Конспект урока окружающего мира для 2 класса
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Скотникова Светлана Серафимовна

Этот урок разработан и проведен мною в 1 полугодии 2012-2013 уч. года на районном семинаре для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_dlya_2_klassa.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА

г. Волгоград, 400026 пер. Обводный, 1А

тел./факс: 67-01-16, 67-33-71

E-mail школы: mousosh 62 @mail.ru

Конспект урока окружающего мира для 2 класса

по программе «Начальная школа ХХI века»,

реализуемой согласно ФГОС.

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

                                                                                                 

                                                                                                    Разработка урока принадлежит

                                                                                                учителю начальных классов

                                                                                                      I квалификационной категории

                                                                                С.С.Скотниковой

Школа:  МОУ СОШ №62

Класс: 2 «Б» класс

Предмет: окружающий мир

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  2. Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  3. Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы; 
  4. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Методы: 

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Материалы и оборудование: проектор, ПК,  презентация, материалы для  экспериментов (3 стакана с водой, соль,сахар; 4 коробки, резиновый мячик, пластмассовый  кубик, желез- ная  вилка,  деревянная  ложка); плакаты: «Строение уха», «Строение глаза»;  духи, цветы, банка кофе, лимон; таблички с названиями команд, таблички с номерами для команд.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – конференция, урок – исследование.

1

Ход урока.

  1.  Организационный момент. Эмоциональный настрой детей.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники конференции знатоков окружающе- го мира. Сегодня на нашу встречу были приглашены: профессора, доценты, доктора наук, их ассистенты с разных уголков нашей необъятной Родины. Все они специалисты в облас-ти  изучения  человека и всего того,  что связанно с ним  и его здоровьем. Поприветствуем друг друга. Представьтесь, пожалуйста.

Говорит каждая команда: (Мы представители …… . Изучаем органы…… .Возглавляет нашу делегацию……….)

  1. 1команда «Органы обоняния» /нос/ «Санкт-Петербургская академия медицинских наук»;
  2. 2команда «Органы слуха» /уши/ «Московский государственный университет»;
  3. 3команда «Органы зрения»/глаза/«Волгоградский медицинский центр «Движение»  доктора Соловьева;
  4. 4команда «Органы вкуса» /язык/ «Детский медицинский центр "МЕДИКОР-плюс" Волгоград»;
  5. 5команда «Органы осязания» /кожа «Волгоградский диагностический центр на Кутузовской».

Учитель: Я думаю, что каждая команда попытается доказать, что тот орган чувств, который изучает их учреждение, является самым главным и важным  в организме человека.

  1. Выведение темы и постановка целей урока детьми.

Учитель:   Прежде, чем перейти к обсуждению проблемы, давайте ее  обозначим  и поста-  вим  перед  собой  определенную  цель  нашей конференции. А для этого прошу внимания на экран.

Слайд 1(рисунки детей).

Учитель:– Ребята, вы нарисовали такие замечательные портреты. Посмотрите на экран.

– Я тоже захотела нарисовать портрет своей знакомой девочки.

– Вот что у меня получилось.

2

                                                                         Слайд 2.

Учитель: – Что-то не так?

– Чего нет на портрете? (Глаз, носа, ушей, рта.)

Слайд 3.

Учитель: Есть пять помощников на службе у тебя,
                 Не замечая, их используешь шутя:
                 Глаза тебе даны, чтоб видеть,
                А уши служат, чтобы слышать,
                Язык во рту, чтоб вкус понять,
                А носик - запах различать, 
                Руки - чтоб ласкать, трудиться,
                Воды из кружечки напиться.
                И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

Учитель: – О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств). Это будет темой нашей конференции.

Слайд 4.Тема урока «Органы чувств»

3 к

1  у

  о

5 я

   х

  ж

  з

   о

р

2   г

 а

4   н

 ы

   л

    о

 к

   а

    с

  з

                                            Слайд 5. Органы чувств. Открывается кроссворд.  

3

            ч      у     в    с       т      в

3

Учитель:  – Давайте поставим  цель нашей конференции. Для чего мы сегодня собрались? (Ответы  детей: для  выяснения, какой  орган  чувств самый главный). Наша цель – дока-

зать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.

 III.   Работа по теме урока .

Учитель:   – Чтобы   конференция    наша   прошла   успешно,   необходимо  помнить  

о правилах работы в группах. Каких? (Говорят дети.)

  1. Слушай внимательно одноклассника, не перебивай его.
  2. Каждый может высказать своё мнение.
  3. При выступлении излагайте свою мысль чётко.
  4. Внимательно слушаем выступающих из других групп.

Учитель: Приступим к обсуждению. Начнем с 1-ой команды.

1-я команда.

Нос – орган обоняния.

Цель –дать представление о физиологическом строении носа,как человек ощущает запахи.
Методы – рассказ.
Формы работы – в группах  и индивидуальная.

Слайд 6.

(На стол каждой команде ставится пахучий предмет: духи, цветы, банка кофе, лимон. Де-ти их нюхают.)

Нос/для сообщения докладчика/

Консультант:

Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, сигнал передаётся в головной мозг и человек чувствует запахи. Закрой рукой нос. Что вы ощущаете? ( Ничего.)

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)

 –Выслушаем другую команду.

Слайд 7.

Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.

2-я команда.

Уши – орган слуха.

Цель – знакомство со строением уха и его способностью.
Методы – рассказ, логические рассуждения.
Формы работы – индивидуальная и фронтальная. 

Консультант: А теперь закройте ушки руками. Откройте. Что изменилось?

                                                                       Слайд 8.

Уши /для сообщения докладчика/

(На доске висит плакат: «Строение уха»)

Консультант:

На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее

4

ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

 Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)

 –Выслушаем другую команду.

3-я команда.

Глаза – орган зрения.

Цель – обобщить  имеющиеся у детей представления о строении и функционировании глаза и показать, что умеют различать глаза.
Методы – беседа, самонаблюдение, логические рассуждения.
Форма работы – в группе и фронтальная. 

Слайд 9.

Глаза/для сообщения докладчика/

(На доске висит плакат: «Строение глаза»)

Консультант:

Глаз подобен фотоаппарату, который постоянно фиксирует окружающий нас мир. Когда мы смотрим на какой – нибудь предмет, через зрачок в глаз попадает свет.

Количество света регулируется радужной оболочкой (это цветная часть глаза).

За зрачком расположен хрусталик. Всё, на что мы смотрим, хрусталик проецирует на сетчатку внутренней стенки глаза. Поскольку световые лучи в глазе пересекаются, изображение получается перевернутым. Зрительный нерв передаёт увиденное в твой мозг. Как предмет выглядит в действительности помогает понять мозг.

А сейчас проведем эксперимент. У вас на столах лежат листы бумаги и карандаши.

Закройте  глаза одной рукой, а другой – нарисуйте цветок.

В это время учитель читает стихи:                                      

                                                           Разберёмся вместе, дети,
                                                          Для чего глаза на свете?
                                                          И зачем у всех у нас
                                                          На лице есть пара глаз?
                                                          Для чего нужны глаза?
                                                          Чтоб текла из них слеза?
                                                          Ты закрой глаза ладошкой,
                                                          Посиди совсем немножко:
                                                          Сразу сделалось темно,
                                                          Где же парта, где окно?
                                                          Странно, скучно и обидно–
                                                          Ничего вокруг не видно.

Консультант: Вывод: Какой цветок у вас получился? (Не очень хороший.)

Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения тоже очень важен.)

–Выслушаем другую команду.

  5

4-я команда.

Язык – орган вкуса.

Цель – знакомство с внешним видом языка, его функциями.
Методы - эксперимент, самонаблюдение, беседа.
Формы работы – в группе и индивидуальная.

Слайд 10.

Язык/для сообщения докладчика/

Консультант ( у доски ):

Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах? (Попробовать. Дети их других команд выходят и определяют, где какая вода.)

Поверхность нашего языка покрыта маленькими бугорками. Есть свои бугорки для соле- ного, для горького, для кислого и для сладкого. И от них идут нервы в мозг.

 – А можно ли определить это при помощи органа слуха, зрения? (Нет)

Консультант: Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)

 – Выслушаем  другую команду.

5-я команда.

Кожа – орган осязания.

Цель – показать, что мы чувствуем кожей.
Методы – эксперимент, самонаблюдение, беседа.
Форма работа – фронтальная и индивидуальная.

Слайд 11.

Кожа /для сообщения докладчика/

Консультант:

Проведём опыт.

(На стол каждой команде ставится  закрытая коробка, в каждой из которой лежат предме-ты различные по форме и материалу, из которого он сделан:  резиновый мячик, пластмас-совый кубик, железная вилка, деревянная  ложка.)

 Кто будет участвовать в этом опыте? (Вызывается ученик из другой команды. Ему завя- зывают глаза. И так из каждой команды.)

– Определите, что в этой коробке.

Кожа — это наружный покров тела, который защищает человека от внешних воздействий и участвует в процессе осязания. Кожей мы можем почувствовать форму, гладкость, ребристость поверхности, к которой прикоснулись и угадать, что перед нами

находится. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, удар или жжение. Это свойство коже придают пролегающие в ней маленькие нервные окончания - волосяные луковицы из которых растут волосы. Важная задача кожи — противостоять угрозе для нашего тела. Для этого кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость.

Консультант: Вывод: – Какой орган чувств  помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)

 6

IV.   Итог.

–  Итак, сколько у человека органов  чувств? (5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). – –  Какие органы за них отвечают? (Глаза, уши, нос, язык, кожа). Эти  органы  воспринима- ют сигналы от окружающего мира и передают их в мозг,в специальные центры, где и фор- мируются ощущения.

А надо ли беречь органы чувств? ( Да.)

Так вот, на следующей конференции мы разберём, как надо беречь органы чувств, выве- дим правила, сделаем памятки и постараемся этих правил придерживаться.

 V.   Рефлексия.

Что понравилось больше всего?

Что вы поняли?

Наша цель с вами достигнута – все органы чувств помогают  полно  воспринимать  окру-

жающий мир.

Продолжите предложения:

Было трудно…………Почему?

У меня не получилось…. Почему?

VI.   Домашнее задание.

 – Узнайте, какие профессии связаны с органами чувств. Нарисуйте их.

 

Если останется время на уроке.

1.Вопрос для  команд: – А теперь давайте послушаем разговор двух женщин, который для нас приготовили ________ и________. После прослушивания вы ответите на вопрос:

– Понимали ли женщины друг друга?

– Здравствуй, тетя Катерина.

                                                     – У меня яиц корзина.
                                                    – Как поживают домашние?
                                                    – Яйца свежие вчерашние.
                                                    – Ничего себе вышла беседа!
                                                    – Авось распродам до обеда.

   – Что произошло, почему два человека не поняли друг друга? (Не услышали друг друга.)

2.Вопрос для команд: Почему глаза называют « окнами в окружающий мир»?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...