Разработка урока "Земля и почвы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество автора методики:
Соловьёва Ирина Петровна
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с. Перелюб»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема: «Земля и почвы»
Ожидаемые результаты обучения.
Изучив тему «О почве» ученики должны:
- знать типы почв,
- уметь различать черноземные и подзолистые почвы,
- понимать то, что в природе все взаимосвязано, о необходимости бережного отношения к почве.
Тема: «Земля и почвы» (обобщение).
Цель: обобщить знания учащихся по данной теме.
Задачи:
обучающая: закрепить умение различать типы почв, роль
круговорота веществ в природе и роли в этом процессе почвы;
развивающая: умение работать в группах, анализировать и
делать выводы;
воспитывающая: воспитывать бережное отношение к
природе, внимание.
Оборудование: образцы почв, компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, презентация, электронное пособие «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Методы обучения: словесный (беседа), объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, индивидуальный опрос, работа в группе.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
- Поприветствуйте гостей.
2. Повторение.
- На прошлом уроке мы говорили о подземных богатствах. Что это за богатства? А почему их называют полезными ископаемыми? Какие полезные ископаемые в нашем районе? Какие из них добывают?
+
-Узнайте полезное ископаемое по его описанию, составьте цепочку.
-Проверьте себя.
- Тест «Наши подземные богатства».
-Проверь себя.
- Оцени себя.
Физминутка!
-А, где же хранятся все эти богатства?
3. Новая тема.
- Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
А я всё терплю
И добром плачу. (земля)
- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?
- И не просто о земле, не только хранит богатства, она и сама таковой является.
-Тема урока звучит так. (Земля – кормилица) И предстоит нам ответить на вопрос, почему землю называют «кормилицей»?
-
- Вспомните, как называется верхний слой земли? (почва)
- Рассмотрите образцы почвы. Из чего она состоит? ( Остатки сухих листьев, травы, палочки, насекомые).
- Какого она цвета?( чёрного)
Работав группах.
- Вспомните, что входит в состав почвы?
- Разложите карточки. В середине почва, а вокруг её составные части.
+
- От какого компонента зависит плодородие почвы? (перегной)
-
Физминутка!
Работа в группах.
Карточка № 1
- Представьте, что вы юные исследователи, учёные.
Ваша задача:
1. Определить цвет, состав, плотность?
2. Чем различаются образцы и почему?
3. В каких местах нашего села взяты эти образцы?
Учебник стр.171.
- Рассмотрите в учебнике изображения образцов почвы. Назовите их. Сравните между собой. На ваш взгляд, какие почвы наиболее плодородные?
Тундровая - тундре.
Подзолистая – тайга, смешанные леса. (много)
Серая лесная – лиственные леса.
Чернозём – степи. (плодородные)
Болотная – болото. (большой слой торфа)
Луговая – луг. (толстый слой дёрна)
Работа в группах.
Проблемный вопрос.
- Какой тип почв в нашем районе? Докажите.
+
Работа в группах.
Все вы знакомы с круговоротом воды в природе. Существует круговорот веществ. Перед вами схема. Объясните, как это происходит?
Проблемный вопрос.
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
- в лесу за 500000 лет,
- на лугу за 3225 лет
- там, где нет растений – всего за 15 лет
- О чем говорят эти расчеты ученых?
-
4.Закрепление.
- Мы познакомились с типами почв, вспомнили свойства почвы, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей»?
- Послушайте сказку.
- Что называют волшебной кладовой?
Работа в группах.
Карточка № 2
+
- Синквейн.
Земля
Чёрная, плодородная.
Пахать, охранять, ценить.
Земля – кормилица.
Земля – почва.
- Кроссворд.
5.Итог.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
-Когда было трудно?
- А когда интересно?
- Не делай зла земле – будешь жить в добре.
Оценки.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"
Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...
Про почву. Методическая разработка для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы.
Данная методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия по экологии, растениеводству в начальной школе, для учетелей начальных классов. Стихотворени...
Методическая разработка урока окружающий мир Почва – важнейшая часть экосистемы
Урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением об...
Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Почва"
Внеурочное занятие разработанно с учетом программы DASH. Учащиеся через деятельностный метод обучения обучения приходят к раскрытию темы "Почва", изучают ее состав. Изготавливают почву....
Методическая разработка «Что такое почва?»
Урок- исследование с использованием информационно-коммуникационных технологий....