Проектная деятельность в начальной школе.
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_no2.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проектная деятельность в начальной школе.

    Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.

Проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с первых дней их школьной жизни. Особенностью многих детей в классе является огромное желание работать индивидуально, когда ребенок не взаимодействует с одноклассниками. Речевое развитие у таких детей значительно отстает, недостаточен для успешного обучения активный словарь. Большинство родителей отстраняются от школьной жизни своих детей, поэтому была необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной напредметной деятельности каждого ребенка. Участие в проектной деятельности по выбранной нами теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.

Что привлекло в использовании проектной деятельности?

Использование проектной деятельности в начальной школе способствуют формированию у учащихся основных образовательных компетенций:

-исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

  -рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

  Методическая разработка урока-проекта по окружающему миру

  в 4 классе

  по теме «Путешествие по природным зонам России»

Проблема: Что мы знаем о природных зонах России? Как можно ознакомить с этим других?

Цель: формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

- развитие у детей творческих способностей;

- повышение мотивации к обучению;

- повышение самооценки учащихся;

- приобщение родителей к совместной деятельности

Задачи:

1. Расширить кругозор детей о природе России.

2. Развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.

3. Развивать у детей способность к созданию определенного продукта, уметь презентовать свой творческий труд.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Воспитывать уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, патриотизма, гуманного отношения к окружающим.

Форма работы – метод учебных проектов.

Время работы над проектом: 2 недели.

Режим работы: использование учебных часов (уроков окружающего мира, уроков ИЗО, технологии, музыки), дополнительных занятий по окружающему миру.

Дополнительно привлекаемые участники: учитель музыки, школьный библиотекарь, родители.

  План работы над проектом.

Этап 1. Подготовка.

Предварительная подготовка учителя:

• Выбор темы и формирование задач проекта;

• Продумать ключевые понятия темы;

• Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;

• Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;

• Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

• Консультации для родителей.

Этап 2. Проектирование.

• Сообщается тема проекта «Путешествие по природным зонам России».

• Предлагается создать проект книги для детей. Какую бы вы хотели создать, чтобы была интересной для ребенка (оформление, содержание).

• Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения.

• Класс знакомится с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

 1) тема совместного проекта определялась за 2 недели до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала;

2) учитель создает необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на группы, помогает формулировать тему работы для каждой группы, готовит список энциклопедической литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала и музыкального сопровождения;

3) ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы;

4) учитель проводит консультации в группах и контролирует их работу;

5) ученики выступают в роли создателей проекта и защищают его после выполнения;

  Ход урока.  

Этап 3. Практический.  

Дети рассаживаются за 4 стола по группам.  

В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.  

Группа 1 – защитники зоны Арктики и зоны Тундры.

Группа 2 – защитники зоны Степей и зоны пустынь.

Группа 3 – защитники Лесной зоны.

Группа 4 – защитники зоны Черноморского побережья.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы вместе, каждый в своей группе, будете работать и презентовать одну из страниц нашего общего проекта.

Учитель: Мы несколько уроков знакомились с природными зонами нашей страны, узнали много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны. Мы изучали мир живой природы, себя в ней, устанавливали связи между объектами окружающего мира. Учились наблюдать, видеть в простом удивительное. Учились делать работу интересной увлекательной, что сухие слова могут превращаться в необычный рассказ. Многое узнали из нашего учебника, но мы не остановились на достигнутом, а решили еще больше узнать о нашей стране, поэтому и решили создать свое представление о природных зонах, участвуя в творческом проекте.

На столах каждой группы лежат необходимые для работы предметы, схемы, рисунки, рефераты, энциклопедии, собранный материал по зонам России.

Помните, что конечный результат зависит от деятельности каждого члена группы, а самое главное – качество работы.

Итогом работы должно быть создание книги для детей и выставки для учащихся начальной школы.

 Тема нашего проекта звучит так: «Путешествие по природным зонам России».

Эти слова М.Пришвина будут нашим девизом.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину». М. Пришвин.

 Для направления деятельности учеников разработаны памятки начинающего исследователя.

• Выбери тему исследования.

• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

• Сделай выводы.

• Оформи результаты своей работы.

• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

 Определив задачи, учащиеся обсуждают ход работы, этапы её выполнения. Варианты проекта сопровождаются рисунками, краткими описаниями, схемами, ребусами. Каждая группа обсуждает информацию по теме, выбирает базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Группы работают по принципу: «Что необходимо для получения результата? Как это лучше всего сделать?»

Этап 4. Защита проекта. Презентация.

Выступление 1 группы.

 В группе распределены роли. Дети представляют рисунки, иллюстрации с пейзажами зон, растения, животных, показ видов города Норильска.

Арктика. Тундра.

Звучит музыкальная заставка. Дети изображают, что плывут на корабле. Между собой ведут диалог о географическом расположении зон Крайнего Севера, о климате, о суровых погодных условиях.

1 ученик. До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднеется стадо оленей да снег скрипит под полозьями нарт. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем наш учебный год в школе, а лето короткое и прохладное. Говорят, что год тундры делится на 2 части: снежную и мокрую. Здесь вечная мерзлота, поэтому в тундре много болот и озер.

2 ученик. Давайте спросим у ребят, что растёт в тундре? Пусть они помогут нам.

3 ученик. А я знаю, что в июле тундра густо усыпана незабудками, полярными маками, желтыми одуванчиками. Вот мох, ива, берёза, только она карликовая. Тонкие их стволики совсем изогнулись, прижались к земле, словно ищут защиты от ветра и стужи. Летом здесь полно ягод: голубики, брусники, морошки, есть даже грибы.

4 ученик. Смотрите, ребята, там животное, которое бьёт копытом землю, что-то ищет. Да это же северный олень. Рассказ о северном олене.

5 ученик. Рассказ о городе Норильске.

Группа представляет созданную Красную книгу по зоне, реферат, говорят об экологических проблемах зоны Арктики и Тундры.

- Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.

Выступление 2 группы.

Степь. Пустыня.

1. Члены группы распределили роли.

В группе есть:

- главный направляющий;

- ботаник;

- зоолог;

- эколог;

Группа проводит анализ имеющейся информации, обсуждает варианты оформления конечного результата, систематизируют материал, подводят итог работы, оформляют результаты.

Группа представляет свою зону:

  На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

  Неоглядный простор!

2. Заслушиваем рассказ Ботаника о необычном растении – перекати – поле и верблюжьей колючке.

3. Рассказ Зоолога о журавле-красавке, о священном жуке – скарабее.

4. Эколог представляет Красную книгу зоны Степей и Пустынь.

Экологическая проблема.

Проводится анализ проделанной работы.

Выступлений 3 группы.

Лесная зона. Члены группы подготовили стихи.

Представление группы начинается с чтения стихотворения.

1. Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

2. А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

3. Нагнусь к нему напиться –

И видно всё со дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

4. Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

  Душистая малина

На кустиках густых.

5. Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенек.

6. Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

7. Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит!

• Группа приготовила конкурс знатоков леса.

1 конкурс: Блиц - турнир «Я знаю лес!»

- Какой лес называют тайгой?

- Назови дерево по описанию: высокое, стройное с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине, хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

- Какое животное умеет не только прыгать, но и летать? (Белка-летяга)

- Узнай по описанию животное: Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается,

Имеет пятнистый окрас, бакенбарды и кисточки на ушах. (Рысь)

2-конкурс. Разгадывание кроссворда

. Каждой группе дается на парту.

-Чья группа справится быстрее.

Кроссворд.

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. Береза.

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. Липа.

3. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит. Осина.

4. Летом с него снег –

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? Тополь.

5. Зимой и летом одним цветом. Ель.

6. У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту. Сосна.

7. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки, Но отличие от елки

Опадают те иголки. Лиственница.

8. В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? Рябина.

9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. Колокольчик.

10. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек. Земляника.

11. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я… подосиновик.

12. Беленькие горошки на зеленой ножке. Ландыш.

1. Рассказ Ботаника о природе Горной Шории.

2. Рассказ Эколога об охране лесов.

 Показ составленных схем по защите окружающей среды.

Группа презентует составленную книгу «Лес – наше богатство».

- Анализ работы группы, пожелания.

Выступление 4 группы.

Презентация зоны Черноморского побережья Кавказа.

1. Презентация происходит в виде передачи «В мире животных»

Здравствуйте, дорогие друзья мои, уважаемые гости!

В эфире передача «В мире животных» и я с вами вновь, ведущий Дроздов Николай Николаевич.

К нам на передачу пришли замечательные ученые: ботаник Алексей Безгин, зоолог Анастасия Житарева, эколог Владислав Греченюк.

Что же мы увидим в нашей передаче?

Ведущий с помощью карты рассказывает секреты удивительного климата в зоне Черноморского побережья Кавказа – субтропической зоны.

Ботаник рассказывает об удивительных теплолюбивых растениях: о дубе, каштане, буке, грецком орехе, о фруктовых деревьях – персике, абрикосе, инжире., о виноградниках.

Рассказ Зоолога сопровождается показом иллюстраций животного мира Черноморского побережья Кавказа: косуля, кабаны, барсы, шакалы, удивительной красоты бабочки, морские обитатели- дельфины.

Эколог об экологических проблемах, о Сочинском национальном парке.

2.Группа устроила показ рисунков по своей теме.

3. Анализ о работе группы, пожелания.

Этап 5. Результаты. Результат работы групп - создание Красных книг по зонам, книги для детей, рефератов по теме, галерея детских рисунков. Возможность использованного накопленного материала на уроках и во внеурочной деятельности.

Этап 6.

Оценка Результатов.

Участники делятся мнениями, отвечают на вопросы:

-Соответствует ли выполнение проекта задуманному плану?

-Разнообразны ли были идеи?

-Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- Что не получилось?

 - Работу какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?

- Кто был наиболее активен?

- Чья работа наиболее понравилась? Почему?

- Как и над чем надо ещё поработать?

Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета о проделанной работе.

Заключение.

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка.

Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в различных ролях. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Итак, к важным факторам проектной деятельности мы относим:

- рост познавательной, творческой активности учащихся;

- раскрытие их творческого потенциала;

- формирование самостоятельности и ответственности;

- повышение мотивации к обучению;

- активное вовлечение родителей;

- расширение кругозора учащихся;

- создание условий для отношений сотрудничества.

Были и отрицательные моменты, например, переоценка некоторыми учащимися собственных сил, не все дети сумели довести дело до конца.

  Литература

1. Янцен Е.В. Метод проектов в начальной школе. Использование методических проектов в практике работы учителя начальных классов

// Предметно-содержательный журнал Современный урок. – 2009, №5.

2. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика.

/ Под ред. Е.С.Полат. – Москва, 2000.

3. Метод проектов. Организация исследовательской деятельности младших школьников./ Газета Начальная школа. – 2006, №10.

4. Н.Г.Шаповалова. Метод проектов: практика и применение./Журнал Начальная школа. – 2007, № 9.

5. Исследовательская и проектная деятельность школьников/ Начальная школа. – 2007, №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....