"Замечательное вещество - вода"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Строкова Ольга Владимировна

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" в рамках  ФГОС 2 класс (с использованием мультимедийного компонента).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект кружкового занятия.

Организационная информация

Тема кружкового занятия

 Замечательное вещество - вода

Предмет

Окружающий мир, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С. А.

Класс

2 класс. УМК « Перспективная начальная школа»

Авторы занятия (ФИО, должность)

Невзорова Татьяна Васильевна – учитель начальных классов

Строкова Ольга Владимировна – учитель начальных классов

Фистикова Елена Васильевна – учитель начальных классов  

Образовательное учреждение

МОБУ « СОШ № 1 с углубленным изучением математики, литературы и русского языка»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия

Республика/край

Город/поселение

Город Оренбург

Методическая информация

Тип занятия

Устный журнал

Цели занятия

Л.:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Задачи занятия

- Познакомить учащихся со свойствами воды, местонахождением её в природе.

- Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь.                                                                                          - Воспитывать любовь к природе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия


Актуализируют знания:

      - местонахождение воды в природе;

      - свойства воды;

      - круговорот воды в природе;

      - охрана воды.


       Формируют умения:

       

     - организовывать рабочее место

     - оценивать готовность к уроку

           - пользоваться дополнительной литературой, как источником информации

     - пользоваться рассказом детей, как источником информации

           - выступать в роли рассказчика

           - оценивать свою деятельность

     - умение вести коммуникативные Д., с применением соответствующих различным позициям организованной коммуникации.

Необходимое оборудование и материалы

Проектор, компьютер с программой Microsoft Office 2007 г., дидактический материал

                                                                             Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

- Ребята , а вы хотите совершить увлекательное путешествие в мир природы?



Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Р        Результат


1.Организационный

этап, мотивация













2.Актуализация знаний, целеполагание.






























4.Решение учебной задачи.






















































































5. Физминутка.







6. Продолжение работы по решению задач занятия.



































































































5. Итог занятия. Рефлексия.





















6 Домашнее задание.


  1. Все ли готовы к уроку?


- Поможет нам в этом путешествии – журнал.  Перелистывая страницы журнала, мы сможем составить                                                                                                                    проект рассказа об одном из самых необходимых веществ на Земле.

- А кто из вас знает, что такое проект?

- О чём мы поведём разговор, вы узнаете из загадки…






Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

 Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …

- Как вы думаете, а на Земле много воды?

- Где можно встретить воду в природе?

- Действительно, вода встречается везде.

- Определите  цели нашего занятия.


















А  точнее узнать об этом нам поможет 1 страничка нашего журнала.

1 страничка «Вода в природе» /Слайды 1, 2, 3, 4/

- Вода в природе – это реки, озёра, моря, океаны, родники, дождь, снег, иней, роса, лёд. Вода есть повсюду - в воздухе, на земле, под землёй.

На Земном шаре ¾ части воды. И на земле больше 10 миллионов озёр разной величины, и вода в них самая разная – пресная и солёная, а есть даже горячая, так как её питают горячие источники. Вода есть в растениях, животных и даже в человеке.

/Слайд 5/.

70 % мышц человека – вода

30% - всё остальное

И вообще, у человека 9 частей из 10 – вода.                                                                      

- А что вы можете рассказать о воде?





























- Итак, о воде в природе мы узнали много нового и интересного. А нам пора переворачивать следующую страницу.

2 страница «Исследователи». /Слайд 6/

- Мы становимся исследователями.

- Посмотрите, что за знаки изображены на этой странице?

- А как вы думаете, для чего?

- Представьте, что мы перенеслись в лабораторию. Значит, мы с вами уже не просто ученики, а учёные и нам предстоит сделать великие открытия.

Опыт 1. /Слайд 7/

- Приготовьте полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом полосок. Можно ли сказать, что вода жёлтая, зелёная, синей, красной?

Опыт 2.

-  Возьмите ложку и поставьте её за стаканом, посмотрите. Теперь опустите её в стакан. Что заметили?

Опыт 4. Вспомните вкус сахара, соли , лимона, лука. Сделайте глоток воды.

- Какая же она на вкус?

 Опыт 5. /Слайд 8/

- Представьте, что вы возвращаетесь домой, подходите к двери, а мама печёт пироги. Почувствовали запах? Мимо прошла соседка,  и вы почувствовали запах её духов. Понюхайте воду в стакане.

 - Что чувствуете?

Опыт 6. /Слайды  9, 10/

Разлейте воду примерно поровну в два стакана. В первый стакан положите 1 ложку сахара, во второй – 1 ложку соли. Размешайте. Попробуйте на вкус.

- Какая она стала?

- Почему не видно сахара, ни соли?

Вывод: вода - растворитель

- Итак, повторите свойства воды.

 3 страница «Физминутка»

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею.  Моем уши.

После вытремся посуше.

- О каких свойствах воды узнали из физминутки? /Слайд 11/

4 страничка « Превращение воды» /Слайд 12/







- Как вы это понимаете?

- Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом – снег, лёд, жидком – моря, реки, озёра, газообразном – туман, пар.

- Где мы можем наблюдать такую воду?

- Знаете ли вы, как вода может переходить

 из одного состояния в другое?

- Послушайте сказку маленькой капельки и вы об этом узнаете.



/Слайд 13/ Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у неё было много подружек капелек. С каждым днём семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер, и облако понесло по небу навстречу другому облаку.

/Слайд 14/   Облака столкнулись, загремел гром, и капелька вместе с подружками сорвалась с облака вниз. Нашу капельку охватил страх. Она подумала, что сейчас упадет на землю и разобьется.

- В виде чего капелька упадёт на землю?



/Слайд 15/   Но, к удивлению, она со всего маху плюхнулась в океан. Океан был огромный и очень красивый. Никогда в жизни наша капелька не видела столько своих сестер капелек. Им всем было очень весело, и они стали играть и плескаться.


/Слайд 16/ Океан разыгрался, и начался шторм. К берегу понеслись огромные волны. Капелька оказалась на гребне самой высокой волны. Со страшным шумом волна ударилась о берег. Капельку выбросило на камни.

/Слайд 17/ Капелька была очень маленькая и очень легкая, и поэтому она даже не ударилась, а только сильно испугалась. Вскоре шторм затих, и выглянуло солнце.

/Слайд 18/ Камень, на котором лежала капелька, стал накаляться, и капелька незаметно превратилась в пар и быстро понеслась вверх. И тут её охватил восторг, она почувствовала себя невесомой и свободной.

- Что же произошло с капелькой?

/Слайд 19/  Но чем дальше она поднималась,  вверх, тем холодней ей становилось. Капелька увидела облако и обрадовалась: "Вот где можно спрятаться от холода", - подумала она. Но в это же время капелька превратилась из пара в нормальную капельку из воды. Вскоре подул северный ветер, и стало очень холодно, облако задрожало и стряхнуло все капельки вниз. От холода и ветра капли превратились в град и с большой скоростью понеслись вниз. Ближе к земле стало немного теплее, капельки-градинки распушились и превратились в очаровательные снежинки.

/Слайд 20/  Ветер утих, и снежинки стали плавно опускаться на лес. Наша капелька-снежинка мягко приземлилась на большую пушистую ель. Когда другие снежинки упали на деревья, стало очень красиво и тихо. "Какой же разнообразный и прекрасный мир", - подумала капелька-снежинка и заснула. Ей снился сон про волны и океан.


- Итак, что же произошло?/Слайд 21/

- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит постоянно и непрерывно. Благодаря ему,  вода может переносить различные питательные вещества с одного места на другое.  Очень нужна всем вода. Но в последнее время она стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

5 страница «Охрана воды» /Слайд 22/

- Представьте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла.

- А как вы можете беречь воду?


- Вы хорошо поработали. Наше занятие мы закончим игрой «Знаю воду». Я буду называть какое – то предположение, связанное с водой. Если оно верное, вы поднимаете руку, если нет – кладёте ладошки на парту.

Вода может быть в море.

Вода бесцветна.

Вода безвкусна.

 Вода горит.

Вода сыпуча.

Вода имеет вкус.

Вода текуча.

Без воды всё живое погибнет.

- Вот мы и перелистали страницы  нашего журнала.

- Давайте перечислим все части нашего проекта.

- Найдите интересные факты о воде.

- Вспомните цель нашего занятия. Как вы считаете, мы её достигли?

- Ответьте на вопросы слайда./Слайд 23/


- Подумайте, какие ещё странички мы могли бы добавить в наш журнал.

Дети выполняют самооценку

- Мы готовы слышать, слушать и работать на уроке.






Ответы учащихся: «Проект – это…»

















- Вода.

Ответы детей.







































Чтение стихотворений

1 чтец:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

2 чтец:

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без неё нам не прожить.

3 чтец:

                    Родник

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.






-  Баночки, колбы, спиртовки.


-  Для проведения опытов.









- Вода бесцветна.




- Вода прозрачна.



- Вода безвкусна.







- Вода не пахнет.






- Солёной  и сладкой.

- Сахар и соль растворились.




Дети имитируют движения.






- Растворимость, текучесть.




4 чтец:

Я и туча, и туман.

Я ручей и океан.                                              Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу


Ответы детей.























- Дождя или снега.


























- Испарение. Переход из жидкого в газообразное состояние.









































Дети выполняют движения.
















Дети перечисляют.

-


Готовность

к  занятию.












































Заинтересовать                            

изучением

нового

материала.


Представления

о местонахож -

дении воды в

окружающем

мире.


















































Представления

о свойствах

воды.











































Представления

о круговороте

воды в природе.



















































































Охрана

воды.




























                                 



Проверка и оценивание ЗУНКов


Рефлексия деятельности на занятии

Для рефлексии деятельности используется шкала оценивания индивидуальной  деятельности учащихся, обобщение и выводы детей.

Домашнее задание

Найти дополнительный материал для следующего занятия на выбор детей.

Дополнительная необходимая информация

Данное занятие по программе в 1 четверти, знакомит детей с местонахождением воды в в природе, свойствах воды, круговороте воды в природе, охране воды, выделять главное, обобщать, делать выводы.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Современные средства позволяют оптимизировать процесс обучения.

Одним из таких средств являются ИКТ-технологии. Презентация, использованная на данном занятии,

 способствовала активизации внимания, мышления учащихся.

Через зрительные образы восприятие становится более эмоционально окрашенным,

 учитывая возрастные особенности, переключение с одного вида деятельности на другой положительно влияет на восприятие материала.

Тема, цель, раскрытие идеи занятия, поставленные перед учащимися проблемы, отображаются на слайдах учителем.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

                 Продолжается работа  работа на экологическом уровне. Перед детьми постоянно стоит проблема  –почему?

Другое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал «Вода в природе»

Слайд 2

Страница 1 Где содержится вода на Земле?

Слайд 3

Планета Земля

Слайд 4

Моря Озера Реки

Слайд 5

Мы на 70 % состоим из воды

Слайд 6

И И С С л е е д 0 в а т л Страница 2

Слайд 7

Свойства воды. Проведи эксперимент и сделай выводы: Налей в стакан воды. Рассмотри её: Какого она цвета? Можно ли через нее увидеть предметы? Вывод: вода бесцветная и прозрачная

Слайд 8

Свойства воды . Вспомни вкус воды. Можно сказать, что она: сладкая, горькая, солёная, кислая? Имеет ли она вкус? Вывод: вода не имеет вкуса

Слайд 9

Свойства воды. Понюхай: Есть ли у неё запах? Вывод: вода не имеет запаха

Слайд 10

Свойства воды . Положи в стакан немного соли или сахара и размешай. Что произошло? А теперь насыпь немного мела. Что ты замечаешь? Вывод: вода может растворять некоторые вещества Где в быту можно использовать это свойство воды?

Слайд 11

Свойства воды . бесцветная прозрачная не имеет запаха не имеет вкуса может растворять некоторые вещества

Слайд 12

Страница 3 Превращения воды

Слайд 13

Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у неё было много подружек капелек. С каждым днём семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер, и облако понесло по небу навстречу другому облаку.

Слайд 14

Облака столкнулись, загремел гром, и капелька вместе с подружками сорвалась с облака вниз. Нашу капельку охватил страх. Она подумала, что сейчас упадет на землю и разобьется.

Слайд 15

. Но, к удивлению, она со всего маху плюхнулась в океан. Океан был огромный и очень красивый. Никогда в жизни наша капелька не видела столько своих сестер капелек. Им всем было очень весело, и они стали играть и плескаться.

Слайд 16

Океан разыгрался, и начался шторм. К берегу понеслись огромные волны. Капелька оказалась на гребне самой высокой волны. Со страшным шумом волна ударилась о берег. Капельку выбросило на камни. К

Слайд 17

Капелька была очень маленькая и очень легкая, и поэтому она даже не ударилась, а только сильно испугалась. Вскоре шторм затих, и выглянуло солнце..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Замечательное вещество-вода.

Разгадав загадки, учащиеся делают вывод, что урок посвящён замечательному веществу-воде. А разгадав кроссворд, называют беспрерывный процесс движения воды в природе. Для проверки знаний по теме ...

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...

Замечательное вещество - вода

Презентация к уроку УМК Гармония 3 класс, Окружающий мир...

Презентация к уроку "Замечательное вещество - вода"

Презентация к уроку "Замечательное вещество - вода"...

Уникальное вещество -вода

Ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.Антуан деСент-Экзюпери...

Проект на тему Вода - удивительное вещество. Свойства воды

Проект на тему Вода - удивительное вещество. Свойства воды...

Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...