Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Как люди узнают о прошлом"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Данный урок рассчитан на учащихся 3 классов. Форма данного урока: урок–исследование. Тип урока: урок открытия новых знаний. Это первый урок нового раздела «Как люди жили в старину». На уроке применяется системно-деятельностный подход. Знания учащиеся пытаются добывать сами. На всех этапах урока выполняются проблемные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс

«Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода»

Автор разработки урока  Осмалова И.В.

Место работы, должность учитель начальных классов МБОУ «СОШ№4 п. Чернянка » 
Предмет  окружающий мир

Класс 3 класс

Автор УМК Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. «Окружающий мир. 3 класс. Часть вторая» учебник в 2 частях для 3 класса общеобразовательных организаций М.: Вентана–Граф,   2013 год

Тема урока Как люди узнают о прошлом?

Тип урока Урок открытия  новых знаний

Цели и задачи урока:

образовательная: создать условия для понимания учащимися значения изучения прошлого, роли науки истории в жизни общества и конкретного человека; формировать представление об исторических источниках, как главного составляющего науки история, умение работать с информацией, самостоятельно выделять основное содержание изучаемого материала;

развивающая: способствовать развитию умения анализировать источники истории, оценивать события прошлого и определять своё отношение к ним; применять знания в процессе решения проблемных задач; способствовать развитию критического мышления, любознательности, расширению кругозора, обогащению  и усложнению словарного запаса;

воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к памятникам старины, историческому прошлому, чувства гражданского долга, формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, ноутбуки; выставка исторических источников; «чипы»; плакат «богиня истории КЛИО»; надписи «Исторические источники», «Как люди узнают о прошлом», «вещественные», «письменные», «устные», стрелки; «Пирамида»; карточки с заданиями, смайлики для оценивания; картинки с изображениями исторических источников; словарь Ожегова; шляпы ученых; черные ящики; фрагмент мультфильма «Алёша Попович и Тугарин змей»; заранее сфотографированная динамическая схема (на каждого учащегося), «рюкзаки исследователя».

Информационные источники:

1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. «Окружающий мир. Поурочное планы. 3 класс». М.: Вентана–Граф,   2013.

2. Поглазова О.Т. Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013

3. Школьная энциклопедия «Руссика»: История России. 9-17 вв. - М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Сценарий  урока

Этап урока

Содержание этапа.

Формируемые  УУД

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Мотивация. Самоопределение к деятельности.

(Дети у входа в класс, учитель предлагает им войти.)

- Добрый день, уважаемые ребята!

Приглашаю вас в историческую исследовательскую лабораторию, в которой мы проведем урок окружающего мира. Но, прежде чем сюда попасть, возьмите электронные чипы (пропуски). Они разного цвета, выберите.

- Подойдите к демонстрационному столу. 

- Рассмотрите, что вы видите. Можно потрогать.

- Что это?

- Впервые видите эти предметы? А где видели раньше?

- Предположите, для чего нужны эти предметы?

- Спасибо, присаживайтесь за рабочие места, согласно выбранному цвету чипа (пометка цвета на столах)

- Выберите в каждой группе главного научного сотрудника – командира.

(Формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Делятся на группы, выбирают командира.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Происходит вовлечение учащихся в деятельность.

Организация групповой работы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Ребята, неслучайно эти предметы оказались в лаборатории.

Так как мы начинаем изучать новый большой раздел «Как люди жили в старину».

- Вспомните, как называется наука, изучающая прошлое?

- А знаете, кто является хозяйкой прошлого?

- А хозяйкой прошлого является богиня истории Клио (изображение). Посмотрите, в руках у нее свиток (рукопись) и палочка.

- Предположите, для чего они нужны?

- А для чего писать о прошлом?

- Предположите, какая тема нашего урока?

- Тема урока

        

Как люди узнают о прошлом?

(Формируются познавательные, личностные, регулятивные УУД)

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельное формулирование темы урока.

Организация актуализации и мыслительных  операций.

Сообщает сведения из истории.

Корректирует формулировку темы.

Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы в роли ученых–исследователей.

- Приступаем к выстраиванию пирамиды исследователя.

– Перед нами  

проблема

- Какая? 

- Прежде, чем начать исследование, составим план.

- Как мы будем работать?  

– Работаем в группах

1. Обсудим вместе

2. Обратимся к информации

3. Изучим практически

4. Сделаем выводы

- Внимание! На каждом этапе работы вы будете оценивать свою деятельность и деятельность других. А в конце урока мы подведем итоги.

(Формируются регулятивные, коммуникативные УУД)

Обучающиеся определяют для себя проблему:

- Как люди узнают о прошлом?

Коллективно составляют план исследования.

Инструктирует по оцениванию деятельности.

Усвоение новых знаний и способов действий. 

- Итак, проблема определена.

- Вы сказали, что с помощью этих предметов, можно изучить историю. Это источники!

- А что такое источник? Прочтите в словаре. 

- А коль мы говорим об истории, то это какие источники?

(надпись на доску)

Исторические  источники

- Учёные изучают разные источники: одни являются специалистами по изучению вещей, другие - анализируют древнейшие книги, третьи – ездят по разным местам и собирают древние легенды, сказания, пословицы, поговорки…

- На сколько групп можно разделить исторические источники?

- Правильно на 3

(3 стрелки к надписи на доске)

- Всё, что связано с вещами, это какие? (надпись «Вещественные»)

- Книги, письма, старые газеты, какие? (надпись «Письменные»)

- Легенды, пословицы, поговорки, сказки, переданные из уст в уста. Это, какие исторические источники? (надпись «Устные»)

- А теперь мы с вами отправляемся на поиски исторических источников. Пойдите по классу отыщите карточки вашего цвета.

- Нашли? Присаживайтесь.

- Мы подошли к следующему этапу пирамиды исследователя…

информация

- На столах у вас задания. Командиры прочитайте вслух и приступайте группой к выполнению.

1 группа.

  1. Найти в интернете и прочитать понятие о вещественных исторических источниках (набирайте: вещественные исторические источники это)
  2. Отобрать изображения вещественных исторических источников.

2группа.

  1. Найти в интернете и прочитать понятие о письменных исторических источниках (набирайте: письменные исторические источники это)
  2. Отобрать изображения письменных исторических источников.

3группа.

  1. Найти в интернете и прочитать понятие об устных исторических источниках (набирайте: устные исторические источники это)
  2. Отобрать изображения устных исторических источников.

(Выполняя задания, ребята каждой группы обнаружат лишние изображения источников.)  

- Выполнили? Проверим.

        

(Формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Работают с источником.

- Место появления чего-либо.

- Исторические.

Ответы обучающихся.

- На 3.

- Вещественные.

- Письменные.

- Устные.

Работа в группах.

Двигательная разминка.

- Информация.

Поэтапное выстраивание пирамиды.

Работа в группах.

Сталкиваются с проблемой.

Организация мыслительных  операций.

Сообщает сведения по теме.

Организация беседы.

Формулирует цель деятельности.

Организация групповой работы.

Оказание помощи нуждающимся.

Первичное закрепление.

 - Итак, на пирамиде исследователя этап …

обсуждение

- Ребята 1 группы, прикрепите изображения источников на доску.

- Что отнесли к данным источникам?

- Все изображения подходят?

- Слушайте внимательно выступления остальных групп, чтобы определить, куда их отнести.

- Ребята 2 группы, прикрепите изображения источников на доску.

- Что отнесли к данным источникам?

- Все изображения подошли?

- А к какому виду источников, кроме своего, вы уже сможете прикрепить, выслушав ребят 1 группы? – Прикрепите!

- Ребята 3 группы, прикрепите изображения источников на доску.

- Что отнесли к данным источникам?

- Все изображения определили?

- Их к каким видам источников, кроме своего, вы уже сможете прикрепить, выслушав ребят 1и 2 групп? – Прикрепите!

- 1 группа ребят, теперь сможете определить свои оставшиеся изображения, выслушав все ответы? – Прикрепите!

- Молодцы, с этим заданием вы справились. Оцените работу 1 группы. Теперь 2. И 3.

- А на пирамиде исследователя этап …

умозаключение

- Озвучьте сведения из интернета. Обобщите полученную динамическую схему на доске.

 - Теперь я оцениваю это задание.

(Формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) 

- Обсуждение.

Добавляют пирамиду.

Защита работ по группам.

Перечисляют, прикрепляют. 

- Нет.

Перечисляют, прикрепляют 

- Нет.

Находят выход из проблемной ситуации.

Перечисляют, прикрепляют

- Нет.

Находят выход из проблемной ситуации.

Крепят.

Завершают заполнение динамической схемы.

Взаимооценка.

Умозаключение.

Добавляют пирамиду.

Выступление представителей от групп.

Выводы обучающихся.

Контроль, корректировка ответов совместно с учащимися.

Поощрения обучающимся.

Оценка с помощью смайликов.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Наша работа продолжается.

- На пирамиде исследователя мы подошли к этапу …

применение

- Уважаемые любители истории, с раскопок нам принесли 3 чёрных ящика, в которых находятся исторические источники. Командиры групп выберут один из ящиков. Вам необходимо исследовать данные источники по плану.

План на карточках.

1 – Что это?

2 – К какому виду исторических источников относится?

3 – Какую информацию можно извлечь из данного источника?

- Я предлагаю вам послушать, как вы можете представить свою работу. «Это подкова. Относится к вещественным историческим источникам. Её ковали из железа. Значит, в то время было развито кузнечное дело. Подкова принадлежит лошади. Значит, в хозяйстве были лошади»

- Итак, выберите один из трёх ящиков и начинайте исследование.

Если будете затрудняться, обращайтесь ко мне.

- Готовы? Начинаем.

- Молодцы, вы справились и с этой работой. Оцените себя сами. Как вы сейчас поработали в группе?

 

- А теперь я обращаю ваше внимание на экран. Перед вами фрагмент мультфильма. Просмотрите и скажите, к какому виду исторических источников его можно отнести.

(Приложение 1)

- Как называется мультфильм?  

- К какому историческому источнику отнесем? (Алёша Попович, герой произведений какого жанра? – Былин)

- Молодцы, ребята!

(Формируются регулятивные коммуникативные УУД)

- Применение.

Добавляют пирамиду.

Слушают инструктаж выполнения задания.

Определяют последователь

ность выполнения работы.

Слушают

образец

защиты.

Выбирают.

Исследуют.

Защищают идеи все представители групп.

Оценивают, аргументируя.

Просмотр видеоролика и беседа.

- Алёша Попович и Тугарин змей.

- К устным историческим источникам.

Формулирует цель деятельности.

Демонстрирует

образец

защиты работ.

Поощряет учащихся.

Формулирует цель деятельности.

Поощряет учащихся.

Подведение итогов урока.

- Ребята, вы видите, что из любого исторического источника, к какой бы группе он не относился, можно извлечь любую информацию.

- Мы подошли к последнему этапу пирамиды исследователя …

вывод

- Повторите проблему исследования.        

Как люди узнают о прошлом?  

- Ответите?

- И теперь вы можете с уверенностью ответить на вопрос: - А источники делятся на сколько групп?

- Какие?

- Приведите примеры.

- Ребята, вместе мы с вами создали страницу учебника об исторических источниках (Приложение 2)

   Поместите её в свой «Рюкзак исследователя», это вам необходимо будет при подготовке домашнего задания и при изучении истории в дальнейшем.

- Вернемся к маршруту исследования, всё выполнено?

Мне сегодня было приятно работать с вами.

Выставляю пятерки за активное участие, аргументированные ответы и правильность суждений…., четверки за менее активное участие …

(Формируются регулятивные, личностные УУД)

- Вывод

Завершают пирамиду.

- Как люди узнают о прошлом?

- Из исторических источников.

- На 3.

- Вещественные, письменные, устные.

Приводят примеры.

Слушают инструктаж.

Обучающиеся высказывают свое мнение, делают вывод.

Организует итоговую беседу.

Демонстрирует заранее заготовленное фото полученной на доске динамической схемы.

Оценивание учащихся.

Информация о домашнем задании.

- Дома вы поработаете с учебником на стр. 6 и соотнесёте предлагаемые источники по группам.

- По желанию опишите любой предмет, который может быть историческим источником для наших потомков.

(Формируются регулятивные, личностные УУД)

Запись домашнего задания.

Инструктирует о выполнении домашнего задания.

Рефлексия деятельности.

- Итак, наша работа в исторической исследовательской лаборатории подходит к концу.

- Вам было трудно?        

- А что было самым интересным?

- Вы хорошо работали. Я уверена, что приобретенные знания вам будут необходимы при изучении истории.

(Формируются регулятивные, личностные УУД)

Ответы обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 3 класс.Какие предметы окружали русских людей.

Данный урок окружающего мира проводится в 3 классе по программе УМК "Начальная школа ХХI века"....

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония

В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России"  2 класс...