Урок окружающего мира "Как узнают о прошлом. Исторические источники"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира (3 класс)
Тема: «Как узнают о прошлом. Исторические источники.»
Цели:
- сформировать новые понятия: исторические источники и их виды;
- развивать интерес к познанию прошлого своих предков, умения видеть в настоящем опыт предыдущих поколений;
- развивать умения работать с информационными источниками, овладевать способами познания окружающего мира;
- развитие мыслительных операций, умения анализировать исторические источники;
- формирование навыка самоконтроля, самооценки, рефлексивной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к наследию своих предков.
- Актуализация знаний.
- Что ежедневно происходит с окружающим нас миром? (изменения)
А) погодные изменения
Очень изменчива погода. Сравни погоду сегодняшнего дня с предыдущими днями недели. Какие изменения произошли?
Небо | ||||||
Сила ветра | ||||||
Осадки | ||||||
Температура |
Б) проверка домашнего задания
- А как наши предки вели наблюдения за погодой?
- Расскажите о весенних заботах наших предков.
- Какие старинные обычаи наших предков тебе особенно понравились?
В) вывод
- Для чего нам нужны эти знания в современной жизни?
Вековой опыт и мудрость предков помогают нам и сегодня. Узнавая обычаи, традиции, историю своего народа, мы становимся его частью.
- Чтение учащимся стихотворения Кончаловской (с.103 учебника)
- Почему мы не должны забывать историю своего народа?
2.Постановка учебной задачи.
- – Мы продолжим знакомство с жизнью наших предков. Тема сегодняшнего урока:
Как жили наши предки. Как мы узнаем о прошлом. |
- О чем мы можем узнать, изучая эту тему?
- с. 103 учебника, абзац 2. (самостоятельное чтение)
- На какие вопросы мы найдем ответы, изучая этот раздел? (вычитывание)
- Есть ли непонятные слова?
Утварь |
- Выясни по словарю значение этого слова. (с. 175 учебника)
- работа с бордюром на с. 103
- Из каких предметов составлен бордюр? Почему?
- -Изменились ли эти предметы со временем? Как?
- Мы видим, что изменения происходят не только в природе, но и в жизни людей. Какая наука изучает эти изменения?
история |
- Знакомство с историческими источниками.
- – История – слово греческое. Оно переводится как «расследование». Историк идет по следам, которые оставил человек сотни и тысячи лет назад.
- Что о жизни предков нам могут рассказать эти следы прошлого? (на доске иллюстрации – резная посуда, наскальные рисунки, древние книги, фотографии Мурома прошлого века, фотографии исторических памятников родного города – Успенский собор, памятник Ильи Муромца и т.п.)
- След, оставленный человеком, называют источником. Историк приходит к источнику и черпает из него знания о прошлом. Предметы, по которым можно узнать о прошлом, ученые называют
исторические источники |
- Все исторические источники ученые разделили на группы. Выдели две группы предметов. (Учащиеся группируют иллюстрации самостоятельно или под руководством педагога)
вещественные | Письменные |
- Вещественные исторические источники.
- с. 104 (2 абзац) – с. 105 (у абзац). Чтение цепочкой.
- О каких вещественных исторических источниках прочитали?
- (Работа с предметами, найденными во время раскопок.) Во время раскопок в Суздале археологи нашли фрагменты русской керамики 12 века. Что можно по ним рассказать о жизни наших предков?
- – Какие сведения мы можем собрать, рассматривая иллюстрации учебника? (с. 104-105)
- По фотографиям экспонатов краеведческого музея, на котором изображен
Полевик – добрый дух поля у славянских народов. Можно сказать о том, что наши предки в далекие времена язычества на Руси выращивали хлебные колосья.
Валенки – обувь, которую носили наши предки, а праздничные валенки украшали узорами.
- Письменные исторические источники.
- – Какие предметы являются письменными историческими источниками? (самостоятельная работа по учебнику с. 106, 1 абзац).
- Чаще всего историк работает с книгами. В них собраны различные исторические документы: летописи, сборники законов, договоры между государствами, записки путешественников и др.
- Как можно подписать иллюстрацию учебника? (письменные исторические источники, на чем писали наши предки)
- – Обратимся к одному из таких исторических источников.
При въезде в наш город стоит былинный камень, на котором высечены слова, дошедшие до нас из далекого прошлого, из летописи «Повесть временных лет»
В ЛЪТО (862)… ПЕРЬВИИ НАСЕЛЬНИЦИ ВЪ МУРОМЪ МУРОМА… |
- Что можно узнать из этой записи?
- Устные исторические источники.
- Все ли исторические источники представлены?
- Проблемная ситуация.
- Вам захотелось узнать историю своей семьи. Какими историческими источниками вы будете пользоваться? (расспросить родителей)
- Как можно назвать эти исторические источники?
устные |
- Рассказ подготовленного учащегося об истории своей семьи с использованием различных исторических источников.
- На изучении каких исторических источников построено исследование Миши?
- - Что же может служить устным историческим источником?
- Что можно узнать по корню слова СТРЕЛЯТЬ об оружии наших предков?
- Источником исторических знаний является и наш родной язык.
- вывод
Предания сказки легенды былины песни пословицы поговорки родной язык |
- Физкультминутка.
- Релаксация. Закрыли глазки, слушаем сказку.
«- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
- Стану я ржаной пирог есть. У моего батюшки и пшеничные не едятся.
… Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах…»
- Что можно узнать о питании наших предков из сказки «Гуси-лебеди»?
- Динамическая физкультминутка – закличка
Солнышко, покажись,
Красное нарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
- Что узнаем о жизни предков из этой заклички?
- Проверка восприятия.
- Определи, верное это высказывание, или неверное.
А) Весенние месяцы назывались соковник, снегогон, травень
Б) Наши предки для лечения использовали таблетки и витамины.
В) Наши предки колосья жали серпом.
Г) Наши предки ели каши и макароны.
Д) В старину дороги мостили булыжником.
Е) Летом женщины пряли, шили, вязали, вышивали.
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Тестовая работа
1. Выполни символическую запись, обозначив исторические источники
вещественные письменные, устные
указ, былина, веретено, кольчуга, сказка, книга
_____ _______ ________ ________ ______ _____
2. Допиши предложения:
А) Изменения, происходящие в жизни людей изучает ______________.
Б) Предметы домашнего обихода – _______________.
3. Подчеркни «лишнее» слово.
А) письмо, перо, летопись, книга.
Б) лучина, свеча, прялка, керосиновая лампа.
3.Самооценка.
- Обведи кружком те вопросы, при ответе на которые ты воспользовался помощью друга, учебника.
- Отметь самые трудные для тебя вопросы.
4. Проверка.
Сравни графический рисунок к заданиям № 1 и 2.
+ – + – + –
- Закрепление полученных знаний и умений.
- Используя полученные научные знания, попробуйте охарактеризовать представленные исторические источники.
- Ученица исполняет песню «Уж я сеяла, сеяла ленок».
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала,
Каблучками приколачивала:
- Ты удайся мой беленький ленок!
(Уж я дергала, дергала ленок…
Я мочила, мочила ленок…
Я сушила, сушила ленок…
Я трепала…
Я чесала…
Уж я пряла..
Уж я ткала…
Я кроила…)
- О чем узнали из песни?
- Лапти.
- Заглянем в историю этого слова. Каковы ваши предположения. Проверь свою версию по словарю (с.173 учебника)
- Выполнение задания в рабочей тетради с.38 №3 (работаем с карандашом).
- Итог урока.
- - Как мы узнаем о прошлом?
- Какие группы исторических источников ты узнал?
- Какие исторические источники представлены на бордюре учебника, а какие нет? Почему?
- Домашнее задание.
- Как можно иначе озаглавить статью учебника?
- С. 104 – 104 учебника
- По выбору задание: а) рабочая тетрадь с.38 №2,3
- б) 4 с. 107 учебника – узнай историю своей семьи.
- – Что тебя больше всего заинтересовало на уроке?
- Что удивило тебя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающий мир.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
История создания и развития Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Как люди узнают о прошлом"
Данный урок рассчитан на учащихся 3 классов. Форма данного урока: урок–исследование. Тип урока: урок открытия новых знаний. Это первый урок нового раздела «Как люди жили в старину». На ...
Окружающий мир 3 класс «Наука история. Исторические источники».
-подчеркнуть значение изучения прошлого;-указать роль науки истории в жизни общества и значениеизучения истории для конкретного человека; ...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
урок окружающего мира 2 класс "Прошлое, настоящее, будущее"
Познавательные:ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.Регулятивные:адекватное восприятие.КоммуникативныеПостановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведени...
вещественные исторические источник
4 класс окружающий мир...
Исследовательский проект «Собирательный образ детей блокады через литературный портрет Тани Савичевой в исторических источниках и в произведениях Ю.Яковлева»
В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования. Путем изучения исторических и литературных источников доказана первоначальная ги...