож. Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть.     (волк)   слайд

Недотрога, весь в иголках, он живёт в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери, но к нему не входят звери.       (ёж) слайд

Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой.     (лиса)  слайд

-Каких птиц и животных вы еще знаете? (ответы детей)

Учитель:

-Очень богат животный мир в нашем крае и все в нем взаимосвязано.

 -Какие природные сообщества вы знаете? (лес, поле, луг, водоем)

 -Почему они называются сообщества?( потому что они связаны между собой животным и растительным миром)

-Давайте составим с вами пищевые цепи: Щука, мотыль, карась ( мотыль- карась-щука)

Утка, головастик, водоросли ( водоросли-головастик-утка)

Лягушка, цапля, комар (Комар-лягушка-цапля)

Дятел, ель, короед (ель-короед-дятел)     слады

-Все эти животные живут в наших лесах и на побережьях рек.

-        Есть в наших краях и животные которые занесены в Красную книгу.

 -Какие это животные?( выхухоль, дрофа, змееяд, беркут, черный аист, орлан-белохвост. Редкие: ласка, горностай, светлый хорек, европейская норка, бобр, белка, ондатра, благородный олень, пятнистый олень, лось, кабан.)

-Почему эти животные попали в Красную книгу?(потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе)

Учитель:

-Скажите ребята, Какое животное могло бы о себе так сказать?

А я в наших лесах - лучший строитель, такой уютной хатки как у меня ни у кого нет (бобр).

-Где строит свою хатку бобр? (под водой в реке,озере,пруду)

Какие реки протекают в области? слайд

-        Возьмите карточку № 1. Восстановите схему реки и подпишите на ней недостающие названия. У кого-то на схеме не достаёт всех названий, у кого-то нет только части. Я уверена, справиться с этим заданием смогут все. Приступаем к работе.

группа - сильные: подписывают все названия.

группа - средние: подписывают недостающие названия. Проверка фронтальная.        слайд

-На территории нашей области более 700 прудов и водохранилищ.

-

-В водоёмах водятся 32 вида рыб.

-        Какие рыбы проживают в наших водоемах?( окунь, плотва, карась, карп, сом, щука, пескарь).

ФИЗМИНУТКА:

Учитель:

-        А вот ребята нам пришла телеграмма от реки: 

«Я протекаю по всей области. На моих берегах находятся города, села, деревни, много промышленных предприятий. Раньше я была судоходная. По мне плавали торговые и прогулочные баржи и катера. А теперь мои воды стали грязными. Сверху плавает цветная масляная пленка, пакеты, различный мусор. Берега мои забросаны разным мусором. Гибнут рыбы, раки, водоросли. Помогите мне, пожалуйста.»

Ребята какая река просит у нас помощи?

Почему случилась такая беда?( бросали мусор, сливали ядовитые отходы, мыли на берегу рек автомобили)

-Что люди могут сделать, чтобы спасти реку?(ставить очищающие фильтры на предприятия, не загрязнять водоемы)

-Ребята, придумайте название этим знакам поведения на берегу реки! слайд

-Скажите, люди должны заботиться только о реке? (еще о чистоте воздуха, леса, поля, луга, беречь почвы).

Работа с памятками:

-        Прочтите в своих памятках как мы должны заботится о почвах, о луге. (3 человека)

-Посмотрите на фотографии стенгазеты, о какой беде они нам говорят?

-Какое чувство мы испытываем глядя на это? (чувство стыда, вины).

-Как мы можем это исправить? (не разбрасывать мусор, после пикника в лесу, на реке убирать за собой мусор).

-        К этому уроку ребята нашего класса написали обращение ко всем жителям нашей области, составили правила поведения в природе и нарисовали их. (по 1 ученику)

          Уважаемые жители Липецкой области!

К вам обращаются ученики 4 класса средней школы№3

Наш край чудесный, богатый, уникальный. Но его природа в большой опасности. И главная опасность - это мы с вами! Давайте беречь свою Родину, чтобы сохранить её для будущих поколений! А для этого будем выполнять простые правила.

1. Нор звериных, птичьего гнезда

   Разорять не будем никогда.

   Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом!

2.        Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.

 Я поглазел на муравьев: У них домище –

 Будь здоров!

Я долго по лесу шагал и никого не напугал.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и чистая вода.

Не руби берёзы белой, Не губи глуши лесной! Не губи и зла не делай! А особенно весной!

Родной свой край не засоряй,

А береги родной свой край!

- Помните, что начинать нужно с себя, со своего класса, с территории своей школы, со своего города.

Учитель:

-Путешествуем дальше.. Назовите, какие вы знаете, в каком городе живёте?

(работа по карте)

Учитель:

Поверхность земли края разнообразна. Здесь встречаются: холмы, овраги, балки, горы, терриконы. Посмотрите на схему и найдите, что здесь лишнее, найдите ошибку, (горы)  слайд

Какие полезные ископаемые добывают в области? ( глина, песок, торф, железная руда).

-Посмотрите на карточки с условными обозначениями полезных ископаемых,
которые вы придумали. Отгадайте, что это за полезное ископаемое и как оно
используется.        слайд

-        Для чего используются эти ископаемые?(для строительства)

-Что используется как топливо? (торф)

-Для чего используется руда? ( для изготовления железа, стали, чугуна)

Как добывается в нашем крае руда? (в карьерах)

Чем славится еще земля ? (черноземом- плодородной почвой) Слайд (

Отрасли сельского хозяйства:

-Благодаря плодородной почве в нашем крае развиты такие отрасли сельского хозяйства как: растениеводство и животноводство.

-        А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете эти отрасли. Работа по тесту,   слайд

(дети отвечают с помощью карточек а,б,в,г) Работа по карточке №2. «Найди ошибки в тексте».

-Один мальчик писал сочинение о крае и допустил ошибки, исправьте их. «Липецкий край находится на материке Евразия. Страна Украина. Главный город Льгов. Через всю область протекает река Лена. Из животных здесь обитают верблюды, волки, кабаны, лисы, бобры и куницы. Также очень много птиц: соловьи, галки, сороки, вороны, журавли, цапли, скворцы, дятлы. В крае развито оленеводство, рыбоводство, свиноводство, птицеводство, плодоводство, полеводство. Добывают полезные ископаемые: нефть, глину, песок, торф, газ, мел. Богата земля знаменитыми черноземными почвами.»

Фронтальная проверка  

Учитель:

-Издавна земля славилась своими талантами, Многие знаменитые люди родились на нашей земле. Это писатели, композиторы, актёры

-А теперь отправимся в полёт и приземлимся в главном городе области –Липецке.

Сообщения детей:

Ученица:

-Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз.

Я люблю твои дали степные.

Всю Россию родную люблю я до слёз,

А мой Липецк.- это трижды Россия.

- А сейчас экспресс-путешествие по памятным местам города Липецка.  

Учитель: Любите наш край, нашу малую родину, храните её и гордитесь тем, что мы – липчане.

Итог урока. Рефлексия ( по карточкам).

Домашнее задание: с.138, по группам- сообщения о Липецкой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...