Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)
Цель урока: Овладение картиной мира: познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране
Задачи предметные:
- создать у учащихся целостное представление о изучении космического пространства;
- расширить кругозор учащихся в области космоса, познакомить с космическими терминами;
- создать модель солнечной системы;
- воспитывать чувство патриотизма, желание сберечь и сохранить планету.
Метапредметные задачи:
- учить принимать и сохранять учебную задачу;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- учить умению принимать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: слайды мультимедиа с изображением космических кораблей, спутников, теоретических данных, видеофрагмент(DVD)- «Первый полёт человека в космос», мультфильм – «Валли» (фрагмент), набор наклеек «космос», листы А-3 для создания модели солнечной системы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, что соответствует цели урока.
Структура урока включала следующие элементы:
I. Постановка проблемы:
Почему люди осваивают космос?
Можно ли долго находиться в космосе?
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
IV. Выражение решения проблемы.
Применение нового знания (Этап был исключён, так как в рамках конкурса время было ограничено)
VI. Итоги урока.
VII. Рефлексия.
Организация урока:
Отбор учебного материала:
Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, обучения на высоком уровне трудности, с соблюдением меры этой трудности (минимакса). Теоретические положения связывались с личным опытом учащихся, личный опыт оказался недостаточным. Дети легко определяли своё «знание» и «незнание». Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями, но не с возможностями учащихся. Дети не устанавливают причинно-следственные связи, называют односложные понятия, теоретические понятия сформированы недостаточно, нет знания карты.
Методы и приемы работы учителя на уроке:
На уроке использована технология проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся
(надпредметная универсальная технология РКМ).
В начале урока дети были мотивированы на активную и дружную работу. На этапе актуализации знаний был использован прием составления кластера - установление причинно-следственных связей. Здесь было недостаточно владеть теоретическими знаниями по теме, необходимо было анализировать материал, что вызвало определённые трудности у детей.
Постановка проблемы (стадия вызова)
Открытие нового знания (стадия осмысления)
На стадии применения нового знания необходимо составить модель солнечной системы. Знать названия планет, их порядок расположения от солнца.
Ход урока
- Мотивация.
- Стадия вызова(3). Видео фрагмент из мультфильма «Валли»
- О чём этот сюжет, кто главный герой мультфильма?
- Что происходит на планете?
-Где люди?
Составление кластера «Космос»(2) (работа в группе)
- Напишите всё, что приходит на ум, когда вы слышите слово – космос.
- Что хочется узнать о космосе?
Цель урока: узнать больше об освоении космоса.
- Стадия осмысления(5). ХХ век – дал миру величайшие открытия. Он вывел человека в космос. И именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.
КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику
полетов в космос.
Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он верил, что человечество устремится к другим мирам.
Дальнейшее освоение космоса.
- Начало освоения космоса возможно бы не было положено в нашей стране, если бы не труды академика Королева. Сергей Павлович Королев создал первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.
Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.
Первый полет в космос живого существа.
Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. Первого пассажира звали Лайка. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.
Первый полет человека в космос.(5)
Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова:
« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
(Ю.А. Гагарин).
День космонавтики. 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль- спутник «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным).
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле.
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле.
Мы знаем, а стало быть, верим,
Что сказкам сбываться дано,
И нам побывать на Венере
Быть может еще суждено!
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза - Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Смоленской области.
Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю. Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.
Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».
- После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина- космонавт ) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие.
Выход человека в открытый космос.(2)
- Большим достижением в освоении космоса стал полет Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». Летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.
- Когда на орбите Земли появилась космическая станция «Мир»? (20 февраля 1986 года)
- Для чего был создан этот космический дом? (для длительных космических путешествий)
- В каких науках расширились наши познания, благодаря опытам, проведенным на этой станции? (астрономия, медицина, экология). Объясните и соедините эти науки со станцией «Мир»
- Когда закончила свое существование орбитальная станция «Мир» (22 марта 2001 года)
В настоящее время космонавты из разных стран подолгу находятся в космосе, проводя различные исследования. Для этого в космосе ест Международная Космическая Станция.
- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? ( Дети работают в парах, обсуждают данную проблему).(1)
Слежение за погодой.
Управление полетами самолетов.
Передача телевизионного сигнала.
Организация телефонной связи.
Поиск объектов в океане.
Изучение поверхности Земли и других планет.
Стадия рефлексии(5)
- Чтобы получить модель солнечной системы, нам нужно расположить планеты солнечной системы в порядке удаления их от Солнца:
(На магнитной доске прикреплены карточки с названиями планет и Солнце в верхнем левом углу).
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
Добавьте космические станции и средства передвижения
Итог урока: (2)
- Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:
Первыми запустили искусственный спутник Земли;
Первыми совершили пилотируемый космический полет;
Первыми направили космическую станцию на Луну;
Первыми создали искусственный спутник Луны;
Первыми вышли в открытый космос;
Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.
22 апреля – день Земли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс
Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...
Презентация к уроку "Страна, открывшая путь в космос"
Предмет "Окружающий мир". Класс: 4....
Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос"
Презентация и материалы к уроку окружающего мира в 4 классе "Страна, открывшая путь в космос".Презентация содержит три видеофрагмента: "Летать" , "Первый в космосе", "Выход в открытый космос".https://...
Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока «Страна, открывшая путь в космос»
Цели деятельности учителя: Формирование знаний о первом полете в космос; формирование представлений о жизни страны в период СССРПланируемые результаты:Предметные:Знать историю периода СССР;Уметь...
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: Страна, открывшая путь в космос
Данный урок построен с применением здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологии.Тип урока – урок открытия новых знаний.Организуя работу на уроке, старалась учитывать индивидуальные...