Урок окружающего мира 3 класс "Маленькие рыцари"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пасяева Клара Хакимовна
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»
УМК «Школа 2100»
Стаж работы по данной системе 12 лет
Проект (конспект урока)
Предмет – окружающий мир
Класс -3-й
Тип урока «Открытие» нового знания
Особенности данного урока:
Данный урок проводится во I полугодии 3 класса.
Уч-ся к данному моменту познакомились с отличиями растений и животных, особенностями строения простейших и многоклеточных животных.
Знакомство с понятием «членистоногие».
Тема урока «Маленькие рыцари».
Цели урока: помочь детям самим «открыть» знание, познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся.
Планируемые достижения: дети должны усвоить, что ракообразные хорошо приспособились к жизни в воде, а насекомые и пауки благодаря мелким размерам и чертам своего строения прекрасно приспособлены к условиям суши и поэтому стали самой разнообразной группой животных.
Оборудование: учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир «Обитатели Земли», 3-й класс: Учебник в 2-х частях, часть-1. – М.: Баласс, 2010; коллекция насекомых, иллюстрации членистоногих, насекомые с покровительственной и предупреждающей окраской; фильмы из Интернета: «Мой рак снимает панцирь», «Метаморфозы бабочки», «Членистоногие», «Паук на охоте».
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Многоклеточные животные.
- С какими животными мы познакомились на прошлом уроке? -Кишечнополостными, плоскими, круглыми, кольчатыми червями, моллюсками.
- Актуализация знаний.
- Для чего нужен скелет? - Для опоры, к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников.
III. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы познакомитесь с особенностями раков, пауков и насекомых, их образом жизни.
Как вы думаете, почему авторы назвали эту тему «Маленькие рыцари»? (Дети высказывают предположения).
IV.Совместное открытие знаний.
Объяснение нового материала.
- Ответить на этот вопрос вам поможет текст учебника.
1. Работа по тексту учебника.
(После чтения 1-го абзаца)
- Как называют раков, пауков, насекомых? - Членистоногими.
- Почему авторы называют их «маленькими рыцарями»? - У них наружный скелет, который состоит из отдельных твердых члеников, как латы у рыцаря.
2. Работа в тетради.
Попробуйте на примере обычных вещей разобраться, что такое «наружный» и «внутренний» скелет.
- Что заменяет «скелет» у телевизора? - Корпус.
- Какой это тип «скелета», внутренний или наружный? – Наружный.
Ручка – корпус наружный.
Ершик – металлическая основа – корпус внутренний.
Книга – переплет – корпус наружный.
3. Работа по тексту учебника.
- Что представляет собой наружный скелет? Прочитайте 2-й абзац. Из чего состоит наружный скелет? Какой он? – Он легкий и прочный, состоит из неживого вещества.
- Скелет растет вместе с хозяином? – Нет, поэтому, подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и отращивать более просторный.
- Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают свой панцирь и отращивают наружный скелет? – Животным проходится прятаться, потому что они становятся беззащитными.
Познакомьтесь с одной из групп членистоногих – ракообразными. (Просмотр фильма «Мой рак сбрасывает панцирь»).
- Где живут ракообразные? – В воде.
- Где живут крабы, креветки, криль? – В морях.
- Кто живет в пресных водоемах? – Речной рак, множество мелких рачков: дафнии, циклопы и др.
- Сколько у ракообразных у ракообразных членистых ног? – 10 ног. Передняя пара превратилась в клешни.
- Зачем им нужны клешни? – Для захвата пищи.
- Почему ракообразные не могут дышать через кожу? – Им мешает наружный скелет.
- Как же они дышат? – Они имеют специальный орган дыхания – жабры.
- Что такое жабры? – Это тонкие нежные пластинки под панцирем, они пронизаны кровеносными сосудами. Они омываются водой, кислород из воды легко проникает в кровь.
- Почему рак в фильме, который мы с вами посмотрели, сбрасывал свой панцирь? – Скелет не растет вместе с хозяином, рак вынужден сбрасывать свой панцирь и в этот момент быстро расти.
- К членистоногим относятся еще пауки и насекомые. Где они живут? – На суше.
- На что у них похож наружный скелет? - На скафандр.
- Как они дышат? – Через трахеи.
- На что они похожи? – На разветвленные трубочки, отходящие от мелких отверстий на брюшке внутри тела.
4. Чтение диалога героев.
- Наружный скелет достаточно тяжел. Только мелкие животные могут быстро передвигаться на суше в таких «доспехах».
- Познакомьтесь подробнее с пауками. Просмотр фильма «Паук на охоте».
- Сколько ног у паука? – 8 ног.
- В чем состоит особенность пауков? – Пауки из паутины строят свой дом, ловят добычу и даже могут летать на ней.
- Есть ли у пауков крылья? – Нет.
- Чем питаются пауки? – Пауки – хищники, ловят свою добычу, вспрыскивают в нее ядовитые вещества. Внутренности жертвы растворяются, тогда паук всасывает содержимое.
- Опасны ли пауки для человека? – На таблице видно, что большинство пауков не страшны человеку, но есть и опасные, ядовитые, такие как каракурт, тарантул.
5. Проблемный вопрос.
Следующая группа членистоногих – насекомые. Это самая разнообразная группа животных. Почему? (Выполнение задания в учебнике):
Каких способов существует больше – спрятать ключ или книгу? – Ключ. Он меньше.
- Какой вывод сделаете? – Чем меньше организм, тем больше разнообразных условий для своей жизни он найдет, тем лучше к ним приспособится.
Какова первая причина многообразия насекомых? – Их маленький размер.
6. Работа с таблицей.
- Насекомые – самая совершенная группа мелких наземных животных. Все насекомые имеют 6 ног, а очень многие крылья. Вспомните, какая группа растений самая многочисленная? – Цветковые растения.
- Почему я вспомнила о цветковых растениях? – Потому что насекомые – опылители.
- Это еще одна причина многообразия насекомых.
7. Работа по тексту.
- Есть еще одна причина. О ней вы узнаете из текста учебника.
- Назовите третью причину многообразия насекомых. – Образ питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.
- Приведите примеры. Вам поможет нижний рисунок. – Кузнечик питается листьями. Комар сосет кровь. Бабочки, пчелы, шмели питаются пыльцой.
- Разнообразие типов питания позволяет на одном дереве обитать множеству насекомых, которые не мешают друг другу. Вы выделили три причины многообразия насекомых, но есть еще одна – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать. Такие насекомые, как осы, пчелы, божьи коровки и другие как бы предупреждают своей окраской:»Опасно! Ядовито!».
На что похожи животные на рисунках? – Палочник на ветку. Бабочка-каллима – на цветок. Бабочка-пяденница – на кору дерева.
8. Просмотр фильма «Метаморфозы бабочки» с комментированием учителя.
Летом насекомые размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. У одних насекомых – это копия родителей, только маленькая и бескрылая (у тараканов, кузнечиков и др.).
Посмотрите на сложный путь превращений бабочки. сначала из яиц появляются личинки, но они не похожи на родителей. обязанность личинок – есть и расти; личинка вырастает и становится неподвижной куколкой. В ней происходит чудо: личинка превращается во взрослое насекомое.
V.Первичное закрепление.
Обучение способам самостоятельного применения знаний. Работа в тетрадях.
- Запишите названия, изображенных животных.
- О чем хотят сказать насекомые? – Мы опасны.
VI. Итог урока.
Просмотр фильма «Членистоногие».
- Какие животные относятся к членистоногим? – Ракообразные, пауки, насекомые.
- К какой среде обитания приспособилась каждая группа? – Ракообразные живут в воде, а пауки и насекомые – на суше.
- Почему на Земле так много насекомых? – Причин несколько: они маленькие, у них разный тип питания, они необходимы цветковым растениям как опылители, им нужна защита от врагов, поэтому у них разный вид и окраска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе "Средневековье. Время рыцарей и замков"
Урок формирует представление о Средневековье, знакомит с основными религиями, развивает кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, способность наблюдать, строить предположения, умение ...
Урок окружающего мира, 3 класс по теме:Маленькие рыцари Программа "Школа 2100"
Урок проводился с применением слайд-шоу, групповая форма работы....
Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс
Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.
Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....
Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"
Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".
Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...
Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"
Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...