Разработка урока "Земля и почвы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Материал для урока окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Земля и почвы55 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество автора методики:

 Соловьёва Ирина Петровна

 

МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с. Перелюб»

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема: «Земля и почвы»

 

Ожидаемые результаты обучения.

Изучив тему «О почве» ученики должны:

  1. знать типы почв,
  2. уметь различать черноземные и подзолистые почвы,
  3. понимать то, что в природе все взаимосвязано, о необходимости бережного отношения к почве.

  Тема: «Земля и почвы» (обобщение).

  Цель:  обобщить знания учащихся по данной теме.

  Задачи:

                 обучающая: закрепить умение различать типы почв, роль

                 круговорота веществ в природе и роли в этом процессе почвы;

                развивающая: умение работать в группах, анализировать и

                делать выводы;

                воспитывающая: воспитывать бережное отношение к

                природе, внимание.

Оборудование: образцы почв, компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, презентация, электронное пособие «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Методы обучения:  словесный (беседа),  объяснительно –   иллюстративный, частично – поисковый, индивидуальный опрос,  работа в группе.

                                         Ход урока.

1. Орг. Момент.

 - Поприветствуйте гостей.

2. Повторение.

 - На прошлом уроке мы   говорили о подземных богатствах. Что это за богатства? А почему их называют полезными ископаемыми? Какие полезные ископаемые в нашем районе? Какие из них добывают?

+

 -Узнайте  полезное ископаемое по его описанию, составьте цепочку.

 -Проверьте себя.

 - Тест «Наши подземные богатства».

 -Проверь себя.

 - Оцени себя.

Физминутка!

-А, где же хранятся все эти богатства?

3. Новая тема.

- Меня бьют, колотят,

  Ворочают, режут,

  А я всё терплю

  И добром плачу. (земля)

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

- И не просто о земле,  не только хранит богатства, она и сама таковой является.

 -Тема урока звучит так. (Земля – кормилица)  И предстоит нам ответить на вопрос, почему землю называют «кормилицей»?

-

- Вспомните, как называется верхний слой земли? (почва)

- Рассмотрите образцы почвы. Из чего она состоит? ( Остатки сухих листьев, травы, палочки, насекомые).

- Какого она цвета?( чёрного)

Работав группах.

- Вспомните, что входит в состав почвы?

-  Разложите карточки. В середине почва, а вокруг её составные части.

+

- От какого компонента  зависит плодородие почвы? (перегной)

-

Физминутка!

Работа в группах.

Карточка № 1

- Представьте,  что вы юные исследователи, учёные.

Ваша задача:

1. Определить цвет, состав, плотность?

2. Чем различаются образцы и почему?

3. В каких местах нашего села взяты эти образцы?

 Учебник стр.171.

- Рассмотрите в учебнике изображения образцов почвы. Назовите их. Сравните между собой. На ваш взгляд, какие почвы наиболее плодородные?

Тундровая  - тундре.

Подзолистая – тайга, смешанные леса. (много)

Серая лесная – лиственные леса.

Чернозём – степи. (плодородные)

Болотная – болото. (большой слой торфа)

Луговая – луг. (толстый слой дёрна)

Работа в группах.

Проблемный вопрос.

- Какой тип почв в нашем районе?  Докажите.

+ 

Работа в группах.

Все вы знакомы с круговоротом воды в природе. Существует круговорот веществ. Перед вами схема. Объясните, как это происходит?

Проблемный вопрос.

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  1.  в лесу за 500000 лет,
  2.  на лугу за 3225 лет
  3. там, где нет растений – всего за 15 лет

 - О чем говорят эти расчеты ученых?

-

4.Закрепление.

- Мы познакомились с типами почв, вспомнили свойства почвы, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей»?

- Послушайте сказку.

- Что называют волшебной кладовой?

Работа в группах.

Карточка № 2

+ 

- Синквейн.

Земля

Чёрная, плодородная.

Пахать, охранять, ценить.

Земля – кормилица.

Земля – почва.

- Кроссворд.

5.Итог.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

-Когда было трудно?

- А когда интересно?

- Не делай зла земле – будешь жить в добре.

Оценки.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

Про почву. Методическая разработка для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы.

Данная методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия по экологии, растениеводству в начальной школе, для учетелей начальных классов. Стихотворени...

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Почва"

Внеурочное занятие разработанно с учетом программы DASH. Учащиеся через деятельностный метод обучения обучения приходят к раскрытию темы "Почва", изучают ее состав. Изготавливают почву....

Методическая разработка «Что такое почва?»

Урок- исследование с использованием информационно-коммуникационных технологий....