Урок окружающего мира (УМК "Гармония") для 2 класса "Ночная красавица"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Фистикова Елена Васильевна

Материал содержит конспект урока по окружающему миру и презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька

Слайд 3

Тема урока: «Ночная красавица.»

Слайд 4

Цель урока: узнать новую информацию о Луне; продемонстрировать, как движется Земля вокруг Солнца, Луна вокруг Земли; показать, как вращаются Земля и Луна вокруг своих осей.

Слайд 8

384.000 км 150.000.000 км

Слайд 9

Расстояние до Луны примерно 40 0 тысяч км. Человек – 40 лет. Ракета – 3 суток полёта.

Слайд 11

Земля Вращается вокруг Солнца. Вращается вокруг своей оси, 1 оборот за 24 часа. День и ночь (сутки) – 24 часа. Луна Вращается вокруг Земли. Вращается вокруг своей оси, 1 оборот за 1 месяц. День – 2 недели, ночь – 2 недели. День и ночь (сутки) – 1 месяц.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                             «Средняя общеобразовательная школа № 62»

Конспект урока

по окружающему миру

по учебнику О. Т. Поглазовой  «Окружающий мир» 2 класс

(УМК «Гармония»).

Автор: Фистикова Елена Васильевна,                

                                                                учитель 2 квалификационной категории.

                                                                                                     Тема: Ночная  красавица (Луна – естественный спутник Земли).

Цели: сформировать представление о холодном небесном теле Луне, её движении вокруг Земли, размерах и расстоянии до Земли;                                             развивать речь, мышление, наблюдательность, воображение и фантазию, умение моделировать предметы и явления окружающего мира;                        воспитывать интерес к предмету (желание приобретать дополнительную информацию по темам).

Оборудование: компьютер,  мультимедиапроектор,  экран, презентация.

I. Организационный момент:         

Начинается урок,                                                                                                                                   Он пойдёт ребятам впрок.                                                                                                                       Постарайтесь всё понять,                                                                                                                      Интересное узнать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                             II. Проверка домашнего задания:

- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?                                                       - Какое определение вы запомнили о планете Земля?

(Планета Земля – шарообразное, холодное космическое тело.)

- Как движется Земля и что в результате этого происходит?

(Она вращается вокруг своей оси, что является причиной смены дня и ночи.)

(Также Земля движется вокруг Солнца, поэтому происходит смена времён года.)

- Послушаем пересказ вывода учебника / ученик /.                                               III.Сообщение темы и цели урока:

- До сих пор мы говорили о дневном небе, на котором царит Солнце. Теперь настала пора присмотреться к ночному небу.

Отгадайте загадку (ученик): / слайд 1 /                                                                                                          

Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали  две  недели, апельсина мы не ели,                                                                                               Но осталась в небе только апельсиновая долька.  /После отгадки – слайд 2/.                                                                                                       - Царицей ночного неба является Луна. Сегодня мы познакомимся с этим загадочным небесным телом /слайд 3/.Тема сегодняшнего урока «Ночная красавица». /Слайд 4/.  Наши цели: узнать новую информацию о Луне; продемонстрировать, как движется Земля вокруг Солнца, Луна вокруг Земли; показать, как вращаются Луна и Земля вокруг своих осей.

IV. Изучение нового материала: знакомство с Луной.

1. Облик Луны в произведениях поэтов и писателей:/слайд 5/

- Как вы думаете, Луна и месяц – это одно и тоже небесное тело или разные?                                                                                - Конечно, месяц – это одна из форм Луны, которые учёные называют фазами и говорят «фазы Луны». С давних времён Луна привлекала взгляд человека. Люди пытались объяснить многие явления, связанные с Луной. Они обожествляли Луну так же, как и Солнце. Давайте послушаем, что говорит о Луне известный всем русский поэт:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

 Круглолицый, светлоокий,

 И, обычай твой любя,

 Звёзды смотрят на тебя.

- Как поэт описывает Месяц? Почему?

- Кто автор этих строк и из какого они произведения?                                                                              

2.  Работа по учебнику (определение Луны, её размеры, расстояние до          Луны):

- Наблюдали ли вы за Луной? Как меняется её вид в течение месяца?

- Рассмотрите внимательно иллюстрации на странице 82 учебника. Вид Луны меняется: то она круглая, как мячик, то она похожа на серп,  то на половинку круга. Это и есть разные формы (фазы Луны), которые мы можем наблюдать.                                                                  

-  А теперь давайте найдём в учебнике ответ на вопрос: является ли Луна, как и Солнце, источником света и тепла?  (Чтение.)

-  Является ли Луна источником тепла и света, как Солнце?                                   (Луна  – холодное  космическое тело, она  не излучает собственного света, а только отражает свет  Солнца.)

- Как вы думаете, каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

- Прочитайте на странице  83, что сказано о размерах Луны. (Луна почти в 4 раза  меньше  Земли)./Слайд 6/.

- Данный слайд помогает это представить (показ Луны и Земли).

- /Слайд 7/. Определите, какой из нарисованных кругов соответствует по размерам Солнцу, какой – Земле, а какой – Луне.                                                                                                                                 3. Расстояние до Луны:

- /Слайд 8/.Сравним расстояние от Земли до Луны и от Земли до Солнца Расстояние от Земли  до  Луны – 384 тысячи километров, это  примерно 400 тысяч километров, а от Земли до Солнца гораздо больше. Даже, если вы не можете прочитать эти числа, то это видно по линиям.  Луна самое близкое к Земле космическое тело./Слайд 9 /. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта.

 Используется таблица:

- Данная таблица поможет нам выполнить задание в ТПО /работа в парах/.

Решение шутливой задачки (печатная тетрадь с. 27 № 18) о том, как второклассник отправился на Луну. Сколько лет будет старичку, когда он вернётся обратно?

(40л + 40л + 8л = 88л)

Физкультминутка.

- Луна – не звезда и не планета, а  единственный естественный спутник Земли. Так  как  создала природа. Она совершает оборот вокруг Земли в течение месяца./Слайд 10/.  Во время этого движения взаимное расположение Земли, Солнца и Луны изменяется. Меняется и вид Луны (фазы), ведь мы видим только освещённую её часть.                                                                                                  

- Прочитаем, что сообщает об этом автор учебника, страница 84.                                                                          

- Что вы узнали о вращении Луны?                                                                                 - Что ещё вы узнали?                                                                                                     -  Сделаем выводы /слайд 11/.                                                                                                - Полученные знания нам помогут выполнить задания учебника.

Физкультминутка

7. Выполнение задания в учебнике на странице  85:

- Рассмотрите, как школьник изобразил свои наблюдения за Луной в течение месяца. Подумайте,  какого рисунка здесь ещё   не хватает?

8. Взаимное расположение Солнца, Земли, Луны:

- Обсудите в группах (две соседних парты), на какой схеме правильно изображено движение Земли, Луны. ( Страница 85.)

- Продемонстрируйте, как движутся Земля и Луна:  

Ученикам выдаются головные уборы с изображением Солнца, Земли, Луны. Они демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик - Солнце вращается вокруг себя. Ученица – Земля – вокруг себя и очень медленно вокруг  Солнца. Ученица – Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.

V. Подведение итогов урока: /слайд 11/

- О чём мы говорили на уроке?

-Что вам хочется узнать о Луне?

VI. Домашнее задание:

- На следующем уроке мы продолжим разговор о ночной красавице. Повторите по учебнику сведения, полученные на уроке. Постарайтесь  найти дополнительный материал о Луне в энциклопедиях. Узнайте, удалось ли человеку побывать на Луне.

Литература:

1. С.Ю.Афонькин  /Школьный путеводитель «Космос» - Спб,2003.

2. Энциклопедия для  любознательных  «Отчего и почему?» - Москва: Махаон , 2004 - 2008.

4. О.Т.Поглазова  /Методические рекомендации к учебнику – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

Расстояние от Земли до Луны примерно     400 тысяч км.

Человек – 40 лет.

Автомобиль – полгода.

Ракета - трое суток полёта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...