конспект урока по окружающеми миру
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Цели:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы
- актуализировать личностный смысл учащихся к данной теме;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте
Задачи:
- посредствам разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формировать у детей представление о необходимости соблюдения гражданского долга;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
- помочь детям осознать его значимость в развитии и процветании России;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по окружающему миру | 57.5 КБ |
urok.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема «Я - гражданин»
Подготовила
Хороших Виктория Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ-СОШ №16
Белгород, 2008
Тема: « Я - гражданин»
Класс: 1 «А»
Цели:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы
- актуализировать личностный смысл учащихся к данной теме;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте
Задачи:
- посредствам разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формировать у детей представление о необходимости соблюдения гражданского долга;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
- помочь детям осознать его значимость в развитии и процветании России;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину
Оборудование: учебник, контурные карты, «человечки», символика РФ, свидетельство о рождении, презентация к уроку,
Ход урока
1. Орг. момент.
Тихо, тихо на снежок
Снежиночка садиться.
Пусть сейчас вот также тихо
Сядет ученица!
С неба упал снежок
И тихонечко лежит.
Пусть сейчас вот так же тихо
Сядет ученик!
2.Настрой на мыслительную деятельность
Учебник на столе у вас (Да)
А ручки и тетради (Да)
Тогда урок начинаем сейчас (Да)
Раз все у вас в порядке
Будьте внимательны, послушны, наблюдательны!
Чтоб мир окружающий познать,
Нужно серьезно все изучать
3. Постановка цели урока, сообщение темы.
- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, но очень важный для каждого из вас. Прочитайте тему урока.(ответы детей)
Учитель читает поговорку
- Родная земля – тарелка, что положишь то и возьмешь.
Сегодня мы должны понять свою значимость в развитии своей страны, что значит быть гражданином своей страны.
4. Постановка проблемного вопроса
- На прошлых занятиях вы рассказывали, в каких прекрасных местах провели каникулы, что видели, что узнали. Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой, Как часто мы слышим громкое, звучное слово -Родина. А что связано с этим понятием , как понимаете значение этого слова?
( каждый заканчивает фразу одним словом: « Родина – это…)
Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово РОДИНА.
( учитель просит на заготовленных «человечках» написать что значит для них РОДИНА)
5. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? ( Россия)
- Какой главный город нашей страны?(Москва)
- Правильно, Москва – столица нашей страны.
( Учитель обозначает флажком на карте город – Москва)
- А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом обозначающие одно и то же. Можно сказать Россия – страна и государство.
- Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертание нашего государства. У каждого государства свои границы.
(Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным).
- Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих контурных картах границы страны и подпишите сверху название нашей страны.
(Дети на контурных картах рисуют границы и подписывают.)
- На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн , флаг. (Учитель демонстрирует символику Российской Федерации)
6. Работа над новым материалом.
Игра
Я предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, которые являются близкими по значению к слову Родина.
род, родство- семейная группа, государство заинтересована, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы, вы - будущее России.
- Без кого не может существовать государство? (Без людей)
- Давайте сейчас заселим нашу страну людьми.
( Дети берут «человечков» и наклеивают на карту, которая висит на доске). Теперь это непросто люди - -народ – это граждане своего государства, то есть как мы их можем назвать? РОССИЯНЕ
- Вы, ребята, говорили, что Родина – это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором живем. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
7.Физминутка (дети ложатся на парты и закрывают глаза)
А теперь представьте (включается музыка), знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, береза распустившая свои листочки под окном школы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Вот шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Мы любим свою землю, потому что не можем без запаха родных цветов, без красоты природы! Это Родина моя!
- Посмотрите, ребята, что у меня в руках.(учитель показывает свидетельство о рождении)
- Что в нем записано, кто знает?
- Да, это важный документ говорит не только о факте своего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
- Да, имеет. Человек когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может , но в это время его права отстаивают его родители. А теперь подумайте , ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?
( Право учиться)
- Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции. Конституция – это Основной Закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Для того, чтобы все люди в нашей стране соблюдали Конституцию, один раз в 4 года граждане России избирают руководителя страны.
- Кто настоящее время президент нашей страны?
- Скоро в нашей стране произойдут выборы нового президента. В выборах участвуют все граждане РФ, которые достигли 18 лет – это их право!
- Ребята, а какими качествами должен обладать президент?
Ученик: Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья!
- Работа по учебнику «Окружающий мир» с.78
А) Дети читают текст учебника
Б) дается задание (инд. Работа)
- сочинить стих, даются слова: __________ Земля
___________ страна
___________ народ
___________ патриот (1 ученик)
___________ мир
___________ гражданин(2 ученик)
- напечатана слова: смелость, патриотизм, трусость, любовь к Родине, бережливость, жадность - ученик выбирает только те, которые характеризуют добропорядочного гражданина (3 ученик)
- Ребята, скажите, а человек имеет только права?
( Нет, есть и обязанности.)
- А какая ваша обязанность?
( Соблюдать законы.)
- Ребята, как вы думаете , зачем нужны законы?
( Что бы был порядок. Не будет закона , будет много преступлений ) .
- А в какой стране вам бы хотелось жить?
Ученица: В какой бы я хотела жить в стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда!
- Правильно. Без закона, не будет порядка, без закона каждый будет творить , что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
- Работа по учебнику с. 79
- Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.
- Вот когда вы окончите школу , какое у вас будет право.
(Право выбрать профессию. Право продолжить обучение).
- Профессия должна быть не противозаконной,
( На столах лежат картинки с представителями разных профессий )
- Карандашом соедини предмет с его владельцем.
А теперь попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какой сказочный герой воспользовался своими правами?
1. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение на нетрадиционном аппарате?
Ответ: Лягушка – путешественница, Старик Хотабыч, Элли из Изумрудного города и так далее.
3. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйства и вырастил гигантский урожай?
4. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение?
Ответ: Буратино
- Молодцы, я вижу, вы неплохо разбираетесь в правах.
- А каждый гражданин имеет права и обязанности, прописанные в Конституции или нет?
( Каждый )
- Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые!
8.Закрепление. Групповая работа.
- А теперь маленькие задания.
( Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждают, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.
1 группа – Карабас – Барабас
Ответ: Карабас – Барабас нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве?
2 гуппа – Лиса
Ответ: нарушение прав зайчика на неприкосновенность жилища
3 группа – кот Базилио и лиса Алиса
Ответ: лишили Буратино прав на имущество
4 группа – Кощей Бессмертный
Ответ: нарушила право на свободу
5 группа – Баба Яга
Ответ: покушение на жизнь человека и причинение вреда ему
6 группа – Снежная Королева
Ответ: нарушила право на свободу
- Настало время рассказать про наших героев.
( Ребята по очереди дают ответы)- учитель поправляет
На доске вывешены опорные слова для ответов:
- Мы думаем, что…
- Мы считаем, что..
- Мы хотим доказать, что…
9. Подведение итогов урока
Проверка заданий
1..- Какими качествами должен обладать гражданин?
- Вот молодцы! Что нового вы узнали сегодня на уроке
(о своих правах и обязанностях)
- А ваша какая главная обязанность?
( Хорошо учиться)
- А право?
( Бесплатно учиться)
2. акростих (чтение уч-ся акростихов)
3.- Ребята, посмотрите на доску (на доске выстроена цепочка из слов: человек - государство – конституция ( права и обязанности)-гражданин.
- Ребята, так кто такой гражданин?
( Гражданин – это человек проживающий в любом государстве и исполняющий права и обязанности )
- Молодцы, вижу вы усвоили сегодняшний материал.
10 Рефлексия.
(на доске записаны слова: 1. Мне все удалось - красный
2. Мне все понравилось, но не все понятно - зелёный
3. Мне все интересно, но не все понятно - жёлтый
Дети поднимают флажки: 1- красный
2- зеленый
3. желтый
11 Конец урока.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема «Я - гражданин»
Подготовила
Хороших Виктория Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ-СОШ №16
Белгород, 2008
Тема: « Я - гражданин»
Класс: 1 «А»
Цели:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы
- актуализировать личностный смысл учащихся к данной теме;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте
Задачи:
- посредствам разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формировать у детей представление о необходимости соблюдения гражданского долга;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
- помочь детям осознать его значимость в развитии и процветании России;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину
Оборудование: учебник, контурные карты, «человечки», символика РФ, свидетельство о рождении, презентация к уроку,
Ход урока
1. Орг. момент.
Тихо, тихо на снежок
Снежиночка садиться.
Пусть сейчас вот также тихо
Сядет ученица!
С неба упал снежок
И тихонечко лежит.
Пусть сейчас вот так же тихо
Сядет ученик!
2.Настрой на мыслительную деятельность
Учебник на столе у вас (Да)
А ручки и тетради (Да)
Тогда урок начинаем сейчас (Да)
Раз все у вас в порядке
Будьте внимательны, послушны, наблюдательны!
Чтоб мир окружающий познать,
Нужно серьезно все изучать
3. Постановка цели урока, сообщение темы.
- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, но очень важный для каждого из вас. Прочитайте тему урока.(ответы детей)
Учитель читает поговорку
- Родная земля – тарелка, что положишь то и возьмешь.
Сегодня мы должны понять свою значимость в развитии своей страны, что значит быть гражданином своей страны.
4. Постановка проблемного вопроса
- На прошлых занятиях вы рассказывали, в каких прекрасных местах провели каникулы, что видели, что узнали. Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой, Как часто мы слышим громкое, звучное слово -Родина. А что связано с этим понятием , как понимаете значение этого слова?
( каждый заканчивает фразу одним словом: « Родина – это…)
Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово РОДИНА.
( учитель просит на заготовленных «человечках» написать что значит для них РОДИНА)
5. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? ( Россия)
- Какой главный город нашей страны?(Москва)
- Правильно, Москва – столица нашей страны.
( Учитель обозначает флажком на карте город – Москва)
- А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом обозначающие одно и то же. Можно сказать Россия – страна и государство.
- Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертание нашего государства. У каждого государства свои границы.
(Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным).
- Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих контурных картах границы страны и подпишите сверху название нашей страны.
(Дети на контурных картах рисуют границы и подписывают.)
- На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн , флаг. (Учитель демонстрирует символику Российской Федерации)
6. Работа над новым материалом.
Игра
Я предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, которые являются близкими по значению к слову Родина.
род, родство- семейная группа, государство заинтересована, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы, вы - будущее России.
- Без кого не может существовать государство? (Без людей)
- Давайте сейчас заселим нашу страну людьми.
( Дети берут «человечков» и наклеивают на карту, которая висит на доске). Теперь это непросто люди - -народ – это граждане своего государства, то есть как мы их можем назвать? РОССИЯНЕ
- Вы, ребята, говорили, что Родина – это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором живем. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
7.Физминутка (дети ложатся на парты и закрывают глаза)
А теперь представьте (включается музыка), знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, береза распустившая свои листочки под окном школы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Вот шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Мы любим свою землю, потому что не можем без запаха родных цветов, без красоты природы! Это Родина моя!
- Посмотрите, ребята, что у меня в руках.(учитель показывает свидетельство о рождении)
- Что в нем записано, кто знает?
- Да, это важный документ говорит не только о факте своего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
- Да, имеет. Человек когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может , но в это время его права отстаивают его родители. А теперь подумайте , ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?
( Право учиться)
- Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции. Конституция – это Основной Закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Для того, чтобы все люди в нашей стране соблюдали Конституцию, один раз в 4 года граждане России избирают руководителя страны.
- Кто настоящее время президент нашей страны?
- Скоро в нашей стране произойдут выборы нового президента. В выборах участвуют все граждане РФ, которые достигли 18 лет – это их право!
- Ребята, а какими качествами должен обладать президент?
Ученик: Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья!
- Работа по учебнику «Окружающий мир» с.78
А) Дети читают текст учебника
Б) дается задание (инд. Работа)
- сочинить стих, даются слова: __________ Земля
___________ страна
___________ народ
___________ патриот (1 ученик)
___________ мир
___________ гражданин(2 ученик)
- напечатана слова: смелость, патриотизм, трусость, любовь к Родине, бережливость, жадность - ученик выбирает только те, которые характеризуют добропорядочного гражданина (3 ученик)
- Ребята, скажите, а человек имеет только права?
( Нет, есть и обязанности.)
- А какая ваша обязанность?
( Соблюдать законы.)
- Ребята, как вы думаете , зачем нужны законы?
( Что бы был порядок. Не будет закона , будет много преступлений ) .
- А в какой стране вам бы хотелось жить?
Ученица: В какой бы я хотела жить в стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда!
- Правильно. Без закона, не будет порядка, без закона каждый будет творить , что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
- Работа по учебнику с. 79
- Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.
- Вот когда вы окончите школу , какое у вас будет право.
(Право выбрать профессию. Право продолжить обучение).
- Профессия должна быть не противозаконной,
( На столах лежат картинки с представителями разных профессий )
- Карандашом соедини предмет с его владельцем.
А теперь попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какой сказочный герой воспользовался своими правами?
1. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение на нетрадиционном аппарате?
Ответ: Лягушка – путешественница, Старик Хотабыч, Элли из Изумрудного города и так далее.
3. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйства и вырастил гигантский урожай?
4. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение?
Ответ: Буратино
- Молодцы, я вижу, вы неплохо разбираетесь в правах.
- А каждый гражданин имеет права и обязанности, прописанные в Конституции или нет?
( Каждый )
- Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые!
8.Закрепление. Групповая работа.
- А теперь маленькие задания.
( Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждают, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.
1 группа – Карабас – Барабас
Ответ: Карабас – Барабас нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве?
2 гуппа – Лиса
Ответ: нарушение прав зайчика на неприкосновенность жилища
3 группа – кот Базилио и лиса Алиса
Ответ: лишили Буратино прав на имущество
4 группа – Кощей Бессмертный
Ответ: нарушила право на свободу
5 группа – Баба Яга
Ответ: покушение на жизнь человека и причинение вреда ему
6 группа – Снежная Королева
Ответ: нарушила право на свободу
- Настало время рассказать про наших героев.
( Ребята по очереди дают ответы)- учитель поправляет
На доске вывешены опорные слова для ответов:
- Мы думаем, что…
- Мы считаем, что..
- Мы хотим доказать, что…
9. Подведение итогов урока
Проверка заданий
1..- Какими качествами должен обладать гражданин?
- Вот молодцы! Что нового вы узнали сегодня на уроке
(о своих правах и обязанностях)
- А ваша какая главная обязанность?
( Хорошо учиться)
- А право?
( Бесплатно учиться)
2. акростих (чтение уч-ся акростихов)
3.- Ребята, посмотрите на доску (на доске выстроена цепочка из слов: человек - государство – конституция ( права и обязанности)-гражданин.
- Ребята, так кто такой гражданин?
( Гражданин – это человек проживающий в любом государстве и исполняющий права и обязанности )
- Молодцы, вижу вы усвоили сегодняшний материал.
10 Рефлексия.
(на доске записаны слова: 1. Мне все удалось - красный
2. Мне все понравилось, но не все понятно - зелёный
3. Мне все интересно, но не все понятно - жёлтый
Дети поднимают флажки: 1- красный
2- зеленый
3. желтый
11 Конец урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...