зима в природе
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Зима в природе. 2 класс
Цели: 1. Дать представление учащимся о снеге, значении снега в жизни растений и животных, познакомить с особенностями зимней жизни растений, животных. Продолжить знакомить детей с зимними изменениями в природе, расширить представление учащихся об охране природы.
2. Развивать познавательную активность учащихся, мышление, внимание, учить наблюдать.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: ветки лиственных и хвойных деревьев, фишки, таблицы «Зима в лесу», «Зимующие птицы», наборное полотно, иллюстрации зимующих и перелетных птиц, животных (медведя, зайца, волка, ежа, лисы), перфокарты, шапочки с названиями зимних деревьев, кроссворд, снежинки, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
а) знакомство с гостями
б) самооценка звездочками-снежинками.
2. Вступительное слово учителя о зиме.
Сегодня на уроке я буду Зимой. Я пришла, чтобы позвать вас к себе в гости на планету Зима. (Звучит музыка П.И. Чайковского). Учитель-Зима читает:
Вот ветер тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница Зима.
А сейчас, ребята, вы закроете глаза и шепотом произнесете слово «Зима» и пока вы произносите, я перенесу вас на планету Зима. Я все могу, ведь я волшебница. Произносим слово «Зима».
- Что вы почувствовали, когда произнесли слово «Зима»? Что представляли? (2-3 ответа учеников)
Тихо проходит зима. Как в сказке за одну ночь построит свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Проснетесь однажды утром, вдруг увидите, что все за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Реки и озера сверкают зеркальным, блестящим льдом. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных ночей.
Хозяйничают я не одна, помогают мне зимние месяцы. Вы знаете их? Назовите эти месяцы, и они придут к вам.
(Выходят трое учащихся в шапочках с названиями зимних месяцев).
ДЕКАБРЬ: Декабрь – год кончает, зиму начинает.
ЯНВАРЬ: Январь году начало, зиме середина. Пора лютого холода.
ФЕВРАЛЬ: Я самый снежный, самый метельный.
3.Постановка цели урока.
Начинаем путешествие по планете Зима. Побываем в Снежном царстве, в Птичьем государстве, в Зверином королевстве и в стране Заколдованного леса.
4. Изучение нового материала.
Сначала мы побываем в Снежном царстве. Путешествуя по нему мы узнаем о снеге, снежинках, о значении снега.
Отгадайте загадку:
Вот махнула рукавом –
Засверкало серебром.
- Что это за серебро?
- Кто видел как шел первый снег? (2-3 ответа).
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
Из чего состоит снег вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
Да, снег – это множество снежинок. На экскурсии мы говорили о том, как образуются снежинки. Из чего они состоят? На что похожи снежинки? (2-3 ответа).
Все снежинки разные, одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так и нет одинаковых снежинок. Кружатся снежинки, падают на землю одна красивее другой. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами. Это подарок, которым одарила нас природа. А сейчас закройте глаза и представьте одну единственную снежинку, не похожую не на чью. Потому что она ваша снежинка, вы создали ее в своем воображении. Возьмите волшебные палочки и нарисуйте каждый свою снежинку. Расскажите о ней (2-3 ответа).
На самоподготовке придумайте сказку о своей снежинке и запишите ее в свои книжечки.
- Вспомните, ребята, хрустел ли снег под ногами во время нашей экскурсии? Почему? Когда хрустит снег? (выслушаем ответы и рассуждения учащихся).
- Ребята вы как думаете, для чего , зачем нужен снег? (2-3 ответа)
О значении снега нам расскажет …
В суровые морозные зимы в снег прячутся лесные животные. Бегают по снежным норкам мыши, на ночь ныряют в снег с деревьев в мягкие сугробы тетерева и рябчики. Снежная шуба защищает многолетние травы, посевы. Весной снег растает и увлажнит почву.
Учитель: Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поле и лесные поляны теперь как гладкие, чистые страницы какой-то гигантской книги. Днем идет снег – кончится, страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, запятых. Значит здесь побывали лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Очень интересно прочесть следы животных на снегу, по которому можно узнать об особенностях жизни зверей и птиц.
Работа по учебнику стр. 35. Накройте нарисованные следы животных и птиц фишками с номерами животных, изображенных справа.
(Проверка выполненной работы с помощью таблицы с цифрами «4,5,1,2,3»).
Закончилось наше путешествие по снежному царству. Что вы узнали нового? (заслушиваются ответы учащихся).
Начинаем наше путешествие по стране «Заколдованного леса», во время которого мы узнаем о жизни растений зимой.
Чародейкою Зимою
Заколдован лес стоит.
Ученица читает стихотворение о зимнем лесе:
Как прекрасен зимний лес!
В нем полно красивых мест.
Там и зайцы, и лисицы.
Сказки там и небылицы.
Все волшебница Зима
Там придумала сама.
Да, красив зимний лес. Зимой в заснеженном лесу зеленая елочка в белой шапочке – первая красавица. Четко выделяются на белом снегу силуэты лиственных деревьев. Издали лес кажется мертвым. А так ли это? На экскурсии мы подобрали маленькую веточку. Сломана недавно. Веточка была сухая и хрупкая. Живая ли? Да и весь лес живой ли? Веточку принесли в класс, поставили в воду. А теперь посмотрите на нее. На ней набухли почки. Кое-где проглядывают зеленые листочки. Значит она живая и лес живой. Просто лес спит глубоким-глубоким сном, затаился лес, притих под студеным ветром. Во сне меньше расходуется сил,
А значит легче пережить студеную зиму. Холодно! Но вот что удивительно. Зимний холод для лесных растений просто необходим. Оказывается почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов. Морозная зима им необходимо для того, чтобы отдохнуть и набраться сил перед весенним расцветом.
На экскурсии в лесу мы увидели разные деревья. Узнаете ли вы их по веточкам?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Из лежащих на столе веток деревьев, выберите:
1 вариант – ветки лиственных деревьев.
2 вариант - ветки хвойных деревьев.
Назовите, каким деревьям эти ветки принадлежат.
Учитель: Вот и прошли мы по заколдованному лесу. Что интересного вы узнали? (заслушиваются ответы учащихся).
И вот перед нами «Птичье царство». Но почему-то ворота в него закрыты. Как же нам туда попасть? Я волшебница и понимаю птичий язык. Вот у ворот сорока. Что-то она хочет у нас спросить? Она хочет узнать, знаете ли вы зимующих птиц?
На наборном полотне иллюстрации. Найдите зимующих птиц и назовите их. Вот мы и попали в «Птичье царство».
С первыми морозами прилетают к нам в гости с севера пуночки, хохлатые свиристели, яркогрудые снегири, клесты. Учитель подходит к таблице с изображением птиц и говорит:»Давайте послушаем о чем же говорит воробей?»
- Давайте зимой, птицы, держаться ближе к человеческому жилью: теплее и сытнее здесь. Сытому и мороз не страшен. Хороший обед из нутрии греет, тепло по всему телу идет. Да вот беда, зимой птиц отыскать трудно. Трудное время нам легче пережить вместе.
Учитель: И вот собираются разные птицы в стайки. Ведь в стае как? Нашел один корм. Сразу всех оповестил. Все сыты будут. Опасность заметить легче, всегда кто-нибудь на страже. Пока одни кормятся, другие дремлют. Трудно птицам зимой. Не так страшен холод, как голод. Люди, которые наблюдают за птицами подсчитали, что из 10 синиц гибнут в холодный период 8-9. Если синица не найдет корм в течении 6 часов, то она гибнет.
А как вы, ребята, можете помочь птицам? (заслушиваются ответы учащихся).
Трое детей читают стихотворение «Покормите птиц»:
- Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
- Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
- Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Работа по картине:
- Кто прилетел к кормушке?
- А к вашим кормушкам какие птицы прилетают? (заслушиваются ответы учащихся).
Учитель: Много интересного можно рассказать о птицах. Писатель Скрибицкий в рассказе «Зимой в лесу» описал то, как однажды зимой среди заснеженных веток ели, он увидел гнездо клеста, а нем голеньких птенцов. Это было так удивительно! Холодно, кругом снег, а в гнезде - птенцы! Почему клесты выводят птенцов зимой вы узнаете из разговора Чижа и Клеста.
Диалог двух учащихся с шапочками чижа и клеста на голове.
Чиж: Ты, Клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клест: Да нет, Чижик, это я радуюсь.
Клест: Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись – до чего же миленькие, до чего хорошенькие!
Чиж: В такой-то мороз! Да они живыми не останутся!
Клест: Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек натаскаю, а мать-клестиха греет их вроде печки. И тепло им, и сытно! И от моей песенки весело!
Учитель: Почему у клеста птенцы зимой выводятся?
Заканчивается наше путешествие по Птичьему царству и я хочу проверить, были ли вы внимательны во время путешествия.
Игра «Бывает или нет».
- Есть такие птенцы, которые прилетают к нам зимой. Бывает или нет? Если бывает, то расскажите, как называются эти птенцы.
- На дворе мороз, а в гнезде маленькие птенцы. Бывает или нет? Если бывает, то скажите, как называется птица, которая выводит птенцов зимой.
Учитель: Наше путешествие по планете Зима подходит к концу. Осталось нам побывать в «Зверином королевстве», там мы узнаем о жизни зверей зимой. Но попасть в королевство мы сможем только тогда, когда разгадаем кроссворд, мы будем заселять лес фигурками зверей, а помогать мне в этом будет «Декабрь».
По горизонтали:
- На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
5.Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек?
3.Посмотрите-ка какая,-
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.
По вертикали:
2.Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
4. Обитатель леса шустрый
Своровал листок капустный
У него дрожат реснички –
Нет ли где-нибудь лисички?
Учитель: Посмотрите, ребята, какая интересная у нас в Декабре получилась картина. Нет ли на ней чего-то необычного? Всех ли животных можно увидеть в лесу зимой? Почему?
Правильно, ребята, в зимнем лесу медведя не увидишь. Он накопил за лето и осень много жира, сделал под корнями старых деревьев берлогу, устлал ее мхом и ветками и спит. А в январе или феврале у медведиц появляется 1,2 или 3 медвежонка, каждый весом 500 г (с ладошку).
Кто же еще из животных спит зимой? (ответы детей – барсук, еж).
Волшебница зима однажды в лесу подслушала разговор белочки и зайца.
Теперь послушайте и вы.
Диалог детей в шапочках белки и зайца.
Белка: Здравствуй, Зайчик!
Заяц: Здравствуй, Белочка!
Белка: Зайчик, у тебя шубка белая, пушистая, тебя на снегу-то не увидишь.
Заяц: Да и у тебя, Белочка, шубка стала серая, не заметишь тебя на дереве.
Белка: Куда ты бежишь, Зайчик?
Заяц: Кору молодых осин поглодать. Может быть клочок сена найти.
Белка: Трудно тебе, Зайчик, зимой. И мне не легко. У меня есть грибы сушеные и орешки я запасла. И все же, что бы сытой быть приходится мне за день опустошать до 28 еловых шишек, а сосновых того больше -380 шишек, т.к. В них гораздо меньше семян и они менее питательны. Зайчик, а почему тебя трусишкой зовут?
Заяц: Потому что я пуглив. Да и врагов у меня много. До зайцев охотники и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны. Спасают меня нос, чуткие уши, да быстрые ноги.
Белка: Не позавидуешь тебе. У меня тоже врагов хватает, но меня от врагов и холода спасает теплое гнездо. На улице мороз 10 градусов, а в гнезде 10 градусов тепла.
Учитель: Почему изменился цвет шерсти у зайца и белки?
- Чем питаются заяц и белка?
-Почему говорят: «Волка ноги кормят»?
О других животных, о том, как они живут зимой, мы узнаем на следующем уроке.
5. Подведение итогов.
Закончилось наше путешествие по планете Зима. Нравится ли вам зима, почему? В своих книжечках, после того как вы напишете сказку о снежинках, напишите: «Спасибо, Зима!»
Выставление оценок по количеству заработанных во время урока снежинок.
Волшебница - Зима дарит каждому понравившуюся снежинку.
Учитель: А теперь мы возвращаемся с планеты Зима. Закрыли глаза и сказали шепотом волшебные слова: «Как хорошо зимой!» Вот мы и дома, в нашем классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.
Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Зима- покой природы. Решение задач.
Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....
Зима- покой природы. Решение задач.
Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....
урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.
Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...