Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие растений" (Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

УМК: «Школа России», Плешаков А. А.

Класс: 3.                 

Продолжительность урока: 40 мин.

Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.

Цель урока: расширить представление детей о природе.

Задачи урока:

развивающие:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний);
  • стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

образовательные:

  • актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
  • расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём   создания условий для осознания и усвоения нового материала.

 воспитательные:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Приёмы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_azarova.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

 в 3 классе

по теме:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 ст. Гиагинской

Азарова Айна Владимировна

2012 г

УМК: «Школа России», Плешаков А. А.

Класс: 3.        

Продолжительность урока: 40 мин.

Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.

Цель урока: расширить представление детей о природе.

Задачи урока:

развивающие:

  1. способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  2. способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний);
  3. стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;
  4. повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

образовательные:

  1. актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
  2. расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём   создания условий для осознания и усвоения нового материала.

 воспитательные:

  1. способствовать формированию коммуникативных навыков;
  2. создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Приёмы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн.

Дидактический материал и оборудование:

•        мультимедийная презентация, учебник: Плешаков А.А.     Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» - М., 2008, карточки: «настроение», «кластеры», карточки (для парной работы).

Ход урока

1. Орг. Момент: введение в раздел, тему урока. (2 мин)

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде личика)

Я рада. Спасибо.

Учитель:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о почве. Скажите, что такое почва? Назовите состав почвы.

Выполните тест. 5 мин.

3. Стадия вызова: мотивационно-целевой этап. 7 мин.

Учитель: В начале года вы изучали царства живой природы. Вспомните их. (Ответы детей)

В одно из этих царств мы отправимся сегодня в путешествие.

Учитель:

Предлагаю вам, ребятки

Отгадать мои загадки.

1. Стоит в поле кудряшка, белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)

2. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней -  май серёжки дарит ей (берёза)

3. В саду растёт кусточек, колючий он, как ёж.

Захочешь ягодку сорвать, все руки обдерёшь (крыжовник)

Учитель:

Верно. А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).

Правильно, молодцы!

Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете?

(высказывания ребят)

Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.

Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(высказывания ребят).

Учитель: Как вы думаете, какая наука занимается изучением растений? (Ботаника). 

4. Новая тема. Прием «Инсерт».

Учитель:

Молодцы, сегодня мы узнаем о разнообразии растений. Ученые делят их на группы. Давайте узнаем об этом поподробнее. Прочитайте текст в учебнике на стр. 72. Во время чтения делайте пометки на полях карандашом.

V – я так и думал! Я это знаю!

+ - новая информация.

? – не очень понятно, я удивлен.

Учащиеся осмысленно читают текст и делают пометки.

5. Прием «Составление кластера» в парах.

Учитель: Ребята, обсудите в парах, на какие группы делятся растения и заполните кластеры.

6. Физминутка.

Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, 

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

7. Путешествие по царству растений.

Учитель: Сейчас мы совершим экскурсию по царству растений.  Первая остановка – Водоросли.

1 экскурсовод: У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью.

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Учитель: Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

 Продолжаем путешествие. Следующая наша остановка – Мхи.

2 экскурсовод: Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.

Сфагнум. Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.

3 экскурсовод: В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения.

4 экскурсовод: Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.

Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.

Листья наши очень колки, называются иголки,

И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

- Почему эта группа получила такое название?

- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Учитель: Назовите представителей этой группы растений. (Ответы учащихся).

5 экскурсовод: Ну а мы, а мы с цветками,

Мы цветем, плоды даем,

Мы накормим семенами,

Мы собой украсим дом.

Мы в лесах, лугах и в поле,

Мы в пустыне и в воде.

По цветкам, как по паролю,

Нас узнаете везде.

Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.

Учитель: Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

8. Самостоятельная работа в парах.

 

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

 

 

 

 

 

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

 

хвойные

 

 

 

 

 

9. Закрепление знаний.

Учитель: На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

- Где растут водоросли? (Жители воды)        

- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…) 

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)

- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Приём «Синквейна»

Учитель: Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают).

Пример синквейна

Растения.

Разнообразные, прекрасные.

Украшают, радуют, восхищают.

Зелёный наряд Земли.

Красота!

Учитель: Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

(на доске появляется карточка со словами)

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

(высказывание учащихся)

Учитель: Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать и в конце урока. «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).

Спасибо.

11. Домашнее задание

Учебник - стр.71-75, вопросы «Проверь себя»

Рабочая тетрадь – стр. 29-31, №1, 2, 4, 8.

Учитель: Я всех благодарю за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...