Лес- природное сообщество
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
урок по ООМ по учебнику А.А. Плешакова , " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les-_prirodnoe_soobshchestvo.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Беляева Светлана Николаевна
Тема урока: «Лес- природное сообщество»
Тип: урок на основе игровой технологии
Вид: изучение нового материала
Технология: игровая
Форма проведения: урок-игра
Цель урока:
1.Обучающая:
-путём наблюдения установить взаимосвязь между обитателями леса;
- познакомить с понятиями» лесное сообщество», « этажи» леса,
- определить практическое значение лесов жизни человека.
2.Воспитательная;
-воспитывать любовь к природе, а также умение общаться, работать в парах.
3.Развивающая:
-развивать познавательную активность детей в процессе формирований представлений о лесе,
-развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова, карточки с заданием, опорные схемы, презентация
Ход урока:
1 Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь поудобнее.
Как вы себя чувствуете?
Какое у вас настроение?
(Дети рисуют рожицы)
2. Выход на тему урока:
Учитель: Ребята , вы хотите узнать, о чём пойдёт речь на уроке?
Отгадайте загадки:
_ Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ель, сосна)
- Это что за зверь лесной
Встал,как столбик, под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы? ( заяц)
- Я под шапкою цветной
На ноге стою одной
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прядки( гриб)
Учитель:
--Давайте, ребята, подумаем, что объединяет эти слова? ( лес)
- А всё ли вы знаете о лесе?
- Перед вами « волшебные линеечки», отметьте на них, где вы сейчас находитесь:
Начало урока Конец урока
! !
!- знаю всё !- знаю всё
! !
!-Знаю,но не всё !-знаний о лесе стало больше
! !
!-не знаю !- знаю, но не всё
! !
! !-не знаю
3. Изучение новой темы
Учитель:
-как вы думаете, а о чём же мы будем разговаривать на уроке?
-А также мы попытаемся установить взаимосвязь между растительным и животным миром.
- Ребята, а каково значение леса?
ЛЕС:
- дом для животных;
-защитник воздуха, водоёмов, почв;
-место отдыха человека;
-ягоды, грибы, лекарственные растения;
-древесина.
4.Экологическая проблема
-Правильно ли использует человек лес?
( нет, вырубает лесе, много мусорит ,разводит костры)
- Как решить эту проблему?
(Насаждение новых лесов, экономное и бережное отношение к растениям)
5.Знакомство с природными сообществами.
Учитель:
- Я предлагаю вам отправиться в лесное путешествие. Для этого организуем команды.
(Создаются команды:»Совята»,»Лисята»,»Ежата»,Бельчата»,»Зайчата»,»Медвежата»)
Задание №1. Отберите необходимое для похода в лес (компас,рюкзак,магнитофон,палатка,спички,котелок,веревка,фонарик,чашка,ложка,термос,ружье, удочка, рогатка).Обоснуйте выбор.
Задание №2. Кто лучше всех знает деревья, травы, кустарники леса? (Выходят по одному представителю от команд, выбирают карточку с изображением дерева, кустарника и т.д.)
Представитель от каждой команды доказывает, что именно его растение необходимее и красивее других.
Что будет, если оно исчезнет?
Задание №3. Вот какой «живой лес» у нас получился. Расположите растения так ,как они должны расти в лесу.
1-ый этаж – ель сосна;
2-ой этаж – береза, клен;
3-ий этаж – калина;
4-ый этаж – ландыш, земляника (травы);
5-ый этаж – грибы;
6-ой этаж – мхи, лишайники.
Вы построили «дом леса» правильно.
«Этажи» леса ученые называют ярусами (работа над словом, см. толковый словарь русского языка). Ярус – это определенный этаж, в котором произрастают различные растения.
- Самый верхний ярус – деревья,
- ниже – кустарники,
- еще ниже – мелкие кустарники, грибы,
- самый нижний – мхи.
Почему такое расположение?
Замечали ли вы, где чаще всего растут грибы ,мхи?
Вы знаете почему? (Меньше света, больше влаги.)
Учитель: Рассказ о том, что грибы (грибница) связаны с деревьями (корнями) и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными минеральными солями.
Звучит доклад о грибах.
Физкультминутка.
Учитель: Садитесь. Нравится путешествовать? А знаете ли вы, что весь лес – от верхушки дерева до земли – заселен животными? Назовите, пожалуйста, животных, которые обитают на деревьях ;ведут наземную жизнь; обитают в почве.
Задание№4
Каждая команда имеет своё название. Расскажите , что вы знаете об этих животных.
Расположите их в своём лесу. Почему такое расположение?
1.Самостоятельная работа
Задания повышенной сложности. И пока мы ещё не ушли из леса, составьте цепи питания.
Сильная группа- самостоятельно;
более слабая- добавляет 2 звена; слабая-1 звено.
2.Анализ работы.
Вывод :Какую роль играют растения в жизни животных? А какую роль играют животные в жизни растений ?( Умирают, перегнивают- соли; участвуют в размножении растений путём переноса их семян на шерсти живота; навоз)
Учитель:
-Можно ли лес назвать природным сообществом?(да)
-Как вы понимаете лексическое значение слова СООБЩЕСТВО?( разбор слова, толковый словарь)
Группа растительных и животных организмов, живущих вместе( Ожегов С.И. Толковый словарь)
6. Подведение итогов
Учитель: - Действительно, обитатели леса живут совместно и тесно связаны друг с другом.
-Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы её?
- Посмотрите на свои « волшебные линеечки» и отметьте, где же вы находитесь сейчас?
Эмоциональный фон урока:
- Понравилось ли в лесу? Какое настроение? Опишите его словами.
-Природа леса вдохновляет поэтов, писателей, композиторов на прекрасные творения.
( музыка И.Штрауса « Сказки венского леса»)
7. Домашнее задание
Изобрази свой уголок леса
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"
Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....
Презентация по теме "Луг -природное сообщество"
Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...
Природное сообщество "Поле"
Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...