Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Мигутина Галина Юрьевна

Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представить изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

в 4А классе МОУ СОШ №1

по теме

«Страна, открывшая путь в космос»

Разработан Мигутиной Г.Ю., учителем начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 города Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области

г. Макарьев

2010год

Цели урока:

  1. Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.
  2. Развивать любознательность,  эвристическое мышление,  устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.
  3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. экран;
  3. компьютер;
  4. презентация «Страна, открывшая путь в космос»;
  5. выставка книг о космосе и космонавтах;
  6. выставка рисунков учащихся;
  7. буклеты;
  8. воздушный шарик для проведения опыта;
  9. карточки со словами для словарной работы;
  10. тесты;
  11. жетоны – звездочки для учащихся;
  12. сигнальные карточки для оценки деятельности учащихся на уроке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I.Организационный момент










Слайд №1.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно            важный!


-Добрый день! Сели все поудобнее, начинаем работу.


Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему? Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.

Воспринимают информацию.









Отвечают на вопросы.

Настраиваются на работу.









Определены цели урока.




Установка на успешную работу.

II. Введение в тему.

  1. Актуализация знаний.

Слайд №2.




















2. Проведение опыта.











Слайд №3.



3. Просмотр презентации.


Слайд №4.






Слайд №5.

















Слайд №6.
























Слайд №7.



























































Слайд №8.
































Слайд №9.




Слайд №10.













III. Закрепление материала.

1. Работа с тестами.










2. Словарная работа.

























IV. Обобщение.














Слайд №11.
































V. Домашнее задание.















VI. Подведение итогов урока.


В умах ученых много лет

Жила мечта заветная –

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.


Космос… А что это такое? (в переводе с греческого – «мир», «вселенная»).

Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто.

- Как вы думаете, почему?

- Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?


Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные.


- Давайте проведем опыт. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его.

- Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону).

- Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.


Первые космические корабли созданы. А руководил их созданием выдающийся ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Королев прекрасно понимал, что ракеты – это космический транспорт будущего.


- Прочитайте в учебнике на стр. 147, какое знаменательное событие произошло в 1957 году.

  Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84кг, удаление от Земли – до 900км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление.


  Но одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое дело сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив – здоров и мог вернуться на Землю.

  И вот вслед за первым спутником был запущен второй. На нем уже появились первые пассажиры.

- Знаете ли вы, кто?

( собаки Белка и Стрелка).
















                    (выставка рисунков)

- Скажите, какому празднику вы посвятили серию своих рисунков? (Дню космонавтики).

-Когда его отмечают?

- А почему Днем космонавтики выбран именно этот день?

- 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Русский, советский! Им стал Ю.А.Гагарин.

   Мои помощники расскажут нам об этом удивительном человеке.














































   Потом была торжественная встреча космонавта в столице нашей Родины – Москве. Тысячи людей на Красной площади славили героя, выкрикивая хором его фамилию. Все старались поближе подойти к космонавту, рассмотреть его, подарить цветы. За совершенный полет Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А его исторические слова облетели весь мир. Вернувшись из космоса, Гагарин сказал:


- Как вы думаете, какие черты характера, качества личности помогали Ю.Гагарину добиваться поставленных целей?

  1. патриотизм
  2. вера в успех
  3. оптимизм
  4. любознательность
  5. смелость
  6. решительность
  7. аккуратность
  8. трудолюбие
  9. выдержка
  10. скромность
  11. внимательность к людям

   Таким был Ю.А.Гагарин. таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца.

  Страна не забыла своего героя. Бывший город Гжатск, где родился и вырос Ю.Гагарин, носит теперь его имя. Здесь находится мемориальный музей Ю.А.Гагарина.  Расположен он в доме, в котором жил и воспитывался будущий космонавт.

  Во многих городах есть улицы, площади и проспекты, названные в его честь.  На аллее Космонавтов в Москве  Ю.Гагарину установлен памятник.













 - А теперь я хочу предложить вам тест. Если вы внимательно слушали, то быстро и правильно справитесь с этим заданием.



   Когда закончите, поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работу друг у друга.



  - Представьте себе, что нам с вами поручили составить космический словарик. Я предложила бы в него внести такие слова:

  1. космос,
  2. космонавт,
  3. спутник.

Какое определение вы бы дали этим словам?

  Космос – мир, вселенная.

  Космонавт – член экипажа космического корабля, человек, проводящий испытания космической техники.

  Спутник – небесное тело (естественный спутник) или космический аппарат (искусственный спутник), совершающий движение по орбите вокруг какой-либо планеты.


- Какие слова для космического словарика предложили бы вы? Дайте им определение. Обсудите в группах.







Прекрасен этот звездный мир, я знаю,

Но вот уже земной встречаю я рассвет.

Земля, Земля, планета голубая,

Ты лучше всех, прекрасней всех планет!


- Какое же знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года?

- Какая страна первой открыла дорогу в космос?



- А что было бы, если бы люди не научились летать в космос?


  Полеты в космос дают людям огромное количество информации для развития самых разных наук – астрономии, геофизики, климатологии, биологии, медицины и т.д. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, предупредить о некоторых природных явлениях и принять своевременные меры. Например, о сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и т.д. С помощью искусственных спутников на Земле осуществляется телефонная, телевизионная и радиосвязь. А еще ученые пытаются узнать, есть ли во Вселенной жизнь на других планетах, а также нет ли других планет, кроме Земли, пригодных для жизни людей.

  Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико.


- Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали?

 - К следующему уроку подготовьте выступление на тему «Почему мне интересен космос?»


  Тем ребятам, которые хотели бы узнать о космосе еще больше, я предлагаю вот такую литературу.

                   (выставка книг)







- Что интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?

- Звездочки, которые вы получали за свои ответы, говорят о том, как вы поработали, о вашей активности.

                    (оценки учащимся)

- Оцените с помощью сигнальных карточек свою работу на уроке.

- Работу всего класса.

 

  Закончить нашу работу мне хотелось бы стихами, которые прочитают мои помощники.













Буклеты

- Спасибо всем за работу!







Отвечают на вопросы.




Высказывают предположения.













Один из учащихся проводит опыт, остальные наблюдают.




















Работают с учебником, готовят ответ на вопрос.




Получают дополнительную информацию, которой нет в учебнике.












Отвечают на вопрос.



Выступление ученика – помощника учителя с информацией о Белке и Стрелке.

  - Белка и Стрелка – беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5». Они находились там с 19 по 20 августа 1960 года. Цель эксперимента по запуску животных в космос – узнать, как влияет космическое излучение на живые организмы. Обе собаки благополучно вернулись на Землю после космического полета.


Отвечают на вопросы.










Учащиеся воспринимают информацию, которой нет в учебнике.

Ученик – помощник читает стихотворение о Ю.Гагарине.

               Первый.

                        Степан Щипачев

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на тебя,

И ты глядел в лицо Вселенной…

   Обычным шумом улица полна.

   Идет весна. Рабочий день в разгаре.

   И из Вселенной радиоволна

   Приносит имя русское: Гагарин.

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка, влетает,

И мать – земля, дыханье затая,

Полет героя – сына наблюдает…


Второй ученик – помощник рассказывает краткую биографии. Ю.Гагарина.

   Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом.

   12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.





















Отвечают на вопрос.



























Физкультминутка

Над Землею ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звезды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землею ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.


Выполняют тестовое задание.



Работа в парах.











Предлагают свои варианты определений данных слов.










Работа в группах.

После обсуждения выступают со

своими предложениями.












Отвечают на вопросы.






Рассуждают, высказывают предположения.




















Отвечают на вопрос.


Получают домашнее задание.














Подводят итоги урока.

Оценивают свою деятельность.







2 ученика – помощника читают стихи.

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порой глядят в небеса,

Сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!


Готовьтесь, отважные, в радостный

                                           путь.

Сквозь бурю и ветер, и шторм,

Метель обгоняя, ракеты уйдут,

И мы их, друзья, поведем!







Интерес к изучению новой темы.


Развитие умения логически мыслить.










Дети наглядно представили действие простейшего реактивного двигателя.
















Формирование умения работать с книгой.


Расширение кругозора учащихся.












Опора на знания детей.


Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.


Расширение кругозора учащихся.






Опора на уже имеющиеся у детей знания.








Расширение кругозора.


Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.













Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.





















Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.

















Развитие умения делать выводы.
















Воспитание патриотизма.






















Проверка знаний учащихся.

Формирование умения работать в парах.








Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.







Формирование умения работать в группах.

Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.






Проверяется усвоение учащимися нового материала.


Развитие эвристического мышления.





















Установка на выполнение творческого домашнего задания.


Активизация познавательной деятельности учащихся.


Воспитание любви к чтению.



Подведены итоги урока.

Рефлексия.






Эмоциональное завершение урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...

Разработка урока по окружающему миру "Страна, открывшая путь в космос"

Данная разработка  представлена в помощь учителю начальных классов для проведения урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А. Плешакова, учитывая современные требования и технологии. К уро...

Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)

Урок  знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране...

Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта урока «Страна, открывшая путь в космос»

Цели деятельности учителя:  Формирование знаний о первом полете в космос; формирование представлений о жизни страны в период СССРПланируемые результаты:Предметные:Знать историю периода СССР;Уметь...

Методическая разработка занятия " Страна, открывшая путь в космос."

➣ Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах. ➣ Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека. ...