Урок окружающего мира 3 класс "Маленькие рыцари"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Членистоногие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur._okr.mir_.3_kl_chlenistonogie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Пасяева Клара Хакимовна

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»

УМК «Школа 2100»

Стаж работы по данной системе 12 лет

Проект (конспект урока)        

Предмет – окружающий мир

Класс -3-й

Тип урока «Открытие» нового знания

Особенности данного урока:

Данный урок проводится во I полугодии 3 класса.

 Уч-ся к данному моменту познакомились с отличиями растений и животных, особенностями строения простейших  и многоклеточных животных.

Знакомство с понятием «членистоногие».

Тема урока «Маленькие рыцари».

Цели урока: помочь детям самим «открыть» знание, познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся.

Планируемые достижения: дети должны усвоить, что ракообразные хорошо приспособились к жизни в воде, а насекомые и пауки благодаря мелким размерам и чертам своего строения прекрасно приспособлены к условиям суши и поэтому стали самой разнообразной группой животных.

Оборудование: учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир «Обитатели Земли», 3-й класс: Учебник в 2-х частях, часть-1. – М.: Баласс, 2010; коллекция насекомых, иллюстрации членистоногих, насекомые с покровительственной и предупреждающей окраской; фильмы из Интернета: «Мой рак снимает панцирь», «Метаморфозы бабочки», «Членистоногие», «Паук на охоте».

        Ход урока:        

  1. Самоопределение к деятельности.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Многоклеточные животные.

- С какими животными мы познакомились на прошлом уроке? -Кишечнополостными, плоскими, круглыми, кольчатыми червями, моллюсками.

  1. Актуализация знаний.

- Для чего нужен скелет? - Для опоры, к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников.

III. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы познакомитесь с особенностями раков, пауков и насекомых, их образом жизни.

Как вы думаете, почему авторы назвали эту тему «Маленькие рыцари»? (Дети высказывают предположения).

         IV.Совместное открытие знаний.

Объяснение нового материала.

- Ответить на этот вопрос вам поможет текст учебника.        

1. Работа по тексту учебника.

(После чтения 1-го абзаца)

- Как называют раков, пауков, насекомых? - Членистоногими.

- Почему авторы называют их «маленькими рыцарями»? - У них наружный скелет, который состоит из отдельных твердых члеников, как латы у рыцаря.

   2. Работа в тетради.

Попробуйте на примере обычных вещей разобраться, что такое «наружный» и «внутренний» скелет.

- Что заменяет «скелет» у телевизора?  - Корпус.

- Какой это тип «скелета», внутренний или наружный? – Наружный.

Ручка – корпус наружный.

Ершик – металлическая основа – корпус внутренний.

Книга – переплет – корпус наружный.

3. Работа по тексту учебника.

- Что представляет собой наружный скелет? Прочитайте 2-й абзац. Из чего состоит наружный скелет? Какой он? – Он легкий и прочный, состоит из неживого вещества.

- Скелет растет вместе с хозяином? – Нет, поэтому, подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и отращивать более просторный.

- Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают свой панцирь и отращивают наружный скелет? – Животным проходится прятаться, потому что они становятся беззащитными.

Познакомьтесь с одной из групп членистоногих – ракообразными. (Просмотр фильма «Мой рак сбрасывает панцирь»).

- Где живут ракообразные? – В воде.

- Где живут крабы, креветки, криль? – В морях.

- Кто живет в пресных водоемах? – Речной рак, множество мелких рачков: дафнии, циклопы и др.

- Сколько у ракообразных у ракообразных членистых ног?  – 10 ног. Передняя пара превратилась в клешни. 

- Зачем им нужны клешни? – Для захвата пищи. 

- Почему ракообразные не могут дышать через кожу? – Им мешает наружный скелет.

- Как же они дышат? – Они имеют специальный орган дыхания – жабры.

- Что такое жабры? – Это тонкие нежные пластинки под панцирем, они пронизаны кровеносными сосудами. Они омываются водой, кислород из воды легко проникает в кровь.

- Почему рак в фильме, который мы с вами посмотрели, сбрасывал свой панцирь? – Скелет не растет вместе с хозяином, рак вынужден сбрасывать свой панцирь и в этот момент быстро расти.

- К членистоногим относятся еще пауки и насекомые. Где они живут? – На суше.

- На что у них похож наружный скелет? -  На скафандр.

- Как они дышат? – Через трахеи.

- На что они похожи? – На разветвленные трубочки,  отходящие от мелких отверстий на брюшке внутри тела.  

4. Чтение диалога героев.

- Наружный скелет достаточно тяжел. Только мелкие животные могут быстро передвигаться на суше в таких «доспехах».

- Познакомьтесь подробнее с пауками. Просмотр фильма «Паук на охоте».

- Сколько ног у паука? – 8 ног.

- В чем состоит особенность пауков? – Пауки из паутины строят свой дом, ловят добычу и даже могут летать на ней.

- Есть ли у пауков крылья? – Нет.

- Чем питаются пауки? – Пауки – хищники, ловят свою добычу, вспрыскивают в нее ядовитые вещества. Внутренности жертвы растворяются, тогда паук всасывает содержимое.

- Опасны ли пауки для человека? – На таблице видно, что большинство пауков не страшны человеку, но есть и опасные, ядовитые, такие как каракурт, тарантул.

5. Проблемный вопрос.

Следующая группа членистоногих – насекомые. Это самая разнообразная группа животных. Почему?  (Выполнение задания в учебнике):

Каких способов существует больше – спрятать ключ или книгу? – Ключ. Он меньше.

- Какой вывод сделаете? – Чем меньше организм, тем больше разнообразных условий для своей жизни он найдет, тем лучше к ним приспособится.

Какова первая причина многообразия насекомых? – Их маленький размер.

6. Работа с таблицей.

- Насекомые – самая совершенная группа мелких наземных животных. Все насекомые имеют 6 ног, а очень многие крылья. Вспомните, какая группа растений самая многочисленная? – Цветковые растения.

- Почему я вспомнила о цветковых растениях? – Потому что насекомые – опылители.

- Это еще одна причина многообразия насекомых.

7. Работа по тексту.

- Есть еще одна причина. О ней вы узнаете из текста учебника.

- Назовите третью причину многообразия насекомых. – Образ питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.

- Приведите примеры. Вам поможет нижний рисунок. – Кузнечик питается листьями. Комар сосет кровь. Бабочки, пчелы, шмели питаются пыльцой.

- Разнообразие типов питания позволяет на одном дереве обитать множеству насекомых, которые не мешают друг другу. Вы выделили три причины многообразия насекомых, но есть еще одна – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать. Такие насекомые, как осы, пчелы, божьи коровки и другие как бы предупреждают своей окраской:»Опасно! Ядовито!».

На что похожи животные на рисунках? – Палочник на ветку. Бабочка-каллима – на цветок. Бабочка-пяденница – на кору дерева.

8. Просмотр фильма «Метаморфозы бабочки» с комментированием учителя.

Летом насекомые размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. У одних насекомых – это копия родителей, только маленькая и бескрылая (у тараканов, кузнечиков и др.).

Посмотрите на сложный путь превращений бабочки. сначала из яиц появляются личинки, но они не похожи на родителей. обязанность личинок – есть и расти; личинка вырастает и становится неподвижной куколкой. В ней происходит чудо: личинка превращается во взрослое насекомое.

V.Первичное закрепление. 

Обучение способам самостоятельного применения знаний. Работа в тетрадях.

- Запишите названия, изображенных животных.

- О чем хотят сказать насекомые? – Мы опасны.

VI. Итог урока.

Просмотр фильма «Членистоногие».

- Какие животные относятся к членистоногим? – Ракообразные, пауки, насекомые.

- К какой среде обитания приспособилась каждая группа? – Ракообразные живут в воде, а пауки и насекомые – на суше.

- Почему на Земле так много насекомых? – Причин несколько: они маленькие, у них разный тип питания, они необходимы цветковым растениям как опылители, им нужна защита от врагов, поэтому у них разный вид и окраска.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе "Средневековье. Время рыцарей и замков"

Урок формирует представление о Средневековье, знакомит с основными религиями, развивает кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, способность наблюдать, строить предположения, умение ...

Урок окружающего мира, 3 класс по теме:Маленькие рыцари Программа "Школа 2100"

Урок проводился с применением слайд-шоу, групповая форма работы....

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...

Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"

Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...