Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представить изучаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
в 4А классе МОУ СОШ №1
по теме
«Страна, открывшая путь в космос»
Разработан Мигутиной Г.Ю., учителем начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 города Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области
г. Макарьев
2010год
Цели урока:
- Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.
- Развивать любознательность, эвристическое мышление, устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- презентация «Страна, открывшая путь в космос»;
- выставка книг о космосе и космонавтах;
- выставка рисунков учащихся;
- буклеты;
- воздушный шарик для проведения опыта;
- карточки со словами для словарной работы;
- тесты;
- жетоны – звездочки для учащихся;
- сигнальные карточки для оценки деятельности учащихся на уроке.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
I.Организационный момент Слайд №1. | Вот книжки на столе, а вот – тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! -Добрый день! Сели все поудобнее, начинаем работу. Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему? Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы. | Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. | Настраиваются на работу. Определены цели урока. Установка на успешную работу. |
II. Введение в тему. 1. Актуализация знаний. Слайд №2. 2. Проведение опыта. Слайд №3. 3. Просмотр презентации. Слайд №4. Слайд №5. Слайд №6. Слайд №7. Слайд №8. Слайд №9. Слайд №10. III. Закрепление материала. 1. Работа с тестами. 2. Словарная работа. IV. Обобщение. Слайд №11. V. Домашнее задание. VI. Подведение итогов урока. | В умах ученых много лет Жила мечта заветная – Взлететь при помощи ракет В пространство межпланетное. Космос… А что это такое? (в переводе с греческого – «мир», «вселенная»). Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто. - Как вы думаете, почему? - Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему? Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные. - Давайте проведем опыт. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его. - Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону). - Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива. Первые космические корабли созданы. А руководил их созданием выдающийся ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Королев прекрасно понимал, что ракеты – это космический транспорт будущего. - Прочитайте в учебнике на стр. 147, какое знаменательное событие произошло в 1957 году. Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84кг, удаление от Земли – до 900км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Но одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое дело сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив – здоров и мог вернуться на Землю. И вот вслед за первым спутником был запущен второй. На нем уже появились первые пассажиры. - Знаете ли вы, кто? ( собаки Белка и Стрелка). (выставка рисунков) - Скажите, какому празднику вы посвятили серию своих рисунков? (Дню космонавтики). -Когда его отмечают? - А почему Днем космонавтики выбран именно этот день? - 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Русский, советский! Им стал Ю.А.Гагарин. Мои помощники расскажут нам об этом удивительном человеке. Потом была торжественная встреча космонавта в столице нашей Родины – Москве. Тысячи людей на Красной площади славили героя, выкрикивая хором его фамилию. Все старались поближе подойти к космонавту, рассмотреть его, подарить цветы. За совершенный полет Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А его исторические слова облетели весь мир. Вернувшись из космоса, Гагарин сказал: - Как вы думаете, какие черты характера, качества личности помогали Ю.Гагарину добиваться поставленных целей?
Таким был Ю.А.Гагарин. таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца. Страна не забыла своего героя. Бывший город Гжатск, где родился и вырос Ю.Гагарин, носит теперь его имя. Здесь находится мемориальный музей Ю.А.Гагарина. Расположен он в доме, в котором жил и воспитывался будущий космонавт. Во многих городах есть улицы, площади и проспекты, названные в его честь. На аллее Космонавтов в Москве Ю.Гагарину установлен памятник. - А теперь я хочу предложить вам тест. Если вы внимательно слушали, то быстро и правильно справитесь с этим заданием. Когда закончите, поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работу друг у друга. - Представьте себе, что нам с вами поручили составить космический словарик. Я предложила бы в него внести такие слова:
Какое определение вы бы дали этим словам? Космос – мир, вселенная. Космонавт – член экипажа космического корабля, человек, проводящий испытания космической техники. Спутник – небесное тело (естественный спутник) или космический аппарат (искусственный спутник), совершающий движение по орбите вокруг какой-либо планеты. - Какие слова для космического словарика предложили бы вы? Дайте им определение. Обсудите в группах. Прекрасен этот звездный мир, я знаю, Но вот уже земной встречаю я рассвет. Земля, Земля, планета голубая, Ты лучше всех, прекрасней всех планет! - Какое же знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года? - Какая страна первой открыла дорогу в космос? - А что было бы, если бы люди не научились летать в космос? Полеты в космос дают людям огромное количество информации для развития самых разных наук – астрономии, геофизики, климатологии, биологии, медицины и т.д. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, предупредить о некоторых природных явлениях и принять своевременные меры. Например, о сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и т.д. С помощью искусственных спутников на Земле осуществляется телефонная, телевизионная и радиосвязь. А еще ученые пытаются узнать, есть ли во Вселенной жизнь на других планетах, а также нет ли других планет, кроме Земли, пригодных для жизни людей. Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико. - Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали? - К следующему уроку подготовьте выступление на тему «Почему мне интересен космос?» Тем ребятам, которые хотели бы узнать о космосе еще больше, я предлагаю вот такую литературу. (выставка книг) - Что интересного для себя вы узнали сегодня на уроке? - Звездочки, которые вы получали за свои ответы, говорят о том, как вы поработали, о вашей активности. (оценки учащимся) - Оцените с помощью сигнальных карточек свою работу на уроке. - Работу всего класса. Закончить нашу работу мне хотелось бы стихами, которые прочитают мои помощники. Буклеты - Спасибо всем за работу! | Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Один из учащихся проводит опыт, остальные наблюдают. Работают с учебником, готовят ответ на вопрос. Получают дополнительную информацию, которой нет в учебнике. Отвечают на вопрос. Выступление ученика – помощника учителя с информацией о Белке и Стрелке. - Белка и Стрелка – беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5». Они находились там с 19 по 20 августа 1960 года. Цель эксперимента по запуску животных в космос – узнать, как влияет космическое излучение на живые организмы. Обе собаки благополучно вернулись на Землю после космического полета. Отвечают на вопросы. Учащиеся воспринимают информацию, которой нет в учебнике. Ученик – помощник читает стихотворение о Ю.Гагарине. Первый. Степан Щипачев Далекие туманности клубя, Всей красотою необыкновенной Вселенная глядела на тебя, И ты глядел в лицо Вселенной… Обычным шумом улица полна. Идет весна. Рабочий день в разгаре. И из Вселенной радиоволна Приносит имя русское: Гагарин. Оно во все врывается края, Во все сердца, как ласточка, влетает, И мать – земля, дыханье затая, Полет героя – сына наблюдает… Второй ученик – помощник рассказывает краткую биографии. Ю.Гагарина. Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом. 12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут. Отвечают на вопрос. Физкультминутка Над Землею ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звезды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землею ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. Выполняют тестовое задание. Работа в парах. Предлагают свои варианты определений данных слов. Работа в группах. После обсуждения выступают со своими предложениями. Отвечают на вопросы. Рассуждают, высказывают предположения. Отвечают на вопрос. Получают домашнее задание. Подводят итоги урока. Оценивают свою деятельность. 2 ученика – помощника читают стихи. Когда над Землею летит космонавт, Глядят ему вслед миллионы ребят. Вечерней порой глядят в небеса, Сияют ребячьи глаза. И в них отражаются, ярко горят Те звезды, к которым они полетят! Готовьтесь, отважные, в радостный путь. Сквозь бурю и ветер, и шторм, Метель обгоняя, ракеты уйдут, И мы их, друзья, поведем! | Интерес к изучению новой темы. Развитие умения логически мыслить. Дети наглядно представили действие простейшего реактивного двигателя. Формирование умения работать с книгой. Расширение кругозора учащихся. Опора на знания детей. Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе. Расширение кругозора учащихся. Опора на уже имеющиеся у детей знания. Расширение кругозора. Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе. Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну. Развитие умения делать выводы. Воспитание патриотизма. Проверка знаний учащихся. Формирование умения работать в парах. Развитие устной речи учащихся, творческого мышления. Формирование умения работать в группах. Развитие устной речи учащихся, творческого мышления. Проверяется усвоение учащимися нового материала. Развитие эвристического мышления. Установка на выполнение творческого домашнего задания. Активизация познавательной деятельности учащихся. Воспитание любви к чтению. Подведены итоги урока. Рефлексия. Эмоциональное завершение урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Страна, открывшая путь в космос"
Предмет "Окружающий мир". Класс: 4....
Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...
Разработка урока по окружающему миру "Страна, открывшая путь в космос"
Данная разработка представлена в помощь учителю начальных классов для проведения урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А. Плешакова, учитывая современные требования и технологии. К уро...
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)
Урок знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране...
Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока «Страна, открывшая путь в космос»
Цели деятельности учителя: Формирование знаний о первом полете в космос; формирование представлений о жизни страны в период СССРПланируемые результаты:Предметные:Знать историю периода СССР;Уметь...
Методическая разработка занятия " Страна, открывшая путь в космос."
➣ Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах. ➣ Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека. ...