Этап урока | Содержание этапа. Формируемые УУД | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Мотивация. Самоопределение к деятельности. | (Дети у входа в класс, учитель предлагает им войти.) - Добрый день, уважаемые ребята! Приглашаю вас в историческую исследовательскую лабораторию, в которой мы проведем урок окружающего мира. Но, прежде чем сюда попасть, возьмите электронные чипы (пропуски). Они разного цвета, выберите. - Подойдите к демонстрационному столу. - Рассмотрите, что вы видите. Можно потрогать. - Что это? - Впервые видите эти предметы? А где видели раньше? - Предположите, для чего нужны эти предметы? - Спасибо, присаживайтесь за рабочие места, согласно выбранному цвету чипа (пометка цвета на столах) - Выберите в каждой группе главного научного сотрудника – командира.
(Формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) | Настраиваются на работу.
Отвечают на вопросы учителя.
Делятся на группы, выбирают командира.
| Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Происходит вовлечение учащихся в деятельность.
Организация групповой работы.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Ребята, неслучайно эти предметы оказались в лаборатории. Так как мы начинаем изучать новый большой раздел «Как люди жили в старину». - Вспомните, как называется наука, изучающая прошлое? - А знаете, кто является хозяйкой прошлого? - А хозяйкой прошлого является богиня истории Клио (изображение). Посмотрите, в руках у нее свиток (рукопись) и палочка. - Предположите, для чего они нужны? - А для чего писать о прошлом? - Предположите, какая тема нашего урока?
- Тема урока Как люди узнают о прошлом? |
(Формируются познавательные, личностные, регулятивные УУД) |
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельное формулирование темы урока.
| Организация актуализации и мыслительных операций.
Сообщает сведения из истории.
Корректирует формулировку темы.
|
Постановка учебной задачи. | - Сегодня мы в роли ученых–исследователей. - Приступаем к выстраиванию пирамиды исследователя. – Перед нами
- Какая?
- Прежде, чем начать исследование, составим план. - Как мы будем работать? – Работаем в группах 1. Обсудим вместе 2. Обратимся к информации 3. Изучим практически 4. Сделаем выводы
- Внимание! На каждом этапе работы вы будете оценивать свою деятельность и деятельность других. А в конце урока мы подведем итоги.
(Формируются регулятивные, коммуникативные УУД) |
Обучающиеся определяют для себя проблему: - Как люди узнают о прошлом?
Коллективно составляют план исследования.
|
Инструктирует по оцениванию деятельности. |
Усвоение новых знаний и способов действий. | - Итак, проблема определена. - Вы сказали, что с помощью этих предметов, можно изучить историю. Это источники! - А что такое источник? Прочтите в словаре.
- А коль мы говорим об истории, то это какие источники? (надпись на доску)
- Учёные изучают разные источники: одни являются специалистами по изучению вещей, другие - анализируют древнейшие книги, третьи – ездят по разным местам и собирают древние легенды, сказания, пословицы, поговорки…
- На сколько групп можно разделить исторические источники? - Правильно на 3 (3 стрелки к надписи на доске) - Всё, что связано с вещами, это какие? (надпись «Вещественные») - Книги, письма, старые газеты, какие? (надпись «Письменные») - Легенды, пословицы, поговорки, сказки, переданные из уст в уста. Это, какие исторические источники? (надпись «Устные»)
- А теперь мы с вами отправляемся на поиски исторических источников. Пойдите по классу отыщите карточки вашего цвета.
- Нашли? Присаживайтесь. - Мы подошли к следующему этапу пирамиды исследователя…
- На столах у вас задания. Командиры прочитайте вслух и приступайте группой к выполнению. 1 группа. - Найти в интернете и прочитать понятие о вещественных исторических источниках (набирайте: вещественные исторические источники это)
- Отобрать изображения вещественных исторических источников.
2группа. - Найти в интернете и прочитать понятие о письменных исторических источниках (набирайте: письменные исторические источники это)
- Отобрать изображения письменных исторических источников.
3группа. - Найти в интернете и прочитать понятие об устных исторических источниках (набирайте: устные исторические источники это)
- Отобрать изображения устных исторических источников.
(Выполняя задания, ребята каждой группы обнаружат лишние изображения источников.) - Выполнили? Проверим. (Формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) |
Работают с источником. - Место появления чего-либо.
- Исторические.
Ответы обучающихся.
- На 3.
- Вещественные.
- Письменные.
- Устные.
Работа в группах. Двигательная разминка.
- Информация. Поэтапное выстраивание пирамиды.
Работа в группах.
Сталкиваются с проблемой.
| Организация мыслительных операций.
Сообщает сведения по теме.
Организация беседы.
Формулирует цель деятельности.
Организация групповой работы.
Оказание помощи нуждающимся.
|
Первичное закрепление. | - Итак, на пирамиде исследователя этап …
- Ребята 1 группы, прикрепите изображения источников на доску. - Что отнесли к данным источникам? - Все изображения подходят? - Слушайте внимательно выступления остальных групп, чтобы определить, куда их отнести. - Ребята 2 группы, прикрепите изображения источников на доску. - Что отнесли к данным источникам? - Все изображения подошли? - А к какому виду источников, кроме своего, вы уже сможете прикрепить, выслушав ребят 1 группы? – Прикрепите!
- Ребята 3 группы, прикрепите изображения источников на доску. - Что отнесли к данным источникам? - Все изображения определили? - Их к каким видам источников, кроме своего, вы уже сможете прикрепить, выслушав ребят 1и 2 групп? – Прикрепите!
- 1 группа ребят, теперь сможете определить свои оставшиеся изображения, выслушав все ответы? – Прикрепите!
- Молодцы, с этим заданием вы справились. Оцените работу 1 группы. Теперь 2. И 3.
- А на пирамиде исследователя этап …
- Озвучьте сведения из интернета. Обобщите полученную динамическую схему на доске.
- Теперь я оцениваю это задание.
(Формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) |
- Обсуждение. Добавляют пирамиду. Защита работ по группам.
Перечисляют, прикрепляют. - Нет.
Перечисляют, прикрепляют - Нет.
Находят выход из проблемной ситуации.
Перечисляют, прикрепляют - Нет.
Находят выход из проблемной ситуации. Крепят.
Завершают заполнение динамической схемы.
Взаимооценка.
Умозаключение. Добавляют пирамиду.
Выступление представителей от групп. Выводы обучающихся. |
Контроль, корректировка ответов совместно с учащимися.
Поощрения обучающимся.
Оценка с помощью смайликов. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Наша работа продолжается. - На пирамиде исследователя мы подошли к этапу …
- Уважаемые любители истории, с раскопок нам принесли 3 чёрных ящика, в которых находятся исторические источники. Командиры групп выберут один из ящиков. Вам необходимо исследовать данные источники по плану.
План на карточках. 1 – Что это? 2 – К какому виду исторических источников относится? 3 – Какую информацию можно извлечь из данного источника?
- Я предлагаю вам послушать, как вы можете представить свою работу. «Это подкова. Относится к вещественным историческим источникам. Её ковали из железа. Значит, в то время было развито кузнечное дело. Подкова принадлежит лошади. Значит, в хозяйстве были лошади»
- Итак, выберите один из трёх ящиков и начинайте исследование. Если будете затрудняться, обращайтесь ко мне.
- Готовы? Начинаем.
- Молодцы, вы справились и с этой работой. Оцените себя сами. Как вы сейчас поработали в группе? - А теперь я обращаю ваше внимание на экран. Перед вами фрагмент мультфильма. Просмотрите и скажите, к какому виду исторических источников его можно отнести. (Приложение 1)
- Как называется мультфильм? - К какому историческому источнику отнесем? (Алёша Попович, герой произведений какого жанра? – Былин)
- Молодцы, ребята!
(Формируются регулятивные коммуникативные УУД) |
- Применение. Добавляют пирамиду.
Слушают инструктаж выполнения задания.
Определяют последователь ность выполнения работы.
Слушают образец защиты.
Выбирают.
Исследуют. Защищают идеи все представители групп. Оценивают, аргументируя.
Просмотр видеоролика и беседа.
- Алёша Попович и Тугарин змей. - К устным историческим источникам.
|
Формулирует цель деятельности.
Демонстрирует образец защиты работ.
Поощряет учащихся.
Формулирует цель деятельности.
Поощряет учащихся.
|
Подведение итогов урока. | - Ребята, вы видите, что из любого исторического источника, к какой бы группе он не относился, можно извлечь любую информацию.
- Мы подошли к последнему этапу пирамиды исследователя …
- Повторите проблему исследования. Как люди узнают о прошлом? |
- Ответите?
- И теперь вы можете с уверенностью ответить на вопрос: - А источники делятся на сколько групп? - Какие? - Приведите примеры.
- Ребята, вместе мы с вами создали страницу учебника об исторических источниках (Приложение 2) Поместите её в свой «Рюкзак исследователя», это вам необходимо будет при подготовке домашнего задания и при изучении истории в дальнейшем.
- Вернемся к маршруту исследования, всё выполнено?
Мне сегодня было приятно работать с вами. Выставляю пятерки за активное участие, аргументированные ответы и правильность суждений…., четверки за менее активное участие …
(Формируются регулятивные, личностные УУД) |
- Вывод Завершают пирамиду.
- Как люди узнают о прошлом? - Из исторических источников.
- На 3.
- Вещественные, письменные, устные. Приводят примеры.
Слушают инструктаж.
Обучающиеся высказывают свое мнение, делают вывод.
| Организует итоговую беседу.
Демонстрирует заранее заготовленное фото полученной на доске динамической схемы.
Оценивание учащихся. |
Информация о домашнем задании. | - Дома вы поработаете с учебником на стр. 6 и соотнесёте предлагаемые источники по группам. - По желанию опишите любой предмет, который может быть историческим источником для наших потомков.
(Формируются регулятивные, личностные УУД) | Запись домашнего задания. | Инструктирует о выполнении домашнего задания. |
Рефлексия деятельности. | - Итак, наша работа в исторической исследовательской лаборатории подходит к концу. - Вам было трудно? - А что было самым интересным? - Вы хорошо работали. Я уверена, что приобретенные знания вам будут необходимы при изучении истории.
(Формируются регулятивные, личностные УУД) |
Ответы обучающихся
|
|