Урок окружающего мира "Звери"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
урок окружающего мира в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_zveri.docx | 209.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир, 1 класс, МАОУ № 92.
УМК: « Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: Кто такие звери ?
Цель урока: научить различать зверей от других групп животных; сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей; учить определять принадлежность животного к определенной группе.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия “животные”, “звери” и “млекопитающие”.
Развивающие: анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи, зрительного восприятия), коммуникативные функции (умение принимать решение и обосновать его).
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование положительного отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, операции, действовать по плану, оценивать свои результаты.
Познавательные:
- понимать информацию, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других.
Предметные: обучающиеся получат возможность называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей, понимать связь между строением тела животного и его образом жизни.
Оборудование урока:
ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с изображением детёнышей зверей.
Литература (для учителя, для обучающихся)
- Максимова Т. Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс Москва: ВАКО, 2012.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А. и др. Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир. 1 класс. М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной школы М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А. Сборник Рабочих программ «Школа России» 1-4 классы .Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» к учебнику «Окружающий мир». 1 класс; М.: Просвещение, 2012.
- Чеботарёва Т. Н. Окружающий мир. 1 класс: рабочая программа по учебнику А. А. Плешакова. Волгоград: Учитель, 2013.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| - Начинается урок -Возьмитесь за руки в парах и пожелайте друг другу удачи в овладении новыми знаниями. – Ребята, от Муравьишки пришло приглашение: (Слайд 1) «Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного». – Вы согласны совершить такое путешествие? Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. - Как надо вести себя в лесу? – Когда мы путешествуем, то всегда происходит что-то необыкновенное. Вам хорошо известно, что в лесу много животных. - Давайте вспомним, какие группы животных мы изучили? А помогут вам загадки. -Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв И два крыла... Прилетит - плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это.. (ПТИЦА) -По каким признакам вы отличаете птиц от других групп животных? -Выберите на доске иллюстрации животными, у которых есть этот отличительный признак, и расположите в первой колонке. - По земле не ходят, На небо не смотрят, Звёзд не считают, Людей не знают. (рыбы) - По каким признакам вы отличаете рыб?
- Разгадайте ребус. О какой группе животных в нём говорится? -Какие отличительные признаки имеют эти животные? - Выберите иллюстрации с этими животными и поместите в таблицу. -Ребята, а вы любите собирать пазлы? - У вас на столах разрезанная картинка. Вы должны её собрать, работая в паре. Напомним правила работы в паре. - Назовите животных, которые у вас получились. -Можем ли мы поместить картинки животных, которые у вас получились в нашу таблицу? -А в какую из данных групп? - Как можно назвать одним словом этих животных? - Как вы думаете о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Тема урока «Звери». | -Приветствуют учителя, друг друга, эмоционально настраиваются на урок. -В лесу нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса. (МОЖЕТ, ОДНУ СТРЕЛКУ ПОКА УБРАТЬ????) ЖИВОТНЫЕ ПТИЦЫ (на доске выстраивается кластер) -Тело птиц покрыто перьями. -Тело рыб покрыто чешуёй. -Насекомое. - У них 6 ног. -Да. Работают в парах и собирают картинку. -Нет, не можем, у них другие отличительные признаки. Можем. Это животные. Высказывают предположение. (звери) -О зверях. | Личностные: формирование положительного отношение к учению Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия, операции |
| - Ребята, мы уже знаем, кто такие насекомые, рыбы и птицы . На какой вопрос мы должны получить ответ? У. с.38. Это новый вопрос Муравьишки. - Какие задачи мы перед собой поставим? (мы должны узнать…, каких животных можно назвать зверями; какие виды зверей существуют; Учиться….. отличать зверей от других групп животных) Мотивация. -Для изучаем эту тему? | -Дети прогнозируют, анализируют проблемную ситуацию. Делают логические заключения. - «Кто такие звери?». -Учащиеся формируют задачи урока. Чтобы больше узнать о животном мире. | Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе Познавательные: понимать информацию, осуществлять операции анализа Регулятивные: планировать свои действия, операции Личностные: желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе. |
| Ребята, предлагаю рассмотреть рисунок на с. 38 учебника (вверху) и определить, какое из изображенных животных — зверь. Предлагаю вам сначала исключить животных, которые точно не звери, их изображения мы накроем фишками.
(Это позволит создать проблемную ситуацию, для разрешения которой детям потребуется выявить основной признак зверей — наличие шерсти.) -Значит, зверем может быть только мышь. Муравей Вопросик высказывает сомнение: «Обычно, когда говорят «зверь», представляют себе какое-нибудь крупное животное, например медведя или волка. А мышь, хотя и больше меня, Муравья, но все же такая маленькая. Можно ли ее назвать зверем?» Учитель: «Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери. Для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак». Предлагаю продолжить выполнять последующие задания учебника (с.38) -Давайте познакомимся с частями тела жирафа. - Поработайте в паре, найдите такие же части тела у того животного, которое вы собирали. Покажите их и проговорите друг другу. -Все ли части тела, которые есть у жирафа, присутствуют у ваших животных? -Обратите внимание на части тела мыши. – Что вы заметили? Учитель просит вспомнить: «Чем покрыто тело рыб, птиц? А чем покрыто тело этих животных? (Шерстью.) - Рассмотрите внимательно шерсть зверей, она лежит в пакетиках. Из чего она состоит? - Ребята, что-то новое и необычное вы увидели? - Почему? Как вы думаете? -Какой можно сделать вывод на данном этапе нашего исследования? – Читаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха У.с.39 и сравниваем со своим. Правильно мы сделали вывод? | -Сначала дети устанавливают, какие из этих животные точно не звери (жук — насекомое, щука - рыба; орёл — птица); их изображения они накрывают фишками, -остаётся только мышь. -Затрудняются ответить на вопрос -Под руководством учителя дети знакомятся с частями тела жирафа, находят те же части тела у других зверей, изображенных в учебнике или на демонстрационной таблице. - Ничего нового, необычного мы не увидели. У нас самих есть все то же самое, кроме хвоста. Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. -Шерсть состоит из волос. -Волос разный. -Это связано со средой обитания. -Вывод: у всех зверей есть шея, голова, четыре конечности, хвост, туловище. Тело зверей покрыто шерстью. -Да. | Личностные: желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: планировать свои действия, операции Коммуникативные: участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других. |
| - У.с.38 Рассмотрите иллюстрацию в нижнем правом углу. Кто на ней изображён? - Можно собаку отнести к зверям? Докажите. - Чем собака выкармливает детёнышей? - Запомните, ребята, что все звери - млекопитающие. От слова «млеко» молоко. -Дополним наш вывод. Итак, кто такие звери? -Детёныши зверей маленькими питаются молоком матери, а когда подрастают, как и мы, питаются разнообразной пищей. А какой именно? - По типу питания учёные делят зверей на группы. Может быть, вы знаете, как эти группы называются? - Что вы понимаете под значением слова ТРАВОЯДНЫЕ? ВСЕЯДНЫЕ? ХИЩНЫЕ? НАСЕКОМОЯДНЫЕ? (Привести примеры) -Рассмотрите иллюстрации. Крокодил и мышь – кто из них зверь? (Помните, мы выделили 2 признака зверей!) -А вот к какой группе животных он относится, вы узнаете на следующем уроке. | -Собака, она кормит своих детёнышей. - Молоком. - Звери выкармливают своих детёнышей молоком, их тело покрыто шерстью. -Травой, насекомыми, другими животными. И тем и другим. травоядные, хищные, всеядные и насекомоядные. (продолжают составлять кластер) Хоть мышка и маленькая, но она – зверь. А крокодил – нет. 1 признак- У него нет шерсти, это мы видим сразу. 2 признак - Крокодильчики вылупляются из яиц. Детенышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. - Мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил не зверь. | Личностные: формирование положительного отношение к учению Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других. Познавательные: понимать информацию, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации |
| -Подумайте, на какие две группы можно разделить зверей? (покажу картинки зверей, наводящую на мысль) - Почему? -Поиграем в игру «Дикие, домашние животные».Я показываю картинку, если животное Дикое –вы приседаете, если домашнее – вы прыгаете ( волк, корова, лошадь, медведь, коза, белка, заяц, овцы) -Наш Муравьишка – вопросник пошёл погулять по лесу и встретил там зверей. Посмотрите зверей на с.39 учебника. -Кого вы видите? (летучая мышь, кабан, лось, выдра, бобёр, крот, бурундук, выдра) – Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. -Как вы думаете, кто это? - Рассмотрите на рисунке летучую мышь, крота, бобра, выдру. Ребята нам приготовили небольшие рассказы о том, что необычного в строении их тела? (выступления детей) 1)Летучая мышь – единственное млекопитающее, которое умеет летать. Крыльями ей служат лапы, между пальцами которых натянута кожа. Этот зверёк питается насекомыми. На охоту он вылетает только ночью. Летучая мышь умеет издавать звуки, которые человек не слышит. 2)Крот всю свою жизнь проводит под землёй. Голова крота напоминает клин. Лапы превратились в лопатки. Короткая мягкая шерсть помогает кроту передвигаться.. Кроты очень полезны. Они вылавливают личинок вредных насекомых. 3) Кит В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают найти киту пищу. Длина самого большого кита более 20м, а вес более 100т. киты не чувствуют запахов и зрение у них слабое, но у них отличный слух, они слышат звуки, которые люди только с помощью приборов могут услышать. Учитель: Какие удивительные животные есть в группе зверей! - А как мы с вами должны относиться ко всем животным? (беречь их, не пугать, заботиться о них, помогать, и конечно, не причинять им зла) – Многие животные из-за красивого меха стали истребляться людьми. Чтобы они совсем не исчезли с планеты эти животные занесены в Красную книгу. (Демонстрация Красной книги). На территории Тюменской области расположены 4 заповедника (в Югре и на Ямале): - Гыданский заповедник . - Верхнетазовский заповедник занимает таёжные леса у реки Таз. Водятся соболь, ласка, бурый медведь.
- Малая Сосьва Прежде всего под охраной находится речной бобр, но в наблюдении нуждаются и выдра, лось, горностай, и другие. Юганский заповедник - крупнейший из этих 4-х. На его территории произрастают 325 видов растений, обитают около 40 видов животных и 200 видов птиц. Бурый медведь, лось, заяц-беляк - типичные представители заповедника. | -На диких и домашних. (продолжить кластер) Картинки добавляю в кластер. | Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других. Личностные: желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи |
| -Я знаю, что вы любите играть, особенно в прятки. Муравьишка приглашает вас продолжить прогулку по лесу. НО Звери от нас попрятались . Ваша задача найти их и раскрасить. -Обратите внимание на время года. Какую окраску имеют животные летом?
- А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. Каких зверей вы нашли и раскрасили?( слайд 15) | -Выполняют задание на карточке. - называют животных которых нашли и раскрасили | Личностные: желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи |
| -Пользуясь карточкой –помощницей, в паре составьте рассказ о животном, картинку которого вы собирали. (1-2 заслушать) - -Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой вначале урока. каких животных можно назвать зверями; какие виды зверей существуют; учиться отличать зверей от других групп животных Предлагаю вам проверить свои знания в тестовой форме.( Игра «Третий лишний») Возьмите красный карандаш. Давайте ответим на вопросы. - Какое из этих животных зверь? (закрасьте нужный кружок) -Какое из этих животных не зверь? - Травоядное -Хищное -Всеядное - Насекомоядное -Чем покрыто тело большинства зверей? Проверьте свои ответы. Оцените свою работу. У кого 1 ошибка – поднимите … сигнал | - Работают на карточке цветными карандашами. Самостоятельная работа со следующей проверкой по эталону | Личностные: формирование положительного отношение к учению Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других. Познавательные: понимать информацию, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия |
| Подведём итог урока. Закончите высказывания: -Сегодня я узнал(а)… - Дома родителям расскажу о … - На уроке мне понравилось и запомнилось … Что показалось трудным на уроке? - Определите свою успешность на уроке. (Связать с размером зверей- Жираф, лиса, мышь) -Наш урок мне бы хотелось завершить такими словами: Стремись, ребята, животных защищать, | - Выражают свои мысли. - Формулируют ответы на вопросы я успешен мог работать лучше сегодня не мой день | Регулятивные: оценивать свои результаты. Личностные: желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе. |
| - Дома с помощью взрослых попробуйте составить интересный рассказ об одном звере, обитающем в наших краях. Пользоваться можно любыми источниками информации: энциклопедия, интернет, атлас-определитель, статьи в газетах и журналах и т.д (слайд 18) Закончен урок, большое спасибо вам за ваше трудолюбие. | Личностные: желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"
презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...